Верховная распорядительная комиссия при александре 2. Указ Александра II Сенату о комиссии по охранению государственного порядка

Верховная распорядительная комиссия Верхо́вная распоряди́тельная коми́ссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, высший чрезвычайный орган государственного управления в России в феврале - августе 1880. Создан после взрыва в Зимнем дворце, организованного С. Н. Халтуриным (5 февраля 1880). Председатель - М. Т. Лорис-Меликов.

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ВЕРХО́ВНАЯ РАСПОРЯДИ́ТЕЛЬНАЯ КОМИ́ССИЯ по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган управления в России (см. РОССИЯ (государство)) в феврале-августе 1880 года. Верховная распорядительная комиссия была учреждена 12 февраля 1880 года после взрыва в Зимнем дворце, произведенного 5 февраля С.Н. Халтуриным. В ее состав вошли: главный начальник граф М.Т. Лорис-Меликов, член Государственного совета К.П. Победоносцев, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Кабинета министров М.С. Каханов; сенаторы М.Е. Ковалевский, И.И. Шамшин, обер-прокурор Сената П.А. Марков, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, генерал-майор свиты М.И. Батьянов, правитель канцелярии министерства внутренних дел С.С. Перфильев, а с мая - начальник главного управления печати Н.С. Абаза.
Главному начальнику Верховной распорядительной комиссии предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) и его окрестностях, поручалось прямое ведение следственных дел по государственным преступлениям; ему временно подчинялись Третье отделение и корпус жандармов. В целях привлечения к борьбе с революционном движением «благомыслящей части общества» М.Т. Лорис-Меликов в феврале 1880 года выступил с обращением к жителям столицы. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционным движением, для ускорения следствий по делам о государственных преступлениях, упорядочения вопроса об административной ссылке, о полицейском надзоре. 11 апреля М.Т. Лорис-Меликов в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. Сама Верховная распорядительная комиссия являлась лишь консультативно-исполнительным органом при ее начальнике. 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия была упразднена. Третье отделение также упразднялось, все его функции передавались в министерство внутренних дел, где был создан Департамент государственной полиции. Минстром внутренних дел был назначен М.Т. Лорис-Меликов. Эти меры привели к централизации жандармско-полицейских органов в системе одного ведомства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Верховная распорядительная комиссия" в других словарях:

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным и объединивший… … Википедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис Меликов … Большой Энциклопедический словарь

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный высший орган государственного управления в феврале августе 1880. Создана для борьбы с террористической деятельностью партии Народная воля. Председатель граф М. Т.… … Русская история

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в России 12 февр. 1880 для руководства борьбой с революц. движением после взрыва в Зимнем дворце 5 февр., произведенного С. Н. Халтуриным. Создание В. р. к. было… … Советская историческая энциклопедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в г. С. Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание… …

    ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ - правительственный комитет, созданный 12 февраля 1880 г. для руководства борьбой с революционным движением в России. Образование Верховной распорядительной комиссии произошло вслед за взрывом в Зимнем дворце, произведенным С.Н. Халтуриным 5… … Юридическая энциклопедия

    Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… … Большая советская энциклопедия

    I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия

    - (сокращённо Собственная Е. И. В. канцелярия) личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I … Википедия

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, учреждена Высочайшим указом от 12 февр. 1880, «чтобы положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок». Целый ряд террористических покушений, которыми сопровождалось революционное движение к. 1870-х, вызвал в правительстве убеждение, что меры, предпринимавшиеся до сих пор, оказались недостаточными и не достигающими цели. В совещании высших сановников, происходившем под председательством императора 8 февр., цесаревич выступил с предложением учредить следственную комиссию с обширными полномочиями, действия которой распространялись бы на все части Империи. Это предложение и получило осуществление в учреждении Верховной распорядительной комиссии. Для борьбы с революционным движением комиссии предоставлено было принять всякого рода меры, и все ведомства должны были беспрекословно исполнять соответствующие ее распоряжения; комиссии было поручено непосредственное ведение всех политических дел, возникших в Петербургском военном округе, и верховное направление таких дел во всей Империи. Главный начальник комиссии получил право главноначальствующего в С.-Петербурге, причем ему подчинен был градоначальник, имевший право непосредственно испрашивать Высочайшие повеления и присутствовать при всех докладах министров, если они имели связь с задачами комиссии. Во главе Верховной распорядительной комиссии был поставлен генерал-адъютант М. Т. Лорис-Меликов, членами ее назначены были: член Государственного Совета К. П. Победоносцев, князь Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы Ковалевский и Шамшин, товарищ начальника Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии генерал Черевин, генерал Батьянов и правитель канцелярии Министерства внутренних дел Перфильев. Свою программу Лорис-Меликов изложил на первом же заседании комиссии; она сводилась к двум главным задачам: подавлению террористов и изысканию средств для уврачевания тех болезней общества, которые породили революционное движение и поддерживали его.

Предложенные Лорис-Меликовым меры были таковы:

1) твердо преследовать преступные действия революционеров, но не смешивать со злоумышленниками людей, не участвующих в преступной партии и в революционных проявлениях ее;

2) установить единство действий полиции, прокуратуры и суда в деле преследования политических преступлений;

3) при достижении указанных целей стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к нормальному порядку;

4) побудить органы правительства внимательно относиться к потребностям общества, благожелательно выслушивать заявления дворянства, земств и городов, для чего привлекать эти общественные элементы к участию в таких вопросах, которые близко касаются их местных нужд;

5) восстановить доверие к учебному ведомству, не касаясь основ системы. Перемена в личном составе управления учебным ведомством, по мнению Лорис-Меликова, «будет встречена с величайшим сочувствием всей Россией».

Было декларировано объединение всех действий властей в деле борьбы с революционерами, ускорение производства по политическим делам (были преданы военному суду несколько лиц, участвовавших в покушениях террористов); вместе с тем Лорис-Меликов принял целый ряд мер по облегчению участи лиц, сосланных и арестованных по одним подозрениям в неблагонадежности, и поставил на очередь вопрос о пересмотре правил об административной высылке и надзоре. Множество лиц, подвергнутых административным карам в предыдущие годы, было освобождено по личным представлениям Лорис-Меликова; генерал-губернаторы получили инструкции, в которых им рекомендовалось усвоить новые начала, принятые правительством в борьбе с революционным движением при применении ими административных мер взыскания.

События показали, что деятельность комиссии была неэффективна. Некоторые ее мероприятия стимулировали рост политического бандитизма. Добрая воля царя расценивалась революционерами как слабость. Убедившись в бесплодности работы комиссии, Александр II упразднил ее.

Создание Верховной распорядительной комиссии стало важным событием в политической истории России. Факт существования этого органа свидетельствует о попытке царского режима конца 19 века совладать с общественными настроениями, в основе которых было ожидание конструктивных последовательных реформ.

Что это за комиссия

В 1880-м силами царского режима произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии. Год этот был ознаменован активной борьбой самодержавной власти против революционного движения. Среди историков есть мнение, что поводом для создания Комиссии стал взрыв, устроенный противниками царизма 5 февраля в Зимнем дворце.

Человек, в непосредственном подчинении которого находилась Верховная Распорядительная комиссия - Лорис-Меликов Михаил Тариэлович. В состав органа также входили К. П. Победоносцев, А. К. Имеретинский, М. С. Каханов и другие видные государственные деятели. Создание Верховной распорядительной комиссии, как считают некоторые историки, было связанно с необходимостью упорядочить действия в столице Российской империи в условиях растущих революционных настроений.

Деятельность

Верховная распорядительная комиссия была призвана объединять работу различных государственных органов правопорядка (включая судебные инстанции). Главной целью работы комиссии было противодействие нарастающей активности революционеров. Задачи, которые стояли перед данной организацией, заключались в ускорении следственных действий в отношении подозреваемых в преступлениях перед государством, решением вопросов о наказании в виде ссылок, управлении полицейскими органами, осуществляющими надзор.

В среде историков есть версия, что Лорис-Меликов достаточно активно вмешивался в работу большинства направлений государственной политики, однако тому способствовала поддержка в царском окружении. И потому учреждение верховной распорядительной комиссии могло быть оценено как простая формальность - ключевые решение принимались, так или иначе, в рамках линии царизма. И потому, по мнению историков, совершенно неудивительным стал факт, что учреждение верховной распорядительной комиссии довольно скоро вылилось в ее упразднение. Лорис-Меликов возглавил Министерство внутренних дел страны.

Предпосылки появления

В популярных историографических источниках встречается версия, что реформы, проведенные царским режимом в 60-70 годы 19 века, имели признаки непоследовательности, несмотря на то, что несли в себе ряд прогрессивных признаков: развитие капиталистических элементов и сопутствующий рост экономики, укрепление позиций страны на международной арене.

Верховная распорядительная комиссия, считают историки, появилась как ответ царского режима на кризисные тенденции в области политических процессов - стали появляться организации, стремящиеся исправить недостатки в правлении страной революционными методами. Кроме того, значительная часть российского общества не имела выраженной политической позиции, и был риск, что радикально настроенные ячейки обретут симпатию в глазах граждан.

Личность Лорис-Меликова

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов родился в 1824 году в Тифлисе. Его семья имеет армянские корни. Обучался в Лазаревском институте восточных языков. Затем - в военных школах Петербурга. В 1843-47 годах служил в в Гродно. Потом несколько лет воевал на Кавказе, после принимал участие в Крымской войне и последующих крупнейших военных конфликтах между Россией и Турцией. После заключения мира между державами был назначен временным генерал-губернатором Астрахани, Саратова и Самары, успешно решил задачи по противодействию опасным эпидемиям в регионе. Работал на должности генерал-губернатора в Харькове, где принимал участие в реформировании государственного аппарата. После возглавил новый госорган под названием Верховная распорядительная комиссия (год 1880).

Лорис-Меликов о ситуации в стране

В своих мемуарах о том, в каких условиях функционировала Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов подчеркивал, что первоочередной задачей было успокоить граждан страны. И только потом проводить реформы. Деятель писал о том, что российский царь испытывал давление с самых разных сторон. Во-первых, с внешнеполитической арены - великие державы принуждали императора изменить подписанный с Османской империей Сан-Стефанский мирный договор на условиях, невыгодных России. Во-вторых, российская интеллигенция требовала последовательности в реформах: после отмены крепостного права в 1861 году нужно было приспосабливать освободившихся крестьян к новым условиям ведения хозяйства. И это при том, что не утихали консервативные настроения прогрессивной общественности, полагавшие, что реформа 1861 года не была совместима с российской действительностью.

Проект Конституции Лорис-Меликова

В январе 1881 года Лорис-Меликов предложил императору Александру Второму на рассмотрение документ, содержащий основные принципы преобразований управления страной, которые, по мнению деятеля, были адекватны социально-политической обстановке. Историки назвали этот документ «Конституцией Лорис-Меликова». В нем содержалось предложение создать комиссии по подготовке законов, касающихся финансовых вопросов, управления в регионах и формирования законосовещательной функции. В состав данных органов должны были войти депутаты, избираемые в губернских земствах и городских думах.

Главная задача преобразований заключалась в создании института народного представительства, прообраза парламента. Император не возражал против идеи. Но в день, когда Александр Второй подписал проект обращения в правительство по вопросу преобразований, террористы «Народной воли» совершили покушение на царя. Императору не удалось выжить.

Народовольцы

Главной структурой, которая, по мнению многих историков, представляла наибольшую угрозу царскому режиму, была «Народная воля». Эта организация являлась законспирированной структурой, но вместе с тем находила каналы включения в В ее программные положения входил захват власти методом революционного восстания и последующее проведение демократических реформ. «Народовольцы» полагали, что теракты - наиболее действенный метод противодействия режиму.

В феврале 1880 года они организовали взрыв в Зимнем дворце, который и привел к необходимости образования такой структуры, как Верховная распорядительная Комиссия. Год создания этого органа, по мнению ряда экспертов, характеризовался высочайшей социальной напряженностью в России.

История органов по обеспечению порядка в России

Несмотря на то что время, когда произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии - год особенно активной деятельности радикалов, не имевшей, по мнению многих историков, столь выраженных проявлений в несколько предыдущих десятилетий, подобный орган имел исторические прототипы. В частности, в середине 17 века царем был создан так называемый призванный контролировать работу ключевых госучреждений и ведения следствий, касающихся работы политиков. При Петре Первом был учрежден Орган выполнял задачу по расследованию прецедентов оскорбления личности Императора, подрывной работы, проступков в гвардии. В начале 18 века был образован новый орган - Канцелярия розыскных дел, а через несколько десятилетий - Тайная экспедиция, призванная расследовать дела по нарушению государственного порядка. В последующие десятилетия Империи приобретали разные наименования. В конце 19 века, когда в стране назрела необходимость в противодействии радикально настроенным группам, появилась Верховная распорядительная комиссия.

Историческое наследие Комиссии

В среде историков существует версия, что Верховная распорядительная комиссия стала органом, оказавшим прямое влияние на формирование советской, а затем и современной системы государственных учреждений правопорядка. В некоторых историографических данных есть сведения, что созданные в 1917 году контрреволюционные органы советской власти по своим функциям были очень похожи на Верховную распорядительную Комиссию. Затем был создан НКВД, появились такие структуры, как МВД СССР и КГБ.

В 1991 году были учреждены органы, локализировавшие работу советских структур в РСФСР. После распада СССР появились российские МВД и ФСБ. Таким образом, есть основания говорить, насколько велика историческая роль такого органа, как Верховная распорядительная комиссия: 1917-й - революционный - год был периодом опробования государством нового формата противодействия протестным настроениям, а на основе этого опыта выросла советская, а потом и современная система органов правопорядка.

Оценка историков

В среде российских ученых есть эксперты, оценивающие историческую роль верховной распорядительной комиссии в контексте современных политических процессов. В частности, есть версия, что власти при царе и правящие элиты сегодняшней России допускают общие ошибки. Например, появление полагают сторонники данной гипотезы, и сегодня и тогда было связано с произволом элит, отсутствием у них желания проводить необходимые реформы, причем мирными методами. Если как-то и противодействовать терроризму, полагают эксперты, то акцент нужно делать на идеологическом факторе, на корректировке принципов развития экономики, при которой оппозиционные и подрывные ячейки в обществе не будут иметь возможности влиять на население, у которого есть, к примеру, стабильная и

Важна, подчеркивают историки, качественная работа спецслужб не просто в «авральном» режиме - когда террористы активизируются, а постоянно. В этих направлениях, полагают эксперты, ошибалось Правительство Царской России, и проводят недостаточно четкую работу госорганы РФ.

Харьковский генерал-губернатор

Его возвращение в Петербург совпало с учреждением особых временных генерал-губернаторов (Европейская Россия была разделена на шесть генерал-губернаторств), снабженных почти безграничными полномочиями, для искоренения в государстве крамолы (терроризма), проявившейся во многих частях Империи целым рядом преступных действий.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго перед этим был убит губернатор князь Д. Н. Кропоткин; с 17 апреля того же года - командующий войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.

Главный начальник Верховной распорядительной комиссии

В начале 1880 года, вскоре после взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о мерах для борьбы с революционным движением. 14 февраля 1880 года был назначен Главным начальником учреждённой 12 февраля того же года Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии. Итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Это касалось и крестьянского малоземелья, и разорительных для их хозяйств выкупных платежей, и недопущение представителей общества к решению государственных вопросов.

В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Им были предложены меры к облегчению участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности и принадлежавших в значительной мере к числу учащейся молодежи. Некоторое отражение системы Лорис-Меликова можно найти в «Письмах о современном состоянии России» Р. А. Фадеева , бывшего товарища Лорис-Меликова по службе на Кавказе.

Несмотря на сделанное 20 февраля 1880 года неким Молодецким покушение на него, продолжал держаться высказанных им начал в борьбе с революционным движением.

Министр внутренних дел. Цареубийство

В конце лета 1880 года возбудил вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел.

Из числа всех мероприятий, задуманных при нём, в промежуток времени с ноября 1880 года по май 1881 года, были осуществлены весьма немногие, как, например, отмена акциза на соль (по финансовому ведомству) или уменьшение выкупных платежей. Из задуманных им мероприятий, уже после его отставки, была осуществлена отмена подушной подати.

В борьбе правительства с пропагандой свержения монархии и с терроризмом держался воззрения, что для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан вообще и что отмена установленных общих ограничений и исключительных мероприятий может отнять почву у антимонархической пропаганды. Тем не менее не отказывался он и от репрессивных мер в отношении народовольцев. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. Лорис-Меликов лично принимал участие в допросах арестованного в ноябре 1879 года террориста Г. Д. Гольденберга и получил от него ценные показания.

Во время его руководства министерством было совершено убийство в Петербурге главы государства при обстоятельствах, свидетельствовавших об отсутствии достаточных мер по охране личной безопасности императора (таково было мнение обер-прокурора Победоносцева и императора Александра III). Тем не менее за несколько дней до этого Лорис-Меликов настойчиво рекомендовал Александру II временно воздержаться от поездок по столице. Однако император пренебрег рекомендациями своего министра. Благодаря тому, что один из террористов - Н. Рысаков , - убегая с места преступления, был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым и дал обширные показания следствию, удалось раскрыть всю террористическую организацию (её главарь Желябов был арестован за 2 дня до цареубийства на основании показаний харьковского террориста Гольденберга , которые были даны ещё в конце 1879 года).

Увольнение. В отставке

Цареубийство явственно показало правящим кругам крах курса умиротворения либералов и революционеров. В письме от 6 марта 1881 года обер-прокурор К. П. Победоносцев писал новому императору Александру III : «<…> час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому обще