Молитва о вразумлении человека.

В жизни каждого человека случаются моменты, когда он сталкивается с дилеммой. Ощущение метания знакомо многим. И в таких случаях молитва может помочь найти истинное решение и не оступиться. Ведь, как известно, бесовские силы часто специально подстраивают разного рода козни, сбивая человека с пути истинного.

Правила чтения

Обычно молитву о вразумлении человека читают перед соответствующей иконой Богородицы «Прибавление ума». Её появление связывают с периодом реформирования православной церкви при патриархе Никоне. По преданию, один монах-иконописец, сомневающийся в истинности принятых реформ, попросил силы свыше просветить его ум и душу.

Икона Божией Матери «Прибавление ума»

Ему явилась Богородица и развеяла все сомнения. Монах же написал новую икону, которая не похожа на традиционные образы византийской и русской школы. Богоматерь на изображении парит над Иерусалимом с Сыном-Богом. Они окутаны одной фелонью, а ангелы своим смиренным поклонением указывают на Богородицу, призывая тем самым обращаться к ней со своими просьбами.

Важно! Перед тем как просить помощи перед иконой «Прибавление ума», следует исповедаться и причаститься. Считается, что грехи не пускают в сердце Дух Святой и молитва не находит отклика.

Если помощь требуется постоянно, то молиться нужно каждый день. В случаях, когда состояние смятения одолевает внезапно, лучше пойти в храм и совершить коллективную молитву с кем-то из близких. Так, глас просящего усиливается в разы.

Читать молитву о вразумлении лучше с утра, чтобы она оказала своё благотворное влияние на человека до начала любых дел. При совершении ночного бдения нужно поблагодарить небесных покровителей, не оставивших в беде. Мать может даже написать на бумаге слова молитвы и дать своему ребенку, чтобы помочь ему справиться с трудностями в школе. Но дитя в то же время следует приобщать и к самостоятельной молитве за себя.

Чтение святого текста должно происходить с верой и смирением. Помощь получит только крещеный христианин. Если кто-то молится за своего близкого человека, следует это делать с любовью в сердце.

Чем помогает молитвенное чтение

Молитва о вразумлении помогает в таких случаях:

  • человек имеет врожденный порок развития, слабоумие;
  • нерешительность в принятии какого-то важного решения;
  • рассеянность, неумение сосредоточиться на деле;
  • при сложностях в учёбе. К Богородице часто обращаются студенты накануне экзаменов;
  • когда нет чёткого понимания как действовать в будущем, к чему стремиться.

Молитва перед образом «Прибавление ума» действительно способна наставить человека на истинный путь даже в таких сложных ситуациях, как зависимость от азартных игр, наркотиков и другое. Главное, искренне верить в помощь свыше.

Как читать

Молиться лучше перед ликом Богоматери «Прибавление ума». Ни в коем случае нельзя использовать в качестве иконы вырезки из журнала или газеты. Образ нужно купить в церковной лавке.

Молитва о вразумлении помогает в трудных жизненных обстоятельствах

Перед иконой следует зажечь свечу, которая выполняет роль добровольной жертвы от верующего и приобщает его к Божественному свету. Также есть молитвы к святым и ко Господу, помогающие обрести просветление. Проговаривать необходимо такие слова:

Дай, Господи, сейчас моему недостоинству также благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешником. Дай, Господи, сейчас моему недостоинству также благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешником. Аминь.
О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней - мертвых, живых и грядущих - не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира - Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему - земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Если помощь нужна в течение дня перед каким-то важным делом, можно прочитать про себя краткую молитву, которая поможет принять верное решение.

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, увра¬чуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надеж¬ды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.
Важно! Любой верующий православный человек должен помнить, что в жизни нет непреодолимых трудностей. Нам посылаются только те испытания, которые мы в силах выдержать. Нужно лишь верить в промысел Господа и молиться о помощи. Тогда невзгоды обойдут стороной, и в любой ситуации найдется верное решение.

Молитва иконе Божией Матери «Прибавление ума»

Батюшка Вячеслав!!! Это опять я. Я вам писала письмо о боли за мужа!!! Батюшка, все сегодня утром прояснилось. Оказывается, вела себя как фарисей...Ничего во мне нет, кроме мнимой праведности, что перед Богом мерзко. А муж мой, как мытарь сегодня повел себя в соборе и Господь принял его. Он все рассказал священнику, как готовился, оказывается, он вчера пошел на день рождения с престарелым родственникам, им под 70 лет и есть у них сын больной, он совершенно не выходит из комнаты, они узнали, что он прилетел и позвали мужа к себе на радостях, накрыли стол. Муж из-за любви к ним пошел, но, оказывается, ел только капусту...родственники даже удивились, что он кушал совсем мало, даже и не ел.... Потом он мне позвонил и сказал, что бвтюшка выслушал его на исповеди и благословил на причастие...и говорит мне муж удивительные слова:"Я даже курить сегодня не буду, не хочу, хочу день провести в воздержании, молчании...я даже крест дождался и поцеловал...мне легко стало". Радостно отвечал муж..даже говорит сквернословить стал меньше...я чувствую в себе улучшения от Причастия!!! Я говорю, что я думала, что он не встанет утром и поленится пойти на Службу в собор. А он сказал, что если бы не хотел пойти к Богу, то не пошел бы и на исповедь и не стал бы каяться. Оказывается, Бог видит его сердце...и оказывается, он там выпивал вечером до причастия три дня, но это потому что не хотел смутить командира, он предложил посидеть с ним и поговорить о жизни вдвоем и все...командир заболел глазами, у него проблемы..назначили дорогое лечение..вот и поддерживал муж его...а Я ПОХОЖА ВНЕШНЕ НА ВЕРУЮЩУЮ...КАК ГРОБ..СВЕРХУ КРАШЕННАЯ, А ВНУТРИ ГРЯЗНАЯ И ТШЕСЛАВНАЯ!!! Я ВЫЧИТЫВАЮ ВСЕ...ПОЩУСЬ, МОЛЮСЬ, А ЛЮБВИ ТАКОЙ НЕ ИМЕЮ!!! Я говорю ему:" Тебя Бог любит. Видишь, принял к себе." А он говорит:"Я недостоин этого, вчера днем рождения все испортил". Но меня больше всего поразило, что он предложил родственникам пркреститься, пособороваться и сын тогда ваш исцелиться!" Проповедует Бога ни капли нк смущаясь...смело! И еще друг ему передал в этот день Причастия икону Божьей Матери и Иерусалима со святыми песочком, маслицем и водичкой от туда...он так благоговейно отнесся к этомую. А потом мне говорит, что купил мне наборчик подарочный с Санаксарского монастыря ладан и я была поражена таким совпадением..я учиталась там рядом в университете и очень жалею до сих пор, что жила там 5 лет и не разу там не побывала. А ТУТ ТАКОЕ ЧУДО. ОН НЕ ЗНАЛ ОБ ЭТОМ. ВОТ ТАК ГОСПОДЬ И МЕНЯ УТЕШИЛ ЧЕРЕЗ НЕГО, ПОКАЗАВ СВОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ И МИЛОСТЬ К МУЖУ. ВОТ СМОТРИ, КАК Я ЕГО ЛЮБЛЮ, СЛУШАЙСЯ МУЖА И УЧИСЬ КРОТОСТИ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ...ВАШ САЙТ ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСЕН И ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС КАК СВЕТИЛЬНИКОМ ГОСПОДА, ЛУЧОМ ХРИСТОВЫМ. ВАС ВСПОМИНАЮ ПОСТОЯННО И ЛЮБЛЮ. Простите меня, отче Вячеслав, глупую...

В день отдания Пасхи я отпевал на кладбище в сосновом лесу свою давнюю знакомую. Народу было немало. Рядом стояли родные и близкие люди, с которыми я не виделся лет сорок. Когда-то мы жили в одном посёлке Емвале, где наши дома стояли рядом вокруг небольшой площади. В каждом – по шесть семей. Мы были все как родные, знали не только, кто чем живёт, что ест, но даже где у кого деньги спрятаны. Я тогда работал водителем и помню, как сын бросался ко мне с криком: «Папка приехал!» А за ним – с десяток других малышей, которые повторяли за ним: «Папка приехал! Папка приехал!» Я усаживал их в машину и катал вокруг посёлка, делая два-три круга.

Сейчас они уже седовласые – эти дети, те, кто остался жив. Многих уже нет из тех, с кем мы дружили. К сожалению, эти замечательные люди очень далеки от Церкви. Я смотрел на них и думал, что, воистину, Господь пришёл на землю не ради праведников, а ради грешников. А мы в Емвале были окружены праведниками в ту далёкую эпоху, когда о Боге даже не говорили. Тогда, в начале семидесятых, и жизнь была налажена так, что располагала к честности, добродушию. Хочешь хорошо зарабатывать – иди честно трудись, и будут деньги. Хочешь квартиру – несложно найти такое место, где получишь её через пять-шесть лет. Все были защищены и законом, и социально, так что не было потребности ни грешить особо, ни обращаться к Богу. Наши друзья не хулят Господа, и не сказать, что плохо относятся к Церкви, просто не испытывают в ней потребности.

У Людмилы, которую мы отпевали, умер дней за сорок до неё любимый человек. Они жили нерасписанными, невенчанными, он даже не был крещён. Людмила очень тяжело переживала его кончину. Мы договорились встретиться. Я надеялся привести её к Богу, помочь воцерковиться. Но встреча откладывалась. Потом с Людмилой случился инсульт. Я собрался к ней, чтобы соборовать, исповедовать и причастить, но не успел. Она скончалась. Уже на могиле я предложил всем простить покойную, если чем досадила. Мне ответили: «Что вы, батюшка, она жила как ангел, никого не обижала и не осуждала!» Потом мы долго общались за поминальной трапезой. Я говорил о вере, о смерти и жизни, о рае и аде. Меня слушали с интересом. При расставании подходили, благодарили, обещали приехать и продолжить нашу беседу, даже высказывали желание воцерковиться. Но, скорее всего, мало кто приедет. Когда я потом сказал об этом на трапезе, один из братии нашей обители заметил, что даже если один придёт, и то слава Богу. Будем надеяться, что не один, что люди, которые мне дороги, не уйдут в инобытие внезапно, неподготовленными. Понимаю, что Господь сделает всё, чтобы им помочь.

Вчера я был у Анны. Ей девяносто лет. В наши края её, уже древнюю, привёз брат, чтобы позаботиться. Анна никогда не была замужем и всю жизнь провела при храме. В молодости пела в хоре, потом пекла просфоры. Братья ею очень гордились, почитая за праведницу, довольны были, что она молится за них, хотя сами в храм не стремились. Жили дружно, в достатке, а сестра постепенно глохла, слепла… и однажды отложила молитвослов со словами: «Всё, молиться я больше не буду. Устала». После этого она начала впадать в беспамятство, разговаривать с кем-то невидимым и даже сквернословить. Приехали за мной. В моём присутствии старушка вела себя хорошо, попросила благословить. Я её пособоровал, причастил – и понял, что происходит с этим воином Христовым, достойно сражавшимся много лет. Господь попустил ей впасть в немощь, чтобы родные осознали, чего стоит их жизнь без молитв Анны, чтобы они сами начали молиться. Ведь с тех пор, как сестра перестала просить о них Бога, братья стали ссориться и сейчас не разговаривают друг с другом. Род начал распадаться, а люди не понимали, что происходит, чего ждёт от них Господь. Я всё им объяснил. Они хорошие и к Богу расположенные – может быть, поймут, что нужно делать. Ведь раньше у них не было в Господе нужды, а теперь появилась.

Господь попускает и вразумляет. Одна бабушка из знакомой мне семьи никак не могла умереть, при этом изводила родных проклятьями и капризами. Несколько десятков лет она не ходила, и ухаживать за нею было подвигом. Уже устав от этих мучений, её дочь с мужем пришли ко мне за советом, что же им делать, как повлиять на живую, но невменяемую мать, которая и сама страдает, и мучает всех вокруг. Я сказал, что хорошо бы помолиться, чтобы Господь забрал бабушку к Себе. От меня отшатнулись и, быстро собравшись, уехали. Уж не знаю, что и подумали. Месяца через четыре звонят: «Вы на что намекали?» «Ни на что, – отвечаю, – не намекал. Нужно молиться о том, чтобы Господь прекратил мучения вашей семьи».

Старушке было больше ста лет, из них тридцать последних она мучилась и кричала. Приезжаю, осматриваюсь – в доме ни одной иконы. Спрашиваю: «Вы молитесь хоть о чём-то?» Нет, конечно. Говорю: «Она не умрёт, пока вы не обратитесь к Богу. Ради этого страдает тридцать лет». Помолились о несчастной. Она утихла на четверо суток. Потом снова пригласили. В квартире были уже и иконы, перед которыми горели лампады, и Евангелие, и Псалтырь, и Молитвослов. Старшие члены семьи начали молиться и утром и вечером, ходить в храм. Ещё раз помолились – и через два часа страждущая отошла. Через беду, мучения Господь привёл семью в Церковь.

Мне как священнику часто приходится иметь дело со смертью. Были на днях в Аджероме, служили панихиду по просьбе жителей. Там несколько огромных кладбищ – в сосновом лесу, как обычно бывает в Коми. Здесь лежат люди, погибшие в годы репрессий. Вспоминается, как авва Порфирий сказал своему духовному чаду, который с ним не соглашался: «Посмотри на сосну: сколько там иголок? – миллионы! А Бог всё знает, о каждой иголке печётся». Так и каждого безымянного, лежащего в песке под Аджеромом, Он знает поимённо. Есть невинные, подобные Вифлеемским младенцам, есть и грешники и безбожники, проливавшие чужую кровь, рушившие храмы. Понятно, что Господь обо всех позаботится. И понятно, зачем нам, нашей стране всё это было послано.

Статьи отца Валерия посвящены основным вопросам, которыми задается каждый христианин. Как бороться с пагубными страстями и взрастить посеянные Богом в душе каждого человека семена добра? Как строить добропорядочные, основанные на любви отношения с ближними? Что есть истинная православная вера? Опираясь на многолетнюю пастырскую практику, отец Валерий делится своими взглядами на главные стороны жизни православного христианина.

Как вы думаете, так ли уж несправедливо гоним автор строк:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

(М.Ю. Лермонтов)

Всегда ли мы правы, когда самоуверенно читаем своим ближним мораль? Кстати, о самом Михаиле Лермонтове, этом по праву великом поэте, увы, придется сказать, что не берег он своих ближних собственным словом. Как итог: печальная для дуэль с Мартыновым была в определенном смысле спровоцирована им самим.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он – невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестает управлять собой». И это действительно так. Если посмотреть, что происходит в душе этого человека, то с полной уверенностью можно сказать – хотя автор и не провидец, – что там скачут в беспорядке раздраженные чувства и помыслы: «этот поступил со мной совершенно бессовестно», «а этот меня не оценил», «а вот этот вообще человек бестолковый, навредил мне, пусть же за это мучается». Возмущается, словно пена морская, такая душа о чужих делах, судит практически всех подряд, изматывает себя, с трудом выходя из мысленных драм как после изнурительного боя с чудовищем. Если же посмотреть на внешние отношения такого человека с ближними, то там постоянные конфликты, недопонимания, неумение ужиться и сработаться, а как следствие – жизненные неудачи, вплоть до безработицы, пристрастия к алкоголю и нищета.

В общении людей друг с другом встречаются типовые ошибки, которые по сути разрушают общение. Такое бывает, в частности, когда мы уверены в собственном превосходстве и выступаем в роли учителей.

Подобные люди ничего так не любят, как раздавать всем советы, и, быстро поставив диагноз, тут же спешат предложить свой рецепт. Они живут наблюдениями за окружающими и едва заметят что-то вызывающее у них возмущение, как с видом всезнаек выплескивают то, что у них в данный момент на уме. Желание исправлять и подсказывать другим – это их жизненный зуд, никогда им не дающий покоя.

​Не чувствуя ответственности за слова, они спешат раздавать советы и, настырно влезая в чужие судьбы, командуют, словно гениальные стратеги и путеводители. Как правило, такие люди самоуверенны, легко отметают советы, обращенные лично к ним, а в случае неудачи своих прогнозов или вмешательств тут же обвиняют другого, но себя – никогда.

Итак, больше всего ошибаются те, кто слишком привык советовать. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о таких говорил: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом». Вот почему очень часто, когда мы раздаем направо-налево рекомендации, когда произносим упреки, они словно уходят в пустоту, не достигают своей цели, а подчас настраивают против нас того, к кому мы обратились.

Не каждый имеет дар чувствовать душу другого. Но без этой чуткости невозможно помочь душе человека. Недостаточно увидеть чужие оплошности – на это способны все. Важно так дать совет, словно ближний дает его себе сам.

Заметим, душа практически любого человека весьма чувствительна к посторонним вмешательствам и не приемлет тона обличения, даже просто назидания, поскольку это сразу резко противопоставляет людей, поставляя одного, то есть обличителя, выше, а другого, то есть обличаемого, ниже. В возникшей ситуации конфликта, обиды или явной несправедливости ближнего лучше всего в задушевной беседе коснуться проблемы по касательной, не изобличая упреком в лоб, а дружелюбно рассматривая возможные варианты действий, как бы для вразумления самого себя. И то это возможно только тогда, когда есть общая почва для разговора; если же между вами заведомо пролегает пропасть, пытаться ее преодолеть, если вы не обрели еще крылья духовности, – значит наверняка упасть в эту пропасть и разбиться.

Древний патерик повествует, как однажды авва Аммон посетил место некоторых иноков. В то время один из братьев подвергся сильному искушению: его посещала женщина. Это стало известно прочим инокам, которые сильно смутились и, собравшись на совещание, решили изгнать соблазнившегося брата. С собой они пригласили пойти и авву Аммона, чтобы вместе осмотреть хижину инока. Согрешивший брат узнал об этом заранее и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, перевернув его кверху дном. Войдя в хижину, авва Аммон тут же все понял, сел на деревянный сосуд и приказал обыскать хижину. Иноки никого не нашли, и авва Аммон сказал им: «Бог да простит вам согрешение ваше». Затем он помолился и велел всем выйти, сам же пошел последним. Покидая келью, он взял милостиво за руку обвиненного инока и с любовью сказал: «Брат! Внимай себе». Так одним ласковым, теплым словом старец исправил того, которого безнадежно хотели исправить обличением прямолинейным и без любви.

Удивительное наставление дает нам : «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на наше сердце как бы камень ложится. Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словами любви. Видя брата делающего грех, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: “Простри ризу твою над согрешающим и покрой его”».

Вот как поступали в таких ситуациях сами святые. однажды ночью, проходя через монастырское гумно, застал человека, крадущего пшеницу. Вор, испугавшись, пал к ногам святого, умоляя его никому не говорить об этом, чтобы не потерять уважения своих соседей. Но старец был настолько незлобив, что не только не укорил вора ни одним словом, но даже сам помог ему поднять мешок с краденым зерном. Наставив при этом смиренными словами не делать впредь ничего подобного, напомнив заповеди Божии и предстоящий нелицеприятный Суд, на котором во всем предстоит дать отчет Господу, старец отпустил вора.

Для христианина это крайне важно – в общении с ближними не выпячивать и выискивать их грехи, а, напротив, замечать в них лучшее, светлое, доброе. Что же касается исправления чужих ошибок, то если и браться за это, делать это с добротой и любовью. Преподобный Марк Подвижник по этому поводу верно сказал: «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предлагает нам такой совет: «Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, скупы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: “Все, – сказано, – согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3: 23); все повинны перед Богом и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см.: Мф. 6: 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например своей гордостью и раздражительностью. Но возложи свою печаль на Господа (см.: Пс. 54: 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься. “Эта перемена десницы Вышнего” (Пс. 76: 11)».

Что же можно предложить еще относительно попыток вразумлять других? Прежде всего, оценивать конкретный поступок, а не совершившую его личность. Особенно же остерегаться называть допущенную ближним оплошность правилом его жизни. Судите сами: одно дело, если кто-то вам скажет: «Ты никогда ничего не сделаешь как следует!», «Да ты ни к чему не способен!», «Сразу видно, что ты бестолковый» и т.п., другое дело, когда кто-то вам скажет: «Обычно у тебя лучше получается», «Сегодня ты не совсем правильно поступил», «По-моему, ты способен на лучшее» и т.п. То есть надо оставлять вразумляемому надежду на спасение, а не загонять его в угол.

Действительно, существенной ошибкой бывает то, когда, пытаясь вразумить кого-либо, мы начинаем выпячивать его отрицательные черты, подчас перед другими подчеркиваем его недостатки. Соответственная реакция – отторжение наших слов. Досаждая другим и публично унижая, желая, видимо, помочь в обретении смирения, мы чудовищным образом провоцируем в человеке проявление гордости. А вот у преподобного Ефрема Сирина встречается совет иного характера: «Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен перед Господом». Предложить совет можно только при доброжелательности, не противопоставляя себя другому, а становясь с ним на одну почву: «Я сам намного хуже тебя, в данной же ситуации, как ты думаешь, может быть, я попробовал бы поступить вот так?»

Давайте подумаем, от кого нам самим легче перенести упрек: от человека доброжелательного, говорящего ласково и с любовью, или от нетерпеливого, говорящего вспыльчиво и презрительно?

Так как же мы сами должны обращаться к другим, чтобы они восприняли наше слово?

Есть замечательное жизненное правило: начни с себя, и у тебя сложатся отношения с ближними. Перестань по своему суду исправлять других, и ты найдешь с ними взаимопонимание. Победи в самом себе то, что не нравится в окружающих, и с тебя будут брать пример ближние.

Предлагает даже такой совет: «Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его… Хвали его даже за то, чего он не имеет… Этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться тем приветствием, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели… Берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды». Никогда наши слова или наставления не будут восприняты человеком, если мы заранее не расположим его к принятию слова добрым отношением. Даже к самолюбию другого человека надо относиться со снисхождением. Не тыкать человека носом в его недостатки, а аккуратно исправлять их, опираясь на то хорошее, что в нем еще есть.

И все-таки значит ли это, что лучше только молчать? Бывает, мы загоняем свое недовольство внутрь, не высказав нужного замечания, хмуро копим обиду, а потом, сорвавшись, выплескиваем в лицо. «Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно» (Сир. 20: 1), – сказано еще в Ветхом Завете. В Евангелии же читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему» (Лк. 17: 3), – значит, выговаривать ближнему о его проступке все-таки нужно, «и если покается, прости ему» (Лк. 17: 3). Но здесь же, во-первых, предполагается полное искоренение в самом себе злобы и раздражительности: «если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: “каюсь”, – прости ему» (Лк. 17: 4), так что выговаривание брату должно иметь целью не восстановление справедливости самой по себе, но обращение ко спасению души брата, когда ты сам готов простить ему, лишь бы он обратился. Во-вторых, наши слова не должны становиться соблазном для ближнего. Произнесенный не к месту или не во время упрек лишь ввергнет другого человека в искушение. «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17: 1).

Увы, реалии жизни не всегда отвечают нашим надеждам и планам. Желая донести какую-то истину до человека, допустим, слово о вере, порой мы терпим крах. Иногда наше слово не могут принять, так как оно произнесено весьма неумело, без приложения к реальной жизни человека. Но к великому сожалению, мы также часто встречаем в обществе неприкрытый цинизм. И о носителе подобного морального качества можно сказать словами из стихотворения «Демон»:

Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

С человеком, который смеется тебе в лицо, вряд ли возможен искренний разговор. Как донести святое тому, для кого нет в принципе ничего святого? Говорить с циником о вере и обо всем самом святом представляется вряд ли возможным. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

Итак, важно учиться чувствовать, кому, что, при каких условиях и каким образом можно сказать. Жизнь предлагает нам возможность обрести этот опыт. А терпеливое и тактичное отношение к другим людям подскажет, как поступить правильно, если конечно нами движут любовь и доброе отношение к нашим ближним.

Прелесть - это подчинение жизни ложным мнениям и представлениям.

Новый вид христианской любви к врагу изобретён сегодня. Мы теперь так любим врагов, что предаём из любви к врагу святыни и святых.

Дар - это не только наличие чего-то, но и отсутствие; это не только одарённость, но и уязвимость.

Пишущий - это всегда собеседующий.

Часто люди - более звери, чем звери.

Истиной никто не владеет единолично. К истине можно лишь приобщиться.

Если надо - возьми жизнь ягоды, претвори её жизнь в свою жизнь, но не глумись над её жизнью...

Всякий процесс склонен к развитию. Потому не всякий процесс стоит того, чтобы быть запущенным.

Христос в нас, а не во мне. Во мне отдельного от других Христа быть не может.

Знать человека - это знать его глубинное, сердцевинное, главное, его вечное. Вечность - это когда мы смотрим друг на друга вечными глазами и видим вечное друг друга. Когда мы смотрим на вечное, мы становимся вечными.

Есть вещи интуитивно понятные, но никак не выразимые, или выразимые с большим трудом. Наше понимание предшествует языку, оно - над языком, а не в языке. Понятийная сетка языка набрасывается на то, что понимается - чтобы можно было оперировать понятым (мыслить), а не просто для понимания.

Поэзия - не рифмоплётство, не правила стихосложения, а разговор с Бытием. Вопрошающий всегда немножко Иов: дерзающий, имеющий онтологические основания для своего дерзания, святой и грешный в одночасье, и, главное, свято верящий в добродетельность Творца - как Авраам. Интенсивность его вопрошания предельна, и только поэтому он добывает звезду, недоступную другим, не обожжённым жаждой.

Вечный всегда под подозрением у невечных.

Смысл - это жизнь С МЫСЛью.

Я боюсь знать - знающие врут.

Любовь - это не я, не моё. Любовь - это Божье и для Бога: в себе ли, в другом ли. Любовь всегда течёт от Бога к Богу, она всегда в Боге, и человек делается посланником Бога, когда впускает в себя эту благодатную реку, не препятствуя ей течь в согласии с волей Всевышнего, не навязывая ей своей маленькой корыстной воли.

Жизнь - это то, что следует отдать Богу и ближним, отдать Христа ради - т.е. безвозмездно.
Что отдал во имя любви, то и жизнь...

Чужие крылья не дают покоя
тому, кто крыльями не болен.

Живое сердце - это сердце, способное стать домом ближнему. Когда внутренняя клеть расширяется для принятия другого: Бога и/или ближнего, тогда внутри человеческого сердца и созидается гостеприимный дом каждому, кто в том нуждается. Вмещать Бога и вмещать ближнего - одно.

Главное в каждом человеке то, что можно в нём любить. И это то в нём, что Христово.