Национальная программа доступная среда. Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда


Под «Доступной средой» понимается государственная многоцелевая программа, созданная с целью поддержки и защиты людей, имеющих физические или психические ограничения в виду присутствия заболевания. Речь идёт о различных мерах, которые должны осуществляться на региональном и федеральном уровнях, чтобы способствовать абилитации, реабилитации малоподвижных лиц и инвалидов. Первая волна реализации рассматриваемой программы имела место с 2011 по 2012 год. Затем соответствующие мероприятия осуществлялись в 2015-2018 годах. На данный момент идёт четвёртый этап (начался в 2018 и закончится в 2020 году).

Программа «Доступная среда» и её законодательная база

Благодаря данной программе (документу) мировое сообщество, а также сами граждане увидели, что в России готовы обеспечивать людей с ОВЗ правами на реабилитацию и адаптацию. При этом решено ориентироваться на международный договор, то есть конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Эксперты говорят о том, что комплекс мероприятий, призванных обеспечить доступность среды, условно делится на части (они кратко упоминались выше) :

2011 – 2012 гг. – происходило формирование нормативной базы, формулировались конкретные задачи, обозначались финансовые источники;

2013 – 2015 гг. – используя часть средств из федерального бюджета, создавали реабилитационные центры, оснащали их спецоборудованием (это касалось также образовательных и медицинских учреждений);

2016 – 2018 гг. – происходило завершение основных задач (процесс контролировался субъектами страны);

2019 – 2020 гг. – должны подводиться итоги программы с последующим опросом, касающимся оставшихся проблем у людей с ОВЗ в плане доступности.

По итогу члены Правительства (точнее, Министерство труда и социальной защиты РФ), на которых возложена ответственность за реализацию программы, обязаны сообщить о выполненной работе, достижениях и оставшихся проблемах. В качестве участников программы обозначены ведомства и госучреждения, например, Министерство промышленности и строительства, Фонд социального страхования и тд.

Нормативными актами, регламентирующими программу в 2018-2020 гг. можно назвать :

К слову, о реализации пунктов эксперты предлагают узнавать из публикуемых ежегодных отчётов, где обозначена информация о результатах, статистике и финансовом обеспечении.

Задачи и цели программы доступная среда

Рассматриваемая в рамках данного материала программа создана для того, чтобы воплощались следующие цели и задачи :

Оценка доступности услуг, объектов для лиц с ОВЗ, а также повышение этого уровня;

Обеспечение равноценного доступа для каждого инвалида к любой услуге, реабилитационному средству;

Модернизация государственных систем МСЭ;

Формирование дружественного отношения к инвалидам.

Главной целью «Доступной среды» называют создание условий для беспрепятственного доступа инвалида к приоритетному объекту, причём, к любому. Это же касается важных услуг. Помимо этого люди с ОВЗ должны быть переведены из пассивной экономической группы в более активную за счёт содействия в плане занятости и трудоустройства.

Существующие подпрограммы

Эксперты отмечают, что для обеспечения доступности в приоритетные для инвалида объекты и не только, реализуются определённые мероприятия, в частности:

Финансовая поддержка спортивных учреждений, где есть направленность на адаптивный для лиц с ОВЗ спорт и тд;

Обучение специалистов, которые войдут в состав психолого-медико-педагогической комиссии в ОУ и будут принимать решение относительно возможности ребёнка-инвалида получать образование в обычной школе;

Установка в ОУ реабилитационного, учебного, компьютерного оборудования, плюс, обеспечение автотранспортом, чтобы ребёнок с теми или иными нарушениями мог учиться наравне с другими детьми;

Субтитрование (скрытое) любой программы, идущей на общероссийских общедоступных телеканалах;

Приведение сооружения или здания в соответствие с правилами и нормами, определяющими доступность для лиц с инвалидностью (например, важно наличие лифтов, указателей и тд);

Приспособление входа, лестницы, съезда (пандусы), санитарно-гигиенического помещения, зоны оказания услуг и прочее.

Для усовершенствования механизма, в соответствии с которым человеку с ОВЗ предоставляются услуги МСЭ или по реабилитации, уделяется внимание таким моментам, как :

Пересмотр критериев и классификации, используемых при осуществлении освидетельствования;

Повышение качества мероприятий, проводимых в соответствии с ИПР и относящихся к абилитации детей-инвалидов;

Разработка и внедрение независимой оценки качества услуг, которые получает инвалид во время МСЭ.

Специалисты объясняют необходимость нового обоснования инвалидности повсеместным внедрением новых методик диагностирования и лечения. Например, требовалось заняться разработкой более подробных критериев для установления ограничений. Что касается улучшения качественной стороны такой услуги, как МСЭ, здесь реализуются меры по :

Обеспечению кадрового состава;

Открытости деятельности бюро;

Разъяснительным действиям, этике;

Профилактике коррупции.

Кроме того, нельзя упускать из вида клинико-функциональные особенности, которые имеют свои отличия на разных возрастных этапах. Известно, что в нескольких регионах страны с целью устранения социального риска доработка по данным вопросам выполнялась в 2018 году, а внедрение должно произойти в 2019 году.

Также поэтапно внедряют новые критерии и классификации, по которым определяют утрату профессиональной трудоспособности, произошедшую на фоне профзаболевания или несчастного случая. Плюс, есть требования, ориентируясь на которые должны проектировать здания для воспитательных, образовательных, реабилитационных учреждений. Например, тут важно :

Создавать небольшие классы или группы, внутри которых каждый ребёнок получает достаточное количество внимания;

Подготовить учебные места так, чтобы учитывались ограничения ребёнка;

Использовать новые технические средства и методы обучения;

Включать в здание реабилитационное медицинское оборудование.

Конечно, указанные пункты представляют собой лишь часть правил и норм, требующих осуществления и реального применения. Далее более подробно рассмотрим правила, с учётом которых проектируют современные жилые дома.

Доступное жильё для инвалидов


Придомовое пространство должно оставаться доступным для любого человека с ОВЗ (это регулируется законом). Есть возможность при необходимости переоборудовать личные и общественные помещения. Специалисты говорят, к примеру, а следующих нормах :

Лифте для инвалидов на коляске и не только;

Боковых пандусах и непрерывных ограждениях с двух сторон крыльца;

Ступенях с шероховатым покрытием и выделении нижней, верхней ступенек цветом или фактурой;

Ограждении на навесе крыльца, стоках и электроосвещении;

Табличке на входной двери, где указаны номер дома и квартир, причём та же самая информация рядом должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Когда перед подъездом находится одиночная ступенька, в смету по правилам включают её замену пандусом, а если лесенок больше, необходимо соорудить такое боковое приспособление. Также дворы должны быть оснащены тактильными дорожными указателями, а перед подъездом требуется место для того, чтобы развернуть коляску.

Если рассматривать помещения, в которых проживает человек с ОВЗ, оно тоже отвечать нормам и правилам. В существующем перечне кроме жилой комнаты обозначены :

Совмещённый санузел;

Коридор от 4 кв.м;

Съёмные пандусы в дверных проёмах.

Размеры проёмов, площадок тд, следует оговаривать в индивидуальном порядке. В любом случае на переоборудование пространства важно получить разрешение.

Особенности программы «Доступная среда» в регионах

В качестве яркого примера осуществления программы в Москве можно назвать «Теннис парк» (Рязанский проспект). Данное спортивное сооружение полностью безбарьерное и позволяет паралимпийцам на колясках готовиться к соревнованиям по теннису. В здании присутствуют адаптивные санитарные комнаты, тактильные схемы движения. Не обошлось без удобной парковки. Во многих учебных заведениях сделали электронное табло, «бегущую строку», мобильный лестничный подъёмник, телескопический пандус, информационный терминал.

В тверской области необходимым оборудованием активно оснащают учреждения культуры и центры по трудоустройству населения. К примеру, за время работы программы приобрели систему вызова персонала, а также мнемосхемы, оборудование для звукоусиления и некоторые другие техсредства.

В Санкт-Петербурге приоритетным направлением является социальная поддержка людей с ОВЗ, то есть здесь, прежде всего, стремятся улучшить качество жизни и положение лиц с инвалидностью в социуме. Хорошо развивается система организации учебного процесса детей-инвалидов (в том числе тех, кто не может передвигаться без помощи посторонних). В Адмиралтейском, Выборгском, Калининском, Приморском и Петроградском районах находятся коррекционные школы. Внедряются транспортные средства с выдвижными аппарелями и низким уровнем пола. Доступность метрополитена также является одной из задач.

По приказу президента РФ в 2009 г. была составлена государственная программа «Доступная среда» на Минтруда и социальная защита России стали исполнителями данной программы. В 2014 году ее продлили до 2020 года по приказу Д. А. Медведева.

Итак, государственная программа «Доступная среда» - что это, какие цели она преследует, а также для кого предназначена? Данная статья поможет ответить и разъяснить все интересующие вопросы.

Конвенция о правах инвалидов

С каждым годом в России увеличивается число людей-инвалидов. Поэтому 24 сентября 2008 года Российской Федерацией была подписана Конвенция о правах инвалидов, в которой участвовали разные страны. Был сформирован специальный комитет, контролирующий выполнение данного договора. Изначально в комитете было 12 экспертов, но после увеличения списка стран-участников штат был увеличен до 18 экспертов.

Подписанная Конвенция показала готовность властей изменить условия жизни людей-инвалидов в лучшую сторону. Согласно утвержденному документу государство должно обеспечить и облегчить инвалидам жизнь во время применения объектов, которые использует в повседневной жизни обычный человек: транспортные средства, дороги, сооружения и здания, медицинские учреждения и т. д. Основной задачей Конвенции является выявление всех мешающих барьеров и их устранение.

По социологическому анализу около 60 % инвалидов не могут воспользоваться городским транспортом, так как он не рассчитан для таких людей. Около 48 % не могут совершить самостоятельно покупки в магазине. Например, в Архангельске только 13 % объектов соответствуют требованиям, в Новгородской области - всего 10 %, а в Курске - около 5 %.

Госпрограмма для инвалидов

На основе Конвенции в РФ была создана государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2015 гг. За период действия программы власти обязаны были создать для инвалидов специальные бордюры, обеспечить общественный транспорт оборудованием для перевозки инвалидов, установить специальные светофоры со звуковым сигналом и другие приспособления, необходимые в населенном пункте.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы была непроста в реализации. Проблемы, которые препятствовали выполнению:

  • нормативные барьеры;
  • отсутствие помощи со стороны некоммерческих организаций;
  • отсутствие определенного бюджета на реализацию программы;
  • отношенческий (социальный) барьер.

Из-за возникших проблем программа нуждалась в изменении нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды.

Резюме (цели и задачи) госпрограммы

Государственная программа «Доступная среда», как и любая другая, имеет цели и задачи. Основные цели:

  • сформировать до 2016 года людям с ограниченными возможностями доступ к объектам и услугам;
  • усовершенствовать социальные медицинские услуги в целях реабилитации людей-инвалидов.

Поставленные задачи:

  • оценить состояние доступности основных важных объектов;
  • улучшить уровень доступа к жизненно важным объектам;
  • уравнять права обычного гражданина и граждан с ограниченными возможностями;
  • модернизировать медико-социальную экспертизу;
  • обеспечить доступ к услугам реабилитации.

Этапы реализации и финансирование

Государственная программа «Доступная среда» была поделена на два этапа. С 2011 по 2012 год - 1-й этап для реализации программы. Государственная программа «Доступная среда» на 2013-2015 годы - 2-й этап. Так, на сегодняшний день государственная программа поддержки инвалидов уже завершилась.

Общий объем денежных средств, выделенных из государственного бюджета, составляет 168 437 465,6 тыс. рублей.

Нюансы программы

Несмотря на цели, задачи и государственное финансирование, в городах по-прежнему существуют проблемы с доступом для инвалидов к аптекам, к муниципальным заведениям, к медицинским учреждениям и к магазинам. Как бы ни старались чиновники убрать барьеры в социальной жизни людей-инвалидов, пока их усилия будут носить только локальный характер. Для реализации такой масштабной программы необходимы большие усилия, так как она требует постоянной и более долгой перспективы.

Из-за ограниченного финансирования государственная программа «Доступная среда» поставлена на последний план в аэропортах, в общественном транспорте, на железнодорожных станциях. Причины такого отношения в транспортной сфере заключаются в более серьезных проблемах, которые требуют быстрого решения и дополнительных финансовых вливаний. Поэтому практически весь городской транспорт недоступен для инвалидов.

Несмотря на недостатки реализации программы, есть и некоторые улучшения. Например, появились специальные вагоны, в которых есть двухместное купе. Эти купе предназначены для людей, которые передвигаются на инвалидной коляске. Но даже такое улучшение не может избавить человека от проблем: очень высокие ступеньки, неудобное расположение поручней и так далее.

Как реализуется программа

В городах для комфортного перемещения по пешеходному переходу были установлены светофоры со звуковым сигналом. Это делается в тех местах, где живет большое количество незрячих людей.

Также и столичное метро было обустроено для инвалидов. Установлено сигнальное оповещение о прибытии состава на перрон и звуковое объявление остановок, а также специально были реконструированы края перронов.

В определенных районах столицы были построены около двадцати квартир для людей с серьезными проблемами со здоровьем. Эти квартиры были специально спроектированы для людей, которые передвигаются на колясках. Жилье оборудовано широкими дверными проемами, а также специальным туалетом и ванной.

В городе Улан-Удэ был построен жилой комплекс для таких людей. В комплексе находятся не только квартиры, но и производственные предприятия, магазины и тренажерный зал. О таких условиях мечтают многие инвалиды.

Государственная программа «Доступная среда» для детей-инвалидов

В России 1,5 млн детей-инвалидов. Около 90 % таких детей обучаются в интернате, а 10 % не могут обучаться из-за проблемы со здоровьем. Попытка властей обучать детей-инвалидов в обычных школах не принесла успехов. Поэтому была разработана другая стратегия для выполнения программы.

В Тамбове в тридцати общественных школах была создана образования. В таких школах была разработана специальная программа обучения, на которую каждый год государство выделяет около 12 млн рублей. Все финансирование направлено на закупку специального оборудования. Местный бюджет выделяет деньги на ремонт и реконструкцию таких школ для детей-инвалидов. Власти намерены не останавливаться и увеличить число таких школ.

Государственная программа «Доступная среда» для детей-инвалидов проводит специальную подготовку логопедов, сурдопедагогов, а также обучает отделение олигофренопедагогики. Все это помогает вовлечь как можно больше детей-инвалидов в социальную среду.

Информационная реклама: государственная программа «Доступная среда»

В рамках программы были созданы информационные кампании, которые длились до 2015 года. Осуществлялась реклама с помощью интернета, радио, через телевидение, а также использовалась наружная реклама. Темы объявлений контролировались инвалидами, которые входили в состав координационного совета. В компанию входили представители PR-службы Минтруда РФ, представители Всероссийского общества слепых и глухих.

В 2011 г. кампания была посвящена трудовой занятости людей-инвалидов. Информационная реклама призывала задуматься работодателей о том, что инвалиды тоже люди. И они в состоянии выполнять определенные виды работ.

В 2012 году действие программы было направлено на детей-инвалидов. В 2013 г. состоялись Паралимпийские зимние игры, куда были привлечены чемпионы РФ. В 2014 году программная кампания была посвящена семьям, в которых один член семьи - инвалид.

Продление программы до 2020 года

Государственная программа «Доступная среда» была продлена до 2020 года. Это нужно было для того, чтобы провести объемную работу по адаптации всех проблемных мест для инвалидов. Количество таких объектов очень большое.

В продленной программе прописаны многообещающие меры, новому проекту также присущи обновления. Основные задачи:

  • проведение специальной подготовки педагогов, что позволит проводить обучение детей-инвалидов;
  • работа по профессиональному стандарту тьютора;
  • проведение научных исследований об особенностях инвалидов;
  • услуги по сопровождению инвалидов при решении вопросов трудоустройства с учетом нарушения работы организма;
  • разработка специальных программ для реабилитации;
  • создание механизма, который будет контролировать эффективность назначенного реабилитационного лечения.

Несмотря на хорошо поставленные задачи, для выполнения необходимы большие финансовые вложения. Во время экономического кризиса регионы закрывают даже те программы, которые были профинансированы бюджетными средствами. Около девяти регионов не предоставили программы в Минтруда РФ.

Ожидаемые результаты продленной госпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы должна полностью изменить ситуацию по отношению к людям с ограниченными возможностями и адаптировать их в социуме, это, конечно, в идеале. На практике все видится не так радужно. Сейчас инвалидам все так же сложно полноценно сосуществовать в социуме, самостоятельно делать покупки, передвигаться по городу, трудоустраиваться и так далее. Возможно, продление программы принесет больше положительных результатов. Ожидаемые результаты по окончании продленной госпрограммы таковы:

  • оснащение объектов инфраструктуры безбарьерным доступом до 68,2 %;
  • предоставление необходимого медицинского оборудования больницам и реабилитационным центрам до 100 %;
  • обеспечение трудовыми местами инвалидов трудового возраста;
  • увеличение численности людей, которые смогут пройти курс реабилитаций;
  • увеличение численности специалистов, которые могут заниматься реабилитацией.

Несмотря на ряд проблем и недостатков, государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» - это серьезный шаг для улучшения жизни в социуме людей-инвалидов.

«Доступная среда» - программа , направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях. Подробнее о программе — в нашей статье.

Предпосылки целевой программы «Доступная среда» для инвалидов

Подготовка принципов государственной целевой программы «Д оступная среда» для инвалидов проходила в 2008-2011 годах. Параллельно процессу разработки этого важного для людей с ограниченными способностями документа в 2008 году Российская Федерация подписала (а в 2012 г. — ратифицировала) международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г.

Повышенное внимание, оказываемое государством проблемам людей с ограниченными возможностями в начале 21 века, неслучайно. К моменту начала разработки программы число инвалидов в РФ, особенно среди детей, сильно увеличилось: таковыми были официально признаны почти 9% россиян, причем около 30% из них были людьми трудоспособного возраста. Угрожающими темпами росло количество детей, которые инвалидами признавались уже с рождения.

Таким образом, огромный пласт населения фактически оказался исключенным из общественной жизни по причине различных барьеров — как физических, так и психологических, которые встают на пути у инвалидов, желающих активно участвовать в жизни общества. В целях устранения этих барьеров и была создана программа «Доступная среда» .

В отличие от программ адресной помощи инвалидам, государственная программа своей целью имеет улучшение качества медицинского обслуживания и жизни этой категории граждан в целом, а также предоставление им во всех сферах жизни тех же возможностей, какие имеют люди, не являющиеся инвалидами.

Параметры программы и ее задачи

В целях реализации концепции доступной среды программу разделили на два этапа. Первый этап, реализация которого была запланирована на 2011-2012 годы, заключался в подготовке необходимой нормативно-правовой базы, проведении консультаций и исследований, а также разработке технических и инструментарных средств, необходимых для проведения второго этапа. Проведение второго этапа было запланировано на 2013-2015 годы, однако позже действие программы было продлено до 2016.

Общий объем бюджетных средств, запланированных на реализацию программы, также увеличился — с первоначальных 46,89 млрд руб. до 168,44 млрд руб. Кроме того, в программу были внесены некоторые корректировки уже в процессе ее реализации, последние из которых датируются февралем 2015 года.

Программа «Доступная среда» насчитывает 2 подпрограммы:

Не знаете свои права?

  • «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
  • «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы».

Задачами, решаемыми в ходе реализации программы, являются:

  • оценка и повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов,
  • предоставление равноценного доступа к реабилитационным средствам и услугам для всех инвалидов,
  • модернизация работы государственной системы медико-социальной экспертизы.

Также среди задач программы упоминается формирование дружественного отношения к инвалидам.

Учтены интересы инвалидов и в других федеральных целевых программах. Например, ФЦП «Содействие занятости населения» предусматривает компенсацию работодателю за организацию рабочего места для инвалида. На 2015 год размер такой компенсации составляет в среднем 66,2 тыс. руб. Таким образом, поддержка инвалидов и формирование доступной (безбарьерной) среды будут продолжены на федеральном уровне даже после окончания федеральной программы «Доступная среда» .

Анализ исполнения программы «Доступная среда»

К 2016 году планируется увеличить качество жизни инвалидов по ряду параметров (всего 9 параметров — целевых показателей программы). Каждый из них имеет начальное значение и конечное целевое, достижение которого планируется к 2016 году.

Текущие данные об исполнении целевой программы «Доступная среда» можно найти на сайте «Федеральные целевые программы России» (http://fcp.economy.gov.ru), где в разделе «Программы» приводятся основные данные программы и планируемые значения целевых показателей для каждого года ее реализации. Также ежегодно публикуются отчеты о значениях целевых показателей и освоении запланированных бюджетных средств.

Реализация первого этапа программы по ряду направлений затянулась до конца 2013 года. На начало 2015 года кассовое исполнение бюджетного плана по программе «Доступная среда» составило 8,49 млрд рублей — эта цифра намного меньше запланированного расхода бюджетных средств. Необходимо при этом отметить, что второй этап программы реализуется с участием региональных бюджетных средств, и освоение бюджета зависит от активности чиновников и общественности на местах.

Региональные программы улучшения качества жизни инвалидов

Реализация ФЦП «Доступная среда» реализуется за счет внебюджетных средств и средств федерального и регионального бюджетов. Субъекты Российской Федерации ответственны за 40% финансирования программы, но возможности финансирования социальных программ у всех регионов разные. Это в существенной мере тормозит проведение запланированных мероприятий, так как для реализации федеральных программ регионы получают бюджетные ассигнования из федеральных средств лишь при условии собственных инвестиций (и пропорционально их размеру).

Регионами, которые активно участвовали в выполнении программы «Доступная среда» , согласно отчетам, были: Астраханская, Иркутская, Омская, Воронежская, Самарская, Тюменская, Ульяновская области, Хабаровский край, а также Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Удмуртия.

Следует отметить, что в ряде субъектов приняты собственные программы по реализации концепции доступной среды как на период действия федеральной целевой программы, так и на период, следующий за годом ее окончания.

Однако главное в концепции доступной среды для инвалидов — не забывать об их нуждах при реализации любой инициативы — как общественной, так и частной. В этом плане очень показателен опыт Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, региональные программы которого, даже не являясь целевыми по нуждам инвалидов, все равно учитывают интересы этой группы населения.

Российская Федерация - демократическое государство, где власть сосредоточена в руках народа, что проявляется в правах выбирать и быть избранным. С другой стороны, реализация государственной политики осуществляется на основании потребностей населения, а формируется с целью улучшения условий жизни граждан. Особого внимания заслуживают лица с ограниченными возможностями. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы «Доступная среда» для инвалидов.

Законодательное регулирование вопроса

Программа помощи всем группам инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями в повседневной жизни. Это касается не только таких глобальных вопросов, как обустройство и строительство новых медицинских учреждений и центров реабилитации, но и создания условий для обучения и комфортной жизнедеятельности в домашней среде (патронажные сестры, волонтерская помощь, ремонт и расширение жилых помещений).

Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов разработана на основе международных законопроектов, ратифицированных в России. Ныне ее внедрение осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»

Дата принятия Наименование документа Основные положения
13.12.2006 № 61 Устанавливает, что каждому инвалиду (независимо от обстоятельств получения недееспособности) должна быть гарантирована дополнительная социальная поддержка от государства. Цель Конвенции - защита прав и свобод, поощрение личностного развития
03.05.2012 № 46 Зафиксировано, что проект «Доступная среда» для инвалидов предстоит реализовать на территории Российской Федерации с адаптацией мероприятий под потребности граждан государства
21.07.2014№ 1365 Разработаны основоположные мероприятия и действия, направленные на формирование способов улучшения жизни лиц с ограниченными возможностями
01.12.2015№ 1297 На основании накопленного опыта по внедрению этой социальной политики сформирован список недостатков и направлений, требующих внимания
23.02.2018 № 308 Распоряжение Правительства «О дополнительных мерах воплощения программы» Зафиксированы практические мероприятия, направленные на достижение поставленных целей

Что характерно для проекта безбарьерной среды для инвалидов, мероприятия воплощаются в жизнь не равномерно, а в зависимости от потребностей и возможностей каждого отдельного региона. За основу принимается количество недееспособных лиц, проживающих в том или ином районе. По завершении действия проекта ожидается налаживание жизнедеятельности во всех уголках России.

Этапы программы

Успех мероприятия - грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.

Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»

Стадии программы Особенности реализации
2011-2012 Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта
2013-2015 Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг - поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды»
2016-2018 Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты
2020-2020 Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты
2021-2025 Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов

В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Среди лиц с ограниченными физическими возможностями львиная доля талантливых людей, у которых, к сожалению, мало шансов развиваться и заниматься любимым делом. Это связано как с психологическими проблемами, так и с отсутствием достаточной материальной базы для обучения и целевой подготовки. Безбарьерная среда для инвалидов всех групп - это шанс заниматься любимым делом и чувствовать себя полноценным членом общества.

К основным задачам проекта относятся следующие:

  • формирование нормативно-правовой базы, гарантирующей каждому инвалиду права и возможности, равные с физически здоровыми гражданами;
  • разработка социальных программ, направленных на экономическое обеспечение таких лиц;
  • строительство учреждений для образования, оздоровления и реабилитации граждан;
  • подготовка специалистов в области предоставления всесторонней помощи гражданам с ограниченными возможностями;
  • социальная и материальная ;
  • помощь в трудоустройстве в государственных и муниципальных органах власти.

Одно из направлений проекта - анализ мнения граждан касательно важных моментов сотрудничества с инвалидами. Что, безусловно, поспособствует налаживанию совместной работы инвалидов и физически здоровых людей.

На основании указанного списка целей, перед государственными учреждениями поставлены такие задачи:

  • предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
  • организация рабочих мест.

Вопросы финансирования ФЦП

Закон о доступной среде для инвалидов в 2020 году подразумевает получение денежных средств для реализации программы из нескольких источников:

  • государственный бюджет;
  • инвестиции;
  • благотворительные взносы.

В текущем году запланировано выделение на реализацию планов до 53 миллионов рублей. Сумма должна быть разделена между разными регионами. При этом установлено, что доля государственных вложений не должна превышать 70% от всего объема затрат.

Подпрограммы «Доступной среды» и особенности их реализации

Госпрограмма воплощается в жизнь последовательно, захватывая поочередно разные сферы жизнедеятельности. Это сделано для того, чтобы гарантировать комплексный подход и эффективные результаты.

Таблица № 3 «Подпрограммы безбарьерной среды»

Наименование Основные мероприятия
Формирование свободного и удобного доступа к государственным услугам Проведение строительных работ, посредством которых учреждения оснащаются пандусами. Установка в общественных местах указателей и карт населенного пункта. Организация культурных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями
Адаптация в основных сферах жизнедеятельности Проведение специальных занятий с населением с целью устранения предвзятого отношения к инвалидам. Стимулирование работодателей привлекать к труду таких граждан. Формирование инклюзивных классов для детей-инвалидов
Доступность медицинского обслуживания Обустройство зданий городских поликлиник дополнительными средствами передвижения для инвалидов, оборудованием. Обязательная подготовка специалистов в этой области

Важно! К началу текущего года завершено строительство еще нескольких десятков специализированных учреждений для инвалидов. В итоге численность таких организаций выросла на 45% по сравнению с годами до начала реализации программы.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:

  • увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
  • рост численности центров, где проводится ;
  • привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
  • увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
  • в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
  • для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.

Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.

Что делается для детей-инвалидов

Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится , также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:

  • формирование удобных подъездов к школам;
  • организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
  • закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).

Также успешно проводится на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.

Региональные успехи

Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.

Сила государства, помимо мощной армии и современных систем вооружения, во многом определяется заботой о гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государственная поддержка чрезвычайно важна для инвалидов , которым в обычной жизни приходится решать множество проблем и преодолевать трудности. Помочь маломобильным категориям населения призвана государственная программа «Доступная среда », разработанная Правительством Российской Федерации.

Для ее реализации из бюджета было выделено 255 миллиардов рублей. Изначально предполагалось, что программа будет действовать до 2020 года. Однако уже в начале 2018 года программу продлили до конца 2025 года. В 2018 году на создание « доступной среды» планируется потратить 52 миллиарда рублей. Финансирование программы осуществляется из федерального и муниципальных бюджетов на принципах софинансирования.

Государственная программа «Доступная среда » отвечает требованиям Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Российская Федерация подписала в 2008 году. В дальнейшем Правительство еще дважды, в 2015 и в 2018 году, возвращалось к данной теме.

Первостепенными задачами « Доступной среды» является оценка доступности для инвалидов реабилитационных, информационных, государственных, медицинских услуг; инфраструктуры зданий, транспорта, создание и координация нормативной базы, а также « доступной среды» для инвалидов -колясочников и людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху.

Главной целью программы « Доступная среда » остается приобщение как можно большего числа инвалидов к полноценной жизни в обществе. Также приоритетными являются вопросы адаптации и трудоустройства инвалидов, создание условий для обучения детей-инвалидов в обычных школах. На официальном сайте программы все заинтересованные граждане могут найти информацию о международной правовой базе защиты прав инвалидов и ознакомиться с картой доступности объектов по всей стране. На главной странице сайта указан номер горячей линии. Позвонив по нему, можно получить ответы на вопросы, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования, социальной защиты и реабилитации инвалидов. На главной странице официального сайта работает онлайн-чат - удобная форма для получения интересующей информации.

В социальной программе выделены три больших раздела:

1. «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

Все здания и сооружения, дверные проемы, лифты должны быть оборудованы соответствующим образом, чтобы человек с ограниченными возможностями при посещении медико-лечебных учреждений, диспансеров, поликлиник, учреждений культуры, магазинов , органов власти мог чувствовать себя полностью самостоятельным и независимым. Должна обеспечиваться беспрепятственная доступность и комфортное посещение для всех граждан без исключения. На городским общественном транспорте инвалидам следует обеспечить условия для самостоятельного пользования средствами передвижения - пониженный уровень пола автобусов и троллейбусов с выдвижными аппарелями для входа и выхода инвалидов-колясочников. « Доступная среда» подразумевает использование специальных технических приспособлений - , специальных , видеоувеличителей, и специально оборудованных . Интернет-магазины «Доступная среда» дают возможность инвалидам приобретать необходимые товары по доступным ценам и не выезжая из дома.

  • 2. «Совершенствование системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов».

  • Поскольку главная цель создания «доступной среды» -этоинклюзия (адаптация) людей с особыми потребностями в обществе, то усилия данной государственной программы направлены на нивелирование различий между людьми. Все люди должны иметь возможность профессионального обучения, трудоустройства, повышения качества жизни. Поэтому государство стимулирует владельцев предприятий на создание рабочих мест для инвалидов . Дети-инвалиды должны иметь возможность, при соблюдении определенных условий, посещать обычные общеобразовательные школы и детские сады. Родителям, учителям и воспитателям нужно проводить специальные уроки и разъяснительные беседы с детьми об отношении к инвалидам. Инвалидность - не препятствие в общении между людьми. К работе с детьми-инвалидами привлекаются специально обученные педагоги и сурдопереводчики.
  • 3. «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

  • Необходимо контролировать: деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечение закупок специального, современного оборудования для лечения инвалидов в медицинских учреждениях, а также следить за качеством лечебных стандартов для людей с ограниченными возможностями. Медицинские услуги для разных групп инвалидов должны быть доступными и бесплатными.

Большая роль для общественной адаптации инвалидов возлагается на реабилитационные меры. Реабилитация инвалидов - это процесс восстановления бытовых, социальных, профессиональных навыков и способностей инвалидов. Строительство новых реабилитационных центров, их техническое оснащение, обеспечение нуждающихся инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, улучшение качества обслуживания и профессиональная подготовка кадров по работе с инвалидами по-прежнему остаются одной из основных задач «Доступной среды».

Следует отметить, что наряду с федеральной программой в каждом субъекте Российской Федерации принята своя, региональная программа «Доступной среды », призванная учитывать региональные особенности в потребностях инвалидов. Так, в Москве был создан комплекс для тренировок российских паралимпийцев под названием «Теннис парк», а в Тверской области продолжается активное оснащение культурных центров необходимым оборудованием, чтобы всем людям было максимально удобно проводить свой досуг.

Обществу и власти необходимо поддерживать и развивать программу внедрения безбарьерной среды, поскольку каждый человек заслуживает жизни в комфортных условиях.