Псалом 30 на русском языке. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси Господи Боже истины. Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене. Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими. Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

Возможно, Давид сочинил этот псалом, когда его преследовал Саул, так как некоторые его отрывки в точности соответствуют его благополучному бегству из Кеиля (1Цар 23:13), избавлению в пустыне Маон, когда Саул маршировал по одну сторону от горы, а Давид – по другую, а также происшествию в пещере в пустыне Ен-Гадди. Но нам не сообщается, что он был написан в связи с этими событиями. Этот псалом – смесь молитв, славословий и исповеданий своего упования на Бога, которые хорошо согласуются и дополняют друг друга.

(I) Давид с радостью говорит о своем уповании на Бога и с этой уверенностью молится об избавлении от бедствий (ст. 2-9).

(II) Он жалуется на плачевное положение, в котором оказался, и, осознавая свои беды, продолжает молиться, чтобы Бог милостиво вступился за него перед его преследователями (ст. 10-19).

(III) Он заканчивает псалом хвалой и ликованием, воздавая славу Богу, ободряя себя и других уповать на Него (ст. 20-25).

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2-9 . Вера и молитва должны идти рука об руку. Кто верует, пусть молится: «Я верую, и потому говорю», а тот, кто молится, пусть верует, ибо молитва веры побеждает. Здесь нам представлено и то и другое.

I. Давид, находясь в отчаянии, ревностно молится Богу о помощи. Это облегчает угнетенный дух, призывает обещанные милости и чудесным образом поддерживает и утешает душу в ожидании их.

(1) Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его (ст. 2);

чтобы его жизнь была сохранена от злобных выходок его врагов; чтобы их преследованиям был положен конец; чтобы Бог не только по Своей милости, но и по правде избавил его, как праведный Судья между ним и его неправедными преследователями; чтобы Он преклонил Свое ухо к его прошениям, его призывам и избавил его (ст. 3). Бог совершает великое снисхождение, принимая информацию о делах величайших и лучших мужей; Он смиряется, совершая это. Давид также молится, чтобы Господь избавил его побыстрее, так как, если избавление дольше задержится, его вера поколеблется.

(2) Если Бог немедленно не избавит его от бед, то пусть защитит и укроет его от бедствий: «Будь мне каменною твердынею, нерушимой, неприступной, как крепость, сотворенная природой; будь домом прибежища, крепостью, искусно созданной для того, чтобы спасти меня». Таким же образом мы можем молиться, чтобы Божье провидение сохранило нам жизнь и утешения и чтобы Его благодать дала нам силы осознавать свою безопасность в Нем (Прит 18:10).

(3) Если в данном случае ему не хватает прилежности в исполнении долга и благоразумия, то пусть Бог поставит его под божественное водительство: «Ради имени Твоего води меня и управляй мною (ст. 4);

направь мои шаги и мой дух таким образом, чтобы я никогда не совершал беззаконий и не имеющих оправдания поступков против своей совести, безрассудных и опрометчивых поступков себе во вред». Тот, кто решил идти по Божьему пути, может с верой молиться об этом.

(4) Так как его враги очень коварны и злобны, то пусть Бог расстроит и разрушит их заговоры против него (ст. 5): «Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, и сохрани меня от греха, беды, смерти, куда они хотят вовлечь меня».

II. В этой молитве он воздает славу Богу повторяющимся исповеданием своего упования на Него и зависимости от Него. Это ободряет его молитвы и делает подходящими для милостей, о которых он молится (ст. 2): «На Тебя, Господи, уповаю, а не на себя, на какое-либо свое достоинство или какое-то творение; да не постыжусь вовек, не дай мне разочароваться в каком-либо благе, которое Ты пообещал мне и которое я на этом основании пообещал себе».

(1) Давид избрал Бога своим защитником, и Бог, по Своему обетованию, берет на Себя эту обязанность (ст. 4): «Ты каменная гора моя и ограда моя благодаря Твоему завету со мной и моей вере, согласующейся с этим заветом. Поэтому будь мне каменною твердынею» (ст. 2). Тот, кто искренне считает Бога своим Господом, может ожидать от этого привилегий, ибо отношение Бога к нам передает имя и блага. «Ты крепость моя» (ст. 5). Если Он – наша сила, то мы можем надеяться, что Он вложит Свою силу в нас и проявит Свою силу за нас.

(2) Давид особым образом вверил Господу свою душу (ст. 6): «В Твою руку предаю дух мой».

Если здесь Давид смотрит на себя как на умирающего человека, то этими словами он передает свою отлетающую душу Богу, который дал ее и к которому после смерти дух вернется. «Люди могут убить лишь тело, но я уповаю на Бога, что Он избавит душу мою от власти преисподней» (Пс 48:16). Давид готов умереть, если Бог это сделает; он говорит: «…но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его». С этими словами наш Господь Иисус Христос испустил Свой дух на кресте и сделал Свою душу жертвой, добровольной жертвой за грех, добровольно отдав Свою жизнь во искупление. На примере Стефана мы научены, что в свой смертный час мы увидим Христа одесную Бога и Ему вручим свой дух: «Господь Иисус, приими дух мой». Но (2) на Давида здесь мы должны смотреть как на человека в беде, который больше всего заботится о своей душе и духе – о лучшем в себе. Обратите внимание, что внешние страдания должны увеличить нашу заботу о собственной душе. Многие считают, что в то время, когда они заняты распутыванием своих мирских дел и провидение умножает заботу об этих делах, их можно вполне простить, если они пренебрегают собственными душами; в то время как чем большей опасности подвергаются наши жизни и мирские интересы, тем больше мы должны заботиться о своих душах, чтобы даже в том случае, когда наш внешний человек погибнет, наш внутренний человек не потерпел бы урон (2Кор 4:16), чтобы мы остались владеть своими душами даже тогда, когда больше ничем не владеем (Лук 21:19).

Он считает, что самое лучшее, что можно сделать для души, - вручить ее в руки Бога и возложить на Него свое великое упование. Давид молится (ст. 5), чтобы Бог вырвал его из сети внешних проблем, но затем, как бы не настаивая на этом (да будет воля Божья), он сразу же обрывает это прошение и вручает свой дух, внутреннего человека, в руки Бога. «Господи, что бы ни было со мной, что бы ни случилось с моим телом, сделай так, чтобы с моей душой все было благополучно». Отметьте, что мудрость каждого из нас и наша обязанность – вручить свой дух в руки Бога, чтобы Он освятил его Своей благодатью, посвятил Своей честью, занял в Своем служении и сделал пригодным для Своего царства. Вручить свой дух в руки Бога нас ободряет сознание того, что Он не только сотворил, но и искупил нас. Отдельные искупления церкви Ветхого Завета и святых того времени были символами нашего искупления, совершенного Иисусом Христом (Быт 48:16). Искупление души так драгоценно, что оно приостановилось бы навечно, если бы Христос не совершил его; но, искупив наши души, Он не только приобрел для них дополнительные права, которые обязывают нас вручить Ему наши души, но проявил необычную милость и заботу о них, что ободряет нас вручить их Ему, чтобы Он сохранил их для Своего Небесного Царства (2Тим 1:12): «Ты искупил меня, Господи, Боже истины! Искупи меня в соответствии со Своим обетованием, которому Ты верен».

III. Давид отказался объединиться с теми, кто сделал своим упованием мышцу плоти (ст. 7): «Ненавижу почитателей суетных идолов, то есть тех, кто надеется получить помощь от лживых богов, которые в своей сущности представляют суетность и ложь: астрологов, тех, кто прислушивается к ним, и других». Давид ненавидел волшебство и ворожбу; он не советовался и не обращал внимания на полеты птиц, внутренности тварей, хорошие и плохие приметы. Это все были суетные идолы, и псалмопевец не только не придавал им значения, но и ненавидел нечестивость тех, которые так поступали. Он полагался только на Бога, а не на какое-то творение. Его интересы при дворе и в стране, его убежища и крепости, даже меч Голиафа – все это лишь лживая суетность, от которой он не мог зависеть, а доверял лишь одному Господу (Пс 39:5; Иер 17:5).

IV. Давид утешал себя надеждой на Бога и поэтому был не только беззаботен, но и радостен (ст. 8). Положившись на милость Господа, он радовался и веселился; и тот неправильно оценивает свою надежду на Бога, кто не может найти в ней достаточно радости, которая была бы противовесом для его бедствий и заглушила бы скорби.

V. В этой надежде Давид ободряет себя переживанием прежних, более ранних милостей Бога, проявленных к нему, которые он относит к славе Господа. Он избавлял его и будет избавлять.

(1) Бог обратил внимание на его страдания и их обстоятельства: «Ты призрел на бедствие мое, с мудростью предоставил подходящее облегчение со снисхождением и состраданием, соответствующим низкому положению Твоего слуги».

(2) Бог следил за состоянием его духа и стремлениями сердца, когда Давид был в беде: «Ты узнал горесть души моей с нежной заботой и беспокойством о ней». Око Господа наблюдает за нашими душами, когда мы оказываемся в беде, чтобы увидеть, смиряемся ли мы из-за греха, подчиняемся ли воле Бога и становимся ли лучше, благодаря страданиям. И если душа, угнетенная страданием, возносится к Нему в истинном поклонении, Он знает об этом.

(3) Бог спас Давида от рук Саула в Кеиле (1Цар 23:7): «Ты не предал меня в руки врага, а дал свободу и поставил ноги мои на пространном месте, где я чувствовал себя в безопасности» (ст. 9). То, что Иисус, находясь на кресте, произнес те же слова (ст. 6), может послужить основанием, чтобы применить их ко Христу, который уповал на Своего Отца, получил от Него поддержку и избавление и (так как Сам смирился) был превознесен. Воспевая эти стихи, мы можем вспоминать об этом, а также об ощущении милостивого присутствия Бога во время наших страданий и тем самым ободрять себя уповать на Него и в будущем.

Стихи 10-19 . В предыдущих стихах Давид взывал к праведности Бога, ссылался на свое отношение к Нему и упование на Него. В этих стихах он взывает к Его милости, ссылаясь на свое чрезвычайно бедственное положение, что сделало его случай подходящим объектом для Божьей милости. Обратите внимание,

I. Как он жалуется на свою беду и отчаяние (ст. 10): «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне и я нуждаюсь в Твоей милости». Воспоминания Давида о своем положении в какой-то мере напоминают жалобы Иова.

(1) Его бедствия произвели глубокое впечатление на его разум и сделали мужем скорбей. Его скорбь была так велика, что вся душа была поглощена ею, из-за этого его жизнь истощилась, и он постоянно стенал (ст. 10,11). В этом Давид был прообразом Христа, который глубоко познал скорбь и часто был в слезах. По характеру Давида, который обладал крепким здоровьем и был оптимистом, по его музыкальному дару и дерзким военным походам в молодые годы мы можем судить, что по своей природе он был радостным и твердым, был склонен к веселью и не накапливал скорби в своем сердце. Здесь же мы видим, до какого состояния он дошел: он почти выплакал свои глаза, а его вздохи сопровождались стенаниями. Пусть же тот, кто склонен к веселью и легкомыслию, остерегается, чтобы не впасть в крайность и не относится к скорби с пренебрежением; ибо Бог может найти способы, чтобы сделать его печальными, если он не научится быть серьезным.

(2) Его тело страдало от скорбей, которыми был переполнен разум (ст. 11): «Изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли». По отношению к Саулу и спору между ними Давид мог с уверенностью настаивать на собственной праведности; но так как это страдание было послано Богом, он признавал, что заслужил его и смело исповедовал, что его беззаконие было провоцирующим поводом для всех его бедствий; и осознание греха ранило и истощало его больше, чем все его бедствия.

(3) Его друзья стали враждебными и начали сторониться его. Давид стал страшилищем для знакомых своих; когда они видели его, то бежали от него (ст. 12). Они боялись укрывать его у себя и помогать ему; они скрывали свое знакомство с ним и избегали его компании из страха оказаться в беде, когда Саул объявил Давида предателем и человеком вне закона. Они видели, как дорого пришлось заплатить Ахимелеху за то, что тот помогал Давиду и поддерживал его, хотя и не знал об этом. Поэтому они не могли не признать, что он причинил большое зло Саулу, хотя в то же время боялись вступиться за него. Они забыли о нем, как о мертвом человеке (ст. 13), и смотрели на него с презрением, как на сосуд разбитый. Те, которые оказывали ему всевозможное почтение когда он был в чести при дворе, сейчас, когда он впал в немилость, хотя и несправедливо, были сдержанны с ним. Таких друзей-ласточек, улетающих с приходом зимы, полон мир. Пусть тот, кто сталкивается с подобной потерей, не считает странным оказаться в таком одиночестве, а будет уверен, что у него есть Друг на небесах, который не подведет, и воспользуется им.

(4) Враги Давида были несправедливыми и осуждали его. Они не преследовали бы его с такой жестокостью, если бы сперва не представили его как плохого человека. «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих» (ст. 12). Свидетели его непорочности, которые особенно ревностно клеветали на него, не могли избежать обличений совести, выставляя его бесчестным человеком, чтобы таким образом заслужить благоволение Саула. Так Давид услышал злоречие многих; каждый старался бросить в него камень, потому что отовсюду ужас; то есть они не осмеливались поступать по-другому, так как тот, кто не присоединился к соседям, обвиняющим Давида, считался настроенным против Саула. Так наилучшие мужи были представлены наихудшими благодаря тем людям, которые решили наказать его самым жестоким образом.

(5) На его жизнь покушались, и он постоянно подвергался риску. Ужас был отовсюду, и Давид знал, что какие бы заговоры ни замышляли его враги, они желали не лишить его свободы, а отнять у него жизнь (ст. 14), которая была так драгоценна и полезна для добрых служений, принесших много благ для Израиля. Поэтому во всех заговорах фарисеев и иродиан против Христа цель была одна – лишить Его жизни; так проявлялась враждебность и жестокость потомства старого змия.

II. Упование Давида на Бога, когда он находился в бедствиях. Все окружавшее его выглядело мрачным и зловещим и вполне могло погрузить его в отчаяние: «А я на Тебя, Господи, уповаю (ст. 15) и благодаря этому удерживаюсь на плаву». Враги Давида лишили его хорошей репутации среди людей, но не смогли лишить его утешения в Боге, ибо не смогли пошатнуть его упование на Господа. В этом отчаянном положении он утешал себя двумя истинами, вместе с ними он пришел к Богу и сослался на них:

(1) «Ты - мой Бог; я избрал Тебя своим Богом, и Ты пообещал быть моим». Если Бог принадлежит нам и верой мы можем назвать Его своим, то этого достаточно даже в том случае, если больше у нас ничего нет. «Ты – мой Бог; так к кому же мне обратиться за помощью, как не к Тебе?» Тот, кто может ссылаться на это, не должен ограничиваться в своих молитвах, ибо если Бог взял на Себя обязанность быть нашим Богом, то сделает для нас все необходимое в пределах и возможностях этого обязательства.

(2) «В Твоей руке дни мои. Соедините эту истину с предыдущей, и тогда ваше утешение будет полным. Если Бог держит в Своей руке наши дни, то Он сможет помочь нам; и если Он – наш Бог, то поможет нам. Тогда что может огорчать нас? Великой поддержкой для всех, кто имеет Господа своим Богом, является осознание того, что Он держит их дни в Своей руке и безусловно расположит их в правильном порядке для их же блага. А у тех, кто вручил и свой дух в Его руки, как здесь Давид (ст. 6), - Он возьмет его в нужное время. Время жизни человека находится в руках Бога, и, в соответствии со Своей волей, Он удлиняет или укорачивает ее, делает более горькой или сладкой, как Ему угодно. Наши дни (все события, которые беспокоят нас, и их продолжительность) находятся в распоряжении Бога; мы не управляем ими, так как путь человека не зависит от него, или его друзей, или его врагов; Бог все держит в Своих руках; судьба человека - от Господа. В своих молитвах Давид не предписывает Богу, а присоединяется к Нему: «Господь, в Твоей руке дни мои, и я очень доволен этим, так как нет руки лучше Твоей. Да будет воля Твоя».

III. Прошения Давида к Богу, сопровождаемые верой и уверенностью. Он молится, (1) чтобы Господь избавил его от руки его врагов (ст. 16) и спас его (ст. 17);

он просит этого ради милости Его, а не за какие-то свои заслуги. Наши возможности в руке Бога (так некоторые читают это место), и поэтому Он лучше знает, какое время будет подходящим для нашего избавления. Мы же должны с готовностью дожидаться этого времени. Когда Саул, находившийся в пещере, оказался предоставленным милости Давида, то его друзья сказали ему: «Вот день, когда Бог избавит тебя» (1Цар 24:4). «Нет, - отвечает Давид, - время моего избавления настанет тогда, когда оно будет совершено без греха, и я буду ожидать этого времени, ибо оно должно быть выбрано Богом и, значит, наилучшим».

(2) Чтобы в трудное время Бог дал ему утешение от Его благоволения (ст. 17): «Яви светлое лице Твое рабу Твоему; дай мне утешительные знаки и доказательства Твоего благоволения ко мне, и это развеселит сердце мое во время скорбей».

(3) Чтобы Бог ответил на его молитвы и его надежды на Бога исполнились (ст. 18): «Господи! да не постыжусь я своих надежд и молитв, что я к Тебе взываю, к Тому, Кто никогда не говорил Своему народу: «Ищете напрасно и надеетесь напрасно»».

(4) Чтобы стыд и молчание были участью нечестивцев, и в частности – его врагов. Они были уверены в своем успехе, в том, что настигнут и уничтожат его. «Господи, - говорит Давид, - пусть они постыдятся своей уверенности и разочаруются в своем ожидании», подобно тем, которые противились возведению стены вокруг Иерусалима и после ее окончания очень упали в глазах своих (Неем 6:16). «Да умолкнут они в аде». Отметьте, что смерть заставит молчать яростных и жестоких преследователей, перед которыми разум бессилен. В могиле нечестивцы перестанут беспокоить праведных. Особым образом Давид молится (т.е. пророчествует), что замолчат те, которые осуждают и клевещут на народ Божий (ст. 19): «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем». Это очень хорошая молитва, которую на полном основании мы можем часто излагать перед Богом, ибо те, которые открывают свои уста против небес, постоянно поносят наследников небес. О религии и тех, которые строго и серьезно ее исповедуют, повсюду говорят плохо, во-первых, из-за злобности. Они говорят злое для того, чтобы досадить праведным, и надеются своими словами причинить им реальное зло. Они говорят злое, чтобы посильнее обидеть верующих и тем самым прилепить к ним неизгладимую печать бесчестья. Во-вторых, слова нечестивцев в огромной степени полны лжи: их уста лживые; они научены отцом лжи и служат его интересам. В-третьих, слова нечестивцев полны презрения и насмешек: они говорят с гордостью и презрением, словно праведные, которых Бог почтил, самые презренные люди в мире и не достойны быть среди псов их стада. Некоторые вообще считают, что не грех говорить преднамеренную ложь, если она может вызвать ненависть или презрение к хорошему человеку. Услыши, Боже наш, в каком мы презрении.

Мы можем молиться с верой, чтобы лживые уста замолчали. У Бога есть много способов сделать это. Иногда Он обличает совесть тех людей, которые порицают Его народ и обращает их сердца. Иногда Своим провидением Он видимым образом доказывает лживость их клеветнических измышлений и, как свет, являет праведность Своего народа. Несомненно одно: настанет день, когда Бог обличит нечестивых грешников во лжи и злых высказываниях о Его народе и произведет суд над ними (Иуда 14,15). Тогда на эту молитву будет дан полный ответ, и этот день мы должны предвидеть, воспевая эти стихи, участвуя в добрых делах, чтобы, по возможности, заграждать уста невежеству безумных людей (1Пет 2:15).

Стихи 20-25 . В этих стихах нам представлено:

I. Что Давид с верой признает общее благоволение Бога к Своему народу (ст. 20,21).

1. Бог благ для всех, но особым образом – для Израиля. Его благоволение к Нему чудесно и до самой вечности будет поводом для восхищения: «Как много у Тебя благ! Как основательны их цели! Как безграничны их богатства! Как свободна и необъятна связь с ними!» Бог предоставляет привилегии и почести тем, кого люди порицают. Тот, кто стремится к благочестию, здесь описан как боящийся Бога и уповающий на Него, который пребывает в благоговении перед Его величием и полагается на Его благодать. Эти блага (ст. 20) Бог приготовил для них и хранит их.

(1) Для них хранятся блага в другом мире, это наследство, хранящееся на небесах для них (1Пет 1:4). В этом мире Бог также приготовил для них блага. У Него есть достаточно благ для наследства всем Своим детям, когда они придут к полному возрасту, а также для поддержания и назидания их на протяжении несовершеннолетия. У Него достаточно и в банке, и наличными.

(2) Эти блага заложены в обетовании для всех, кто боится Бога, кому обещано, что они не будут нуждаться. Но они приготовлены в фактическом исполнении обетования для тех, кто уповает на Него: которые верой держатся за обетование, удовлетворены им и извлекают из него привилегии и утешения. Если то, что хранится для нас в богатствах вечного завета, не приготовлено для нас, то это наша ошибка, так как мы не веруем. Тот же, кто уповает на Бога и в своей душе имеет утешение от Его благости, имеет и веру в нее (некоторые намного больше доверяют своему состоянию);

она приготовлена пред сынами человеческими. Блага Бога к ним облачают их в почести и изглаживают клевету на них, ибо все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом (Ис 61:9).

2. Бог хранит людей и тварей, но Свой народ защищает особым образом (ст. 21): «Ты укрываешь их». Как Его блага сокрыты и сохранены для них, так же и они сами сокрыты и сохранены для этих благ. Святые – это сокрытые дети Божьи. Здесь обратите внимание на (1) опасность, в которой они оказываются из-за человеческой гордости и пререкания языков: гордые люди оскорбляют их, они с радостью топтались бы и раздавили их; спорщики всегда готовы вступить в пререкание с ними, а когда языки пререкаются, то благочестивые люди становятся известны как наихудшие. Гордость человеческая угрожает их свободе; а пререкания языков в искаженных спорах угрожают истине. Но обратите внимание на (2) защиту, под которой они находятся: «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего, под сенью». Провидение Божье будет хранить их в безопасности от злобы врагов. У Господа много способов укрыть их. Когда искали Вару-ха и Иеремию, то Господь сокрыл их (Иер 36:26). Его благодать будет хранить их от повсеместных злых судов; их жало не коснется детей Божьих; они сокроются в день гнева Божьего, ибо гнев не предназначен для них. Утешения Господа будут хранить их в безопасности и веселье; Его святилище, где они имеют общение с Ним, укроет от разъяренных стрел ужаса и искушений; а обители дома Божьего на небесах вскоре навсегда станут местом, скрывающим их от опасности и страха.

II. Давид благодарит Бога особенно за блага, оказанные ему (ст. 22,23). Восхитившись Его благостью ко всем святым, в этих стихах он признает, как благ был Господь к нему.

(1) Со всех сторон его подстерегали сражения, но Бог чудесным образом сохранил ему жизнь: «Он явил мне дивную милость Свою, показал пример Своей заботы обо мне и Своего благоволения больше, чем я ожидал». Если задуматься, то милость Бога к Своему народу чудесна; но некоторые ее примеры даже в этом мире особым образом восхитительны в глазах Его детей. Так и в данном случае, когда Бог сохранил Давида от меча Саула в пещерах и лесах, он чувствовал себя, словно находится в укрепленном городе. В Кеиле, укрепленном городе, Бог явил ему великую милость, сделав его инструментом, спасшим жителей этого города от филистимлян, а затем, избавив его от рук тех же людей, которые оказались неблагодарными и были готовы предать Давида в руки Саула (1Цар 23:5,12). Безусловно, это было проявлением чудесной милости, о которой псалмопевец пишет с благодарностью и изумлением: «Благословен Господь!» Подобные случаи требуют особых благодарений.

(2) Изнутри Давида одолевали страхи, но Бог был сильнее его страхов (ст. 23). В этом стихе псалмопевец вспоминает о своей глупости, когда он разуверился в Боге, в чем со стыдом сознается. Хотя он имел ясные обетования и великий опыт заботы Господа о нем во многих стесненных ситуациях, в то же время в нем возникла эта жестокая и ревнивая мысль о Боге, и Давид не мог сдержаться, чтобы не сказать Ему в лицо: «Отвержен я от очей Твоих, Ты совсем оставил меня, и я не надеюсь, что впредь Ты посмотришь на меня или позаботишься обо мне. Когда-нибудь попаду я в руки Саула и буду отвержен от Твоих очей и буду гибнуть, пока Ты будешь смотреть» (1Цар 27:1). Эти слова он сказал, спасаясь бегством (как некоторые читают это место), что означает, что его дела были совсем плохи. Саул был за его спиной и готов схватить его, что делало искушение очень сильным. «В своей поспешности» (как читают его другие), что означает беспокойство и смятение его разума и подразумевает, что искушение было неожиданным и вышло из-под контроля. Обратите внимание: когда мы говорим, не подумав или в спешке, то часто бываем не правы. Позже, не спеша, мы должны покаяться в том, что говорили в смятении, особенно если говорили с недоверием к Богу.

О чудесной милости Бога к нему, несмотря ни на что. Хотя вера Давида поколебалась, но Божье обетование – нет: «Ты услышал голос молитвы моей, когда я молился обо всем». Псалмопевец упоминает о своем собственном неверии в Бога, как о крушении доверия к Его верности, что делает милость Божью более чудесной и прославленной. Когда мы подобным образом начинаем в Нем сомневаться, то Он может поймать нас на слове и обрушить на нас страхи, как Он сделал это Израилю (Числ 14:28; Ис 66:4). Но Господь жалеет и прощает нас, а наше неверие не оказывает воздействия на Его обетование и благодать, ибо Он знает наш характер.

III. Давид увещевает и ободряет всех святых (ст. 24,25).

1. Он предлагает им направить свою любовь к Богу (ст. 24): «Любите Господа, все праведные Его». Тот, чье сердце исполнено любви к Богу, не может не желать, чтобы другие также любили Его, ибо, имея Его благоволение, мы не должны бояться соперника. Особенность святых заключается в том, что они любят Бога; тем не менее их нужно призывать любить Его еще больше, еще крепче и представлять доказательства своей любви. Мы должны любить Его не только за Его блага и за то, что Он хранит верных, но и за Его справедливость, так как Он поступающим надменно (ищущим погибели тех, кого Он хранит) воздает с избытком за их гордость. Некоторые воспринимают эти слова в хорошем смысле: Он воздает с избытком тем, кто поступает величественно или превосходно, то есть очень хорошо, чьи сердца, как Иосафата, возносились на путях Господних. Он награждает того, кто поступает хорошо, а с избытком -того, кто поступает очень хорошо.

2. Давид предлагает надеяться на Бога (ст. 25): «Мужайтесь, да укрепляется сердце ваше; с какими бы трудностями и опасностями вам ни пришлось столкнуться, Бог, на которого вы уповаете, этой же верой укрепит сердце ваше». Тот, кто уповает на Господа, имеет основание быть дерзновенным; пусть сердце его будет крепким, ибо ничто поистине плохое не может обрушиться на него, как и ни в каких истинных благах он не будет нуждаться.

Воспевая этот псалом, мы должны оживлять себя и друг друга, хранить себя и продолжать идти христианской дорогой, что бы нас ни пугало и кто бы ни был недоволен нами.

Псалом 30: В руки Твои

Стих 6 псалма 30 выделяется своей прямой ассоциацией со страдающим, умирающим Агнцем Божиим, ведь именно эти слова были Его последними словами на кресте:

"Отче! в руки Твои предаю дух Мой"

Разумеется, тот факт, что один стих некоего псалма явным образом связан с Мессией, еще не означает, что такая связь должна существовать и со всеми остальными его стихами. Тем не менее, если говорить именно об этом псалме, то каждый его стих, судя по всему, имеет хотя бы некоторое отношение к Мессии.

Впрочем, при анализе данного псалма возникает одна проблема. Он не прослеживает страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса в хронологическом порядке, а переходит от Страстей к Воскресению и обратно. Но мы должны помнить, как указывал К. С. Льюис, что "псалмы – это стихи, причем стихи, предназначенные для пения; это не доктринальные трактаты и даже не проповеди".

Мольба об избавлении (30:1-6а)

30:1, 2 В начальных стихах псалма Господь Иисус молится Своему Отцу с креста. Как совершенный человек, Он всегда во всем полностью полагался на Бога. Ныне, в час Его глубочайших страданий, Он подтверждает Свое упование на Господа, как Свое единственное и вседостаточное Святилище. Он просит, чтобы Ему никогда не постыдиться того, что Он во всем полагался на Бога Отца. Это очень сильная молитва, говорящая Богу, что слава Его имени неразрывно связана с воскресением Его Сына.

Для Отца воскресение Господа Иисуса из мертвых станет актом Его праведности. Иначе Спаситель предстал бы жертвой чрезмерной уверенности и тем самым был бы унижен.

30:3, 4 Прибегнув к выразительному антропоморфному сравнению, одиноко страдающий Спаситель умоляет Бога снизойти к Нему на Голгофу, приклонить ухо Свое; далее Он просит Бога внять Его настойчивым мольбам и поспешить избавить Его. Еще Он просит Бога быть Его каменною твердынею, непоколебимой и неизменной, Его незыблемой крепостью, в которой можно укрыться от любой опасности.

Разумеется, Бог – уже Его каменная гора и ограда, единственный Его дом прибежища.

Нет мне прибежища другого, К Тебе младенцем льнет душа моя, Не оставляй меня без очага и крова, Без дома, где жива любовь Твоя.

Чарльз Уэсли Христос еще раз соотносит Свою мольбу с той идеей, что речь идет о славе Божией. Ради имени Твоего води меня и управляй мною. Разве Бог не обещал спасать праведников? Воистину обещал! И сейчас это призыв к Нему прославить Свое имя, избавив Господа Иисуса Христа от смерти для Его воскресения и воцарения на небесах во славе.

30:5 Для Спасителя коварно поставили сеть смерти, чтобы захватить и удержать Его. И теперь Христос взывает к Богу, чтобы Он вывел Христа из сети, спас Его от могилы, ибо Иегова – Его крепость, твердыня и оплот.

30:6а Лука пишет, что Иисус произнес слова первой части стиха 6 громким голосом . Никто не отнимал жизнь у Христа; Он отдал ее добровольно, совершенно ясно понимая, что делает. С тех пор на протяжении столетий эти слова повторяли перед лицом смерти святые Божии – такие люди, как Мартин Лютер, Джон Нокс, Ян Гус и десятки других.

Мольба о воскресении (30:6б-9)

30:6б, 7 В середине стиха 6 имеет место отчетливо видный переход – от смерти к Воскресению, от мольбы к вознесению хвалы. Верный Своему Слову Бог избавил Святого Своего от смерти и могилы. Это стало прославлением и оправданием веры Его Сына в Бога живого; те, кто почитает суетных идолов, не заслуживают ничего, кроме презрения Иеговы! 30:8, 9 Теперь к небесам взмывает песнь хвалы за ту неизменную любовь, которая осеняла возлюбленного Сына Божиего в Его бедствии. Это любовь, которая полностью отдает себе отчет о Его противниках, отказывается предать Его во власть врага, любовь Бога, Который вывел Спасителя из могилы и поставил ноги Его на пространном месте, а называется это место "земля Воскресения".

Глубокое горе (30:10-14)

30:10, 11 Но затем мы возвращаемся к жизни нашего Господа до суда над Ним и распятия. Мы сможем услышать молитвы Мужа скорбей, встречающего жгучую ненависть грешников. Отвергнутый и презираемый людьми, Он в Своем горе обращается к Иегове и просит Его милосердно проявить участие. От невыносимой горести у Него запали глаза, а Его душа и утроба чахнут от плача. Он изнурен и изможден в Своей печали и стенаниях. Несчастье лишило Его остатков сил, и самые кости Его словно бы истончились. Единственный способ соотнести фразу "изнемогла от грехов моих сила моя" с безгрешным Спасителем – понимать ее как указание на наше беззаконие, которое Он принял на Себя, когда понес грехи наши. В противном случае этот стих не имеет мессианской трактовки.

30:12-14 Терпеливо страдающий Спаситель далее рассказывает, что стал мишенью нескрываемого презрения со стороны всех врагов Своих и жупелом для соседей. Настолько, что они готовы перейти на другую сторону улицы или юркнуть в подворотню, едва завидев Его. Воспоминания о Нем быстро изгладились из их памяти, как если бы Он был сосуд разбитый. Он слышит распространяемые о Нем клеветнические сплетни. Днем и ночью Его подстерегает ужас – против Него замышляют недоброе, хотят убить Его.

Такая картина издевательства и мучений выглядела бы достаточно печально в отношении любого человека. Но что мы должны сказать, узнав, что она изображает положение Создателя вселенной, Господа жизни и славы!

Мольба о спасении (30:15-19)

30:15-18а Печаль и воздыхания уступают место молитве, исполненной веры. Тот, Кого отвергли люди, исповедует Иегову как Свое упование и Бога Своей жизни. Неизъяснимое утешение Он находит в той мысли, что дни Его – в руке Отца. Это утешение для всех верующих в Бога людей, которые поют и во времена, когда сияет солнце, и во времена печали:

Все наши дни в руке Твоей,

Отец, да будет посему!

Нашу жизнь, наши души и себя самих мы вверяем

Провиденью Твоему!

Уильям Ф. Ллойд.

Вслед за этим подтверждением веры и послушания, Господь Иисус особо молится о том, чтобы Бог избавил Его от руки преследующих Его врагов. Он призывает Отца взглянуть на Него с благоволением. Он молит спасти Его от смерти, и мольба эта апеллирует к неизбывной любви Бога. Он еще раз просит о том, чтобы Его упование на Иегову, как единственного Своего Избавителя, никогда не оказалось тщетным. Разумеется, это риторическая фраза, стилистическое усиление ценой отказа от буквальности смысла. Совершенно невозможно было, чтобы Христос когда-либо оказался постыжен в Своем уповании на Иегову. Он знал это, и мы это знаем. Но мы что-то потеряем, если будем настаивать на строгой буквальности, когда читаем страстную молитву или же лирическую поэзию.

30:18, 19 Вновь обращаясь к тому, что делают нечестивые, Христос молится, чтобы посрамлены за это оказались они, чтобы они безмолвно исчезли в Шеоле. Он просит, чтобы их уста лживые онемели в наказание за хулу на Святого Сына Божиего. Некоторые прямые и искренние люди считают эти слова не совсем христианскими по тону, но чем больше мы думаем о жестокости беззаконных, о низости их преступлений и безвинности Жертвы, тем тверже убеждаемся, что эти выражения еще не так уж и сильны!

Бог, великое Прибежище (30:20, 21)

И снова псалом переходит от скорби к радости, от жалобы к прославлению. В этих стихах с их величественным ритмом Господь Иисус воспевает несравненное прибежище, которое находит у Своего Отца. Он сравнивает Бога с управителем неисчерпаемого хранилища благ, приготовленных для верующих в Него. Для всех, кто ищет в Нем прибежище, Он в изобилии хранит эти сокровища, чтобы излить перед лицом сынов человеческих. Присутствие Бога – это место, где Его избранные святые могут укрыться от злобных мятежей людских; это надежное убежище от того, что Нокс называет "шумные распри мирские".

Личная благодарность (30:22, 23)

Господь Иисус встретился с чудесным проявлением благости Бога, когда был полностью окружен врагами, словно осажденный город. В Его тревоге Ему казалось, будто бы Он окончательно забыт Иеговой. Но, хотя Он был оставлен Богом в те ужасные три часа на кресте, Бог слышал Его зов и воскресил Его из мертвых.

Любите Господа! (30:24, 25)

Вкусив любовь Бога, Христос откликается на нее Своей любовью и по справедливости убежден, что так же должен откликнуться каждый. Иегове можно довериться в том, что Он защитит верующих в Него и определит заслуженное наказание самонадеянным бунтовщикам!

Каждый верующий, который борется с непреодолимыми на первый взгляд обстоятельствами, может поэтому исполниться мужественной и твердой уверенностью в том, что все надеющиеся на Господа не постыдятся – никогда!

30:1-3 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,

Крепка вера Давида в Бога и в то, что Он преклоняет ухо Своё, чтобы слышать Ему служителей Своих. Иначе зачем было бы и говорить с Ним? На ветер улетали бы мольбы Давида, если бы Бог его не слушал.
Но Бог слушал. Давид это знал. Потому и укреплялся в любых обстоятельствах, опирался на Иегову словно на скалу при преткновениях – потому и удерживался, и не падал смертельно, без надежды подняться.

30:4-6 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
Мольбы Давида, но Христос повторил их. Для Христа Бог Израиля так же был скалой, единственным, за кого в этом мире можно держаться. Всё остальное – люди и интересы -изменчивы и непостоянны, протекают сквозь пальцы, словно и не было никогда.

А Иегова Бог – скала не сдвигаемая. Ложишься спать и точно знаешь, что Бог – ТАМ и со мной. А когда проснёшься – Он снова ТАМ и со мной. Сколько бы ни выпало нам засыпать и просыпаться – Он ВСЕГДА на Своём месте и с нами, если мы с Ним.
Стабильность в возможности не потерять Бога из виду и не выпустить своей руки - из Его руки - самое ценное, что можно в этой жизни приобрести. Только в Его руку и можно себя передать. Только Ему – и можно довериться: не выронит нечаянно и не забудет о моём существовании. Если я сам о Нём не забуду.

30:7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
Ненависть – сильное чувство. Если ненавидеть суетность саму по себе - пустое времяпровождение, пустое и бессмысленное поклонение – то есть надежда на то, что Божий путь жизни станет и твоим путём. А если нравится кураж этой жизни, красочность ритуалов и хлопотность традиций с большим количеством общительности мира сего, если не ощущаешь себя лишним на празднике жизни века сего – вряд ли возможно упование на Господа в себе отыскать.

30:8,9 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
Кто прилепляется к Богу, тот умеет радоваться сам в себе – без «допингов» остроты ощущений этого мира, от одной только мысли, что поступает правильно и этим радует Отца. И хотя такому - сам процесс жизни нелегко даётся, Бог укрепляет его и в немощах, и в преодолении синдрома «белых ворОн», коими являются все верующие для века сего нечестивого.

30:10,11 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
И всё же, уныние часто мешает жить ровно: но уныние Давида - не тяжестью обстоятельств было вызвано, а тем, что он поступает неправильно, грехами . Осознание греховности и бессилия её в себе задушить собственными стараниями – тяготила Давида и сушила кости его - более всего.

Частая ли ЭТА причина - в нашем унынии?

Или больше о неудобствах жизненных беспокоимся? Есть, однако, и нам над чем задуматься, читая о беспокойствах царя, возлюбленного Богом.

30:12-14 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
Понятно: нелегко объяснять себе, что всё хорошо и быть оптимистом, когда все шарахаются от тебя, как от прокажённого. И не только посторонние, но и свои, знакомые, соседи и даже родные, кроме злоречия и злобных выпадов – ничего предложить не могут. И чувствуешь себя никчемным, и некуда бедному податься. С такими чувствами приходится иногда бороться Божьим служителям.

30:15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог.
Однако несмотря на то, что у Давида масса проблем, врагов и положение его ухудшается - Давид не решил, что Бог от него отвернулся, но продолжает надеяться на своего небесного Защитника и уверен в том, что Иегова его обязательно поддержит.
До тех пор, пока есть хотя бы Один, кто верит в тебя, понимает и не отвергает тебя – жизнь не может потерять смысл. Главное, чтобы этот Один – не посчитал нас прокажёнными. А Он не посчитает - до тех пор, пока мы сами крепко держимся за Него и за слово Его. Не опускает рук своих и не отпускает – держащийся за руку Божью в своей жизни.

30:16,17 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
Понимание того, что Бог держит за руку и видит сверху, в чём возможно помочь – помогает выживать. Даже если и помощь, как нам кажется, задерживается - уверенность в Скале, за которую держишься, хоть и на волоске висишь - помогает ждать облегчения и не уставать просить о помощи.

30:18,19 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю;
Вот ещё что беспокоит Давида: не ради себя ему помощь от Бога нужна была. А ради того, кто наблюдает за упованием Давида на Него. Не хотел Давид, чтобы посрамили нечестивые надежду его на Иегову, о которой говорил публично.

Не хотел, чтобы потирали ручки нечестивые в правоте своей, будто Богу нет дела ни до кого на этой земле, и что служитель Божий – на самом деле никто и как грязь на этой земле, а праведность - только глупость и есть.

И в этом - в ожидании помощи - Давид не о своих неудобствах беспокоился. А о том, чтобы не думал дьявол, что завалил праведника Божьего, и Бог не силён служителю своему помочь.
Многие ли из нас об ЭТОМ пекутся? В самый раз поразмышлять и об этом.

нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.

Как видим, ад - это место, где нечестивые умолкают, а не вопиют от боли мучений огненных. Ад - это могила, место захоронения умерших.

30:20-22 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!
Давид знает, что есть у Бога и силы, и желание оберегать праведных Своих. И множество благ приберегает Бог служителям своим. Нужно только дождаться и распознать, в чём же милость Его для помощи проявится. Давид всегда распознавал для себя облегчение, потому своим примером и утешал всех, нуждающихся в поддержке.

30:23-25 В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
Много глупостей нам приходит в голову, когда эмоции плещут в нас через край, когда спотыкаемся о какие-то трудности. Мы можем даже подумать, что Бог отвернулся от нас, жизнь кончена - и снова по кругу со слезами вперемешку со всем остальным страдальческим.
Но как только наступает облегчение – здравый разум и сердце снова поют песнь радости, что жить стОит, что Бог – со мной и не оставит меня никогда, если я Его не оставлю:
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
И этой своей радостью Давид готов был делиться с каждым, кто попадал в такие же трагедии из уныния и слёз. И делился. И потому мы сегодня можем тоже его радость прочувствовать.

Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности (Пс.30_2, 6, 19), унижении и преследовании со стороны врагов (Пс.30_5–11), об унижении со стороны народа (Пс.30_12, 14). Давид скрывается в укрепленном городе (Пс.30_22), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» (Пс.30_7). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. ).

Дополнение в русской Библии «во время смятения» – взято на основании Пс.30_23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у LXX-ти и в слав. Библии.

Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2–5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6–9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10–14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15–19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20–25)!

. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;

«По правде Твоей избавь меня» – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите.

. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

. В Твою руку пред­аю дух мой; Ты избавлял меня, Го­с­по­ди, Боже истины.

«Ради имени Твоего води меня и управляй мною» . Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит "води ть его», т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6). – «В Твою руку предаю дух мой» – Тебе вверяю свою жизнь.

. Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога – Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним.

. и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

«Поставил ноги мои на пространном месте» – вывел меня из стесненного положения на относительно свободное и безопасное место, именно в Секелаг.

. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

Давид молит Бога и в последующее время гонений, по оставлении им Секелага, спасти его от врагов. – «Изнемогла от грехов моих сила моя» – неточный перевод с еврейского, нужно бы сказать от «бедствий», или как в Вульгате «in paupertate», и у LXX-ти – ἐν πτωχεία .

. От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя.

. Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый,

«Я забыт в сердцах, как мертвый» – обо мне, как о мертвом, никто не вспоминает с сердечным, деятельным сочувствием.

. ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

«Исторгнуть душу» – лишить жизни.

. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

«Да не постыжусь, что я к Тебе взываю» – синонимично ст. 4.

. В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

«В смятении моем» – в тяжелом, смятенном состоянии, когда Давид нигде не видел и не находил защиты от людей.

. Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

Помощь, полученная Давидом от Господа, наполняет его чувством благодарения к Нему. В этом факте он видит и утешительное указание для всех праведных, что Господь сохранит их, а поступающих "надменно" , руководящихся в своих действиях не указаниями Бога, но своими личными соображениями, карает «с избытком» , обильно, т. е. тяжко, как тяжек самый проступок неповиновения и отвержения руководства Бога.