Сочинение о писательском труде. Проблема специфики профессии писателя - готовые аргументы и тезисы Проблема осмысления понятия писательский труд

В чем суть писательства как призвания? Именно над этой проблемой предлагает нам задуматься в представленном для анализа тексте русский советский писатель, классик отечественной литературы и автор рассказов и повестей К.Г. Паустовский.

Обращаясь к проблеме, автор повествует об одной истории, в ходе которой один молодой начинающий писатель приобрел для себя ценнейшие познания от умеющего мыслить сельского аптекаря Лазаря Борисовича. Паустовский акцентирует особое внимание на том, что аптекарь очень серьёзно относился к писательству и, узнав, что молодой человек выбрал именно его своим призванием, решил окунуть его в самую суть профессии.

К.Г. Паустовский убежден, что суть писательства как призвания в полном знании и понимании жизни во всех её проявлениях, в способности утверждения её везде и до конца дней. Настоящий писатель, считает автор, должен быть честным, настоящим тружеником, пренебрегающим славой.

Позиция автора мне близка. Действительно, суть писательства как призвания заключается в беспрерывном труде и полной самоотдаче, в том, чтобы быть "пропитанным" жизнью с ног до головы, знать все и обо всем и нести эту жизнь"как чудодейственный бальзам" людям.

В русской художественной литературе существует немало примеров, раскрывающих суть писательства как призвания. Одно их них - роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", повествующий от тяжелой писательской судьбе Мастера, отдавшего своему призванию всего себя. Его роман о Понтии Пилате был делом всей его жизни, в него были вложены весь опыт, силы и здоровье героя. И что хотел Мастер? Он не стремился к славе, а лишь мечтал, чтобы его роман нашел своего читателя. Писательство было истинным предназначением Мастера - это понимала Маргарита.

В романе Д. Лондона "Мартин Иден" перед нами пролистывается судьба подлинного писателя Мартина Идена, прошедшего нелегкий путь к славе. Определив для себя, что его предназначение именно писательство, герой сумел преодолеть нищету и критику, неодобрение со стороны близких. И, в итоге, пройдя всё, Мартин решил донести своё творчество и свой опыт до людей, с каждым днём всё более совершенствуя свой талант.

Итак, писательство, действительно, ничто иное как призвание, состоящее в постоянном труде и познании жизни. А на такие условия готов не каждый: вот почему так немного настоящих великих писателей, остающихся в памяти народа на века.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Н. Полевой - повесть «Живописец». В своем произведе­нии Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции при­держивается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу твор­чества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обще­стве. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
  • А.С. Пушкин-трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»).
  • Н.В. Гоголь - поэма «Мертвые души». В 7-й главе по­эмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, пред­ставляя читателям писателя-романтика, развлекающего пуб­лику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали- ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его - призна­ние, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит са­мому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо ха­рактеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это тре­бует от художника душевной стойкости, мужества, терпения.
  • М.А. Булгаков - роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», - проблема истинного и ложного твор­чества. Автор представляет нам два типа художников. Пер­вый - литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена лите­ратурных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собствен­ной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер - единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы - тру­сости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за гре­хи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценнос­тей-любви, свободы, творчества, поиска истины.

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С.

Второй год приморский край сдает ЕГЭ по русскому языку. Если говорить сухим языком цифр, то итоги экзаменов за 2 года можно свести в следующую таблицу:

Год

Всего работ

Не приступили к части «С»

Самый высокий балл

2009

17313

Нет данных

2010

11379

654 / 5,75%

Изменилось ли что-то в содержании работ? Да, конечно. В целом, работы стали значительно лучше: увеличился их объем, учащиеся научились определять проблему текста, формулировать авторскую точку зрения, пользоваться необходимыми терминами, включать в текст аргументирующую часть, делать выводы. Но на что же следует обратить внимание следующим выпускникам? Как успешно справиться с частью С? Разберем структуру сочинения.

Начало, пожалуй, - самая сложная часть работы. Обращаю ваше внимание на то, что в 12 критериях оценки сочинений нет ни одного балла за оригинальность, эмоциональность вступления, поэтому, чтобы не терять время, следует воспользоваться информацией об авторе предложенной статьи, помещенной под текстом.

Пример. Владимир Федорович Тендряков - известный прозаик, автор многих остроконфликтных повестей о деревне, в которых поднимает духовно нравственные проблемы современной ему жизни, острые проблемы советского общества.

Не сформулировали проблему – 3679 человек

Возможные недочеты:

  1. Грамматическая ошибка – проблема о (следует исключать предлог «о»).
  2. Ошибка в фоновом материале – употребление слова «рассказ», если это публицистический текст.
  3. Подмена понятий «тема» – «проблема» .

Следующая часть работы – комментарий проблемы текста (К2). В этой части необходимо прокомментировать названную выше проблему Следующий этап вашей работы – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, показать, что вы её верно понимаете.

Не прокомментировали проблему 4276человек

Пример. Данная проблема является актуальной и в наши дни, потому что без связи времен невозможно сохранить то, что понято, собранно старшим поколением. Отсутствие этой связи обеднит жизнь поколения младшего, сделает его равнодушным к окружающему миру, его красоте и врачующей силе фауны и флоры.

Возможные ошибки:

    1. Логическая – выдвинута одна проблема, а прокомментирована – другая.
    2. Речевые – употребление слов в не свойственном им значении; употребление слов в иной стилевой окраске; повторы слов; неудачный порядок слов; неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов.
    3. Фактические – неверно понят исходный текст.

Переходим к следующей части сочинения – отражение позиции автора исходного текста (К3). В этой части необходимо определить авторское отношение к поднятой проблеме (его найдешь в тексте). Это сжатое изложение материала текста, соответствующее проблеме, выдвинутой тобой.

Возможные ошибки:

    1. Фактическая – позиция автора не понята.
    2. Логические – позиция автора подменена собственной и не соответствует тексту; к названной проблеме неверно подобранна позиция автора.

Помни, что проблем в тексте может быть несколько и на каждую из них в тексте есть авторская позиция.

Основные проблемы

1 проблема сохранения связи времен (в чем проявляется и в чем поддерживается связь времен?)

Связь времен проявляется в передаче духовных ценностей от старших к младшему; связь времен не оборвется, пока принявший духовные ценности будет стремиться их бережно сохранить и передать новому поколению.

2 Проблема влияния личности педагога и писателя на личность ученика (как на примере К.Г. Паустовского можно проследить влияние личности писателя на его учеников)

К.Г. Паустовский своими книгами и личным примером учил уважению к достоинству человека; учил активной доброте и активному человеколюбию.

3 Проблема призвания писателя (в чем К.Г. Паустовский видел свой долг писателя и человека?).

Писатель должен всю свою жизнь посвятить защите человека, а значит, защите всего общества, как это делал К.Г. Паустовский.

4 Проблема значения книги в жизни человека (чему учат лучшие книги?).

Лучшие книги для вдумчивого читателя могут стать настоящими педагогами, которые научат видеть красоту мира и людей.

Следующая структурная часть сочинения – это аргументирование собственной точки зрения по проблеме (К4). В этой части ученик формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами из художественной, публицистической, научной литературы или примерами из жизненного опыта (факты из жизни окружающих, собственные наблюдения, традиционный исторический опыт). Пример может предшествовать обобщению или подкреплять высказанную мысль, но не может быть приведен без комментария. Примеры могут выполнять роль иллюстрации; чтобы сделать свою мысль понятной, конкретной, возможна аргументация с учетом положительного или отрицательного образца, что поможет оценить какое-либо явление, подтвердить собственную точку зрения.

Не смогли аргументировать собственную точку зрения 4084 человека

Готовясь к выполнению этой части, ученик может составить таблицу.

Пример.

Проблема

Персонажи

Проблема чести

Л.Н. Толстой роман «Война и мир»

Андрей Болконский, Пьер Безухов.

Б. Васильев роман «Сотников»

Сотников, Рыбак

В. Распутин повесть «Живи и помни»

Андрей Гуськов

Экологические проблемы

Ч. Айтматов роман «Плаха»

В.П. Астафьев повесть «Царь-рыба»

Проблема памяти

А.Ахматова поэма «Реквием»

К. Воробьев рассказ «Это мы, господи!»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Нравственные проблемы

Самая высокая оценка аргументирующей части- 3 балла. Для этого достаточно подкрепить свою мысль одним произведением из художественной или публицистической литературы и примером из жизни. Примеры из жизненного опыта, даже если их 3, оцениваются 1 баллом!

Выполнение этой части обычно начинается словами: «Я согласна(сен) с точкой зрения автора и считаю, что…(идут умозаключения , подтвержденные доказательствами различного характера).

Возможные ошибки:

  1. Мнение ученика заявлено формально, без доказательств.
  2. В фоновом материале (К12) - искажение жанра произведения, ошибки в авторстве текста, в именах персонажей.
  3. Этические ошибки (К11)- грубые упреки в адрес кого-либо.
  4. Фактическая ошибка (К2) - в приведенном тексте нет названной проблемы.
  5. Речевые ошибки (К10) – смотри выше.
  6. Грамматические ошибки (К9) – в образовании форм слов, в нарушении связей между словами, в употреблении деепричастного оборота, в нарушении границ предложения, пропуск слов, смешение прямой и косвенной речи.

Завершает вашу работу заключение. Каким оно должно быть?

  1. Заключение должно быть связанно с текстом (как и вступление).
  2. Должно стать логическим заключением высказанных мыслей.
  3. В нём возможно предложение о решении проблемы, которую учащийся определил и обосновал.

Всё это будет учтено в критериях оценки задания (К5).

О чём ещё должен помнить выпускник и что повлияет на оценку в части С:

    1. Наличие абзацев в сочинении при переходе от одной микротемы к другой (К5).
    2. Связность и последовательность мыслей (К5). Допущены ошибки 3559 учениками (цельность)
    3. Точность и выразительность речи (К6).
    4. Разнообразие грамматического строя речи, использование сложных предложений, осложненных конструкцией (К6).
    5. Словарные запас учащегося (К6 ) Допущены ошибки 2564 учащимися (точность)
    6. Орфографическая и пунктуационная грамотность (К7, К8). Орфография – ошибки у 7285 человек; пунктуация - у 7742 человек.
    7. Грамматические ошибки допустили 3676 человек.
    8. Речевые – 3584 человек.
    9. Этические – 994 человека.
    10. Фоновые – 1616 человек.

В 2010 году среди текстов части С был предложен отрывок из художественного текста. Сочинение по художественному тексту пишется по той же схеме. Сложность в работе с подобным текстом заключается в определении точки зрения автора, так как в художественном тексте она, как правило, завуалирована, скрыта. Чтобы определить её, нужно быть внимательным читателем, так как её находят при анализе изобразительно-выразительных средств, авторских замечаний, пояснений, ремарок.

В заключающей части своей работы приведу выдержки из сочинений выпускников, которые вызвали улыбку у проверяющих.

В предложенном для анализа тексте. В. В. Шахиджанян поднимает проблему поиска призвания. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социального характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему, размышляя о том, что каждому человеку необходимо выбрать не просто профессию, а призвание, которое будет его вдохновлять делать работу с душой, то есть человек будет увлечен своим делом, а не будет жаловаться остальным, как тяжело ему справляться со своими служебными обязанностями и как он ненавидит свою

работу: “Главное – любить, знать свое дело и с увлечением к нему относиться.

Тогда к призванию приходит признание. Три условия хорошей работы: любить, знать и увлекаться делом”.

А также писатель рассуждает о том, что не так-то просто найти дело своей жизни и получить в нем признание: для этого нужно стараться, совершать усилия, достигать цели, ведь далеко не все получается с первого раза, поэтому надо пробовать делать попытки, даже если они принесут ошибки: “Далеко не все и не у всех получается сразу. Известный клоун Леонид Енгибаров искал себя более десяти лет. Пробы и ошибки, ошибки и пробы. Добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя”.

Авторская позиция ясна: В. В. Шахиджанян приходит к мысли, что если каждый человек найдет свое призвание, то решатся многие проблемы современного общества, улучшится жизнь людей. Также Шахиджанян считает, что лучше тратить свое время на поиски своего дела, совершение ошибок и их исправление, помочь другим искать свое призвание, чем до конца старости оставаться недовольным от нелюбимой работы.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что время, потраченное на поиски себя, никогда не станет потраченным впустую временем, оно обязательно окупится, напротив, время, которое тратится на нелюбимую, но хорошо оплачиваемую работу, нелюбимое дело, сокращает жизнь человека, ничего не приносит, кроме недовольства.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Одним из примеров является высказывание Максима Горького, с которым невозможно не согласиться: “Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества”. Если правильно выбрать свою профессию, найти призвание, то работа не будет в тягость, не станет тяжким бременем, а будет приносить воодушевление и радость.

Другим примером может служить роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. До встречи с Воландом на Патриарших прудах Иван Бездомный был членом МАССОЛИТа и поэтом, пишущим стихи на заданные темы. Оказавшись в психиатрической клинике доктора Стравинского, он встречает Мастера и понимает свою бездарность, понимает, что его стихи ужасны. Иван Бездомный отказывается от сочинения стихов. Далее он становится Иваном Николаевичем Поныревым – сотрудником Института истории и философии, профессором.

Таким образом можно сделать следующий вывод: нелегко найти свое призвание, поэтому нужно искать то дело, которое тебе по душе.


Другие работы по этой теме:

  1. Как важно человеку найти дело по душе, свое призвание – вот проблема, над которой размышляет В. Шахиджанян. Нравственный вопрос, рассматриваемый автором, относится к категории вечных....
  2. Надежда на будущее Люди познаются в споре и в пути. Джордж Герберт Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину. Одному кажется,...
  3. Какая удачная тема для выпускного сочинения! Для каждого из нас, заканчивающих школу, настала пора выбора и темы сочинения, и будущей профессии, и жизненных приоритетов. И...
  4. …Идея “Героя нашего времени” для Многих оставалась доныне тайною и Останется для них тайною навсегда!.. В. Г. Белинский “Герой нашего времени” – первый в русской...
  5. Война – явление губительное, бесчеловечное. На войне для каждого бойца основная цель – выжить. Именно поэтому зачастую в столь суровых условиях человек теряет свое истинное...
  6. Без истории трудно жить. А. Платонов Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, “без приглашения”. Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева....
  7. До сих пор в России ведутся споры о возвращении монархизма. Сторонники этой идеи видят истину в восстановлении императорской власти, передающейся по наследству, в реставрации тех...
  8. Молодые люди в поисках своего призвания Молодые люди в самом начале самостоятельного пути не всегда бывают уверены в том, насколько правилен их первона­чальный выбор. Проблема...

В романе В.А. Каверина особенно жизненно важным представляется вопрос выбора будущей профессии для Сани Григорьева и его друга Вальки Жукова. Валентин – мальчик увлекающийся, его постоянно влекут всё новые и новые сферы знания. Но в итоге выбирает биологию и становится профессором. Саня очень долго идёт к своему выбору. Ещё будучи немым, он неоднократно слушал письмо, повествующее об экспедиции капитана Татаринова. В подростковом возрасте ему приходит мысль, что на самолёте достичь северного полюса гораздо проще, чем на собачьих повозках. И это решает его судьбу. Он посвящает всё своё время главной цели – стать лётчиком. Считая себя невысоким, он занимается спортом, неустанно тренируется, готовится отвечать на все вопросы по устройству самолёта. В итоге он становится лётчиком и достигает своей цели. Так мечта детства становится смыслом всей жизни.

2. Л.Н. Толстой «Отрочество»

Герой автобиографической повести Николенька Иртеньев на пороге взросления стоит перед выбором будущего дела всей жизни. Одарённый богатым духовным миром, он мечтает стать полезным и общественно значимым человеком. Он воображает себя «великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства». Главный герой готовится к поступлению на математический факультет, только потому, «что слова: синусы, тангенсы, дифференциалы, интегралы и т. д., чрезвычайно нравятся мне». Впоследствии жизнь покажет, что выбор, сделанный таким образом, неправильный. Книга Л.Н. Толстого убеждает нас походить к выбору жизненного пути более ответственно.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Жизнь – долгий путь, который хочется пройти с ответственностью за каждый день. Иногда на жизненном пути происходят внезапные перемены, после которых человек понимает, что главное – впереди. Так случилось с Мастером. Он прожил большую часть жизни, работая в одном из московских музеев. Он был историком по образованию и занимался переводами, так как знал пять языков. Однажды, выиграв большие деньги, он решил посвятить себя любимому занятию: написанию романа о Понтии Пилате. Другой герой романа Иван Бездомный – писатель, даже поэт, подвязался в Грибоедове, продавая свои бесталанные произведения Берлиозу, пользуясь всеми благами МАССОЛИТа. Но встреча с Воландом, смерть Берлиоза, а потом знакомство с Мастером изменили жизнь Ивана, он стал историком, перестал писать свои бездарные стихи и посвятил свою жизнь науке: он стал сотрудником института истории и философии, профессором – Иваном Николаевичем Поныревым. Его ежемесячно беспокоит полнолуние, но он знает то, чего не знает никто. Булгаков даёт понять, что выбор профессии – дело сложное и не всегда однозначное.