Парк один из видов искусственного биоценоза. Естественные, искусственные, сельскохозяйственные биоценозы

Всем известно, что на определённом участке земли или водоёма уживается вместе определённое количество организмов, растений и животных. Их совокупность, а так же взаимоотношение и взаимодействие между собой и с другими абиотическими факторами принято называть биоценозом. Это слово образовано путём слияния двух латинских слов «биос» — жизнь и «ценоз» — общие. Любое биологическое сообщество состоит из таких компонентов биоцеоза как:

  • — зооценоз;
  • — фитоценоз;
  • микроорганизмы — микробиоценоз.

Следует отметить, что фитоценоз является главенствующим компонентом, определяющим зооценоз и микробиоценоз.

Происхождение понятия «биоценоз»

В конце ХІХ века немецкий учёный Карл Мёбиус изучал места проживания устриц в Северном море. В ходе изучения он установил, что эти организмы могут существовать только в конкретных условиях, которые включают глубину, скорость течения, содержание соли и температуру воды. Помимо этого он отметил, что вместе с устрицами проживают строго определённые виды морских обитателей. Так в 1877 году с выходом его книги «Устрицы и устричное хозяйство» в научной среде появился термин и понятие биоценоза.

Классификация биоценозов

Сегодня бытует ряд признаков, в соответствии с которыми классифицируют биоценоз. Если мы говорим о систематизации на основе размеров, то это будет:

  • макробиоценоз, который изучает горные массивы, моря и океаны;
  • мезобиоценоз — леса, болота, луга;
  • микробиоценоз — отдельно взятый цветок, лист или пень.

Так же биоценозы могут классифицироваться в зависимости от среды обитания. Тогда будут выделены следующие типы:

  • морские;
  • пресноводные;
  • наземные.

Самой простой систематизацией биологических сообществ является их деление на природные и искусственные биоценозы. К числу первых относятся первичные, образованные без влияния человека, а так же вторичные, на которые повлияли природные стихии. Ко второй группе относятся те, кто претерпел изменения вследствие антропогенных факторов. Давайте более детально остановимся на их особенностях.

Природные биоценозы

Природные биоценозы представляют собой объединения живых существ, созданные самой природой. Такие сообщества являются исторически сложившимися системами, которые создаются, развиваются и функционируют по своим особенным законам. Немецкий учёный В. Тишлер обозначил следующие характеристики подобных образований:

  • Возникают биоценозы с готовых элементов, которыми могут являться как представители отдельных видов, так и целые комплексы;
  • отдельные части сообщества могут быть заменены другими. Так один вид может быть вытеснен другим, без негативных последствий для всей системы;
  • с учётом того, что в биоценозе интересы разных видов противоположны, то вся надорганизменная система основана и держится благодаря действию силы противодействия;
  • каждое природное сообщество строится путём количественной регуляции одного вида другим;
  • размеры любых надорганизменных систем зависят от внешних факторов.

Искусственные биологические системы

Искуственные биоценозы формируются, поддерживаются и регулируются человеком. Профессор Б.Г. Иоганзен ввёл в экологию определение антропоценоза, то есть умышленно созданной человеком природной системы. Это может быть парк, сквер, аквариум, террариум и т.д.

Среди рукотворных биоценозов выделяют агробиоценозы — это биосистемы, созданные для получения продовольствия. К ним причисляют:

  • водохранилища;
  • каналы;
  • пруды;
  • пастбища;
  • поля;
  • лесопосадки.

Типичной особенностью является тот факт, что он не в состоянии существовать длительный период времени без человеческого вмешательства.

Искусственный биоценоз - биоценоз, созданный человеком в своих интересах, например, агроценоз , т.е. поле, засеянное какой-либо сельскохозяйственной структурой, или зооценоз - животноводческая ферма, птицеферма, пруд.

Искусственные биоценозы характеризуются высокой продуктивностью: например, агроценозы занимают 10% суши и поставляют 90% питательных веществ, сырья. Однако, это продуктивность одного вида растений или животных, а поэтому для искусственного биоценоза не характерны саморегуляция и устойчивость . Он не может длительно существовать без помощи человека. В этом случае он исчезает.

Агроценоз - искусственно созданный человеком биоценоз. Он не способен длительное время существовать без вмешательства человека, не обладает саморегуляцией и в то же время характеризуется высокой продуктивностью (урожайностью) одного или нескольких видов (сортов) растений либо пород животных.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Какие оболочки Земли входят в состав биосферы, какие - не входят?

2.Кто впервые ввел название “биосфера” и кто создал учение о биосфере?

3.Из каких слоев состоит атмосфера и чем они характеризуются?

4.Из каких горных пород сложена литосфера?

5.Какова доля Мирового океана по сравнению с сушей?

6.Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?

7.Что такое биомасса и какую долю от массы биосферы она составляет?

8.Каковы свойства биомассы?

9.Как изменяется плотность жизни в различных природных зонах?

10.Какими признаками биогеоценоза характеризуется почва?

11.Как изменяется мощность почвы в различных природных зонах?

12.Какие биологические, химические и физические процессы происходят в почве?

13.Что такое круговорот веществ в природе?

14.Какую роль в круговороте веществ и превращении энергии играют зеленые растения и животные?

15.Какое значение имеет наука - биология - в сохранении жизни на Земле?

16.Почему В.И.Вернадский назвал современную биосферу - ноосферой (сферой разума)?

Основные термины и понятия

Биосфера - часть оболочки Земли, населенная живыми организмами. Включает верхнюю часть литосферы, гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы. Учение о биосфере развито акад. В.И.Вернадским.

Биомасса Земли - совокупность всех живых организмов (живого вещества) планеты. Выражается в единицах массы или энергии, отнесенной к единице площади или объема. Биомасса Земли составляет 2,423 х 10 12 степени тонн, из которых растений 97%, животных - 3%.

Биомасса поверхности суши - совокупность всех живых организмов - растений, животных, микроорганизмов, населяющих сушу.

Биомасса почвы - совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы. Почвенные организмы включают в кругооборот веществ биосферы важнейшие химические соединения.

Гумус - органическое вещество почвы, образующееся за счет разложения растительных и животных остатков и продуктов их жизнедеятельности. Количество гумуса служит показателем плодородия почвы, так как в нем находятся все основные элементы питания растений (гумусовый горизонт черноземных почв содержит до 30% гумуса).

Биомасса Мирового океана - совокупность всех живых организмов, населяющих основную часть гидросферы Земли. Биомасса его в 1000 раз меньше, чем биомасса суши, так как использование солнечной энергии в воде составляет 0,04% , на суше - 0,1 - 0,3%.

Биологическая продуктивность - количество органического вещества, производимого за определенное время организмами, входящими в состав того или иного биогеоценоза (луга, леса, поля, водоема). Измеряется в единицах массы, времени и площади.

Живое вещество - совокупность живых организмов (биомассы) биосферы. Представляет собой открытую систему, для которой характерны рост, размножение, распространение, обмен веществ и энергии с внешней средой.

В чем разница между искусственным и естественным биоценозом?

Естественные биоценозы – природные сообщества, а искусственные – созданы человеком.

От чего зависит устойчивость биоценоза?

Устойчивость биоценоза зависит от многообразия видов и от ярусности.

Вопросы

1. Почему есть консументы II более порядков, но нет продуцентов II порядка?

Продуценты образуют органическое вещество, потребляя энергию солнца. Значит, они все являются первыми получателями этой энергии, все относятся к первому порядку. Консументы могут получать органическое вещество поедая как травоядных, так и хищников.

2. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюдаются случаи массового размножения вредителей?

Естественные биоценозы характеризуются большим многообразием видов. Искусственные биоценозы имеют один или несколько резко преобладающих вида. Этот фактор и способствует массовому размножению вредителей, которым достаточно питания.

3. Почему аквариум вместе с его обитателями можно считать искусственным биоценозом?

Состав растительного и животного мира, как и численность особей, чловек регулирует по своему усмотрению.

4. Почему уничтожение жуков-вредителей и их личинок (например, колорадских жуков) путем их ручного сбора является самым безопасным для других организмов в природе?

При применении ручного сбора жуков-вредителей и их личинок действия человека направлены конкретно на определенный вид, без какого-либо воздействия на другие организмы. При химической обработке воздействие направлено на всю площадь и на всех, находящихся на ней, организмов. При этом уничтожаются не только вредители, но и их естественные враги. Это в дальнейшем может привести к резкому росту числа самих вредителей.

5. Почему организмы-продуценты обитают в верхних слоях водоема, консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне, а редуценты – в основном донные обитатели? Приведите примеры организмов, относящейся к каждой из этих групп?

Организмы-продуценты обитают в верхних слоях водоема, поскольку их жизнь напрямую связана с количеством солнечного света. К продуцентам водоемов относятся фитопланктон и водоросли. Консументы питаются другими организмами, поэтому могут обитать на любых глубинах. Консументы водоемов – рыбы, моллюски, насекомые и их личинки, земноводные. Редуценты концентрируются на дне водоемов, поскольку они питаются остатками растений и животных, которые оседают на глубину. Редуценты представлены бактериями, червями.

6. Почему существует такая последовательность событий: развитие ракообразных как части зоопланктона начинается после появления фитопланктона, а нерест некоторых рыб начинается только после накопления достаточного количества фитопланктона?

Фитопланктон – основной источник пищи для зоопланктона. Зоопланктоном питаются рыбы. Когда зоопланктона достаточно, начинается нерест рыб.

7. Почему в агроценозах формируется специфический состав животного населения с преобладанием насекомых-вредителей? Какие еще особенности жизнедеятельности этих насекомых-вредителей вы можете назвать?

В агроценозе живет очень много растений одного вида (монокультура), следовательно, создаются хорошие условия для консументов, питающихся этим видом. Жизнь этих насекомых напрямую зависит от вида растений, которые высадит человек. Каждые насекомые вредители питаются определенной группой растений. Растительноядные животные, перешедшие к питанию выращиваемыми культурами, находят в агробиоценозах благоприятные условия и могут сильно повреждать культивируемые растения. Иногда в агробиоценозах возникают вспышки массового размножения животных-вредителей, например клопа вредной черепашки на полях пшеницы, колорадского жука на полях картофеля, бабочки белянки капустной - на полях капусты, полевых мышей и полевок при выращивании зерновых культур. Комплексы организмов, кроме культивируемых растений, в агробиоценозах, как и в естественных биогеоценозах, формируются в результате борьбы за существование и естественного отбора. Однако человек, создавая растениям возделываемых видов благоприятные условия произрастания, подавляет организмы других видов. Например, при большой численности сорняков и насекомых-вредителей люди используют различные химические способы их уничтожения.

Задания

Докажите, что пространственная и временная ярусности повышают устойчивость биоценозов.

Устойчивость биоценозов зависит от богатства их видового состава. Чем больше пространственных ярусов можно выделить в биоценозе, тем больше существует в нем жизненных ниш. Значит, населять такой биоценоз будет большее количество видов. Животные меняют ярусное положение в течение дня, года, жизни, проводя в том или ином ярусе более продолжительное время, чем в других. С определенными глубинами почвы связаны ее различные беспозвоночные обитатели, однако строгой приуроченности к подземным ярусам у них нет. Таким образом, для животных характерна временная ярусность. Временная ярусность позволяет максимально задействовать ресурсы биоценоза, что так же повышает его устойчивость.

Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.

Примеры пространственной ярусности: В смешанных лесах в кронах высоких деревьев обитают птицы, некоторые насекомые. Второй ярус заселен гнездящимися ниже птицами, белками. Третий ярус населяют млекопитающие леса (косули, лоси, волки, лисицы), подстилку из трав и листьев населяют черви, личинки, жуки.

Временная ярусность: сезонные перелеты птиц, время гнездовий, кладки яиц.

Населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой. Биоценозы возникли на основе биогенного круговорота и обеспечивают его в конкретных природных условиях . Биоценоз - это динамическая, способная к саморегулированию система, компоненты которой (продуценты ,консументы , редуценты ) взаимосвязаны. Один из основных объектов исследования экологии . Наиболее важными количественными показателями биоценозов являются биоразнообразие (совокупное количество видов в нём) и биомасса (совокупная масса всех видов живых организмов данного биоценоза).

Виды биоценозов: 1) Естественные (река, озеро, луг и т.д) 2) Искусственные (пруд, сад, и т.д.)

Различают 2 вида (типа) биоценоза: естественный и искусственный (см. слайд 3 ). Попробуйте определить, в чем разница этих биоценозов. Приведите примеры.

Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес.

Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород.

Естественные биоценозы.

Состав обитателей в каждом из них не случаен, он зависит от условий данной территории и приспособлен к ним. Биоценозы могут быть богатые видами и бедные, например: в тундре бедный видовой состав, а в тропических лесах – богатый.

Чем выше численность видов, тем устойчивее биоценоз к различным вмешательствам.

Устойчивость биоценозов определяется также их ярусностью – пространственной и временной.

Как вы считаете, что обозначают эти понятия?

Ярусы – этажи.

Пространственная – располагается в пространстве (тройное измерение).

Временная – располагается во времени (меняется со временем)

Пространственная ярусность характерна и для животных, и для растений. Каждый ярус освоен особями своего вида, но это не мешает различным животным находиться и в других ярусах. Однако, основные этапы жизни животных проходят в определенных ярусах. Например, гнезда птиц расположены в одних ярусах, а поиск корма может происходить в других.

Временная ярусность происходит в связи с особенностями питания, строительством гнезд и домиков, размножением. Например, сроки прилета птиц зависят от наличия кормов. Кроме того, в случаях длительных холодов птицы долго не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц.

В естественных биоценозах долго сохраняется видовой состав, и между различными видами устанавливаются определенные отношения. Различают организмы продуценты, консументы и редуценты. Попробуйте дать определение понятию «продуценты»

Продуценты – те, которые что-то производят (продуцируют).

Какие организмы на ваш взгляд могли бы быть продуцентами?

Растения, т.к. они производят кислород и органические вещества.

Растения, производящие органические вещества из неорганических, называются продуцентами.

Если продуценты – организмы, производящие вещество, то тогда кто такие консументы?

Консументы – это те организмы, которые потребляют вещество.

Растительноядные животные, создающие органические вещества, но уже животного происхождения, называются консументами порядка.

Итак, мы выяснили, кто такие продуценты и консументы. Подумайте и скажите, кто такие редуценты и какую роль должны выполнять они?

Редуценты – организмы, которые перерабатывают останки погибших животных и растений.

Редуценты – организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных. К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например, черви.

В естественном биоценозе происходит саморегулирование численности особей каждой группы.

Как вы думаете, какими особенностями будет обладать искусственный биоценоз?

Там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

Искусственные биоценозы

Земледелие привело к уничтожению естественных и созданию искусственных биоценозов (агробиоценозов). Выращивание на больших площадях растений одного вида, например, картофеля, пшеницы, повлекло за собой резкое сокращение связей между видами. Агробиоценоз отличается незначительной устойчивостью, т.к. отсутствует ярусность (и временная, и пространственная).

Культурные растения формируют специфичный состав обитателей животного мира с преобладанием растительноядных видов, в основном насекомых- вредителей. Все особи характеризуются хорошей приспособленностью к быстрой смене растительного покрова, всеядностью.

Для борьбы с ними человек использует различные методы, применяет ядохимикаты, загрязняя при этом среду обитания, уничтожая наряду с вредными и полезных животных. Для поддержания устойчивости искусственных биоценозов необходимы большие финансовые затраты.

Для примера рассмотрим биоценоз водоема .

Продуцентами здесь являются все виды растений, которые в большинстве случаев располагаются в верхних слоях. Микроскопические водоросли образуют фитопланктон.

Консументами I порядка являются микроскопические животные, образующие зоопланктон, которые питаются фитопланктоном и напрямую зависят от его развития.

Консументы II порядка – рыбы, питающиеся ракообразными и насекомыми.

Консументы II порядка – хищные рыбы.

Консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе и на дне.

Остатки жизнедеятельности всех организмов опускаются на дно и становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Понятия: биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, агробиоценоз; устойчивость биоценозов,

Ход урока

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Биоценоз - примеры. Естественные биоценозы

В процессе повседневной жизни далеко не каждый человек замечает свое взаимодействие с различными природными комплексами. Спеша на работу, вряд ли кто-то, кроме разве что профессионального эколога или биолога, обратит особое внимание на то, что он пересек сквер или парк. Ну прошел и прошел, что с того? А ведь это уже биоценоз. Примеры подобного невольного, но постоянного взаимодействия с экосистемами каждый из нас сможет вспомнить, если только задумается. Постараемся более детально рассмотреть вопрос о том, что же такое биоценозы, какими они бывают и от чего зависят.

Что такое биоценоз?

Скорее всего, мало кто помнит, что изучал в школе биоценозы. 7 класс, когда по биологии проходят эту тему, остался далеко в прошлом, да и вспоминаются совсем другие события. Напомним, что же такое биоценоз. Слово это образовано путем слияния двух латинских слов: «биос» — жизнь и «ценоз» — общие. Обозначает этот термин совокупность обитающих на одной территории, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой микроорганизмов, грибов, растений и животных.

Любое биологическое сообщество включает в себя такие компоненты биоценоза: микроорганизмы (микробиоценоз);

растительность (фитоценоз);

животные (зооценоз).

Каждая из этих составляющих играет важную роль и может быть представлена особями разных видов. Однако следует отметить, что фитоценоз является ведущим компонентом, определяющим микробиоценоз и зооценоз.

Когда появилось это понятие?

Понятие «биоценоз» было предложено немецким гидробиологом Мёбиусом еще в конце XIX века, когда он изучал в Северном море места обитания устриц. Во время исследования он установил, что эти животные могут жить только в строго определенных условиях, характеризуемых глубиной, скоростью течения, соленостью и температурой воды. Кроме того, Мёбиус отмечал, что вместе с устрицами на одной территории обитают строго определенные виды морских растений и животных. Исходя из полученных данных, в 1937 году ученый ввел рассматриваемое нами понятие для обозначения объединения групп живых организмов, обитающих и сосуществующих на одной территории, вследствие исторического развития видов и длительного естественного отбора. Современное понятие «биоценоз» биология и экология трактуют несколько иначе.

Классификация

Сегодня существуют несколько признаков, согласно которым можно классифицировать биоценоз.

пресноводный;

наземный.

Каждый из них может быть разделен на соподчиненные, более мелкие и локальные группы. Так, морские биоценозы могут быть подразделены на бентические, пелагические, шельфовые и другие. Пресноводные биологические сообщества бывают речными, болотными и озерными. Наземные биоценозы включают береговые и внутриконтинентальные, горные и равнинные подтипы.

Самой простой классификацией биологических сообществ является их разделение на естественные и искусственные биоценозы. Среди первых выделяют первичные, образовавшиеся без влияния человека, а также вторичные, которые подверглись изменению из-за воздействия природных стихий либо деятельности человеческой цивилизации. Рассмотрим более подробно их особенности.

Естественные биологические сообщества

Естественные биоценозы представляют собой объединения живых существ, созданные самой природой. Такие сообщества являются природными системами, которые складываются, развиваются и функционируют по своим особым, собственным законам. Немецкий эколог В. Тишлер выделил следующие особенности, характеризующие подобные образования:

1. Возникают сообщества из готовых элементов, которыми могут выступать как представители отдельных видов, так и целые комплексы.

2. Отдельные части сообщества могут быть заменяемыми. Так, один вид может быть вытеснен и полностью заменен другим, имеющим сходные требования к условиям существования, без отрицательных последствий для всей системы.

3. Из-за того, что в биоценозе интересы различных видов противоположны, то вся надорганизменная система основывается и существует благодаря уравновешиванию сил, направленных противоположно.

4. Каждое природное сообщество строится на количественной регуляции одного вида другими.

5. Размеры любых надорганизменных систем зависят от внешних факторов.

Структурные единицы биосистем

Естественные биоценозы состоят из нескольких устойчивых структурных компонентов, таких как фитоценоз, зооценоз и микробиоценоз . Ведущим из них является фитоценоз, представляющий собой устойчивое сообщество растений. Благодаря своей фиксированности и неподвижности, именно он служит относительно постоянной основой структуры биологической системы. Микроорганизмы, в отличие от растений, не прикреплены к какому-либо участку поверхности и могут быть перенесены ветром или водой на довольно большие расстояния. Взаимосвязь компонентов биоценоза проявляется в зависимости животных от растений, так как только представители флоры могут преобразовывать вещества неорганические в органические. Большую роль в жизнедеятельности любого биоценоза играют разнообразные микроорганизмы, которые способствуют преобразованию мертвой органической материи в минеральные вещества.

Структура биологических систем

Каждый биоценоз характеризуется определенной структурой:

Пространственной, вертикальной или горизонтальной, образующейся вследствие освоения видами пространства биологического сообщества и являющейся результатом конкурирующих отношений за источники энергии.

Видовой, определяемой составом, богатством и разнообразием элементов биосистемы, а также соотношением численности всех популяций, в нее входящих. Виды биоценоза, имеющие наибольшее количественное представительство, называют доминантами. Трофической или пищевой, которая определяется цепями питания между организмами.

Все разнообразные структурные аспекты биоценозов тесно взаимосвязаны между собой. Как правило, чем сложнее организована пространственная структура, тем богаче и разнообразнее её видовое представительство. На протяжении времени структура биоценоза изменяется в незначительных пределах. Такое состояние относительной устойчивости, возникающее в процессе взаимодействия составляющих элементов, называется гомеостазом.

Пространственная структура

Биоценоз имеет свою структуру в пространстве, которая может быть как вертикальной, так и горизонтальной.

Вертикальная структура образуется в результате распределения разных видов растений и животных по различным высотным уровням биосистемы, что приводит к формированию ярусности. Такой строй во многом определяется ярусностью растительного сообщества, а именно горизонтами расположения наиболее продуктивных частей растений, таких как корневая система и фотосинтезирующая листва. Для фитоценоза характерна как надземная, так и подземная ярусность.

Первая проявляется в возможности совместного произрастания множества видов растений, обладающих различной потребностью в солнечном свете. Наиболее ярко это выражено в лесах умеренного климатического пояса, где имеются древесный и кустарниковые верхние ярусы, несколько ниже расположены полукустарники и травы, а непосредственно около поверхности земли - надпочвенный ярус, обычно состоящий изо мхов или лишайников.

Подземная ярусность в биологических системах позволяет фитоценозу наиболее полно использовать почвенную влагу, благодаря различной глубине расположения корневой системы растений. Для степных районов характерно трехуровневое расположение: наиболее глубоко залегают стержнекорневые системы, затем идут корни различных злаковых культур, а совсем близко к поверхности - клубни, луковицы и корневые системы однолетних растений.

Отражением горизонтальной структуры биоценоза являются синузии - части фитоценоза, состоящие из растений одного или нескольких близких видов, экологически или пространственно отделенных друг от друга. Они могут быть временными или постоянными, эпифитными, ярусными или внутрипочвенными.

Видовая структура биологических сообществ

Отличительной чертой любого биоценоза является его видовая структура. Сложность и разнообразие видового состава в значительной степени определяется средой обитания и степенью сложности условий, в которых существует биоценоз.

Примеры бедного видового разнообразия - высокогорья, тундры, пустыни. Биосистемы с богатым набором видов - коралловые рифы и тропические леса. Биологические виды, преобладающие по количеству, являются видовым ядром и называются доминантами. Так, в березовом лесу это будет береза, на пшеничном поле - пшеница.

В любом биоценозе есть виды, которые существуют только благодаря доминантам, это так называемые предоминанты, например, косуля в лесном подлеске или белка в сосново-еловом лесу. Кроме того, в биологических сообществах есть эдификаторы, то есть животные или растительные виды, которые создают необходимые условия для жизни другим существам. Так, к примеру, в степных биоценозах мощнейшим эдификатором является ковыль. Для того чтобы оценить роль того или иного вида в структуре биологического сообщества, применяются показатели, базирующиеся на количественном учете, такие как его обилие, частота встречаемости, индекс разнообразия Шеннона и видовое насыщение.

Примеры классификации на основании размеров :

макробиоценоз (море, горные массивы, океаны);

мезобиоценоз (болото, лес, поле);

микробиоценоз (цветок, старый пень, листок).

Также биоценозы могут быть классифицированы в зависимости от места обитания . Основными признаны следующие три типа:

пресноводный;

наземный.

Горные массивы мира

Болото - дом для Кикиморы .

Праймы пресноводных водоёмов !!!

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций