Центры химической промышленности дальнего востока. «Выделение индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Дальневосточный федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Площадь территории - 6 215 900 км², что составляет 36,4 % от всей территории Российской Федерации.

Административный центр Дальневосточного ФО - г.Хабаровск.

В состав Дальневосточного ФО входит 9 субъектов РФ:

2. Еврейская автономная область

3. Камчатский край

5. Приморский край

7. Хабаровский край

8. Чукотский автономный округ

9. Республика Саха (Якутия)


Среди 68 городов Дальневосточного ФО крупнейшими являются:

1. Владивосток

2. Хабаровск

3. Комсомольск-на-Амуре

4. Благовещенск

5. Петропавловск-Камчатский

6. Дальнегорск

7. Якутск

8. Южно-Сахалинск

9. Находка

10. Уссурийск

11. Магадан

12. Большой Камень

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Дальневосточном ФО насчитывалось 6 692 865 чел., что составляет 4,61 % от всего населения РФ.

Ведущими отраслями экономики Дальнего Востока являются угольная, горнорудная, рыбная и лесная промышленность, судостроение и . Дальний Восток - это богатейшие запасы природных ресурсов, огромная сырьевая база Российской Федерации. Край обладает колоссальным минерально-сырьевым потенциалом, освоение которого определяет развитие не только важнейших отраслей региона, но и экономики страны в целом.

По объему минеральных ресурсов России ДВФО занимает ведущее место в стране. Месторождения бора, сурьмы и олова составляют 95% всех запасов ресурсов Российской Федерации, ртути и плавикового шпата - 60%, вольфрама - до 25%, железной руды, самородной серы, апатита и свинца - около 10%. Наряду с этим также имеются запасы нерудного сырья: огнеупорной глины, известняка, серы и мергеля, кварцевые пески, графита и слюды.

По ряду основополагающих географических и экономических причин ДВФО разделяют на северную (Якутия и Магаданская область) и южную (Приморский и Хабаровский край, Амурская, Камчатская и Сахалинская области) части. Условия южных регионов Дальнего Востока более благоприятны для промышленного освоения. Экономика севера ДВФО (Республика Саха) в основном строится на разработке месторождений алмазов («Айхал», «Мир», «Удачное»), которые составляют 80% алмазных запасов России, и золоторудных и россыпных месторождений, сосредоточенных в Якутии, Амурской и Магаданской областях, Хабаровском крае и на Камчатке.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности Хабаровского края, Приморья и Амурской области занимают лидирующие позиции в общероссийском экспорте древесины, древесноволокнистых плит и производстве пиломатериалов.

Плотная, сильно разветвленная речная сеть стимулирует развитие судоходства в Хабаровском и Приморском краях, Якутии, Магаданской области, а также развитие рыбной промышленности и гидроэнергетики (Чульманская, Бурейская, Зейская и Нерюнгринская ГРЭС). Дальний Восток с его малой плотностью населения производит более 50% всей рыбной продукции России, основная часть которой добывается в Приморском крае. Другими наиболее крупными промысловыми зонами являются Сахалин и Камчатка. Среди рыбопромышленных баз можно выделить Петропавловск-Камчатский и Владивостокско-Находкинский комплексы.

В рамках развития энергетической промышленности в ДВФО наряду с малыми ГЭСработает программа газификации региона, планируется строительство электростанций, работающих на природном газе. Также в перспективе строительство геотермальных станций на Курильских островах и Камчатке.

Существенное место в отраслевой структуре большинства регионов занимает : в Якутии, Сахалинской и Амурской, Магаданской отраслях. Здесь сосредоточены колоссальные запасы каменных и бурых углей. Экспортные поставки дальневосточного угля осуществляются в Японию и Южную Корею, Китай и во многие другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена небольшими текстильно-трикотажными предприятиями, обувными и некоторыми другими, не имеющими большого экономического значения для региона, чего не скажешь про морской транспорт, обеспечивающий импортно-экспортные потоки сырья и товаров. Для Магаданской, Сахалинской и Камчатской областей и северных районов Хабаровского края морской транспорт, помимо малой авиации, является единственными путем доставки грузов. На побережье Дальнего Востока расположено более 20 торговых и 10 рыбных морских порта, оборудовано около 300 гаваней. Круглогодичная навигация осуществляется в портах: Посьет, Зарубино, Владивосток, Находка, Магадан, Ванино, Восточный, Петропавловск-Камчатский, Корсаков и Холмск на Сахалине. В ДВФО зарегистрировано около 200 судоходных компаний, работают морские пароходства: FESCO (Дальневосточное), Сахалинское, Приморское, Камчатское, Востоктрансфлот и Арктическое.

Сегодня экономическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе достаточно сложная. Многие важные промышленные отрасли находятся в критическом состоянии. Например, уже давно физически и морально устарели суда и прибрежные рыбообрабатывающие базы, отсутствуют современные терминалы и логистические центры, тяжелое положение сложилось в энергетике и угледобывающей промышленности. Продолжается отрицательная миграция (отток населения в другие регионы страны). За последние десятилетие из Дальневосточного ФО уехало около 1,5 млн человек. Некоторые эксперты полагают, что постоянный отток населения - главная проблема региона. Если не закрепить людей на территории, то скоро строить-обслуживать трубопроводы-причалы-аэропорты просто будет не для кого и некому.

В настоящее время экономика ДВФО на 80% ориентирована на страны АТР и лишь на 20% - на Сибирь, Европейскую часть России и частично на Европу. Если не предпринять срочные меры по укреплению и развитию экономики в ближайшее время, то экономика Дальнего Востока будет вынуждена и дальше отторгаться от российской экономики и интегрироваться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Ещё граф Муравьев-Амурский, юбилей которого будет отмечаться торжественными мероприятия в этом году, в свое время писал царю, что «одними пушками и солдатами мы эти края не удержим. Надобно развивать экономику».

Чуть более трех лет назад, в декабре 2005 года на заседании совета безопасности Президентом России В.Путиным была дана оценка ситуации как «угрожающей». Среди всех федеральных округов Дальневосточный по всем показателям экономики и уровню состояния сильно отрывается от остальных округов. В связи с этим главой государства было отдано поручение о разработке Стратегии развития Дальнего Востока, в рамках которой в 2007 году была принята новая обширная по средствам федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Внедрение этой программы, постоянное внесение всевозможных поправок и изменений осложняется ко всему прочему сложившейся экономической ситуацией из-за мирового финансового кризиса. Конечно, в регион поступают федеральные средства, хоть и не в полном запланированном объеме. Но они буквально растворяются в постоянном «латании дыр» и ситуация пока далека от положительной динамики.


Сегодня, 22 февраля, во Владивостоке руководство «Единой России » совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков провело форум «Инфраструктура новой экономики» в рамках цикла региональных мероприятий партийного проекта «Локомотивы роста », охватывающего несколько городов России: Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Санкт-Петербург, Иваново. Цель данного проекта – выявить наиболее перспективные региональные промышленные проекты для развития промышленной инфраструктуры регионов страны.

«2 марта в Иваново при участии Председателя «Единой России» Дмитрия Медведева состоится итоговый форум, на котором будут представлены лучшие проекты, отобранные по итогам региональных форумов, прошедших при поддержке партпроекта «Локомотивы роста». Те проекты, которые были сегодня представлены на форуме во Владивостоке, имеют все шансы на то, чтобы выйти в финал. Наша задача – отобрать лучшие проекты, которые могут в дальнейшем получить поддержку Правительства РФ», – рассказал секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Данный формат исследования возможностей развития регионов России позволяет выявить перспективные точки роста в экономиках регионов России. На пленарном заседании Форума во Владивостоке были представлены перспективные промышленные проекты по развитию промышленной инфраструктуры на Дальнем Востоке, реализация которых может поспособствовать решению многих социально-экономических проблем.

На Дальнем Востоке имеются крупные месторождения природных ресурсов, на базе которых функционирует мощная горнодобывающая промышленность. В частности, в регионе производится плавиковый шпат, вольфрамовые концентраты, борные продукты, свинец рафинированный и в концентрате, добывается олово и цветные металлы.

Существующие в регионе природные ресурсы при решении инфраструктурных проблем могут стать базисом мощной региональной экономики.

«Развитие промышленной инфраструктуры на Дальнем Востоке будет способствовать привлечению инвестиций в регион, поможет развивать бизнес, производящий уникальную продукцию, способную конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Дальний Восток может стать новым промышленным центром при ведении грамотной политики в отношении сферы бизнеса в регионе», - прокомментировал Андрей Шпиленко, выступая в качестве эксперта на Пленарном заседании форума.

Одной из важных задач региональной промышленной политики является реновация промышленной системы и создание полноценных кооперационных производственных цепочек.

«Чтобы обеспечить стране экономическую безопасность России, мы должны в очень короткие сроки, за 10 лет, стать одним из ведущих мировых экспортеров промышленной продукции. Это задача амбициозная, сложная, но выполнимая», - отметил депутат ГДФС РФ, федеральный координатор партпроекта «Локомотивы роста» Денис Кравченко.

Партийный проект «Единой России» «Локомотивы роста» направлен на создание условий для поступательного развития современной экономики России во взаимодействии с национальными компаниями – локомотивами роста. Одним из ключевых направлений является анализ мер государственной поддержки основных секторов и отраслей бизнеса в разрезе совершенствования нормативно-правовой базы. Оказание содействия в создании новых предприятий и производств, развитии частно-государственного партнёрства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также распространении лучших и корпоративных практик для формирования инновационной среды.

Добывающая промышленность

Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также передельную чёрную металлургию.

Очевидно, что горно-рудная промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно центры горно-рудной промышленности находятся вблизи богатых месторождений сырья. Также большое значение имеют 2 следующих фактора: фактор природных условий и экологический фактор.

Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается основная часть олова страны, значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра, вольфрама, свинца, цинка, ртути, флюорита, висмута и других ценнейших полезных ископаемых.

”Королевой Дальнего Востока" продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведётся в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы - Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором - в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область. Именно она в своё время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область даёт стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешёвый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определённой группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений и т.п. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.

Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены также во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край. Первенец оловодобывающей промышленности здесь - комбинат “Хинган-олово”, который в1948 году дал первый концентрат на своей обогатительной фабрике. В 63 году в Хабаровском крае вступил в строй горно-обогатительный комбинат ”Солнечный”. Первоначально в состав комбината входили 4 рудника, 2 обогатительные фабрики, геологоразведочная экспедиция, вспомогательные цехи и подразделения. В следствии сложного технологического процесса олово, медь, вольфрам и свинец извлекаются в самостоятельные концентраты, которые незамедлительно отправляются в Китай, Корею, Австралию, Америку из-за невостребованности на внутреннем рынке, что является очередным парадоксом современного развития производства. Сейчас на этом комбинате работают два рудника и обогатительная фабрика. Кроме Чукотки, добыча и обогащение оловосодержащих руд ведутся в Верхне-Аянском районе Якутии, где на Депутатском комбинате добываются руды с самым высоким содержанием олова и потому дешевле, чем в других местах России.

Оловосодержащие руды также добывают на западе Еврейской автономной области и вблизи Комсомольска. Но особо значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово. Эффективность цветной металлургии во многом зависит от того, насколько своевременно будет приводиться в соответствие техническое оснащение предприятий с изменяющимся характером сырьевой базы. Так, наметившееся в конце 70-х - начале 80-х годов снижение себестоимости добычи золота связано с созданием мощной горной техники по разработке месторождений с пониженным содержанием металла, глубоко залегающих россыпей в мерзлых грунтах при низких температурах. На открытых разработках россыпей основную роль будут играть увеличение мощностей землеройных машин, внедрение гидроэлеваторных приборов высокой производительности, массовая конвейеризация и т.д. Подготовка к более широкому использованию рудной сырьевой базы требует изыскания лучших способов отработки коренных месторождений, создания оборудования для условий Дальнего Востока. Руды цветных металлов обычно являются комплексными. Поэтому одной из важных задач является извлечение не только основных металлов, но и сопутствующих элементов, содержащихся в рудах.

Обрабатывающая промышленность

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб. м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. В 1969 году на Дальнем Востоке вывозка древесины составила 24 млн.куб.м. (в том числе 20 млн.куб.м - деловой), а в 1993 году - 35 млн.куб.м. Эта отрасль не особо подверглась спаду производства, и по некоторым данным вывозка древесины в1995 году несколько превысила аналогичный показатель 1993 года. В южной части Дальнего Востока - в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях - лесами занято 54 кв.м. из каждых 100 кв.м. территории. Основные лесозаготовительные базы расположены на территориях, примыкающих к Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, к средней Зее и Бурее, в центре и на юге Сахалина и в верховьях Ленского речного бассейна. Новая лесопромышленная база сейчас создаётся в зоне, примыкающей к трассе Байкало-Амурской магистрали.

На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение - фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины - свыше 40% - заготовляет Хабаровский край (он даёт более 40% пиломатериалов, 70% клееной фанеры и более 20% картона), почти 20% - Приморский и примерно по 10% - Сахалин, Амурская область и Якутия. Вырубаются главным образом лиственница, ель, кедр и пихта. Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес. В Приморском и Хабаровском краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность представляют лиственные деревья - дуб, берёза, тополь и особенно липа и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино - и судостроении.

Есть на Дальнем Востоке породы деревьев, занимающие небольшие площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например, амурский бархат, из древесины которого делают пробки, изоляционные плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина амурского ореха высоко ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах. Из многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно выделить так называемую железную берёзу, которая по твёрдости не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже имеющей твёрдую древесину, изготовляются ткацкие челноки. Древесина белых берёз хороша для производства фанеры и мебели.

Транспортировка дальневосточной древесины на запад, через богатые лесом районы Сибири, где себестоимость её заготовки ниже, экономически невыгодна (исключение составляют высокоценные породы древесины, отсутствующие в других районах страны). Много широколиственной древесины остаётся не вывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью. Обширные масштабы принимают иногда условно-сплошные рубки, что неблагоприятно отражается на восстановлении лесных ресурсов. Отмеченные обстоятельства связаны с затягиванием строительства лесовозных дорог, раздробленностью и недостаточной производственной мощностью лесозаготовительных организаций, отставанием в развитии глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Имеющиеся расчеты показывают, что на Дальнем Востоке на каждую тысячу кубометров изготавливаемой древесины производится намного меньше переработанной лесопродукции, чем в ряде западных районов страны. Недостаточный уровень развития деревопереработки ведёт к вывозу в неоправданно больших размерах в европейские районы круглого леса, что обусловливает высокие транспортные издержки и усиливает грузонапряжённость железнодорожных транспортных коммуникаций западного направления.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Достижение намечаемых объёмов производства требует расширения действующих и строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е - 80-е годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате, Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры - в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

Рыбное хозяйство

Наибольшего расцвета рыбная промышленность Дальнего Востока достигла в 70-80 годы. В то время на его долю приходилась почти 1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и морепродуктов. В наше время ситуация нисколько не ухудшилась, сейчас дальневосточные моря дают около 60% добычи рыбы в Российской Федерации, и даже теперь, в наше сложное время, рыбные консервы, консервы из продуктов моря, свежемороженая рыба, соленая сельдь и некоторые другие виды рыбопродукции поставляются отсюда во многие районы страны, а также на экспорт. Начиная с 70-х годов рыбаки перешли от пассивного прибрежного лова к активному лову в открытых морях и океанах. Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведётся лов крабов. Создано крабоконсервное производство, продукция которого имеет спрос на мировом рынке. В настоящее время основу рыбной промышленности составляет активный лов в открытых морях, которым занят крупный рыболовный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот. Океаническое рыболовство значительно расширило ассортимент рыбопродукции: морской окунь, хек, мерлуза, палтус, сайра, тунец, угольная рыба и такие достаточно новые виды морепродуктов, как креветки, кальмары, гребешки, мидии.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности - сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

Рыбная промышленность Дальнего Востока в доперестроечные времена давала более 700 видов продукции, в том числе всемирно известные икру, балыки, крабовые консервы. Всё это было достигнуто благодаря тому, что рыбная промышленность получила новый промысловый и транспортный флот. В то время Дальний Восток располагал крупнейшей в СССР флотилией больших морозильных рыболовных траулеров. В настоящее время большинство этих судов морально и физически устарели, а поступления новых судов чрезвычайно редки. Но несмотря на это продолжает функционировать достаточно мощное береговое хозяйство рыбной промышленности - базы флота, рыбные порты, судоремонтные заводы, рыбоперерабатывающие предприятия, холодильники.

Долгое время рост рыбной промышленности сдерживался тем, что её береговая база не справлялась с переработкой всей доставляемой промысловым флотом рыбы. С переходом к активному морскому лову, когда суда уходят на промысел на длительный срок, обработка уловов ведётся в основном непосредственно в море на крупных сельдевых плавбазах с искусственным охлаждением трюмов, плавучих крабоконсервных заводах и рефрижераторах. Долго очень трудоёмким оставался засол кеты и горбуши: необходимо было производить вручную до 10 различных операций. Сейчас лососевые солятся в охлаждённых циркулирующих рассолах, и экономия на посоле каждой 1000 центнеров кеты составляет более 1,5 тысячи рублей.

Около половины всей рыбной продукции Дальнего Востока приходится на долю Приморского края. Особое место в его рыбной промышленности занимает крабоконсервное производство и китобойный промысел, который, кстати, сейчас почти полностью прекращён согласно мораторию о сохранении популяции китов, который не так давно был подписан Российской Федерацией. Другими крупными рыбопромысловыми районами на Дальнем Востоке являются Камчатка и Сахалин (они дают 2/5 общего улова приблизительно поровну). На Сахалине, например, рыбная промышленность даёт более 1/3 всей валовой промышленной продукции области. Выросло значение рыболовства в Магаданской области. Из рыбопромышленных баз можно выделить базы Владивостокско-Находкинского и Петропавловск-Камчатского комплексов, которым принадлежит основная роль в уловах и переработке рыбы. Особую роль в рыбном хозяйстве Дальнего Востока играет река Амур, в его водах встречаются такие ценные породы рыб, как калуга, сиг, толстолоб, осетер.

В рыбной промышленности основная задача - ликвидировать диспропорцию в развитии флота и его береговой базы. В перспективе расширение океанического рыболовства будет сопровождаться увеличением прибрежного лова. Большое значение придаётся мероприятиям по охране и разведению лососевых рыб. Одним из перспективных направлений является товарное разведение морского гребешка и других моллюсков, а также водорослей. Рост вылова рыбы будет сопровождаться переработкой по новой технологии низкокачественного рыбного сырья в продукты повышенной пищевой ценности.

Агропромышленный комплекс

В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под соей - 35, под картофелем и овощами - 6-7, под кормовыми - 15-20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится удобрений под их посевы. К тому же трудности уборки, связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Приханкайской низменности выращивается рис, но его посевы пока невелики. Здесь, а также в Приуссурийской низменности выровненный рельеф для создания рисовых плантаций, достаточно продолжительный и теплый вегетационный период, плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток - основной район производства сои. На его долю приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона всюду выращиваются картофель и овощи, население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет местного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Перед районом ставится задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей - Якутия, Магаданская и Камчатская области, Чукотский автономный округ. Однако в целом по району животноводство развито слабо, незначительна численность скота, его продуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный район располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, богата пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Здесь же размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной (Уссурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает потребности его населения. Значительная часть продукции пищевой индустрии завозится из Сибири и европейской части России. Создана крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы района. Расширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия. Среди них больше всего мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее поголовье оленей, на юге - мясной скот; расширяется также сеть городских молочных заводов.

Транспорт

Основную роль в районе играет железнодорожный транспорт, с его помощью перевозится 80% грузов. От Транссибирской железнодорожной магистрали отходит ряд ответвлений. Одно из них идёт от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Второй выход - на Тихоокеанское побережье район получил в результате постройки Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

Экспортно-импортные связи развиваются благодаря морскому транспорту. Крупнейшими портами являются Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Советская гавань, Владивосток.

Автомагистрали района проходят по следующим направлениям: Невер - Алдан - Якутск; Якутск - Магадан; Хабаровск - Владивосток; Хабаровск - Биробиджан; Колымский тракт и др. Во внутрирайонных сообщениях, особенно между труднодоступными и малоосвоенными территориями, велика роль авиационного транспорта.

Район вывозит концентраты цветных металлов, бумагу, рыбу, рыбопродукты. Ввозится продукция лёгкой промышленности, продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, прокат чёрных металлов.

1.4 Отрасли специализации. Важнейшие промышленные центры

В структуре хозяйства Дальнего Востока ведущее место принадлежит промышленности. Вклад промышленности района в общий объем промышленного производства России составляет 4,3 %, при этом добывающая и обрабатывающая промышленности – по 7,6%. Удельный вес отраслей промышленности Дальневосточного экономического района в промышленност

и всей страны выглядит следующим образом: пищевая промышленность – 8,8%; промышленность строительных материалов – 8,8%; лесная, дерево – обрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 8%; электроэнергетика – 4,5%; машиностроение и металлообработка- 3%; топливная промышленность – 2,7%; цветная металлургия – 1,6%; химия и нефтехимия – 1,2%; легкая промышленность – 1,2%; черная металлургия – 1,1%.

В отраслевой структуре промышленности Дальнего Востока выделяются следующие отрасли (в % от всей промышленной продукции района):

· пищевая промышленность – 25,3 (рыбопереработка – Петропавловск – Камчатский, Усть – Камчатск, Охотск, Находка, Южно – Курильск и другие, мукомольная промышленность – Амурская область, Хабаровский и Приморский края).

· Цветная металлургия – 20,7 (Республик Саха, Магаданская область).

· Электроэнергетика – 19,3 (ТЭС – Нерюнгринская, Якутская, Хабаровская; Билибинская АЭС и Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке).

· Топливная промышленность – 10,5 (Республика Саха, Хабаровский край, Сахалинская и Амурская области). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

· Машиностроение и металлообработка – 8,5 (Хабаровск).

· Лесная, дерево – обрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 5,4 (Хабаровский и Приморский края, Сахалинская и Амурская области).

· Промышленность строительных материалов – 4,0 (Приморский и Хабаровский края, Республика Саха).

· Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность – 2,0 (Амурская область, Хабаровский и Приморский края).

· Химическая и нефтехимическая – 0,7 (Хабаровский и Приморский края).

· Легкая промышленность – 0,6 (Хабаровский и Приморский края, Амурская область).

· Черная металлургия- 0,5 (Хабаровск).

· Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность – 0,2

На Дальнем Востоке с его редкой заселенностью и разнообразностью хозяйственных ареалов исключительно велико значение транспорта. Роль отдельных его видов на юге и северо-востоке района существенно различна.

Южную часть, включая о. Сахалин, обслуживают железные дороги. Сибирская железнодорожная магистраль – основная транспортная артерия района. На северо-востоке района основную транспортную работу производят водный (велика роль северного морского пути) и автомобильный транспорт.

1.5 Особенности территориальной структуры района

В Дальневосточном районе по некоторым основным характеристикам выделяют два подрайона: Дальневосточный Юг и Дальневосточный Север.

Дальневосточный Юг

Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская (в том числе Корякский автономный округ) и Сахалинская области.

Здесь на территории, составляющей 30% площади Дальневосточного района, сосредоточено более 80% его жителей, производится 98% рыбопродуктов, сконцентрированы вся выплавка черных и цветных металлов, нефтеобрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, основное машиностроение, деревообработка, добыча угля и большая часть сельскохозяйственного производства. Для Дальневосточного Юга до сих пор характерно выборочное освоение ресурсов. Экономически более освоенная полоса прилегает к Сибирской железнодорожной магистрали. Лишь отдельные центры, главным образом горнодобывающие, разместились в таежных районах. Большую, северную часть территории подрайона, почти не затронутую в недавнем прошлом хозяйственной деятельностью, начали осваивать с сооружением БАМа.

Приморский край

Территория – 165,9 тыс. км2, население – 2194,2 тыс. человек, доля городского населения – 78,3%. Расположен на юге Дальнего Востока и сосредотачивает более трети его населения. Центральную и восточную его части занимают горные массивы Сихотэ-Алиня. Расселение и сельское хозяйство приурочены к Уссурийской и Приханкайской низменностям, а также приморским портам, главным образом на юге края.

Владивостокский промышленный узел включает в себя города – Владивосток, Артем, Большой Камень, поселки – Тавричанка, Раздольное, Новый. Развито машиностроение, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Находский промышленный узел включает в себя г. Находку и г. Партизанск. Развит судоремонт, производство строительных материалов.

Хабаровский край

Территория – 788,6 тыс. км2, население – 1232,0 тыс. человек, доля городского населения – 80,7%. Занимает в регионе ключевое транспортно – географическое положение. Расселение и сельское хозяйство приурочены в крае преимущественно к долинам рек Амура и Уссури. Значительная часть территории, особенно на севере, занята горными хребтами.

В крае сложилось несколько промышленных узлов и центров.

Хабаровский промышленный узел – г. Хабаровск, важнейший транспортный узел Дальнего Востока. Развиты машиностроение, нефтеперерабатывающая, химико-фармацевтическая, деревоперерабатывающая, легка и пищевая промышленности.

Комсомольский промышленный узел включает в себя города Комсомольск – на – Амуре, и Амурск. Имеются крупные судостроительные, авиастроительные, нефтеперерабатывающие, передельный металлургический заводы.

Еврейская автономная область

Территория – 36,0 тыс. км2, население – 209,9 тыс. человек, доля городского населения – 67,6%. Занимается легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью.

Амурская область

Территория – 363,7 тыс. км2, население – 1007,8 тыс. человек, доля городского населения – 65,2%. Расположена в юго – западной части Дальнего Востока, в долинах Амура и его притоков Зеи, Селемжи, Буреи и др. Приамурье – один из первых районов сплошного земледельческого расселения на Дальнем Востоке.

Камчатская область

Территория – 472,3 тыс. км2, население – 396,1 тыс. человек, доля городского населения – 80,8%. Располагаясь около 60 с.ш., полуостров Камчатка благодаря влиянию теплых океанических течений имеет относительно благоприятные климатические условия, а по экономическим связям тяготеет к Дальневосточному Югу. Все три наиболее крупных города – Петропавловск – Камчатский, Елизово, Вильчунск тяготеют к Авачинской бухте.

Сахалинская область

Территория – 87,1 тыс. км2, население – 608,5 тыс. человек, доля городского населения – 86,8%. Областной центр – г. Южно – Сахалинск с предприятиями рыбной, пищевой и легкой промышленности, машиностроение, строительной индустрии.

Дальневосточный Север

Республика Саха (Якутия), Магаданская область,Чукотский автономный округ.

Это огромный по территории (4,3 млн км2) подрайон выделяется окраинным положением, суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных и дефицитных полезных ископаемых с высоким содержанием важных компонентов – главная специализация Северо – Востока, определяющая его место во всероссийском хозяйстве. Единство подрайона обуславливается не только общностью природных условий хозяйства, но и общими методами освоения территории, экономическими связями по отдельным видам топлива и сырья.