Процедура эмиссии размещение ценных бумаг. Процедура эмиссии и её этапы

Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

принятие решения о размещении;

утверждение решения о выпуске;

государственную регистрацию выпуска;

размещение;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.

Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно включает:

регистрацию проспекта ценной бумаги;

раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

Процедура эмиссии облигаций Банка России и государственных и муниципальных ценных бумаг регулируется иными законодательными (нормативными) актами.

Принятие решения о размещении ценной бумаги . Решение о выпуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций - только советом директоров или исполнительным органом коммерческой организации.

Данное решение оформляется специальным документом, в котором должна содержаться следующая информация:

форма выпуска (документарная или бездокументарная - для облигаций);

указание на обязательное централизованное хранение (для документарных бумаг);

номинальная стоимость акции или облигации;

права владельца вновь выпускаемой ценной бумаги;

количество выпускаемых ценных бумаг;

условия и порядок размещения (способ размещения, его сроки, цена размещения, порядок оплаты и др.);

условия погашения и выплаты доходов по облигациям и др.

Утверждение решения о выпуске ценной бумаги . Данное утверждение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации , например, советом директоров в случае хозяйственного общества. Кроме того, это решение подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента , и скрепляется печатью эмитента.

Государственная регистрация выпуска ценной бумаги . Процедура государственной регистрации включает рассмотрение установленного законом пакета документов эмитента и в случае положительного решения присвоение выпуску эмиссионных ценных бумаг этого эмитента индивидуального государственного регистрационного номера.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

К наиболее значимым документам относятся: решение о выпуске ценной бумаги; проспект ценной бумаги в том случае, если ее выпуск требует регистрации; документарный бланк ценной бумаги, если выпуск осуществляется в документарной форме.

Законом установлен срок, в течение которого должно быть принято решение о регистрации выпуска или мотивированное решение об отказе в ней. Этот срок составляет 30 дней. Он может быть увеличен еще на 30 дней, если регистрирующий орган будет проводить проверку достоверности сведений, представленных в документах эмитента.

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска могут быть :

нарушение самим эмитентом или условиями выпуска его эмиссионных ценных бумаг требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг;

о несоответствие представленных для государственной регистрации документов существующим нормативным требованиям;

непредставление в течение 30 дней запрашиваемых регистрирующим органом документов, необходимых для регистрации;

наличие ложных или недостоверных сведений в документах, представленных к регистрации;

несоответствие финансового консультанта, подписавшего проспект ценной бумаги, установленным требованиям.

Упоминание государственного регистрационного номера ценной бумаги является обязательным при всех рыночных операциях с ней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту сведений, имеющихся в документах эмитента, представленных на государственную регистрацию.

До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению выпускаемых ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки.

Размещение выпуска ценной бумаги . Размещение эмиссионной ценной бумаги - один из этапов процедуры эмиссии, без которого все остальные этапы становятся ненужными вообще. Это лишь подчеркивает его принципиальное значение. Хотя размещение есть рядовой, равноправный этап в процедуре эмиссии, его ключевая роль становится очевидной, как только действия эмитента из сферы "бумажной" переключаются на рынок.

Размещение эмиссионной ценной бумаги может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в решении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государственной регистрации. Размещение путем подписки ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождается регистрацией их проспекта, может начинаться не ранее, чем через две недели после публикации сообщения о государственной регистрации.

Количество размещаемых ценных бумаг, естественно, не может превышать количества, указанного в решении о выпуске. В силу сложившихся на рынке обстоятельств эмитент может разместить и меньшее количество бумаг, чем он планировал. Однако, если доля неразмещенных ценных бумаг превысит долю, установленную государством, эмиссия будет признана несостоявшейся (обычно не должна превышать 25 или 50% заявленного выпуска).

Информация о цене размещения ценной бумаги может раскрываться только в день начала самого размещения. В ходе размещения эмиссии цена размещения может меняться, но при публичном размещении или обращении выпуска ценных бумаг запрещается закладывать преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими. Данное ограничение не применяется при:

эмиссии государственных ценных бумаг;

предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций (на момент принятия решения о размещении);

введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Размещение акции и облигации осуществляется по рыночной цене, которая в случае акций не может быть ниже их номинальной стоимости.

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска . Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет представляется в орган государственной регистрации.

Окончанием размещения ценной бумаги считается:

окончание срока размещения, установленного в решении о выпуске;

истечение одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг;

дата размещения последней ценной бумагами данного выпуска (т.е. исчерпание свободных к размещению ценных бумаг).

В случае распределения акций при учреждении акционерного общества регистрация отчета об итогах выпуска акций по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска этих акций.

Отчет об итогах выпуска включает следующую информацию:

даты начала и окончания размещения ценной бумаги;

фактическую цену размещения;

количество размещенных ценных бумаг;

общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги по видам поступивших средств (рубли, иностранная валюта, материальные и нематериальные активы).

Одновременно с текстом отчета в регистрирующий орган предоставляются и другие необходимые документы, перечень которых устанавливается федеральным органом по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его. В этом случае эмитенту выдаются уведомление о регистрации итога выпуска и два экземпляра его отчета об итогах выпуска с отметкой (штампом) о государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации отчета допускается в следующих случаях:

нарушения условий размещения, установленных решением о выпуске;

невыполнение требований по раскрытию информации о выпуске;

нарушение сроков представления отчета об итогах выпуска;

несоответствие состава сведений, содержащихся в отчете, установленным нормам, и по иным причинам.

В случае, если эмитент предоставил неполные сведения для регистрации отчета или в них имеются иные "формальные" основания для отказа в его регистрации, ему (эмитенту) может быть предоставлена возможность исправить допущенные нарушения.

Если имеет место отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска, то последний признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В этом случае эмитент обязан возвратить полученные средства инвесторам, а они должны вернуть ему ценные бумаги данного выпуска (или записи о них аннулируются). Все издержки, связанные с выпуском ценных бумаг, признанным несостоявшимся, относятся за счет эмитента и являются его убытком.

Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден.

Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.

Процедура первичной эмиссии ценных бумаг включая следующие этапы:

в случае публичного (открытого) размещения ценных бумаг:

  • - подготовка и утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг эмитентом в соответствии с перечнем данных и сведений, утвержденных соответствующими нормативными актами;
  • - государственная регистрация выпуска ценных бумаг и про эмиссии на основании представленных нотариально заверенных копии учредительных документов и проспекта эмиссии;
  • - раскрытие информации проспекта эмиссии (например, публикация сообщения в средствах массовой информации о подписке на ценные бумаги);
  • - изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документ ной формы выпуска);
  • - размещение ценных бумаг на фондовом рынке;
  • - регистрация отчета об итогах выпуска и его публикация.

В случае закрытого (частного) размещения ценных бумаг

  • - принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
  • - регистрация ценных бумаг на основании нотариально заверены копий учредительных документов и информации;
  • - размещения ценных бумаг (среди ограниченного круга лиц);
  • - регистрация отчета об итогах выпуска.

Таким образом, процесс эмиссионной деятельности складывается из нескольких ключевых этапов, и первым из них можно считать подготовительный этап, который связан с проведением обширного круга достаточно разнообразных работ и мероприятий. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с помощью эмиссии проектов.

В процессе учреждения АО и подготовки учредительной эмиссии должен быть прежде всего решен вопрос о целесообразности создания новой хозяйственной структуры. Необходимо произвести расчеты и анализ, убедительно доказывающие, что создание нового АО позволит более эффективно организовать производственные и хозяйственные процессы и что вновь создаваемое АО будет конкурентоспособно на рынке выпускаемой им продукции (производимых работ и услуг).

При повторном выпуске ценных бумаг, средства от которого используются для финансирования инвестиционной деятельности (новых производственных программ), необходимо решить вопрос о выборе наиболее эффективных источников и механизмов финансирования и кредитования инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности; решить, что выгоднее осуществить: эмиссию акций, выпуск облигаций, получить ссуду в банке или же привлечь денежные средства под векселя АО.

Предприятия, планирующие проведение новых эмиссий, должны определить:

  • - объем эмиссии;
  • - условия размещения ценных бумаг;
  • - эмиссионную цену размещаемых на рынке бумаг.

Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает проведение аналитической работы по следующим направлениям:

  • - анализ отрасли, в которой действует компания (или собирается действовать вновь учреждаемая корпорация);
  • - изучение положения компании в отрасли (ее конкурентоспособность);
  • - анализ финансового состояния АО (изучение финансовой отчетности компании).

В результате такой подготовки решается вопрос о том, предпринимать или не предпринимать выпуск ценных бумаг. При принятии решения об осуществлении эмиссии ценных бумаг предпринимаются следующие шаги:

  • - выбирается тип выпускаемых ценных бумаг (при этом учитываются стабильность выручки, перспективы на будущее, потребность корпорации в заемных средствах, состояние рынка и т.д.);
  • - конструируется выпуск ценных бумаг, обосновывается масштаб и момент выпуска ценных бумаг, определяются денежные средства, необходимые для публичного выпуска акций.

В случае осуществления первого публичного размещения акций (облигаций) или повторного их выпуска при условии, что данные ценные бумаги не обращаются на вторичном рынке, т.е. отсутствует рыночная цена данного финансового инструмента, необходимо произвести оценку их стоимости.

Одной из основных задач конструирования выпуска ценных бумаг является поиск оптимального набора инвестиционных свойств, подготавливаемых к выпуску ценных бумаг, позволяющий сочетать, с одной стороны, интересы эмитента исходя из параметров его деятельности, а с другой - интересы потенциальных инвесторов.

Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу. Этим же решением должен быть утвержден проспект (или информация о выпуске ценных бумаг), определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском.

В процессе подготовительной работы должны быть составлены два очень важных документа: бизнес-план и проспект эмиссии ценных бумаг.

Разработка проспекта эмиссии ценных бумаг является вторым этапом. Особое значение этот документ имеет при создании нового АО или при дополнительном выпуске ценных бумаг. Нормативные документы устанавливают определенные требования к проспекту эмиссии. В частности, установлено, что он должен содержать три группы информации:

  • - основные данные об эмитенте:
  • - сведения, характеризующие его финансовое положение;
  • - характеристику выпускаемых ценных бумаг.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:

  • - заявление на регистрацию;
  • - решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • - проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
  • - копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
  • - документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа

исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

Проспект эмиссии должен содержать:

  • - данные об эмитенте;
  • - данные о финансовом положении эмитента. Эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно - правовой формы;
  • - сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Регистрирующий орган при отсутствий претензий к представленным документам выдает эмитенту:

  • - экземпляр зарегистрированного заявления о регистрации;
  • - письмо, подтверждающее акт государственной регистрации ценных бумаг. В письме должны быть указаны:
  • - объем зарегистрированного выпуска акций, их количество и характеристика (обыкновенные, именные);
  • - дата и код государственной регистрации.

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом.

Код государственной регистрации строится следующим образом: NN - N - NNN…, где первая позиция указывает на номер кода территории по административно-территориальному делению Российской Федерации; вторая - на вид ценных бумаг;

где 1 означает - акции акционерных обществ; 2 - облигации (долговые ценные бумаги); третья позиция указывает на номер регистрации по порядку для данного вида ценных бумаг.

Для регистрации повторного выпуска ценных бумаг необходимы:

  • - заявление на проведение регистрации;
  • - решение о выпуске ценных бумаг;
  • - нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • - проспект эмиссии (2 экз.);
  • - копия платежного поручения об оплате налога на операции с ценными бумагами (0,8% суммы эмиссии).

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов для регистрации-

Эмитент получает на руки один экземпляр проспекта эмиссии, прошнурованного и скрепленного печатью регистрирующего органа со штампом «ЗАРЕГИСТРИРОВАНО».

Четвертый этап эмиссии состоит в том, что после регистрации ценных бумаг эмитент публикует проспекты в количестве, достаточном для информирования всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска.

В случае публичного размещения ценных бумаг эмитент одновременно публикует сообщение о выпуске в средствах массовой информации с обязательным указанием:

  • - статуса, полного наименования и юридического адреса эмитента;
  • - вида выпускаемых бумаг и объема выпуска;
  • - круга потенциальных инвесторов;
  • - сроков начала распространения ценных бумаг;
  • - места или мест, где потенциальные инвесторы могут приобрети ценные бумаги данного выпуска к ознакомиться с содержанием проспекта эмиссии.

Эмитент должен обеспечивать полную и равную информированность всех потенциальных покупателей ценных бумаг данного выпуска до приобретения ими ценных бумаг.

В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово - хозяйственной деятельности в следующих формах:

  • - ежеквартальный отчет эмитента;
  • - сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента.

Пятый этап - это реализация ценных бумаг, т.е. продажа первым покупателям. Ее может проводить либо сам эмитент, либо привлеченный профессиональный участник рынка ценных бумаг - андеррайтер.

Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.

Заключительным этапом эмиссии ценных бумаг является отчетность об итогах выпуска. При этом следует иметь в виду, то эмитент должен составить два вида отчета: один для акционеров, а другой для государственных органов, на которые возложена проверка отдельных сторон его деятельности. Перед акционерами эмитент отчитывается на ежегодном собрании, а перед государственными органами - в течение срока размещения ценных бумаг, а также после его окончания.

Не позднее 50 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчетов итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

  • 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
  • 2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценныx бумаг в рамках данного выпуска);
  • 3) количество размешенных ценных бумаг;
  • 4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:
    • а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
    • б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
    • в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его.

Для выпуска ценных бумаг, общая номинальная стоимость которых превышает 5 млрд. руб., необходимо ежеквартальное представление отчетов об эмиссии, для выпуска ценных бумаг номинальной стоимостью от 1 до 5 млрд. руб. отчеты представляются раз в полгода (не позднее соответственно 1 августа отчетного года - за первое полугодие отчетного года и I апреля года, следующего за отчетным, - за второе полугодие отчетного года); для выпусков ценных бумаг номинальной стоимостью менее 1 млрд. руб. отчет представляется по окончании размещения выпуска ценных бумаг.

В течение двух месяцев после проведения общего годового собран акционеров эмитент обязан опубликовать годовой отчет в печатном издании с указанием данных, которые эмитент считает целесообразным довести до сведения общественности, а также способа и места, где желающие могут ознакомиться с полным текстом годового отчета по цент бумагам.

Глава 1. Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

1.1. Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее - ценные бумаги), если иное не предусмотрено настоящим Положением, включает в себя следующие этапы:

принятие решения о размещении ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее - решение о размещении ценных бумаг);

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг идентификационного номера;

размещение ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

1.2. Ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию, не могут быть размещены, за исключением следующих случаев:

размещения акций при учреждении акционерного общества;

размещения ценных бумаг при реорганизации акционерных обществ в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, при которых размещение ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

размещения путем открытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - биржевые облигации);

размещения путем закрытой подписки облигаций без залогового обеспечения, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные подпунктами 3 - 5 пункта 1 статьи 27.5-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - коммерческие облигации);

размещения российских депозитарных расписок, в отношении которых одновременно соблюдаются условия, установленные пунктом 5.1 статьи 27.5-3

1.3. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, а в случае размещения ценных бумаг путем подписки должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, за исключением случаев, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами акционерного общества - эмитента, при условии, что число таких лиц без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, а также без учета лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, при условии, что число таких участников (акционеров), не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг они размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает 200 млн. рублей;

сумма привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, денежных средств путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение одного года не превышает четырех млрд. рублей;

в соответствии с условиями размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее четырех млн. рублей при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;

в случае государственной регистрации отдельного выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, размещаемых в рамках программы облигаций, если проспект облигаций зарегистрирован одновременно с государственной регистрацией программы облигаций.

1.4. В случае если государственная регистрация двух или более выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг одного эмитента осуществляется одновременно, в отношении ценных бумаг таких выпусков (дополнительных выпусков) может быть подготовлен один проспект ценных бумаг.

1.5. В случае если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

1.6. В случае когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в Банк России (далее - регистрирующий орган), какой-либо документ (документы), такой документ представляется (такие документы предоставляются) в регистрирующий орган на бумажном носителе. Если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть пронумерован, прошит, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента. Подчистки и помарки в тексте документов, представляемых на бумажных носителях, не допускаются.

Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, должна быть подтверждена печатью эмитента и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Положением, тексты документов представляются в регистрирующий орган также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа.

1.7. В случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент представляет в регистрирующий орган копию какого-либо документа, он вправе вместо копии представить в регистрирующий орган оригинал такого документа.

1.9. Документы, предусмотренные настоящим Положением, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронной форме (в форме электронных документов), подписанные (подписанных) электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390). Указанные документы в электронной форме (электронные документы) признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.10

1.10. Сроки, установленные настоящим Положением, исчисляются со дня, следующего за днем поступления в регистрирующий орган соответствующих документов, а если указанные сроки установлены настоящим Положением для выдачи (направления) уведомлений по результатам рассмотрения поступивших в регистрирующий орган документов - со дня, следующего за днем принятия регистрирующим органом соответствующего решения по результатам рассмотрения таких документов. В случае если последний день срока, установленного настоящим Положением, приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.11

1.11. В случае, когда в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за совершение регистрирующим органом юридически значимого действия, и у регистрирующего органа отсутствуют достоверные сведения об уплате заявителем (эмитентом) указанной государственной пошлины в установленном порядке, представленные заявителем (эмитентом) документы оставляются без рассмотрения. В этом случае регистрирующий орган обязан в течение семи рабочих дней с даты получения представленных заявителем (эмитентом) документов направить ему уведомление с указанием на необходимость представления документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины, а течение сроков, установленных настоящим Положением для рассмотрения представленных заявителем (эмитентом) документов, приостанавливается до даты получения регистрирующим органом достоверных сведений об уплате государственной пошлины в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 2 сентября 2015 г. N 3774-У глава 1 дополнена пунктом 1.12

1.12. Использование печати на документах, представляемых в соответствии с настоящим Положением в регистрирующий орган на бумажном носителе, является обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если сведения о наличии печати содержатся в уставе (учредительном документе) соответствующего юридического лица.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У глава 1 дополнена пунктом 1.13

1.13. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление копии протокола (выписки из протокола) общего собрания участников хозяйственного общества, и указанный документ не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) порядка подтверждения решения (решений), принятого (принятых) общим собранием участников хозяйственного общества, и состава лиц, присутствовавших при его (их) принятии, вместе с таким документом должна представляться справка, содержащая сведения о соблюдении указанного порядка (иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка). При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество (при наличии последнего) и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения), а если решения, принятые общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, подтверждены другим способом - указание такого способа.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У глава 1 дополнена пунктом 1.14

1.14. В случае если в соответствии с настоящим Положением требуется представление документа (в том числе копии протокола (выписки из протокола) общего собрания владельцев облигаций), подтверждающего получение в установленном порядке согласия владельцев облигаций, и указанное согласие владельцев облигаций не может быть получено в связи с тем, что ни один владелец облигаций не обладает правом голоса по соответствующему вопросу, вместо указанного документа должна представляться справка, содержащая соответствующие объяснения.

На сегодняшний день НРД имеет сложившуюся, проверенную многолетней практикой технологию обслуживания и оказания услуг эмитентам, корпоративных облигаций, государственных облигаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в процессе размещения и вторичного обращения:

  • учет прав и обязательное централизованное хранение сертификата выпуска документарных облигаций на предъявителя;
  • ведение эмиссионного счета эмитента;
  • ведение казначейского счета депо;
  • осуществление переводов облигаций по счетам депо депонентов по итогам сделок, заключенных на биржевом или внебиржевом рынке, в том числе при размещении и обращении облигаций;
  • обеспечение подготовки и проведения выплат купонов и погашения номинальной стоимости облигаций;
  • комплексное обеспечение процесса проведения эмитентом досрочного выкупа и погашения облигаций.

В процессе оказания вышеуказанных услуг НРД осуществляет обмен документами с эмитентом в электронном виде (в рамках договора об обмене электронными документами).

Переводы облигаций по счетам могут проводиться на следующих условиях:

  • перевод на условиях «поставка против платежа» (DVP) при биржевом размещении и обращении;
  • перевод на условиях «поставка против платежа» (DVP) при внебиржевом размещении и обращении;

НРД как депозитарий, осуществляющий обязательное централизованное хранение сертификатов выпусков документарных облигаций на предъявителя, обеспечивает перечисление депонентам НРД денежных средств, полученных от эмитента на выполнение своих обязательств перед владельцами облигаций (по облигациям, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлена после 01.01.2012) .

Порядок оказания НРД эмитенту услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав на ценные бумаги путем открытия и ведения эмиссионного счета эмитента/казначейского счета депо, осуществления операций по этим счетам, связанных с размещением, обращением, выкупом, погашением ценных бумаг, перечислению выплат по ценным бумагам и т. д., в соответствии с условиями выпуска и обращения ценных бумаг устанавливается .

Этапы эмиссии облигаций

На первоначальном этапе эмитент принимает решение о выпуске облигаций , после чего эмитент совместно с финансовым консультантом или андеррайтером начинает подготовку к регистрации условий выпуска облигаций (проспект ценных бумаг, решение о выпуске) . Этап подготовки условий выпуска облигаций является одним из наиболее значимых, поскольку размещение и обращение облигаций на бирже, а также обслуживание облигационного займа в НРД в дальнейшем осуществляется в соответствии с зарегистрированными условиями выпуска.

Документы, содержащие условия выпуска облигаций, подготовленные эмитентом к регистрации выпуска, в обязательном порядке согласуются с НРД в части порядка обслуживания выпуска депозитарием, осуществляющим обязательное централизованное хранение сертификата выпуска ценных бумаг.

Вторым этапом является заключение между эмитентом и НРД договора эмиссионного счета . Копия договора предоставляется в регистрирующий орган при государственной регистрации выпуска ценных бумаг или на биржу, осуществляющую присвоение идентификационного номера выпуску биржевых облигаций.

Следующий этап - государственная регистрация выпуска облигаций регистрирующим органом с присвоением ему государственного регистрационного номера или присвоение выпуску биржевых или коммерческих облигаций идентификационного номера .

После государственной регистрации выпуска облигаций или присвоения выпуску облигаций идентификационного номера, эмитент формирует и передает в НРД пакет документов , необходимых для обеспечения размещения, обращения и погашения выпуска облигаций, в соответствии с Регламентом взаимодействия НКО АО НРД и эмитента .

Эмитент до даты начала размещения передает на хранение в НРД сертификат облигаций, оформленный на весь объем выпуска. Сертификат должен быть оформлен в соответствии с требованием Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Пример заполнения и форма Сертификата представлена в разделе «Документы, регламентирующие взаимодействие с эмитентами» . В разделе представлены документы, которые необходимо оформить эмитенту при взаимодействии с НРД.

Процедура первичного размещения облигаций на МБ

  1. Эмитент передаёт в НРД комплект документов для размещения облигаций (эмиссионные документы (проспект, решение) и пр.):
    • НРД депонирует сертификат;
    • НРД по поручению эмитента (поручение MF020) осуществляет перевод облигаций на торговый раздел эмиссионного счета.
  2. Эмитент дает полномочия андеррайтеру выставлять заявки на продажу облигаций в Торговой системе Московской биржи от имени эмитента.
  3. Резервирование денежных средств участниками торгов на счетах в НРД.
  4. НРД передает в НКЦ информацию о количестве облигаций на эмиссионном счете эмитента и в Торговую систему Московской биржи о денежных средствах, зарезервированных на расчетных счетах участников торгов.
  5. Андеррайтер выставляет заявки на продажу облигаций в Торговой системе Московской биржи.
  6. Участники торгов, зарезервировавшие денежные средства на расчетном счете в НРД, выставляют заявки на покупку облигаций в Торговой системе Московской биржи.
  7. По итогам торгов НКЦ передает в НРД информацию о количестве облигаций, подлежащих списанию с эмиссионного счета Эмитента на счет депонента или. Также в НРД направляется информация о списании денежных средств с расчетных счетов участников торгов, чьи заявки на покупку были удовлетворены, и зачислении денежных средств на расчетный счет андеррайтера.
  8. НРД производит расчеты по сделкам согласно информации, полученной от НКЦ.
  9. НРД списывает денежные средства с расчетных счетов участников торгов и зачисляет их на расчетный счет андеррайтера в соответствии с информацией, полученной от НКЦ.
  10. Андеррайтер переводит денежные средства, полученные в результате размещения облигаций, на банковский счет эмитента.

Процедура первичного размещения облигаций путем закрытой подписки

Cвободная поставка по встречным поручениям:

  1. Эмитент передает в НРД комплект документов для размещения и депонирует сертификат, а также подает поручение депо (по форме MF010) на перевод облигаций с эмиссионного счета Эмитента на счет депо приобретателя.
  2. Приобретатель подает в НРД:
  • поручение депо (по форме MF010) на зачисление облигаций с эмиссионного счета Эмитента на счет депо приобретателя;
    • сверяет поручения депо Эмитента и Приобретателя;
    • осуществляет перевод облигаций с эмиссионного счета Эмитента на счет депо Приобретателя;
  • C контролем расчетов по денежным средствам:

    1. Эмитент передаёт в НРД комплекта документов для размещения облигаций (эмиссионные документы (проспект, решение) и пр.):
      • Эмитент заключает с НРД Договор эмиссионного счета;
      • НРД открывает эмиссионный счет;
      • НРД осуществляет прием на обслуживание выпуска облигаций;
      • НРД депонирует сертификат;
      • Эмитент подает поручение на перевод облигаций на счета депо депонента (поручение MF170).
    2. Депонент подает в НРД:
      • поручение депо по форме MF170 на зачисление облигаций с эмиссионного счета эмитента на счет депо депонента;
      • платежное поручение на перевод денежных средств со своего расчетного счета в НРД на расчетный счет эмитента в НРД.
    3. НРД производит следующие действия:
      • сверяет поручения депо эмитента и депонента и платежное поручение депонента;
      • осуществляет перевод облигаций с эмиссионного счета эмитента на счет депо депонента;
      • осуществляет перевод денежных средств с расчетного счета депонента на расчетный счет эмитента.

    Выполнение НРД функций платежного агента

    Согласно Федеральному закону №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и статьям 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Закон):

    1. Доходы по всем ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (далее - Ценные бумаги) перечисляются эмитентом через депозитарий , осуществляющий обязательное централизованное хранение ценных бумаг (далее - Центральный депозитарий). Центральный депозитарий перечисляет доходы своим депонентам, в том числе депонентам - номинальным держателям, которые передают доходы своим депонентам и т. д., до конечного владельца;
    2. Депозитарии являются налоговыми агентами при осуществлении выплат доходов по Ценным бумагам по отношению к физическим лицам и нерезидентам, которые имеют счет депо владельца в данном депозитарии.
    3. Сбор списков владельцев для выплат по Ценным бумагам не производится. Доходы перечисляются тому депоненту, на счете депо которого ценные бумаги учитывались на дату, определенную в соответствии с решением о выпуске ценных бумаги действующим законодательством.
    4. Предусмотрено право эмитента раз в год получить в депозитарии, осуществляющем обязательное централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, список владельцев за вознаграждение, не превышающее стоимости затрат на его изготовление, а в остальных случаях - за вознаграждение, определенное в договоре с депозитарием, осуществляющим централизованное хранение ценных бумаг.

    Таким образом, функция по перечислению выплат является неотъемлемой частью депозитарных услуг, которые депозитарии оказывают своим депонентам. Закон распространяется на выпуски облигаций, которые зарегистрированы/идентификационный номер которым присвоен после 01.01.2012 и на все федеральные государственные эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска.

    По выпускам облигаций, которые зарегистрированы/идентификационный номер которым присвоен до 01.01.2012, порядок сбора списка владельцев и/или номинальных держателей, его передачи эмитенту и платежному агенту, а также порядок выплаты доходов остаются прежними, в соответствии с эмиссионными документами выпуска ценных бумаг.

    Для выпусков облигаций, которые зарегистрированы/идентификационный номер которым присвоен до 01.01.2012, осуществление функций НРД платежного агента предполагает полный комплекс услуг по обслуживанию выплат, в том числе:

    • осуществление расчета и перечисления денежных средств по поручению эмитента;
    • предоставление эмитенту отчетов о проведенных выплатах;
    • информирование о сроках и условиях выплат купонов и погашения облигаций заинтересованных лиц; предоставление отчетов лицам, уполномоченным на получение купонных выплат и сумм от погашения номинальной стоимости облигаций.

    Преимущества НРД при оказании услуг платежного агента по выпускам облигаций, которые зарегистрированы/идентификационный номер которым присвоен до 01.01.2012

    НРД формирует информацию о получателях платежей по облигациям. Передача такой информации эмитенту, а затем третьему лицу (иному платежному агенту), может повлечь за собой искажение или потерю данных о получателях платежей, что исключено в случае, когда платежным агентом является НРД.

    Увеличение действительного срока обращения облигаций на рынке достигается за счет исключения из схемы выплат третьих лиц, что сокращает операционные издержки по формированию и передаче списка получателей платежей по облигациям и позволяет обеспечить максимальное приближение даты фиксации к дате выплаты купонного дохода.

    Порядок оказания НРД эмитенту услуг по осуществлению функций платежного агента определяется договором об оказании услуг по обслуживанию выплат номинальной стоимости облигаций при их погашении и выплат купонного дохода (договор платежного агента).

    Стоимость услуг НРД в течение многих лет остается на конкурентном уровне и не превышает сложившийся на рынке уровень ставок других платежных агентов. Ознакомиться с тарифами оплаты услуг НРД по договорам платежного агента при обслуживании эмитентов облигаций можно в разделе «Тарифы» .

    Схема взаимодействия Эмитента и НРД при приеме на обслуживание выпуска биржевых облигаций с сертификатом и эмиссионными документами в электронном виде

    1. Эмитент передает Московской Бирже комплект документов, необходимых для присвоения идентификационного номера выпуску облигаций (контактный телефон Московской Биржи по вопросу взаимодействия: +7 495 363-32-32).
    2. Эмитент передает в НРД комплект документов для размещения облигаций:
      • Эмитент направляет в НРД сертификат в электронной форме (в формате PDF), подписанный ЭП первого лица или ЭЦП уполномоченного сотрудника (в случае размещения выпуска в рамках программы биржевых облигаций).

        Для подписания сертификата ЭП, необходимо на рабочем месте, где установлены ПО «Луч» и Справочник сертификатов, правой кнопкой мыши кликнуть по сертификату в формате PDF и выбрать опцию «Подписать».

        Сертификат направляется через ПО «Луч» в виде нетипизированного документа (объем файла/файлов не должен превышать 10 Мб) на адрес NDC000IAD000.

        Таблица сроков направления сертификатов:

        * где R - дата начала размещения, срок исчисляется в рабочих днях

      • Эмитент направляет в НРД формы документов для размещения облигаций, предусмотренные Регламентом взаимодействия НКО АО НРД и эмитента.

        Форма Z1.1 направляется через ПО «Луч» в виде нетипизированного документа на адрес NDC000IAD000.

        При размещении на бирже:

        Поручение на открытие торгового раздела на эмиссионном счете (AF090), направляется через ПО «Луч» в виде поручения с кодом операции «90» (если раздел не был открыт ранее).

        Поручение на перевод бумаг в рамках одного счета (МF020) направляется через ПО «Луч» в виде поручения с кодом операции «20».

        При размещении облигаций вне биржи:

        Поручение на перевод облигаций на счета депо депонентов НРД направляются с помощью ПО «Луч» с кодом операций 16 или 16/2. Для исполнения перевода необходима подача встречного поручения с кодом операции 16/1 или 16/3.

    Обслуживание эмитентов акций

    НРД оказывает эмитентам акций следующие услуги:

    • Депозитарное услуги при публичном размещении ценных бумаг
    • Ведение казначейского счёта депо

    Оказание депозитарных услуг при первичном размещении дополнительного выпуска акций Эмитента на бирже (осуществляется в рамках Договора об оказании депозитарных услуг путем открытой подписки)

    Этапы взаимодействия Эмитента и НРД при первичном размещении дополнительного выпуска акций на бирже :

    • Согласование проекта решения о выпуске акций в части оказания депозитарных услуг (перед государственной регистрацией);
    • Заключение договора об оказании депозитарных услуг при публичном размещении акций (после государственной регистрации);
    • Согласование временного графика взаимодействия в дату размещения с уполномоченными сотрудниками НРД, регистратора, андеррайтера, торговой системы (биржи) и НКЦ.

    Оказание услуг Эмитенту по переводу акций, эмитированных данным Эмитентом, с казначейского лицевого счета, открытого у регистратора, на казначейский счет депо в НРД

    Этапы взаимодействия:

    • Заключение/актуализация договора казначейского счета депо , открытие (ведение) казначейского счета депо в рамках заключенного договора;
    • НРД открывает у регистратора Эмитента лицевой счет НД/НД ЦД (в случае если такой счет не был открыт ранее) и принимает на депозитарное обслуживание выпуск (-и) акций. Для приема на обслуживание выпусков акций эмитентов, выпущенных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Эмитент должен предоставить в НРД необходимые документы .
    • Эмитент подает передаточное распоряжение регистратору на перевод ценных бумаг с казначейского лицевого счета на лицевой счёт номинального держателя НРД в реестре или распоряжение на проведение операции по лицевому счёту номинального держателя центрального депозитария НРД. Эмитент подаёт поручение (код операции 35) на приём ценных бумаг на хранение/учёт.
    • Акции, учитываемые на казначейском счете депо в НРД, могут быть выпущены в обращение Эмитентом как на бирже (в случае наличия листинга), так и вне биржи.

    Схема перевода акций с казначейского лицевого счета, открытого у регистратора, на казначейский счет депо в НРД:

    1. Эмитент подает Регистратору Передаточное распоряжение на списание акций Эмитента с казначейского лицевого счета;

      1*.Эмитент подаёт в НРД поручение на приём ценных бумаг на хранение/учёт

      В случае лицевого счёта НДЦД - НРД на основании вышеуказанного поручения формирует регистратору Поручение на проведение операции по лицевому счету НДЦД

    2. Регистратор информирует НРД путём направления справки об операции по лицевому счёту НД НРД или направляет запрос сверки на проведение операции по лицевому счёту НДЦД НРД.;

      2*. В случае лицевого счёта НДЦД - НРД подтверждает регистратору проведение операции или отказывает в проведении операции.

    Выпуск в обращение приобретенных бумаг на бирже:

    1. Приобретатели подают в Торговой системе заявки на покупку акций Эмитента;
    2. Обмен информацией между Клиринговой организацией, НРД, Торговой системой (Биржей):
      • о количестве акций на счетах;
      • об итогах торгов.
    3. НРД зачисляет акции на счета депо Приобретателей, согласно информации, полученной из Клиринговой организации.

    Выпуск в обращение приобретенных бумаг вне биржи:

    3*. Эмитент подает поручение на перевод акций с казначейского счета депо на счет депо приобретателя. Приобретатель подает встречное поручение на зачисление акций.

    Этапы эмиссии ценных бумаг в совокупности представляют собой определенную последовательность действий, которые необходимо произвести с целью выпуска акций и облигаций. Очередность этапов закреплена на законодательном уровне, а за соблюдением действующих правил ведется строгий контроль со стороны государства. Подробнее о порядке эмиссии ценных бумаг читатель узнает, прочитав статью.

    Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг в РФ

    Положения, регулирующие отношения по эмиссии ценных бумаг, закреплены в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ. Кроме того, эмитентам следует руководствоваться следующими правовыми актами:

    • положением Банка России «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 428-П;
    • положением Банка России «О раскрытии информации…» от 30.12.2014 № 454-П;
    • указанием Банка России «О порядке присвоения и аннулирования…» от 13.10.2014 № 3417-У.

    Отметим, что ценные бумаги бывают документарными и бездокументарными. Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ под документарными понимаются ценные бумаги, оформленные с соблюдением закона и свидетельствующие о наличии определенных прав, которыми обладает их предъявитель. В силу п. 2 ст. 142 ГК РФ бездокументарными бумагами являются обязательственные и иные права, основанные на решении об эмиссии либо ином решении. Передача таких прав возможна только путем соблюдения предусмотренной законом процедуры.

    В силу ст. 2 закона № 39 к эмиссионным относятся ценные бумаги, соответствующие следующим признакам:

    • дают их держателю комплекс прав, которые он вправе реализовать в формах и порядке, определенных законом;
    • возникают посредством их выпуска (эмиссии);
    • характеризуются равным объемом (ценностью) и равным сроком реализации прав держателей бумаг вне зависимости от момента их приобретения.

    Обратите внимание, что выпуск включает совокупность всех акций и облигаций субъекта, который его осуществил. Важным условием является предоставление в рамках выпуска равного объема прав всем владельцам таких документов при одинаковой номинальной стоимости каждой ценной бумаги.

    Кто обладает правом выпуска ценных бумаг

    Правом выпуска ценных бумаг обладает эмитент. Согласно ст. 2 закона № 39 в качестве эмитента могут выступать следующие субъекты гражданских правоотношений:

    • юридические лица;
    • Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ;
    • муниципалитет.

    На эмитента как на лицо, выпустившее акции и облигации, возложено обязательство по обеспечению прав их держателей.

    В зависимости от вида ценных бумаг правомочиями по их выпуску наделены различные эмитенты. В частности, право выпускать акции имеют исключительно акционерные общества.

    Правомочия по выпуску облигаций закреплены как за АО, так и за государственными органами власти и муниципалитетами. В последних двух случаях размещение осуществляется от имени РФ или муниципалитета соответственно.

    В АО акции подлежат распределению между учредителями организации. В случае учреждения общества единственным участником размещение осуществляется посредством единоличного приобретения акций. Акции, в отличие от облигаций, дают владельцу право не только принимать участие в управлении обществом, но и претендовать на дивиденды, а в случае ликвидации — на часть имущества.

    Не знаете свои права?

    Этапы процедуры эмиссии ценных бумаг

    Процедура эмиссии ценных бумаг и этапы эмиссии в РФ закреплены в гл. 5 закона № 39, а также положении Банка России «О стандартах эмиссии…» от 11.08.2014 № 8-П. Порядок эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

    • Утверждение принятого документа. В хозяйственных обществах такие решения утверждаются советом директоров или органом управления, который осуществляет его функции.
    • Государственную регистрацию выпуска , если она обязательна, либо присвоение идентификационного номера с целью учета ценных бумаг.
    • Размещение ценных бумаг. Порядок размещения определяется решением об их выпуске и осуществляется путем отчуждения ценных бумаг, внесения приходных записей по лицевым счетам их владельцев, выдачи сертификатов документарных облигаций их первым владельцам.
    • Регистрацию отчета об итогах выпуска или прохождение уведомительной процедуры по итогам выпуска.

    Эмитент при вынесении решения вправе закрепить условие о централизованном хранении выпущенных акций и облигаций. В этом случае хранение осуществляется в специализированном депозитарии.

    Виды эмиссии ценных бумаг

    Классификация видов эмиссии на практике осуществляется по различным основаниям, в том числе в зависимости от типа эмитента, вида ценных бумаг, способа размещения и иных. В частности, в зависимости от очередности проведения эмиссии необходимо выделить следующие виды:

    • Первичная. Характеризуется выпуском и размещением в первый раз, например эмиссия акций при создании акционерного общества.
    • Вторичная. Проводится в случае, если ранее эмитентом уже проводились эмиссионные мероприятия.

    Актуальной является классификация в зависимости от методов проведения эмиссии. В этом случае выделяют следующие виды:

    • Подписка. Это продажа ценных бумаг, которая может быть открытой (к приобретению ценных бумаг допущен неограниченный круг лиц), закрытой (предполагает приобретение акций узкой, заранее определенной группой лиц).
    • Распределение. Характеризуется распределением ценных бумаг между определенными лицами. При этом купля-продажа не осуществляется (как правило, используется при формировании уставного капитала в акционерном обществе).
    • Конвертация. Данная процедура предполагает изменение номинальной стоимости ранее приобретенных акций.

    В зависимости от вида ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется, могут использоваться как все указанные виды, так и некоторые из них. В частности, при эмиссии облигаций применяется только подписка или конвертация.

    Порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг на примере АО

    Кратко разберем реализацию приведенных выше этапов эмиссии на примере акционерного общества. После принятия решения об эмиссии оно подлежит утверждению собранием акционеров или советом директоров в зависимости от имеющихся в соответствии с учредительными документами правомочий. Процесс утверждения фиксируется соответствующим протоколом.

    Решение оформляется в 3 экземплярах, поскольку один из экземпляров после государственной регистрации передается на хранение в Банк России. Ведение реестра, как правило, осуществляется специализированной организацией-регистратором, которой также передается экземпляр решения.

    Размещение осуществляется в соответствии с порядком, определенным эмитентом. Запрещено осуществлять размещение до государственной регистрации выпуска либо присвоения ему идентификационного номера. Размещение должно осуществлять в пределах сроков, определенных в решении. Важным условием является соответствие количества эмиссионных ценных бумаг, определенных решением, количеству размещенных ценных бумаг.

    По результатам проведения эмиссии эмитент до истечения 30 дней должен представить в Банк России отчет по итогам выпуска ценных бумаг. Законом допускается возможность направления вместо отчета уведомления в случае соблюдения условий, сформулированных в п. 2 ст. 25 закона № 39. Обратите внимание, что в п. 8.16 положения № 428-П сформулированы основания для отказа в регистрации направленного отчета.

    Раскрытие информации эмитентом

    Порядок эмиссии предполагает соблюдение установленной законодателем процедуры, состоящей из отдельных этапов, указанных выше. Важным условием является своевременное и полное раскрытие информации о выпуске и размещении ценных бумаг. Данная обязанность возложена на эмитента и предполагает информирование о выпуске и размещении ценных бумаг посредством:

    • издания проспекта ценных бумаг;
    • опубликования консолидированной финансовой отчетности;
    • представления ежеквартального отчета;
    • опубликования сообщений о существенных обстоятельствах и фактах.

    Нарушения в части раскрытия информации являются основаниями для наложения административных мер взыскания как на ответственное должностное лицо, так и на организацию.

    Таким образом, эмиссия ценных бумаг — многоэтапная процедура, которая характеризуется необходимостью последовательного выполнения каждого из этапов. Процесс упрощает довольно подробное законодательное регулирование данного вопроса, но усложняет разный порядок эмиссии различными субъектами. Дополнительную сложность вызывает необходимость учета положений учредительных документов, определяющих порядок эмиссии в каждом конкретном хозяйственном обществе. Соблюдение всех условий и требований проведения эмиссии гарантирует отсутствие проблем при государственной регистрации итогового отчета либо прохождении итоговой уведомительной процедуры.