Причины изменения психики. Психические нарушения в пожилом возрасте

Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

  • субъективной оценке;
  • личностному анализу;
  • имеющемуся у человека житейскому опыту;
  • запасу знаний;
  • интересам;
  • устремлениям;
  • складу характера;
  • комплексам и т. д.

Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.

Разнообразные функции психики позволяют человеку:

  • найти место в мире;
  • взаимодействовать с действительностью;
  • выстраивать отношения в социуме;
  • поступать определенным образом в различных ситуациях.

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

  • гормональные изменения;
  • беременность;
  • уход за детьми;
  • менопауза и многие другие.

Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.

Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.

Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.

Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

  • компонентный (критический аспект);
  • эмпирический аспект;
  • контекстный или ситуативный (практический аспект).

Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

  • способны с легкостью адаптироваться к окружающей среде;
  • могут изменяться, попадая в другие среды;
  • готовы корректировать свою среду обитания, когда это необходимо.

Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:

  • первый уровень – доконвенциональная (преднравственная) мораль, имеет отношение к моральной аргументации, и обуславливает поведение, основанные на правилах и страхе наказания (первый этап) и корысти (второй этап);
  • второй уровень – традиционная мораль, выражается в стремлении соответствовать ожиданиям социума и помогать другим (третий этап), соблюдая закон и поддерживая порядок (четвертый этап);
  • третий уровень – постконвенциональная мораль (самая высокая ступень), связана с принятием относительности и изменчивости правил и законов (пятый этап), а также с совестью, направленной на решение проблем и защиту прав человека (шестой этап).

Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь

Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.

Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:

  • память;
  • восприятие;
  • мышление;
  • сны и пр.

Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.

Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.

Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.

Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.

Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.

В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители

Разум объединяет умственные способности человека:

  • волю;
  • интеллект;
  • речь и т. п.

Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.

Определенные участки коры отвечают за:

  • движения;
  • дыхание;
  • речь;
  • чувствительность и т. д.

В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.

Все зоны коры условно разделяют на три блока.

Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.

Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:

  • теменную;
  • затылочную;
  • височные.

Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.

Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:

  • с концентрацией внимания;
  • проблемы крупной и мелкой моторики;
  • не способен критично относиться к себе;
  • не терпит критики со стороны;
  • не способен к позитивным изменениям, личностному росту, так как не признает ошибок и не умеет их анализировать.

Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.

Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.

Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.

Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:

  • сознание;
  • автобиографическую память;
  • личностную идентичность;
  • самоконтроль поступков;
  • точный самоанализ;
  • способность контролировать свои мысли.

Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.

Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:

  • сознательное,
  • подсознательное,
  • бессознательное.

Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.

Процессы психики

Человеческая психика имеет две основные функции:

  • она, как нематериальный «жесткий диск», хранит воспоминания;
  • а также, как нематериальная «пищеварительная система», «переваривает», анализирует информацию, знания, ощущения, опыт.

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Все психические процессы условно разделяют на три вида:

  • интеллектуальные или когнитивные (способствуют развитию познавательной деятельности);
  • коммуникативные (обеспечивают общение в социуме);
  • эмоционально-волевые (определяют поведение, поступки людей).

В других классификациях, оставляя познавательные процессы в качестве первого вида, опускают
коммуникативные, считая их частью волевых и эмоциональных процессов, которые выделяют в
две отдельные группы.

Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.

Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.

Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.

Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:

  • характеру эмоций (стыд, печаль, тревога, агрессия и т. д.);
  • уровню психического напряжения;
  • интенсивности переживаний;
  • физиологическим проявлениям;
  • продолжительности;
  • общему настроению (позитивное, негативное).

Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.

Среди свойств человеческой психики выделяют:

  • направленность личности, которая является основным свойством психики (объединяет мотивы и цели);
  • характер человека (совокупность устойчивых состояний психики, свойственных
  • для конкретного человека);
  • его темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик);
  • индивидуальные способности (общие и специальные, таланты).

Влияние на психику

Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:

  • состояния здоровья в целом;
  • когнитивных способностей;
  • социального окружения;
  • экономического благополучия;
  • экологии и т. д.

Влияние на психику извне можно оказывать в виде:

  • воспитания и обучения;
  • информирования, в том числе ложного, дезинформирования;
  • агитации;
  • пропаганды;
  • манипуляций сознанием;
  • зомбирования.

Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.

Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.

В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:

  • нормальная самоидентификация личности в пространстве, времени и т. д.;
  • типичные, адекватные эмоции, переживаемые в определенных ситуациях;
  • критичное отношение к себе, собственным возможностям, поступкам и пр.;
  • возможность властвовать собой, своими чувствами, в соответствии с ожиданиями общества, социальными нормами, общественной моралью, светскими законами;
  • стремление к долгосрочному планированию, осуществлению поставленных целей;
  • пластичность поведения при смене обстоятельств, условий внешней среды.

Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.

Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».

Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:

  • ассоциированные с органическими поражениями;
  • поведения и психики, коррелирующие с употреблением веществ с психоактивными свойствами;
  • настроения;
  • шизофренические, бредовые;
  • поведения, обусловленные физиологическими нарушениями;
  • соматоформные и невротические, как последствия стрессов;
  • обусловленные умственной отсталостью;
  • ассоциированные с нарушениями развития психики;
  • эмоциональные и поведенческие (у детей и подростков);
  • личностные и поведенческие (в зрелом возрасте);
  • психические расстройства (без дополнительных определений).

Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:

  • эндогенные;
  • экзогенные.

Самым распространенным расстройством психики является депрессия.

  • Депрессивные расстройства диагностируют в популяции, в соответствии с различными данными, у 9-20% от общего числа населения.
  • У 5-10% наблюдаются реккурентные депрессивные расстройства.
  • 5-10% людей испытывают тревожные расстройства.
  • До 8% жителей земли страдают алкогольной зависимостью.

Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.

К расстройствам настроения или аффективным относят:

  • мании;
  • депрессии;
  • биополярные расстройства психики.

Тревожные расстройства

Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.

В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:

  • генерализованные;
  • социальная тревожность;
  • постстрессовые или посттравматические;
  • панические;
  • обсессивно-компульсивные;
  • фобии.

В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.

К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).

  • Человек неадекватно воспринимает реальность, его мышление нарушено.
  • Он может видеть то, что не существует.
  • Слышать голоса.
  • Им могут владеть бредовые идеи, которые он отстаивает с особой горячностью.

Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.

Различные формы зависимости психики

Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.

Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.

Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:

  • психологических;
  • биологических;
  • социальных.

Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.

Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:

  • гипертрофированные эмоции или отсутствие каких-либо изменений в настроении в тех ситуациях, когда (в норме) они должны быть;
  • нарушения общественных норм поведения (навязчивые действия, бессмысленные движения, половые извращения и пр.);
  • потеря способности к критичности, обеспечивающей верное восприятие себя и окружающего мира;
  • нарушение способностей к логическому мышлению.

Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.

Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.

Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.

Восстановление нормальных функций психики

В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.

Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:

  • бихевиоральная или поведенческая психотерапия;
  • глубинно-психологическое воздействие, основанное на психоанализе;
  • беседы, как форма поддерживающего психотерапевтического воздействия.

В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.

На психику влияние оказывает в большей степени не распорядок дня, а то, как к этому распорядку психика относится, главное, какие эмоции человек при этом испытывает. Не будем здесь рассматривать экстремальные условия зимовок в Антарктике, полгода на подводной лодке или одиночное тюремное заключение. Возьмем более прозаичные примеры. Нам известны домохозяйки, которые, целый день бегая по маршруту "плита-раковина- младенец", заявляют, что сойдут с ума. И они действительно близки к этому состоянию. Но все мы знаем женщин, которым такой образ жизни в удовольствие. Они постоянно с ребенком, от котором получают массу положительных эмоций, испытывают радость от готовки и наведения чистоты.

Распорядок дня многих великих людей был чрезвычайно строгим. Их творческое наследие подтверждает факт, что рутинная жизнь как раз является чрезвычайно привлекательной для муз. Дисциплина настраивала мозг творческих людей на работу в определенные часы и на отдых в другие. Именно распорядок дня способствовал большей продуктивности. Но нужно учитывать тот факт, что писатели, художники получают много эмоций, энергии во время творческого процесса.

Вот пример распорядка дня А.Чехова:

Подъем в 5.30, с 6 до 8-9 прием больных, потом до обеда Чехов пишет, после обеда хозяйственные дела. Каждый последующий день похож на предыдущий, но какая деятельность! Врачебная деятельность - это постоянно новые задачи, писательская деятельность – это каждый день новые герои и сюжеты.

У проактивного человека даже общение с женой, с которой он прожил 20 лет, будет наполнено смыслом и позитивом.

Существует ряд примеров, когда люди, лишенные почти всех внешних стимулов, например, заточенные в камеру-одиночку, тем не менее, не деградировали. Чернышевский за два года одиночного заключения в Петропавловской крепости написал роман «Что делать?», который стал его визитной карточкой, а также ряд других произведений.

В буддийском монастыре тоже немного многообразия. Но внутренняя осмысленная жизнь монахов не дает монастырскому образу жизни негативно повлиять на психоэмоциональное состояние принявших обет.

Человеку необходима постоянная стимуляция эмоций – кому-то достаточно минимальное количество внешних раздражителей (они могут быть как позитивные, так и негативные), другим нужно большее количество стимуляторов извне. Все мы знакомы с людьми, которые инициируют скандалы и конфликты на пустом месте. Одна из причин тому – недостаток внутреннего спокойствия, неспособность получать удовлетворение от положительной стимуляции. Это реакция на рутину жизни, они её так воспринимают. И даже при наличии разнообразия в расписании, развлечениях, эти люди просто не знают других способов получить необходимую стимуляцию от окружающего мира.

Бывает, что трудно адаптироваться к вот этому «одному и тому же». Да и не надо. Если есть потенциал – нужно его реализовывать, а для реализации потенциала нужна воля и дисциплина, что и есть «сегодня как вчера». Не так страшно «одно и то же», дискомфорт вызывает внутренняя пустота и неспособность к позитивной эмоциональной жизни. Когда каждый час проживается по-новому, то из этих часов складывается осмысленный и наполненный день. Но повторюсь, это не всегда возможно. Если то, что вы делаете или, наоборот, не делаете, избегаете нужного и полезного вас, вы ломаете свою суть и тогда ресурсов для адаптации к жизни недостаточно.

Ответ, по большей части, основан на личном опыте.

Не лишним будет уточнить, как именно человек проводит каждый предыдущий и последующий дни. Можно каждый день проводить, сменяя активность, разбавляя полезное приятным, и тогда разнообразие волей-неволей само будет так или иначе появляться в жизни. Можно, в то же время, ограничиваться очень простым набором активностей и здесь-то очень легко будет загрустить. Везде есть свои нюансы.

В долгосрочный перспективе, на мой взгляд, оба варианта плохи.

Мне довелось достаточно долгий период времени (около 2-х лет) провести по второму сценарию с ограниченным набором занятий, которые отнюдь не всегда были скучными.

Из изменений, которые я заметила у себя могу выделить:

1. Искажение восприятия времени. Однообразные дни постепенно сливаются в недели, месяцы и т.д. В моменты «просветления» запросто можно обнаружить, что ты не замечаешь, как проходит жизнь.

2. Снижение продуктивности. Со временем утрачивается интерес к любым, даже самым интересным и нужным занятиям, если заниматься только ими. Страдает производительность, качество жизни и труда, да и волевые усилия проявлять становится гораздо сложнее.

3. Апатия. Проще говоря, скука, утомление и снижение эмоциональной вовлечённости в свою же жизнь. Без новых впечатлений и эмоциональной пищи, риск возникновения депрессивного состояния возрастает в разы.

Как результат: ступор

В целом, всё описанное запросто подпадает под описание последствий монотонности в любой сфере. Человеку нужно переключаться, чтобы получать новые знания, впечатления и просто выходить из зоны комфорта. Однообразие губительно для мозга, который начинает лениться, работая по инерции.

И нет, наверное, никаких гарантий, что этого не произойдёт, если все дни прекрасны и удивительны в своём однообразии.

Люди часто недовольны собой. Некоторые прилагают особые усилия, чтобы взглянуть на мир по‑новому и найти в себе скрытые возможности. Они идут в горы, посещают тренинги или «открывают чакры». Их цель — стать другим человеком, улучшенной версией себя. А поскольку желание собственного апгрейда в людях неиссякаемо, развитие науки поможет реализовать его с пугающей эффективностью. Хотя в будущем, возможно, повышенным спросом будет пользоваться кратковременное изменение личности.

Это удобно в ситуации, требующей качеств, которых у вас нет. Например, застенчивый человек на час превращается в оратора и непринужденно выступает перед многочисленной аудиторией. Такое реально ожидать еще при нашей жизни, и данный прогноз не требует чрезмерной фантазии. Ведь временно изменить некоторые свойства психики можно уже сегодня. Причем без эффективных препаратов или электромагнитного воздействия.

Фред Маст, профессор Бернского университета, руководитель департамента когнитивной психологии, восприятия и методологии Института психологии:

«С точки зрения бихевиоризма любая покупка — это борьба между удовольствием и болью: удовольствием от обладания вещью и болью от расставания с деньгами при оплате. На одной чаше весов — привлекательность вещи, на другой — сравнение цены и максимальной суммы, которую готов заплатить покупатель. Калорическая проба не влияет на максимальную возможную цену, но возбуждает активность островковой доли коры головного мозга. Островковая доля обычно отвечает за сигналы отвращения, что уменьшает привлекательность вещи, снижая тем самым вероятность покупки».

Для больных

Если человек проявляет неоправданный оптимизм, вернуть его на землю очень легко. Нужно промыть его левый слуховой канал небольшим количеством прохладной воды. После этой безопасной и безболезненной процедуры человек начинает оценивать ситуацию более реалистично. И дело не в испытанном дискомфорте — промывание правого уха такого результата не даст. Восприятие окружающего мира меняется из-за стимуляции правой нижней лобной извилины. Вливая воду в левое ухо, вы стимулируете некоторые зоны правого полушария мозга (и наоборот). Такой эксперимент провели ученые Лондонского университета вместе с коллегами из университетов Базеля и Цюриха.

Некоторые больные в результате неврологических нарушений полностью игнорируют одну половину пространства. Если вы предложите им нарисовать циферблат часов, они начертят окружность, но заполнят ее цифрами лишь с одной стороны — скажем, 12−1−2-…6. После калорической пробы в левое ухо они рисуют циферблат в совершенно нормальном виде. Игнорирование временно исчезает, воспринимаемый мир расширяется в два раза.


Промывание слухового канала — давний прием, хорошо известный неврологам под названием «калорическая проба». Голова пациента откинута назад под определенным углом, в наружный слуховой проход через гибкую трубку постепенно подается порядка 20 мл воды, которая затем выливается обратно. В зависимости от выбранной температуры вода приводит к охлаждению либо нагреванию жидких сред внутреннего уха, что вызывает конвекционное перемещение эндолимфы в горизонтальном полукружном канале, раздражая его рецепторы. Обычно эту пробу используют для диагностики вестибулярного аппарата (ее английское название — Caloric vestibular stimulation, CVS). Однако потенциал этой процедуры гораздо выше. Специалисты обнаружили, что она стимулирует отдельные зоны мозга и позволяет воздействовать на когнитивные и психологические состояния человека.

При похожем синдроме, анозогнозии, больной не осознает (и отрицает) наличие у себя проблемы, например дефектов зрения или паралича конечности. Когда пациенту промывают ухо, он на время преображается: начинает узнавать свою парализованную руку и признает ее неподвижность.

Хотя эффект длится недолго, калорическая проба способна улучшить восприятие речи при афазии (нарушении речи из-за поражения речевой коры мозга), уменьшить фантомные боли и даже снять симптомы мании в ситуации, когда не помогают ни антипсихотические препараты, ни электросудорожная терапия. Все эти результаты столь простой процедуры вызваны стимуляцией нескольких зон мозга через воздействие на рецепторы внутреннего уха. Но самые неожиданные следствия промывания ушей ученые стали открывать недавно, работая со здоровыми добровольцами.


И для здоровых

Нейрофизиологи из Университета Берна (Швейцария) установили, что калорической пробой можно повлиять на желание совершить покупку. В их эксперименте около сорока молодых женщин выбирали товары, которые они готовы приобрести. Если испытуемая изучала каталог после вливания в левое ухо прохладной воды (20°С), привлекательность товара для покупательницы уменьшалась и количество ее покупок заметно снижалось. Теплое вливание такого действия не оказывало.

Калорическая проба демонстрирует, как тесно в мозге все взаимосвязано. Промывание действует на вестибулярную систему, соматосенсорные области, возбуждение может достигнуть участков, связанных с эмоциями и мотивацией.

Эксперимент с покупательницами особо интересен тем, что влиянию подвергался сознательный выбор здорового человека. Мало того, оказалось, что он зависит от температуры в районе внутреннего уха! Получается, что даже к высшим психическим функциям человека можно получить доступ из совершенно неожиданных мест. Чем человечество, конечно же, не упустит воспользоваться. Берегите уши!

Иногда кажется, что близкий человек сошел с ума.

Или начинает сходить. Как определить, что «крыша поехала», и вам не показалось?

В этой статье вы узнаете о 10 основных симптомах психических расстройств.

В народе ходит шутка: «Психически здоровых людей нет, есть недообследованные». Это означает, что отдельные признаки расстройств психики можно найти в поведении любого человека, и главное - самому не впасть в маниакальное выискивание соответствующих симптомов у окружающих.

И дело даже не в том, что человек может стать опасным для общества или самого себя. Некоторые нарушения психики возникают как следствие органического поражения мозга, которое требует немедленного лечения. Промедление может стоить человеку не только психического здоровья, но и жизни.

Некоторые симптомы, напротив, иногда расцениваются окружающими как проявления плохого характера, распущенности или лени, тогда как на самом деле они являются проявлениями болезни.

В частности, депрессию многие не считают болезнью, требующей серьезного лечения. «Соберись! Хватит ныть! Ты слабак, тебе должно быть стыдно! Прекрати копаться в себе и все пройдет!» - так увещевают больного близкие и знакомые. А ему нужна помощь специалиста и длительное лечение, иначе не выкарабкаться.

Наступление старческой деменции или ранние симптомы болезни Альцгеймера тоже могут принимать за возрастное снижение интеллекта или дурной характер, а на самом деле пора начинать искать сиделку для присмотра за больным.

Как же определить, стоит ли беспокоиться за родственника, коллегу, друга?

Признаки расстройства психики

Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна.

Навязчивые состояния

В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных действий.

Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить - выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо - это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида - тоже навязчивое состояние.

Изменения настроения

Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности или греховности, о смерти тоже могут оказаться симптомами болезни. Обращать внимание следует и на другие проявления неадекватности:

  • Неестественное легкомыслие, беззаботность.
  • Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
  • Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
  • Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
  • Завышенная самооценка.
  • Прожектерство.
  • Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания.

У вас есть повод для беспокойства, если ваш близкий начинает жаловаться на появление необычных ощущений в теле. Они могут быть крайне неприятными или просто раздражающими. Это ощущения сдавливания, жжения, шевеления «чего-то внутри», «шуршания в голове». Иногда такие ощущения могут быть следствием вполне реальных соматических болезней, но нередко сенестопатии свидетельствуют о наличии ипохондрического синдрома.

Ипохондрия

Выражается в маниакальной озабоченности состоянием собственного здоровья. Обследования и результаты анализов могут говорить об отсутствии заболеваний, но больной не верит и требует все новых обследований и серьезного лечения. Человек говорит почти исключительно о своем самочувствии, не вылезает из клиник и требует отношения к себе, как к больному. Ипохондрия нередко идет рука об руку с депрессией.

Иллюзии

Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.

Примеры иллюзий:

  • узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
  • размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
  • стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
  • тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.

Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно.

Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.

При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.

Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.

При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.

Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.

Бред

Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают сверхценность, значимость, определяющую все поведение.

Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.

Склонность к собирательству или неумеренная щедрость

Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.

Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом.

Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в шизофрении и других психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог - это повод для беспокойства о его психическом здоровье.

Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, в обществе может начать вести себя шокирующе - совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.

Что делать?

Очень трудно принять правильное решение в том случае, когда возникают подозрения в нарушении психики у кого-то из близких. Возможно, у человека просто трудный период в жизни, и его поведение изменилось именно поэтому. Наладятся дела - и все вернется на круги свои.

Но может оказаться, что замеченные вами симптомы - проявление серьезного заболевания, которое нужно лечить. В частности, онкологические заболевания мозга в большинстве случаев приводят к тем или иным психическим нарушениям. Промедление с началом лечения может стать в этом случае фатальным.

Вовремя нужно лечить и другие болезни, но сам больной может не замечать происходящих с ним изменений, и только близкие смогут повлиять на положение дел.

Однако есть и другой вариант: склонность видеть во всех окружающих потенциальных пациентов психиатрической клиники тоже может оказаться расстройством психики. Прежде чем вызывать скорую психиатрическую помощь для соседа или родственника, попробуйте проанализировать собственное состояние. Вдруг начинать придется с себя? Помните шутку про недообследованных?

«В каждой шутке есть доля шутки» ©