Конституционный кризис 1993 года причины и последствия. Политические партии и движения Российской Федерации

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития . Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление Президентской власти и либеральные экономические реформы, руководство Верховного Совета - за власть Советов; своей экономической программы эта сторона не имела, но в целом выступала против радикальных экономических реформ. Действовавшая Конституция, в статье 2 которой сохранялось положение о власти Советов, а в статье 3 провозглашено разделение властей, служила законодательной базой их позиции.

Хронология конституционного кризиса

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

  • 1 декабря 1992 года - в Москве открылся шестой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство
  • 9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства
  • 10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов
  • 11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова
  • 12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции
  • 14 декабря 1993 года - по итогам многоступенчатного голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

  • 12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление о стабилизации конституционного строя
  • 20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с обращением к народу, в котором объявил о введении особого порядка управления, однако указ об особом порядке управления так и не был подписан
  • 23 марта 1993 года - , даже не рассматривая указ Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности
  • 26 марта 1993 года - в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов
  • 28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента, за импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 699 из 1097, попытка импичмента провалилась
  • 29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля
  • 21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме
  • 25 апреля 1993 года - состоялся всероссийский референдум по вопросам (1) о доверии Президенту Б. Н. Ельцину, (2) о социально-экономической политике Президента и Правительства, (3) о досрочных выборах Президента, (4) о досрочных выборах народных депутатов. В референдуме приняли участие 64,05 процентов избирателей, результаты - «да» 58,50 процентов по первому вопросу и 52,88 процентов по второму (от числа принявших участие), 32,64 процента и 41,40 процентов (от общего числа избирателей). Президент получил доверие.
  • 30 апреля 1993 года - в опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации
  • 1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, митингующие убили омоновца Владимира Толокнеева
  • 20 мая 1993 года - Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве
  • 5 июня 1993 года - Конституционное Совещание начало работу
  • 2 сентября 1993 года - Президент временно отстранил от исполнения обязанностей Вице-Президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства
  • 21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в
  • 21-22 сентября 1993 года - выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина, вице-президент объявляет о принятии им полномочий Президента, в Белом доме проводятся назначения на должности министров, руководство Верховного Совета предпринимает попытку собрать Съезд народных депутатов, к Белому дому стягиваются сторонники распущенного Верховного Совета
  • 23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года, сторонники распущенного Верховного Совета осуществили нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших
  • 30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.
  • 3-4 октября 1993 года - после нападения сторонников распущенного Верховного Совета на здание мэрии Москвы и столкновений у Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что приводит к многочисленным жертвам, руководство «Белого Дома» арестовано

Поэтапная конституционная реформа

  • 7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя
  • 9 октября 1993 года - Президент прекращает полномочия Советов всех уровней
  • 11 октября 1993 года - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в

Политический кризис в Российской Федерации 1992-1993 годов - противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, Правительство России во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны - руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3-4 октября 1993 в центре Москвы и возле телецентра "Останкино" и последующий штурм войсками, верными президенту Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к большому количеству жертв, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Предпосылки противостояния

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд - за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции:

Мнения о причинах конституционного кризиса

  • Руслан Хасбулатов, возглавлявший в те годы Верховный Совет России видит причиной конституционного кризиса "провал экономических реформ", проводившихся правительством в начале 1990-ых годов и переводом выяснения его причин в политическое русло:
  • Сергей Филатов, возглавлявший в ходе кризиса Админинистрацию Президента, в 2008 году заявил:
  • Александр Коржаков, в те годы - ближайший помощник президента Бориса Ельцина, руководитель Службы безопасности президента России, говоря о причинах подписания президентом указа о роспуске Верховного совета замечает:
  • Политолог Евгений Гильбо считает:
  • Публицист Леонид Радзиховский в 2008 году так высказался о причинах кризиса:

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием - декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

  • 1 декабря 1992 года - в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжении всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара
  • 9 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства
  • 10 декабря 1992 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике работу съезда, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов
  • 11 декабря 1992 года - по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова
  • 12 декабря 1992 года - Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции
  • 14 декабря 1992 года - по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров - Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

  • 12 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»
  • 20 марта 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления», однако, как выяснилось лишь через несколько дней, реально подписан был совсем другой указ
  • 23 марта 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации, еще не имея подписанного указа Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности
  • 26 марта 1993 года - в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов
  • 28 марта 1993 года - Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова). Попытка импичмента провалилась, так как к этому моменту появился настоящий текст указа, не содержащий грубых нарушений Конституции. За импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (то есть, 2/3 из 1033 зарегистрированных депутатов), против - 268.
  • 29 марта 1993 года - после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум
  • 21 апреля 1993 года - Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме
  • 25 апреля 1993 года - состоялся Всероссийский референдум, запомнившийся многим россиянам по рекламному слогану «да-да-нет-да». Он включал 4 вопроса:
  1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (58,7 % за )
  2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? (53,0 % за )
  3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? (49,5 % за )
  4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2 % за )

В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. 5 мая 1993 г. Центральная комиссия всероссийского референдума установила его правомерность на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР» всероссийский референдум 25 апреля 1993 г был признан состоявшимся. Официальные его итоги были таковы: По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме (согласно действовавшему законодательству, для принятия решения по двум последним вопросам, необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей).

Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107 310 174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше - 69 222 858. Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г также не совсем понятны: голоса, отданные Б. Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы. Однако, противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем, несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

  • 30 апреля 1993 года - в Известиях опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации (существенно отличавшийся от реально принятой в декабре версии)
  • 1 мая 1993 года - в Москве состоялась демонстрация противников Президента, разогнанная ОМОНом. Были жертвы, в том числе один ОМОН’овец (Владимир Толокнеев)
  • 20 мая 1993 года - Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве
  • 5 июня 1993 года - Конституционное Совещание начало работу
  • 1 сентября 1993 года - Президент указом № 1328 временно отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жесткой критикой Президента и Правительства, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений вице-президенту». Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранении вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции позже не подтвердились (подпись Руцкого на компрометирующих его документах оказалась поддельной).
  • 3 сентября - ВС принял решение направить в Конституционный Суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента А. Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа приостанавливается.
  • 21 сентября 1993 года - Президент подписал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший Верховному Совету Российской Федерации и Съезду народных депутатов прекратить свою деятельность, вводилась в действие временная система органов власти, на 11-12 декабря назначены выборы в Государственную Думу
  • 21-22 сентября 1993 года - Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. К Белому дому стягиваются сторонники Верховного Совета и Съезда.
  • 23 сентября 1993 года - Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года (позже это решение было отменено). Произошло нападение сторонников Хасбулатова и Руцкого на штаб объединенных вооруженных сил СНГ, двое погибших. СМИ и сторонники президента обвиняют в происшествии депутатов Верховного Совета. Открывается X (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов, который, при наличии необходимого кворума, утверждает постановления ВС о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».
  • 30 сентября 1993 года - Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.
  • 3-4 октября 1993 года - после захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы на Новом Арбате, попытки вооруженного захвата ими телецентра в Останкино, Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что, в совокупности с несогласованностью действий войск, приводит к многочисленным (официально около 150) жертвам, в том числе среди случайных лиц. Хасбулатов, Руцкой и ряд других лидеров антиельцинских сил задержаны и помещены в СИЗО "Лефортово".

Поэтапная конституционная реформа

  • 5 октября - распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).
  • 7 октября 1993 года - Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» уходит в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи были вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по некоторым данным по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)
  • 9 октября - Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.
  • 11 октября - Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации
  • 15 октября - Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря
  • 22 октября - Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ
  • 26 октября - Президент принимает указ о реформе местного самоуправления
  • 10 ноября - в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование
  • 12 декабря - состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва
  • 24 декабря - Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией
  • 25 декабря 1993 года - Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России
  • 11 января 1994 года - в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года
  • 23 февраля 1994 года - Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября - октября были прекращены.

Конституционный кризис Российской Федерации и возможный выход из него

1. ПРИЧИНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ

1993 год окончательно выявил наличие глубокого кризиса конституционного строя Российской Федерации.

Первая его причина заключается в незавершенности перехода к новой форме правления: от советской
республики к подобию республики президентской. По пути образовался как бы провал: в действующий Основной закон внесли блок поправок к «первой» и «третьей» властям (учредив должность Президента РФ, судебные гарантии прав человека, Конституционный суд РФ и др.), но мало что изменили во «второй» власти - законодательной. Возник постоянный очаг напряженности между четырехэтажным институтом «советской власти», называющим себя высшим органом государственной (но не законодательной) власти - Съездом, Верховным Советом, его Президиумом и Председателем - и новыми институтами, желающими быть не просто исполнителями, но властью.

Вторая причина - мировоззренческая, определяющая конфликт между либеральными реформаторами про-западной ориентации и традиционалистами-патриотами. Прежняя волна «многопартийности», в основе которой лежало двухполюсное, ожесточенное противостояние коммунистов и демократов, ушло; ей на смену пришел не менее ожесточенный, многократно усиленный тяготами, извечный российский спор западников и почвенников, дополняемый различиями между радикалами и оппортунистами, новым и старым истэблишментом. Схлестнулись три партии, не оформленные организационно, но расходящиеся идейно: левые, центристы, правые.

Третья причина - обострение разногласий между Федеральным Центром и регионами. Она была заложена самой губительной ленинско-сталинской моделью этнического принципа построения Государства. Сверхцентрализация внезапно рухнула, и на простор вырвались многие давние обиды. Во многих местах быстро оперилась национальная элита, которая ловко использует инстинктивное противление центру, раздувает эмоциональную сторону племенного подхода к новому государственному строительству. Бацилла нео-трайбализма перекинулась из Югославии на Россию.

Четвертая причина: крушение Союза ССР. Принимая Декларацию о государственном суверенитете России, мы ратовали за Союз как конфедерацию, но на упрямстве иных и пустословии других не получили вообще почти ничего, все пошло прахом и кровью... Подписание и последующая ратификация Беловежского соглашения о роспуске СССР и образовании СНГ сделаны с рядом серьезных правовых изъянов. Отвергнуто было волеизъявление народов на всесоюзном референдуме в марте 1991 г. высказавшихся за сохранение Союза, нарушены были и союзная и российская Конституции. Это дает самые весомые козыри тем силам, которые видят в конституционной реформе в России нежелательное закрепление Беловежских соглашений.

Пятая причина: жестоко смущенное общественное сознание. По нему были нанесены сильные удары в виде разрушения Варшавского договора, Союза ССР, начавшейся дезинтеграции России, падения роли и престижа русского народа. Накладывается здесь и происходящий геополитический переворот, постепенная утрата Россией роли весомого фактора мировой политики, сверхдержавы. Все это вызывает внутренний протест против предлагаемых перемен, размывает правосознание граждан РФ.

Шестая причина: параллельное осуществление радикальной экономической реформы. Шоковый переход к рынку, стремительная «капитализация» хозяйственных структур и требования дополнительных полномочий для исполнительной власти повсеместно привели к чрезвычайщине - и в Москве, и во всей России. Правление с помощью указов и распоряжений повлекло неизбежное разрушение правовой системы: подзаконные акты стали" выше закона, выше Конституции. Мгновенная потеря накоплений и уверенности в социальной обеспеченности не дают оснований для легитимности чрезвычайных полномочий.

Седьмая причина заключается в слишком большой роли субъективного, личностного влияния на политику России людей, которые не проявили должного искусства в управлении великим континентом, каковым является Россия. Большевистский синдром излишней самоуверенности, комплекс мессианства, нездоровая амбициозность наложили печать на действия многих правителей.

Серьезной причиной глубочайшего конституционного кризиса стал кризис политический, ибо большая часть словесно ратующих за современные преобразования не сумела смирить гордыню и сплотиться вокруг принятия новой Конституции. Не удержавшись от амбиций, состязаясь в утопических прожектах и язвительных комментариях, эти политики и преданные им средства массовой информации шумно влились в армию оголтелых борцов с реформой.

2. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Новая Конституция все не принимается и исподволь происходит девальвация конституционного строя. Напоминает ли все ныне происходящее стабильность конституционного строя? Об этом приходится только мечтать.

«Брежневская» Конституция РСФСР простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. Предыдущий состав депутатов уже корректировал Конституцию: в горбачевское время, в 1989 году, внеся в нее 25 поправок.

Нынешний корпус пошел дальше и уже принял 7 законов о 340 изменениях действующей Конституции РФ. В 1990 году внесено 53 поправки, в 1991 году - 29 поправок, в 1992 году - аж 258 (!) изменений. И на этом перекройка Основного закона (кажется, лишь только по названию остающегося "основным") не завершится. Появятся новые законы Верховного Совета и Съезду вновь найдется работа – латать под них Конституцию.

Символично, что известный жаркий спор с рукоприкладством на седьмом Съезде был вызван как раз поправками, которые - по мнению части депутатов - изменяют основы конституционного строя России. Раздававшиеся крики и (редкие) глухие удары стали лучшим свидетельством: Конституция должна быть защищена от произвольного желания законодателя с легкостью поменять любое не понравившееся ему положение, в том числе - основополагающее.

Создатели любой Конституции не желают легкой переделки своего детища, но вполне допускают, что текст может быть изменен с целью его улучшения. Однако, всегда возникает вопрос: следует ли делать процесс внесения поправок в Основной Закон простым, «демократичным»?

Жизнь показала, что Конституция нуждается в защите. Степень легкости внесения поправок напрямую связана с обеспечением стабильности и порядка в государственных делах. Конституции целого ряда стран предусматривают усложненный порядок их изменения, что служит сохранению преемственности оправдавших себя политических и экономических основ общества.

Какой способ обеспечения устойчивости конституционного строя видим мы?

Предлагается, чтобы новая Конституция состояла как бы из частей. В первом разделе закрепляются основы конституционного строя. Эта «конституция в конституции» вовсе не презюмирует противоречивость документа. Напротив, первый раздел выступает гарантом устойчивости и непротиворечивости всего Основного закона. Разработчики стремились к тому, чтобы основополагающим ценностям, на которых базируется Конституция, последующими поправками не был нанесен непоправимый ущерб, и нашли для этого адекватные юридические средства: положения остальных разделов не могут противоречить выделенным в начале основам строя, принимаемым и изменяемым особым способом. Этот особый способ придает основам конституционного строя верховенство по отношению к остальной части Конституции.

Особых способа три: либо принимать основы на всенародном голосовании, либо - тремя четвертями голосов, либо - в каждом субъекте Федерации.

3. ПРОБЛЕМА РЕФЕРЕНДУМА

Изначально мы предлагали, чтобы участие самих граждан в принятии новой Конституции - через референдум по основам - могло бы повысить ее легитимность, обеспечить общеприемлемость ее положений. Однако, от этой идеи, по-видимому, придется отказаться.

Идиллия конца 1992 года длилась недолго. Сразу после завершения новогодних и рождественских каникул начались бурные консультации по вопросам проведения общероссийского референдума 11 апреля 1993 г.

Вывод почти у всех - ощущение надвигающейся грозы.

Налицо опасность серьезного конфликта между федеральной властью и властными элитами ряда республик в составе РФ. Ряд руководителей уже заявили о нежелании проводить референдум РФ на своей территории. Другие заявляют заведомо неприемлемые в федеративном государстве требования к референдуму, свидетельствующие о стремлении под шумок превратить РФ в межгосударственное образование «a-la» СНГ. Идущее ныне укрепление национальных элит дает им все рычаги для срыва малолюбезного голосования, затеваемого центром. Возможно, что будет повторен «эффект 17 марта 1991 г», когда на «вопрос Горбачева» нашелся «вопрос Ельцина»: жди тогда при соединения «своего» (альтернативного) вопроса к «чужому», т.е. российскому.

Проявляются серьезные противоречия в содержательном подходе различных политических сил. Можно привести несколько ярких пар противоположных подходов.

Референдум не нужен, его надо отменить или бойкотировать считают одни; нельзя узурпировать право народа на референдум, который необходимо проводить - говорят другие. Референдум поможет спасти РФ от развала, преодолеть сепаратизм и национализм - говорят одни; нет, референдум окончательно разрушит единство РФ - возражают им. Главный вопрос референдума - кому народ доверяет принятие новой Конституции - заявляют одни; здесь нет вопроса, ибо по действующему Основному Закону принять новую Конституцию должен только Съезд - резонно замечают им в ответ. Референдум должен быть на один вопрос об основах, которые нельзя разорвать, они целостны - один тезис; сам народ должен сделать выбор по нескольким спорным вопросам - контр-тезис.

Основы должны базироваться на проекте Конституционной комиссии - полагают одни; мы будем вести беспощадную борьбу с проектом Конституционной комиссии в любом виде - непримиримо восклицают им в ответ. Референдум приблизит нас к принятию новой Конституции, К право вой реформе - замечают первые; вовсе нет, референдум окончательно разрушит правовую систему, усилит хаос, отвечают им.

Я привел лишь самые характерные пикировки. За ними крупные интересы, несовместимые убеждения, противоположная культурная ориентация... За ними - призрак беспощадной борьбы.

Активно включилась в процесс Конституционная комиссия РФ: проведя пленарное заседание, два совещания с лидерами ведущих российских политических объединений, рабочая группа предложила предварительный текст «Основ...», выносимых на референдум. Этот текст был взят за основу Президиумом ВС РФ (вариант Президиума ВС РФ публикуется в данном выпуске «Конституционного Вестника» - Ред.) и разослан в комитеты и комиссии.

На наш взгляд, если и проводить референдум, то на него следовало бы вынести содержательный текст основ новой Конституции России: 10-12 тезисов в едином связном тексте. К положительным сторонам относятся неконфронтационность текста, который подготовлен на основе неоднократно утвержденного проекта; юридическая цельность. При этом требуется один-единственный вопрос: согласны ли граждане, чтобы новая Конституция была основана на таких вот положениях или нет?

По сути, это призыв сказать «да» стабильному будущему России и преодолеть разрушение государства.

Согласен, что текст наш излишне длинный, не совсем понятный обывателю, к тому же он вызывает малопонятное беснование со стороны ультра, которым все чудятся тени заговорщиков... Но он нацелен на сопричастность, а не раздор.

Но есть, увы, и другой подход среди тех, кто ратует за референдум: провести народное голосование по 6 кратким и принципиальным вопросам. Вопросы при этом как бы понятны гражданам; бюллетень короткий воспринимается легче психологически; народ имеет возможность реального выбора в ключевых проблемах.

Как мне кажется, перечень коротких вопросов не составляет целостных основ конституционного строя; они конфронтационны, резки, а значит, к ним обязательно добавят альтернативные формулировки - это разобьет голоса избирателей и ни один вопрос не наберет искомого большинства. В таком случае возникнет опасность деления вопросов на "ельцинские" и "хасбулатовские", референдум неизбежно политизируется, раскол в обществе возрастет.

Приходится с сожалением установить, что такой подход исповедуют Ельцин и его окружение...

4. КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ?

Идея референдума возникла из оправданного стремления разрешить углубляющийся конституционный кризис в России, особенно - на уровне федеральный властей. Но является ли референдум единственным способом выхода из кризиса власти?

Анализ показывает, что если власти откажутся от референдума как средства единения через легитимацию нового и прочного конституционного порядка, то от референдума надо отказаться. Мы за последние годы нагородили столь много, что пора научиться извлекать уроки до того, как непоправимое уже случилось...

Что же вместо референдума?

Мы предложили путь внесения изменений в постановление Съезда от 12 декабря 1992 г. «О стабилизации конституционного строя РФ». Руководителям федеральной власти в виду угрозы государственному единству РФ было предложено выступить с совместной инициативой созыва внеочередного Съезда - в марте-апреле с.г. При этом необходимо ограничить повестку дня, сведя ее к пересмотру решения о референдуме и к принятию решения о политической реформе в РФ.

Впрочем, внеочередной Съезд может шарахнуться и покуситься на вопросы, далекие от тех, для решения которых он созывается. Надеюсь, что этого не случится: при всей сложности его характера, наш Съезд не раз уже выказывал государственную мудрость, принимая взвешенные, стабилизирующие решения.

Наш вариант «Согласованных предложений по укреплению и развитию конституционного строя Российской Федерации» (он публикуется в данном выпуске «Вестника» - Ред.) предполагает два этапа. Сначала - достичь политического согласия вокруг пакета предложений. Затем - оформить их юридически квалифицированным большинством Съезда.

Итак, красивая и четкая схема переходного периода условно разделяется на четыре этапа: принятие согласованного решения о политической реформе и его конституционное оформление; согласование спорных моментов и утверждение новой Конституции РФ; принятие Избирательного кодекса, назначение и проведение перевыборов; созыв нового Верховного Совета РФ.

Данный маневр, возможно, позволит избежать обострения в обществе и предотвратить развал России, спасти трудную ситуацию. Перевыборы могут всплыть как неизбежный и наиболее мирный способ ухода от развала: вокруг идеи перевыборов может возникнуть долгожданное мощное согласие противостоящих политических сил. Это подтвердили многочисленные Круглые столы, хотя нельзя упускать из виду политический интерес их непосредственных участников, желающих своего избрания.

Будет обеспечен этот переход или нет - зависит от решимости на нескольких уровнях.

Нужно взаимопонимание между лидерами трех ветвей власти, которые порою забывают, что они не просто граждане, с упоением вставляющие друг другу пистон. Многое зависит от выдержки и дальновидности Президента РФ, которому остался последний шанс перестать быть «президентом демократов» и составить вместе с законно избранным вице-президентом консолидирующий центристский тандем.

Нужно согласие между основными общероссийскими Политическими объединениями. Их Круглый стол мог бы вполне работать самостоятельно, без государственной опеки и услужничества, но основываясь на самоуправлении и честном поиске разумного решения. Иначе, как и все предыдущие идеи, идея Круглого стола захиреет, обесценится и рассыпется прахом...

Наибольшую Трудность вызывает уговор между федеральной властью и регионами. Мало встречаться с руководителями республик. Важно обратиться непосредственно к жителям всех регионов России, уловить их волю, забытую федеральной властью, увлеченной верхушечной борьбой.

Нынешние раздоры и межплеменные разборки стали возможными потому, что утрачена объединительная идея. Нет худа без добра. Сегодня такой главной цементирующей идеей становится задача упрочения российского государства как официального и вызывающего всеобщее доверие представителя многогранного российского общества.

Восьмой Съезд стоит перед трудным выбором. Ранее выбор чаще был верным, нежели неверным. С Богом - на этот раз.

кризис референдум конституция

Хроника событий 1991-1992 гг.

В октябре 1991 г. на V съезде народных депутатов России Президент Б.Н. Ельцин заявил о необходимости начать экономическую реформу. Для этого он запросил у съезда право издавать указы, которые становились законами, если Верховный Совет в течение недели не оспаривал их. Съезд предоставил эти полномочия Президенту на год - до декабря 1992 г.

Резкая критика деятельности правительства, готовившего и начавшего реформы, развернулась уже в конце 1991 г. Однако в начале 1992 г. председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов, не упускавший случая «поправить» правительство, решительно отмежевывался от критики самого Президента. Тогда же, в начале 1992 г., Хасбулатов призывал принять новую Конституцию: «Мы живем в условиях отсутствия Конституции. Российская Конституция, которую мы сейчас имеем, даже при том, что в нее внесены существеннейшие поправки, - это Конституция республики, входившей в единое советское социалистическое государство, которое распалось…»

Однако на очередном, VI съезде народных депутатов в апреле 1992 г. главной темой стала не Конституция, а отношение к правительству. Шел четвертый месяц радикальной реформы, цены взлетели резко вверх, и критика Е.Т. Гайдара стала политически выгодной. Особенностью политической борьбы на этом этапе было то, что основным объектом критики было правительство и его вице-премьеры Е.Т. Гайдар, Г.Э. Бурбулис, М.Н. Полторанин. В числе решительных критиков был вице-президент А.В. Руцкой.

В этой накаленной атмосфере на съезде стал вопрос о выражении недоверия правительству. Гайдар, в свою очередь, пригрозил съезду отставкой кабинета в полном составе, что поставило бы съезд в очень тяжелое положение, так как депутатам пришлось бы взять на себя всю ответственность за дальнейшее проведение реформы. В ответ на ультиматум Гайдара съезд принял декларацию о поддержке экономических реформ. В итоге кризис был притушен.

В 1992 г. начинает меняться терминология власти. Хасбулатов использует для обозначения высшего органа представительной власти Росси слово «парламент». Отныне сторонники Верховного Совета именно так и будут называть этот орган власти. Одновременно затихает активность съезда и Верховного Совета по принятию новой Конституции. Съезд провел огромное количество изменений текста старой советской Конституции 1977 г. В свою очередь, представители исполнительной власти настаивали на принятии новой Конституции и отказе от Советской как формы власти. С учетом того, что большинство депутатов съезда было против добровольного роспуска Советов, в общественное мнение внедрялась идея проведения всероссийского референдума о судьбе Советов и принятия новой Конституции.

16 октября 1992 г. госсекретарь РФ Г.Э. Бурбулис, министр иностранных дел А.В. Козырев, министр госимущества А.Б. Чубайс, министр печати М.Н. Полторанин и первый заместитель председателя Верховного Совета С.А. Филатов заявили иностранным журналистам, что Верховный Совет во главе с Хасбулатовым готовится захватить власть в стране. Хасбулатов протестовал.

Менялась расстановка сил в Верховном Совете. Многие активные сторонники Президента ушли оттуда и пополнили президентские структуры власти. Менялось и руководство Верховного Совета, откуда последовательно ушли заместители Хасбулатова - сторонники президента. Внутри Верховного Совета стала формироваться открытая и радикальная оппозиция Президенту, которая призывала к прямому неповиновению власти. Объединенная оппозиция требовала отставки правительства Ельцина-Гайдара, отказа Президента от дополнительных полномочий и всякого вмешательства в экономику, формирования правительства народного доверия с чрезвычайными полномочиями для выведения народного хозяйства их кризиса. Лидеры объединенной оппозиции требовали созыва внеочередного съезда народных депутатов, на котором рассчитывали отправить правительство в отставку и объявить Президенту импичмент, поскольку в 1992 г. Конституционный суд признал ряд его указов неконституционными.

Первая открытая схватка за власть между Советами в лице съезда народных депутатов и Президентом произошла на очередном, VII съезде народных депутатов, в декабре 1992 г. 2 декабря Хасбулатов обвинил правительство в провале реформ, спаде производства и обнищании населения. Он вынес на съезд новые поправки к Конституции, согласно которым правительство должно было быть подчинено съезду, затем Верховному Совету и лишь потом - Президенту. Съезд должен был получить право утверждать не только председателя правительства, но и всех его заместителей, силовых и ключевых министров. В итоге исполнительная власть оказалась бы под полным контролем Советов.

Выступив на съезде 4 декабря 1992 г., Президент попытался переломить ситуацию. Но на этот раз депутаты пошли не за Ельциным, а за Хасбулатовым. Это было серьезное политическое поражение Президента. Ельцин призвал своих сторонников покинуть заседание съезда, рассчитывая на то, что с уходом большинства депутатов будет утрачен кворум и произойдет фактический роспуск съезда. В итоге нажим Ельцина на депутатов дал обратный результат. В зале осталось 715 депутатов, за президентом ушло около 150 человек, и кворум (694 депутатских голоса), таким образом, был сохранен. Это стало несомненным и обидным поражением Президента и тех его сторонников, которые продумывали план его действий на съезде.

В обстановке стремительно нараставшего конфликта председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин взял на себя роль посредника между Хасбулатовым и Ельциным. При его участии состоялись переговоры между ними, итогом которых стал согласительный документ «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Согласно этим договоренностям, очередной съезд народных депутатов не позднее 11 апреля 1993 г. должен был рассмотреть проект новой Конституции. Съезд должен был отказаться от только что принятых поправок к Конституции, ставивших правительство под контроль Съезда, а Ельцин должен был отправить в отставку Гайдара.

Однако острый политический кризис декабря 1992 г. не был разрешен. Он был только отсрочен.