День святой ольги 24 июля православный. День святой Ольги: история праздника, традиции и поздравления

Реклама

24 июля церковного календаря верующие восточного обряда чествуют равноапостольную Ольгу, княгиню Киевскую, которая сделала очень много для развития Киевской Руси. Во внешней политике Ольга поддерживала дружеские отношения с Византией, предпочитала мирные средства дипломатии. Также во время одного из политических визитов княгиня крестилась в соборе св. Софии.

Имя Ольга очень популярно не только в России, но и в Европе (например, в Чехии, Шотландии, Финляндии, Германии). На других континентах тоже возможно встретить обладательниц этого имени, в Бразилии, Аргентине. Но в этих странах имя произносят, чаще всего, как Хельга. Уменьшительно-ласкательные обращения Ляля, Олёна также являются самостоятельными именами. А обращение Люся – ласковым обращением и к другим именам.

Смс с Днем святой Ольги красивые поздравления: поздравления в стихах, подруге, сестре, дочери

В имени Ольга – величие, святость,
С давних времен оно славу несет.
Ты для всех близких – утеха и радость,
Везде уваженье тебе и почет.

Я пожелаю огромного счастья,
В сердце всегда откровенной весны.
Пусть в именины твои в одночасье
Сбудутся самые сладкие сны!

Любимой Оле поздравленье
Я шлю на праздник именин.
Желаю, чтобы настроенье
Достигло сказочных вершин.

Улыбка пусть с лица не сходит,
И радостью глаза блестят.
Удача в гости пусть заходит,
Проблемы с ветром улетят.

Ольга – скандинавское «святая».
Твое имя – мужество и свет,
Твое имя мучит и ласкает,
Имя – страсть и имя – легкий след…

В день, когда ты отмечаешь именины,
Написать хочу, чтоб ты могла прочесть:
Будь красивой, умной и счастливой!
Оставайся той, какая есть!

С днем ангела, Оленька, тебя
Поздравляет наша вся семья!
Сильно мы желаем, чтобы ты
В жизни все исполнила мечты.

А еще чтоб счастлива была,
Чтобы ладились твои дела,
Чтоб любовь была большая.
С именинами, доченька родная!

Сестренка, у тебя сегодня именины!
А это Праздник, как тут ни крути,
День ангела, Оля, веская причина -
Поэтому от брата пожелания прими:

Желаю с Нежностью сливаться,
И с госпожой Удачей жить,
С Тоской вовеки не встречаться,
С Любовью крепкою дружить.

Пусть будет трудно – не печалься!
Смотри в лицо мадам Беде.
Сама себе ты будь начальством
И рядом с Счастьем стой везде!

Смс с Днем святой Ольги красивые поздравления:

Красавица Ольга ко всем благосклонна,
Умна и практична, и знает, как жить,
Мы рады поздравить ее, и желаем,
Лишь только улыбку и радость дарить!

Всегда оставайся такой же задорной,
Немного упрямой, но с чистой душой,
Ведь ждет на пути тебя счастье и солнце,
А мы дружно вместе привет шлем большой.

В День Ольги пожелать хочу тебе,
Чтоб ты была прекрасна и любима,
Чтоб Ангелом Хранителем везде
Была ты свято бережно хранима.

Желаю искренних и нежных слов,
Тебе я, Ольга, только света пожелаю,
И пусть тебе подарят сто цветов,
Ты будешь их прекрасней, уверяю.
***

Какое красивое имя,
Тепла в нем и легкости столько,
И чувствами веет родными
Созвучие нежное - Ольга.

Сегодня твой день, поздравляю,
Будь счастлива, всеми любима,
Тепла и вниманья желаю.
Какое красивое имя…
***

Пожелаем мы Вам, Оля,
Век не знать тоски и боли.
Больше праздников и счастья -
Ярко жизнь свою раскрасьте!
В мелочах ищите чудо,
Избегайте пересудов
И к мечтам идите чётко
Вы уверенной походкой.
Ольги все мудры - уж точно!
Поздравляем! Любим очень.
***

Все сердца мужчин до боли,
Покоряет наша Оля.
Обаянием чарует,
И улыбкой околдует.
Пожелать тебе, принцесса,
Мы хотим процентов двести,
Счастья женского большого,
Как кольца - так золотого,
Если камни - то бриллианты.
Чтоб сказали хироманты,
Что отмечена рука,
Знаком счастья и добра.

Упрямо следуй за мечтою
И верь, что солнце навсегда
На небе, в сердце. За тобою,
Следят ещё и небеса.

Всегда стремись, а мы поможем
Всегда вершину выбирай.
Ты лучше становиться сможешь,
И гордость будет через край.

Пускай любимый человечек
Твоя отрада и любовь,
Всегда согреет и обнимет,
И будет ждать тебя домой.

И Ольга значится «святая»,
Твори же добрые дела.
За них воздастся, пусть не сразу,
Но будет счастлива душа.

***
Ты непокорная княгиня,
Святая, добрая богиня.
Прими ты наши поздравления
В твои день - в прекрасный день рождения.

Пусть в жизни тебе улыбнется удача,
Несложною станет любая задача,
Пусть сказка откроет в судьбе филиал.
Ты, Ольга, всегда и для всех - идеал!

***
Милая Оленька, поздравляю тебя с твоим праздником. Хочу пожелать тебе ясного неба и яркого солнышка, попутного ветра и иногда - тёплых капелек дождя. Оставайся такой же доброй и милой, красивой и любимой, желанной и счастливой, радостной и неотразимой.

***
Дорогая Ольга, я тебя поздравляю и хочу пожелать всегда быть вольной и гордой птицей, лететь навстречу своим мечтам и желаниям, в любом деле проявлять свой талант и высокий интеллект, с уверенностью и лёгкостью добиваться всех целей, полностью отдаваться добрым и светлым чувствам, хранить в сердце любовь, а в душе - счастье.

***
Дорогая Оленька, поздравляю тебя с праздником! Пусть в твоей жизни найдется ключ от сундука, в котором спрятаны исполнения твоих самых заветных желаний. И пусть этот ключ сам окажется в твоих руках именно тогда, когда это нужно тебе больше всего. Будь счастлива.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

24 июля по новому стилю отмечается память Святой равноапостольной Ольги (в крещении - Елена) - киевской княгини, жены киевского князя Игоря, которая считается покровительницей России и духовной матерью русского народа.

О личности Ольги, как ни грустно, нам известно очень мало. Почти ничего. Разные источники выдают разные версии её пр

оисхождения. Наверное, самая романтическая изложена в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая повествует, что будущая княгиня Ольга родилась в деревне Выбуты под Псковом. Родители её были простыми людьми, а сама Ольга в юности была перевозчицей через реку.

И вот юный князь Игорь после охоты в Псковских лесах захотел переправиться через реку. Лодки у него не было, поэтому, увидев на реке лодку, управляемую юношей, князь его окликнул и повелел перевезти себя на другой берег. Но, оказавшись в лодке, Игорь понял, что ошибся, и правит ей не юноша, а красивая отроковица, к которой князь и воспылал плотской страстью и решил немедленно соблазнить её.

На что девушка ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Считается, что девушке в то время было 14-15 лет. И, скорее всего, уже тогда Ольга была не только красива и умна, но и обладала сильным характером и даром убеждения. Князь усовестился и не стал больше домогаться благоразумной перевозчицы.

Этой же версии придерживался и Карамзин, считавшей Ольгу женщиной из простого русского рода. Однако поверить в эту историю сложно, потому как принцы женятся на золушках только в сказках…

В другой летописи сообщается, что Игорь взял себе жену из Плескова в 903 году. И тут опять версии расходятся. То ли это был Плесков в смысле Псков, то ли болгарский город Плиску.

Иоакимовская летопись говорит, что Ольга происходит из рода князей Изборских, то есть из одной из древнерусских княжеских династий, которых было много на Руси в X—XI веках, но которые были вытеснены Рюриковичами. И что Ольга была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде. Семья Ольги была языческой. Имя ей было дано варяжское - Хельга, что было переиначено в русское - Вольга, Ольга.

Некоторые летописи сообщают, что до замужества Ольга носила имя Прекраса, а Ольгой была названа в честь Олега, который устроил её брак с Игорем.

Почти все историки сходятся во мнении, что родителям удалось вырастить девушку благоразумной, честной и мужественной. Она отличалась глубоким умом и целомудрием.

И, наконец, ещё одна версия утверждает, что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга, воспитанницей самого Вещего Олега, потому он и отдал её в жёны Игорю, тоже своему воспитаннику, в 903 году. В подтверждении этой теории приводится тот факт, что варяжские дружины не только уважали Ольгу, но и повиновались ей. В её правление не было никаких попыток заговоров и отъёма власти.

Если рассуждать логически, то неравный брак противоречил династии Рюриковичей. Поэтому можно с чистой совестью поверить «Повести временных лет» в том, что в 903 году Ольгу выдали замуж за князя Игоря по расчёту. Вскоре после свадьбы Игорь отправился в поход на греков, и пока муж воевал, Ольга родила сына Святослава, который будет их единственным ребёнком и прославится своими военными походами.

Как на самом деле складывались семейные отношения князя и княгини, сказать трудно. Летописи говорят, что палаты княгини на высоком берегу Днепра прозвали Ольгиным городком, и именно сюда довольно быстро из Киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни древней Руси. Тем более что Игорь большую часть времени проводил в боевых походах, и Ольге волей-неволей пришлось научиться разбираться и в политических интригах, и принимать послов, и разбираться с наместниками. Скорее всего, князя это вполне устраивало. Вероятно, сильное женское плечо оказалось как никогда кстати. Князь воевал, занимался внешней политикой государства, а княгиня управлялась делами внутри княжества.

Некоторые летописи упоминают вскользь, что вроде бы у князя, кроме Ольги, были и другие жены. И ссылаются на то, что к 40-м годам X века Ольга и Игорь жили раздельно. Игорь оставался Киевским князем, а Ольга была княгиней Вышгорода. Тем более во времена князя Игоря многоженство было будничным явлением. Но другие летописцы уверяют, что никаких доказательств существования каких-либо других жён, кроме Ольги, не сохранилось. К тому же, судя по сохранившимся источникам, Игорь весьма лояльно относился к христианской религии. Именно при нём вера во Христа набирала силу, так, сохранился текст договора Игоря с греками 944 года, который и приводится в «Повести временных лет», описывая события 6453 (945) года.

По закону того времени мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещёная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещёная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Так вот, христиане поставлены в документе на первом месте. Отсюда следует, что когда договор 944 года составлялся в Царьграде, князь Игорь и его приближённые к христианству относились с пониманием. Хотя, конечно, официальное положение князя не позволяло Игорю лично принять новую веру. Народ и элита княжества в то время ещё не созрела для принятия христианства.

А в 945 году князь Игорь был убит древлянами за попытку собрать двойную дань. Убив князя, древляне решили, что теперь они никому ничего не должны и неплохо было бы прибрать и Киевский престол к своим рукам. По славянским традициям древляне отправили к Ольге послов с предложением выйти замуж за правителя древлян Мала. Скорее всего, Ольга сильно горевала по мужу, к тому же она явно не собиралась отдавать кому-то власть и поэтому жестоко отомстила за смерть Игоря. Она дала понять наивным древлянам, что согласна обсудить вопрос о замужестве. Так заявила она явившимся переговорщикам: «Мне приятна речь ваша. Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою и, когда мои люди придут за вами, велите им нести себя на руках». И в это самое время приказала выкопать за городом огромную яму. А утром послы сели в ладью, которую понесли дружинники, и были сброшены в яму. Ольга же спросила: «Хороша ли честь?» И похоронила их заживо. Второе посольство древлян княгиня заживо сожгла в бане.

Затем Ольга приехала в Древлянскую землю, чтобы устроить тризну на могиле мужа, куда пригласила и древлян. По её приказу дружинники напоили древлян допьяна, и потом иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

Затем, в 946 году, Ольга вместе с малолетним Святославом осадила древлянскую столицу - город Искоростеня. Потребовала у жителей в виде дани по три голубя и три воробья с каждого двора. Те и отдали ей, что она требовала. И тогда город Искоростень Ольга подожгла, привязав к ногам голубей и воробьёв горящую паклю. Когда же город загорелся и жители, пытаясь спастись, бросились бежать из города, пощады им не было. Ольга приказала жестоко расправиться с ними — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью». Такое поведение Ольги объясняется принятой в те времена у руссов кровной местью.

После всего этого она воцарилась полновластной хозяйкой в земле русской. И, как повествует Житие: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Учёные историки сходятся во мнении, что правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, чем правление её мужа Игоря. Собственно, и повзрослевший Святослав поступал так же, как его отец, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями оставил в руках княгини Ольги. Ольге удалось подчинить славянские племена власти Киева. Все земли, находящиеся под властью Киева, Ольга поделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский наместник - «тиун». В 947 году княгиня вместо полюдья установила твёрдые размеры дани для древлян и новгородцев и организовала пункты сбора дани. Можно сказать, что это было установлением на Руси первой системы налогообложения. Две трети собранной дани шло в распоряжение киевского веча, третья шла на военные цели.

Весьма высоко деятельность Ольги как правительницы оценивал С.М. Соловьев. Русь при её правлении и выросла, и окрепла. Были построены города-крепости, окружённые каменными и дубовыми стенами. Были установлены первые государственные границы. Появились заставы. Чужестранцы везли на Русь свои товары, а немцы и скандинавы поступали служить в русское войско. Киевская Русь при княгине Ольге стала великой державой. Сама княгиня по-прежнему проживала в Ольгином городке, окружённая верной дружиной.

Но великая княгиня тяготилась язычеством. Она понимала, что государству для процветания недостаточно военной мощи, нужно духовное просвещение. И тогда, в середине 50-х годов Х века, оставив Киев на взрослого сына, отправилась она с большим посольством в Византию, в Константинополь, где крестилась от Патриарха Феофилакта, её восприемником был сам Император Константин Багрянородный. При крещении Ольга получила новое имя - Елена. Вернувшись на родину с иконами, богослужебными книгами, княгиня стала способствовать распространению на Руси христианства, Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.

У реки Великой княгине было виденье: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы. Ольга надеялась, что сын Святослав сочетается браком с византийской царевной, но он категорически отверг эту возможность. Да и отношения с византийским императором складывались не совсем гладко, так, Константин отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую при Аскольде. И Ольга обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Оттон пошёл Ольге навстречу, но, увы, её сын, князь Святослав, убежденный язычник, как не обращалась к нему Ольга, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться», оказался в стане сторонников язычества в Киеве. Он приказал убить племянника княгини Глеба, были также разрушены некоторые христианские храмы, возведённые княгиней.

Есть и такая версия, что изгнания римских посланников потребовала христианская община руссов, переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Из-за этой вражды в Киеве существовало неприятие римско-католической церкви. Не желая ссориться с сыном, Ольга тайно держала при себе священника. Но она была уверена, что вскоре Русь будет обращена в христианство. Как ни спорила Ольга с сыном относительно веры, она любила его, помогала и поддерживала в политике и радовалась его военным победам. И почти полностью посвятила себя воспитанию внуков, прививая им любовь к христианской вере.

В 968 году Киев осадили печенеги, Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром и со всеми киевлянами заперлась в городе, но вода и еда быстро убывали. К счастью, на помощь подоспел Святослав и обратил врагов в бегство. Ольга уже была тяжело больна и упросила сына не покидать Киев до её кончины. А ещё материнское сердце предчувствовало страшную гибель единственного сына. Святослав до последнего оставался у постели матери.

Скончалась Ольга в глубокой старости 11 июля 969 года по старому стилю. Летопись сообщает, что «плакали все по ней плачем великим - сын её и внуки и все люди». После кончины Ольги сын Святослав выполнил её просьбу - похоронил её по христианскому обычаю. К сожалению, сам Святослав вскоре был убит печенежским князем Курей, который отсёк голову князя и из его черепа сделал себе чашу, оковал её золотом и пил из неё во время пиров.

Любимый внук Ольги - святой равноапостольный князь Владимир Святославович крестил Русь, и в 1000 году повелел положить нетленные мощи бабушки в каменный саркофаг и перенести в Десятинный храм Успения в Киеве.

Уже в XI веке многие русские люди и священники хотели прославить княгиню Ольгу как православную святую. И в 1547 году Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых, то есть сделалась равной апостолам, ближайшим единомышленникам самого Иисуса Христа.

Оригинал записи и комментарии на

Равноапостольная княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственности и культуры Киевской Руси. Большая часть ее трудов была направлена на собирание воедино славянских земель. Церковь же прославляет святую Ольгу как особо потрудившуюся в деле проповеди христианства.

Память Княгини Ольги русская православная церковь отмечает 24 июля (11 июля по старому стилю).

Княгини Ольга, некогда принесшая на Русь свет христианской веры, родилась на древней Псковской земле, в селении Выбутовская весь. Точная дата ее рождения неизвестна.

Согласно «Житию», ее родители были незнатного происхождения «от языка варяжска», то есть, возможно, их родиной была Скандинавия. О детстве и юных годах будущей правительницы Руси тоже ничего не известно. Первое событие, связанное с ее жизнью, которое описывается в летописях, - это брак Ольги и князя Киевского Игоря Рюриковича. Об их встрече и начале любви сохранилось известное предание, которое, впрочем, не подтверждено документально.

Однажды князь Игорь охотился в Псковской земле. На противоположном берегу одной большой реки он увидел охотничьи угодил, однако ему не на чем было туда переправиться. В это время по реке проплывал в лодке некий юноша. Князь попросил перевезти его на другой берег. Когда они вместе плыли через реку, князь пригляделся внимательнее к гребцу и увидел, что это не юноша, а молодая девушка - юная Ольга. Игоря поразила сс красота, и он захотел познакомиться с ней поближе. Однако речи князя были столь нескромными, что девушка осекла их своим твердым намерением лучше утопиться, чем стерпеть возможное поругание. Смелость и твердость характера Ольги еще больше поразили князя, и он более не приставал к ней до самого окончания их пути. Вскоре после этого Игорь вернулся в Киев, где находился его двор, хотя из-за юности князя правил всем его дядя Олег. Через некоторое время, когда настала молодому князю пора жениться, он пожелал видеть своей невестой именно Ольгу, за которой и послал гонцов в Псковскую землю.

Время женитьбы Игоря на Ольге также нельзя назвать точно. Если верить «Повести временных лет», это произошло в 903 году. Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что эта дата - 903 год - возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

Следующее известное событие, связанное с княгиней Ольгой, - это ее месть племени древлян за убийство мужа. В 945 году князь Игорь отравился за полюдьем в Древлянскую землю. Однако вместо обычной нормы он потребовал двойную, что вызвало негодование людей. Древляне убили князя недалеко от города Искоростеня, когда тот с дружиной пришел за второй нормой. Именно за это убийство и отомстила княгиня Ольга, проявив себя как жесткий политик и в то же время как умелый военный начальник. Многие жители Искоростеня были убиты, другие попали в плен, а оставшиеся были обложены новой данью. Однако важно заметить, что все эти события произошли, когда Ольга была еще язычницей и поступала в соответствии е правами своей веры, где главенствовал культ силы и власти.

В то же время война с древлянами имела и важное государственное значение, так как привела к реформам в молодом русском государстве. В это время формально власть принадлежала малолетнему сыну Ольги - Святославу, однако в реальности правила именно княгиня. После событий в Искоростене она изменила систему сбора дани. Прежнее неконтролируемое полюдье было заменено строго упорядоченным сбором оброков и даней на особых княжеских погостах. Причем отныне две трети всех налогов шли именно на развитие государства, а остальное - на нужды княжеского двора.

В середине 10 века произошло событие, которое оказало влияние на всю последующую жизнь княгини: Ольга познакомилась с христианством. О причинах обращения княгини к новой вере есть различные версии. Часть исследователей считают, что выбор был сделан по личным убеждениям Ольги, которая приняла учение Христа всей своей душой и сердцем. Другие уверены, что на выбор изначально повлияли политические причины - желание объединить государство путем введения единой веры, стремление выйти на мировую арену и прочее. Однако в чем сходятся все - принятие княгиней Ольгой христианства было шагом осознанным и добровольным.

Крестилась Ольга в столице Византии - Константинополе, предположительно в 957 году, в правление императора Константина Багрянородного (905-959). В крещении она получила имя Елена. Ее назвали так в честь первой царицы-христианки, матери равноапостольного императора Константина Великого, жившего в 4 веке. Крестным отцом княгини стал сам император Константин Багрянородный. После крещения Ольга также приняла благословение константинопольского патриарха Полиевкта, который, по преданию, сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет, а тьму оставила».

Во время пребывания княгини в столице Византии у нее прошли переговоры е императором. Предположительно был заключен договор об отправке в империю русских воинов, в которых очень нуждались. Однако, несмотря на принятие христианства, собственно пребыванием в Константинополе Ольга осталась не очень довольна, так как, в частности, ей пришлось очень долго ждать аудиенции у правителя. Когда впоследствии в Киев приехали послы из Византии, она встретила их не очень радушно. После возвращения на Русь Ольга попыталась распространить христианство среди своего народа. Она построила несколько церквей в Киеве, Пскове и ряде других городов.

Пыталась она обратить в новую веру и своего сына. Однако Святослав, будучи полководцем, в дружине которого были в основном язычники, не принял христианства. Он боялся, что над ним станут смеяться его собственные воины. Впрочем, другим принимать новую веру он не запрещал. В любом случае, миссионерские труды княгини не прошли даром. В Киеве и других русских городах христиан постепенно становилось все больше и больше, появлялись они и при княжеском дворе. Во многом будущий выбор князя Владимира, крестившего Русь менее чем через полвека после этого, был определен и предрешен влиянием его бабушки, княгини Ольги.

В 969 году княгиня вместе с киевлянами выдержала нашествие печенегов. В этот момент в городе не было Святослава е дружиной, однако благодаря помощи небольшого русского войска воеводы Претича, которое в тот момент оказалось поблизости, нашествие степняков удалось отбить. К тому моменту Ольга уже сильно болела. Почувствовав, что приближается ее кончина, она причастилась Христовых Таин и стала молиться Спасителю и Божией Матери. 11 июля 969 года княгиня умерла. Похоронена она была, как и завещала, по христианскому обряду.

В 1007 году сс внук, князь Владимир, перенес мощи княгини в киевскую церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную). Княгиня стала почитаться как святая почти сразу же, однако сс официальная канонизация произошла позднее. В 1547 году святая Ольга была причислена клику равпоапостольных за те труды в распространении веры, что она совершила.

Икона Святой Равноапостольной Княгине Ольге

Молитва Равноапостальной Княгине Ольге

«О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердпго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, вуо еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же во путях спасения и истины, нецклоннаго исполнения заповедей Божиих и усавов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворенияе воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».

Вторая молитва Княгине Ольге

«О, святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставит я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия вразуми, испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Третья молитва Святой Княгине Ольге

«О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде. Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских. В 903 г. она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе.

Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. В 954 г. княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы.

Преставилась святая княгиня Ольга в 969 г., завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, вознося свое благодарение Богу в день Крещения Руси, свидетельствовал от лица своих современников о святой равноапостольной Ольге знаменательными словами: «Благословити тя хотят сынове рустии, и в последний род внук твоих».

В Замоскворечье расположен первый в Москве храм святой Ольги – рядом с большим храмом Вознесения Господня за Серпуховским воротами. Здесь, в конференц-зале при храме Вознесения Господня, накануне праздника прошли XI Ольгинские чтения. Темы конференции: «Личность равноапостольной великой княгини Ольги в истории и современности», «К 100-летию создания Союза православных женщин», «К 100-летию убийства Царской семьи», «Жертвенный подвиг священников и мирян в XX веке», «Образование, воспитание, культура».

Кстати, 24 июля люди издревле вспоминали и молились святой княгине Ольге о хорошей погоде, во время которой торопились крестьяне убрать с полей рожь и закончить жатву.

Сегодня в Москве погода будет облачной, местами пройдут кратковременные дожди. Температура в столице составит 22-24 градуса тепла, а в области она поднимется до плюс 25. Ветер восточный, 3-8 метров в секунду, при влажности воздуха до 70%. Атмосферное давление повысится до 746 мм ртутного столба.

В 903 году она стала супругой Киевского князя Игоря. После убийства Игоря восставшим племенем древлян в 945 году, Ольга берет на себя руководство державой при трехлетнем сыне Святославе. Княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственной и культурной жизни в Киевской Руси.

В 954 году святая Ольга посетила Царьград, где ее с почетом принял император Константин VII Багрянородный. Она была поражена величием и красотой храмов древнего Константинополя. Вскоре она приняла таинство крещения, которое над ней совершил патриарх Феофилакт, а восприемником был сам император.

По возвращении на Русь Ольга начинает строить первые храмы. Святая равноапостольная княгиня Ольга преставилась в 969 году. Со временем ее останки были перенесены святым равноапостольным князем Владимиром в Десятинную церковь в Киеве.

В саркофаге, в котором находились мощи святой княгини Ольги, было оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице с верой – оно само собой открывалось и было видно тело блаженной княгини, которое светилось подобно солнцу. Многие люди получали исцеления от различных болезней. Мощи были скрыты под спудом, то есть, под развалинами храма после нашествия татар на Киев в 1240 году.

Согласно преданию, они были вновь открыты святителем Петром Могилой в XVII веке, но уже к XVIII веку были окончательно утеряны. Княгиню Ольгу почитают как покровительницу вдов, а также новообращенных в вере.

Тропарь

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.