Техника марты грэхем. Страстный танец модерн

«Танец дает ощутить торжество жизни, он питает зрителя, подключает к острому осознанию силы, мистерии, юмора, многообразия, удивительного чуда жизни. Это и есть смысл танца»
Марта Грэхем

Марта Грэхем – танцовщица, педагог и хореограф. Она является культовой фигурой американского модерна и американской культуры в целом.

Марта Грэхем – одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться!

Родилась Марта Грэхем 11 мая 1894 года в Питтсбурге штата Пенсильвания. Семья Марты была религиозна. И хоть танцы считались грехом, танцевать ей все же разрешалось.

Однажды, Марте было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени, что изменил ее жизнь и стало стимулом для начала хореографической деятельности. Родители отпустили ее изучать танец в Школе экспрессии Лос-Анджелеса, куда она поступила в 1913 году, а затем и в школе «Denishawn», которую основала сама Рут Сен-Дени вместе со своим партнером Тедом Шоуном.

Работая в первую очередь с Тедом Шоуном, Грэхем улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. В 1923 году Марта ушла из «Denishawn», поступив на работу в «Greenwich Village Follies», а уже через два года начала сольную карьеру.

В 1926 году Марта Грэхем переехала в Нью-Йорк, где основала свою собственную танцевальную компанию «Martha Graham Dance Company» , которая процветает и сегодня.

Вначале ее программы были похожи на программы учителя, но Грэхем быстро нашла свой индивидуальный стиль, и стала проводить сложные эксперименты в танцах.

Марта Грэхем считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души.

Грэхем говорила, что танец – это «инструмент самой жизни, язык души. Тело хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека».

Важно отметить, что Марта хорошо знала европейскую культуру и культуру Востока. В свою хореографию она включала традиционные фольклорные движения восточных культур, Греции и индейцев. Её танцы были наполнены страстью и эмоциями.

«Великие танцоры становились великими не благодаря безупречной технике исполнения, а благодаря своей страсти» – так считала Грэхем.

В начале ХХ века в танцевальном мире существовали стереотипы, что мужчина в танце должен выражать себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщина – в плавных. Однако, Марта Грэхем отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи «сильными».

Своим танцем Грэхем поломала стереотип, что «женщина – это слабое существо». На обложке одной из ее биографий была помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!». Но важно отметить, что Марта не выступала за эмансипацию, однако никогда не считала себя ниже мужчин, даже тех, которыми восхищалась.

Танцы Грэхем поддавались большой критике. Однако сегодня, Грэхем считают одной из основоположниц модерна и её достижения в хореографии являются одними из наиболее важных в мировой танцевальной культуре.

) - американская танцовщица, создательница американского танца модерн , появившегося как развитие свободного танца .

Её родители её были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно её посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребёнка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там соврешенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела.

Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии.

В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.

Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом . На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

Литература

  • Martha Graham . Blood Memory. New York, 1991.
  • Don McDonagh . Martha Graham, A Biography. New York, 1973.

Ссылки

  • И.Сироткина . Свободный танец и освобождение женщины -

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вигман, Мэри
  • Кюнг

Смотреть что такое "Грэхем, Марта" в других словарях:

    Грэхем Марта

    Грэхем Марта - (Graham) (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф. В 1929 организовала собственную труппу. Одна из крупнейших представительниц школы танца «модерн» в США. * * * ГРЭХЕМ Марта ГРЭХЕМ (Graham) Марта (р. 1893, по… … Энциклопедический словарь

    Грэхем Марта - Грэхем (Graham) Марта (р. 11. 5. 1893, Питсбург), американская танцовщица, хореограф, почётный доктор искусствоведения Гарвардского университета (1966). В 1918≈23 училась в школе Р. Сен Дени и Т. Шона, работала в их труппе. В 1926≈30 выступала с… … Большая советская энциклопедия

    ГРЭХЕМ Марта - (Graham, Martha) (1894 1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца Денишоун (Р.Сен Дени Т.Шоуна) в Лос Анджелесе и через… … Энциклопедия Кольера

    Грэхем, Марта - М. Грэхем. Сцена из балета Величественный жест. Иенджела. 1935. ГРЭХЕМ (Graham) Марта (1893, по другим данным, 1894 1991), американская танцовщица, хореограф, педагог. Одна из ярких представительниц танца модерн. С 1928 выступала с сольными… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Грэхем, Марта - см. Грэм, Марта …

    Грэм (Грэхем), Марта - (Graham, Martha) (21.05.1894, Аллегейни, Пенсильвания 01.04.1991, Нью Йорк) американская танцовщица, хореограф, теоретик танца. Дочь врача психиатра. В 1914 начала обучение драматическому искусству и танцу в колледже в Лос Анджелесе, в 1916… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Марта Грэхем - Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были прихожанами… … Википедия

    Грэхем М. - Марта Грэхем Марта Грэхем, правильнее Грэм (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни 1 апреля 1991, Нью Йорк) американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители её были… … Википедия

    Грэхем - Грэхем (англ. Graham) англоязычная фамилия. Другая транскрипция Грэм. Известные носители: клан Грэхэм один из кланов равнинной части Шотландии. Грэхем, Бенджамин (1894 1976) экономист и профессиональный инвестор … Википедия

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени . Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар-колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе Денишоун , которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

В балете все закруглено- положение рук, мягкие плавные переходы от позы к позе. В танце Грэхем (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Взгляд не отдыхал, созерцая гармонию, он (а вместе с ним и сознание зрителя) все время как бы натыкался, ушибался о неровности, углы, потому что утверждала Грэхем, такова настоящая жизнь.

Техника Грэхем формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как все артисты этого направления, балетный театр. Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, как она признавалась сама, артистка поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным. Но мастеров «танца модерн» волновали и другие проблемы. Новое искусство танца питалось соками родной земли, вбирало в себя то, чем был пропитан воздух страны. Стремясь постичь себя и своих современников, танцовщики задавались вопросом: как сложился национальный характер народа? Как отразилось в нем историческое прошлое? Как повлияли на его формирование традиции, жизненные обстоятельства, местные природные условия? Особое внимание привлекал ранний «пионерский» период из истории Соединенных Штатов. Так возникли у Марты Грэхем танцы «Древние мистерии» (комп. Л. Хорст, 1931), «Граница» (комп. Л. Хорст, 1935), «Американский документ» (комп. Рей Грин, 1938), «Весна в Аппалачских горах» (комп. А. Копленд, 1944), у Дорис Хамфри - «Трясуны» (1931).Обращаясь к прошлому, хореографы стремились в этом прошлом уловить основополагающее и важное для будущего. Их танцы рассказывали об американских пионерах: о силе, терпении, упорстве, суровости тех первых, что завоевали новые земли, расчищали целину, шли вперед по «большой дороге» (вспомним «Песню большой дороги» Уолта Уитмена, призыв Р.У. Эмерсона «повозку привязать к звезде»). Одновременно в танцах вставала и сама страна, с ее ширью и мощью, ее просторами, где на тысячи миль тянулись равнины или высились горы, среди которых человек жил, не ведая границ. Свободная инициатива, демократизм во взаимоотношениях - эти черты характера были предопределены самими обстоятельствами, самим окружением. Когда Марта Грэхем ставила «Границу» или «Весну в Аппалачских горах», в танце преобладали движения широкие, уверенные, свободные, открытые, слышались отзвуки веселых народных скуэр-дансов (американских кадрилей). И в то же время границы возникли, и притом такие, преодолеть которые труднее, чем те, что воздвигает природа. Столкновение авантюристического духа пионеров с пуританским воспитанием, где основное внимание уделялось внешней благопристойности, благочестию и морали, а естественные порывы подавлялись, породило те конфликты, которые нашли отражение в американской литературе (Шервуд Андерсон, Фолкнер), драме (Тенесси Уильямс), а также в танце. Сначала у артистов «танца модерн», затем в балете. Проблемы социальные перерастали в проблемы психологические. Марта Грэхем в танце «Письмо миру» (1940) обратилась к переживаниям американской поэтессы Эмили Дикинсон, в чьих стихах отразилась борьба пуританского религиозного мистицизма со свободомыслием. Ее привлекало и творчество английских писательниц, сестер Бронте («Смерти и входы», комп. Х. Джонсон, 1943).На протяжении 1940-х годов постановки Марты Грэхем приобрели одновременно большую масштабность и все более изощренный психологизм. Это уже не концертные номера, а театр. В основе была всегда эмоция, но она облекалась в театральную форму. В искусстве Марты Грэхем родился новый тип танцевальной драмы, где повествование касалось не сколько внешних событий, сколько движений души. Ее называли «Шекспиром танца». Особенно охотно обращалась Марта Грэхем к образам античных и библейских, церковных мифов. Это балеты об Иродиаде (одновременная постановка на музыку П. Хиндемита, 1944), Медее («Пещера сердца», комп. С. Барбер, 1946), Эдипе и Иокасте («Путешествие в ночи», комп. У. Шумен, 1947), Ариадне и Тезее («С вестью в лабиринт», комп. Дж. К. Менотти, 1947), Жанне д"Арк («Диалог серафимов», комп. Н. Делло Джойо, 1955), Клитемнестре (одноименная постановка, комп. Халим Эль-Дабх, 1958) и др. Она подвергала глубинному анализу души своих героев и героинь, улавливая тончайшие нюансы эмоций, проникая в подсознательное. Притом это были абсолютно современные постановки. Танец становился средством самопостижения. Это совпало с тенденциями современного искусства и литературы, уделявшими особое внимание психологическому анализу индивида, раскрывая эмоционально-протеворечивый опыт, выявляя скрытые мотивы поступков. Такой танец отвечал также потребности современного американца решать психологические проблемы с помощью психоанализа, получившего в те годы столь широкое развитие.

Марта Грэхем работала с молодыми композиторами, которые были ее единомышленниками, в частности с Луисом Хорстом, ставшим консультантом ее труппы в области музыки. Придавая огромное значение оформлению спектакля, костюмы Грэхем обычно создавала сама, а наиболее близким ей по духу сценографом был Исаму Ногучи, содружество с которым началось в 1936 году и продолжалось до самой его смерти в 1988 году. Ногучи создавал для Марты Грэхем из проволоки, веревок, дерева и камня такое сценическое пространство, где каждый предмет служил действию, каждая деталь, дополняя движение, сливаясь с ним, обретала значение символа. Грэхем писала о Ногучи: «Я никогда не говорила Исаму точно, что мне нужно, что мне представляется. Но когда я сказала ему, например, что для «Путешествия в ночи мне понадобится постель, он принес мне постель не похожую ни на одну, когда-либо существовавшую: ее образ, сведенный к скелету, к сущности понятия».Другие танцовщики, работавшие в 1940-50-х годах, черпали вдохновение в фольклоре. К ним относится Катрин Данхем и Перл Примюс. Данхем была антропологом и изучала танцевальный фольклор народностей Карибских островов, чтобы затем театрализовать его, используя, в частности, в мюзиклах и фильмах. Перл Примюс исследовала африканские танцы и создала ряд постановок на их основе.

Американская танцовщица и хореограф Марта Грэм вошла в историю как одна из основоположников американского танца модерн, как человек, изменивший танцевальный мир. Между тем, начало жизни ее, казалось, не предвещало сценической карьеры. Марта Грэм родилась 11 мая 1894 года в штате Пенсильвания в глубоко религиозной пресвитерианской семье, где танцы были не в чести, считаясь занятием греховным. Впрочем, у Марты уже в детстве была возможность познакомиться и с иными культурами: няня девочки была католичкой, среди прислуги были японцы и китайцы.

Очень интересную идею усвоила Марта от своего отца – врача-психиатра, использовавшего движение для лечения нервных расстройств: он был убежден, что движение способно выражать душевное состояние человека. Благодаря этому, когда девушка из консервативной семьи все-таки познакомилась с хореографическим искусством, для полученного ею впечатления была подготовлена благодатная почва. Произошло это, когда Марте было почти двадцать лет – она посетила концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Девушка поняла, что танец – это ее судьба, и поступила в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе, а затем в школу «Денишоун», основанную той самой Рут Сен-Дени, чей концерт оказался для Марты Грэм судьбоносным.

В 1920 году состоялся ее дебют в труппе «Денишоун» в спектакле «Ксочитл», основанном на ацтекских мотивах. Его поставил один из основателей труппы – Тед Шоун – специально для нее. Он разглядел особенности ее дарования и понял, что лиричность, которой поначалу требовали от ученицы, ей не присуща. Истинной стихией молодой танцовщицы стала «страсть пантеры».

В те времена искусство танца подразделялось на две категории: балет, признаваемый высоким искусством, и танцевальные номера в шоу, водевилях и кабаре – причем в Америке процветало именно второе направление (балет в большей степени был европейским явлением). Классический балет был практически недоступен танцовщице, начавшей заниматься в 20 лет – но Марта к нему и не стремилась. Не привлекала ее и судьба танцовщицы в кабаре – она хотела быть настоящей артисткой. Ей предстояло найти свой собственный путь. После ухода из «Денишоун» в 1923 году она два года работает в Greenwich Village Follies, а затем начинает сольную карьеру, одновременно занимаясь преподаванием.

В 1926 году Марта Грэм основывает собственную труппу «Martha Graham Dance Company». Изначально она была чисто женской, но в 1938 году в труппу приходит Эрик Хоукинс, а позднее – другой хореограф-новатор, .

Одним из направлений творческих исканий Марты Грэм становится отказ от гендерных условностей, господствовавших в то время в искусстве танца: мужчинам «полагались» прямолинейные и толчковые движения, а женщинам – криволинейные и плавные. Отвергая подобные традиции, она не желала быть на сцене «ни деревом, ни цветком, ни волной». Не занимаясь борьбой за права женщин в политическом плане, Марта Грэм – как писала о ней однажды газета «Нью-Йорк таймс» – «освободила и женщину, и танец». Она представляет на сцене не женственных, а условно-безличных персонажей, воплощающих человеческую силу.

Немало постановок Марты Грэм посвящено трагическим героиням: поставленный в 1946 году балет «Пещера сердца» на музыку С. Барбера повествует о Медее, «Ночное путешествие» на музыку У. Шумена – о матери Эдипа царице Иокасте, в 1950 году был создан балет «Легенда о Юдифи» на музыку того же композитора, в 1958 году – «Клитемнестра» на музыку Х. Эль-Дабха, а в 1962 – «Федра» на музыку Р. Старера. Спектакль «Письмо миру» связан с творчеством американской поэтессы Эмили Дикинсон. Некоторые постановки – «Еретик», «Граница», «Плач» – связаны с размышлением о месте женщины в обществе. Были у Марты Грэм и такие творения, в которых человеческих персонажей нет вообще – например, созданный в 1946 году спектакль на музыку Чавеса «Темная долина», раскрывающий тему реинкарнации.

За свою творческую жизнь Марта Грэм создала 180 спектаклей, и каждый из них отличался предельной цельностью – ведь она сама продумывала все его детали: костюмы, декорации, выбор музыки. Не всем современникам приходились по душе творческие искания М. Грэм – некоторым критикам движения в ее постановках казались уродливыми, и все же танцовщица покорила публику своим особым шармом и экспрессией. После гастролей по Европе и Ближнему Востоку ее труппа приобрела мировую известность. Распространению хореографических идей Марты Грэм поспособствовал и фильм «Мир танцовщицы», снятый в 1957 году, а также изданная в 1973 году книга «Тетради Марты Грэм».

Танцовщица последний раз вышла на сцену в 60-летнем возрасте, а деятельность хореографа продолжала до самой смерти в 1991 году. Основанная ею труппа продолжает свою деятельность и сейчас, сохранив в репертуаре множество постановок Марты Грэм.

Музыкальные Сезоны