Десять великих женщин-философов. История развития и представители женской философии Философы женщины самые известные

Экология жизни. Люди: Экзистенциализм, тоталитаризм, философия риска и этика морали: в этой подборке 10 самых значительных женщин-философов разных времен, идеи которых повлияли на облик современного мира.

Экзистенциализм, тоталитаризм, философия риска и этика морали: в этой подборке 10 самых значительных женщин-философов разных времен, идеи которых повлияли на облик современного мира.

Достойная внимания мысль может родиться у кого угодно независимо от пола, но это не мешает посмотреть на этот вопрос под определенным углом. Недавно на портала BigThink вышел материал, в котором собраны самые значительные женщины-философы разных эпох - от античности до современности. Предлагаем вам познакомиться с этим списком.

10 самых значительных женщин-философов разных времен

Симона де Бовуар (1908-1986)

Simone de Beauvoir

Подписывайтесь на наш аккаунт в

Представительница французского экзистенциализма и основательница феминизма второй волны. Немногие философы могут сравниться с Бовуар, хотя она никогда не думала о себе как об уникальной на этом поприще.

Она написала десятки книг, в том числе «Второй пол» и «Этику неоднозначности». Стиль изложения у Бовуар понятный, доступный, она фокусируется на прагматических вопросах экзистенциализма в отличие от своего партнера по открытому браку - Жана-Поля Сартра, который больше внимания уделял теории.

Во французской политике Симона де Бовуар занимала активную позицию, была социальным критиком, участвовала в демонстрациях протеста и являлась членом французского сопротивления.

«Проклятие, которое лежит на браке, заключается в том, что люди слишком часто объединяются в своей слабости, а не в своей силе. Каждый нуждается в другом, вместо того, чтобы получать удовольствие от преподнесения дара любви».

Гипатия Александрийская (род. 350 - 370, умерла 415)

Hypatia of Alexandria

Актриса в роли Гипатии Александрийской, 19 в. / Фото: Джулия Маргарет Кэмерон

Греческая женщина-ученый, по мнению многих современников, – величайший философ своей эпохи. Ее слава была так велика, что будущие студенты преодолевали огромные расстояния, чтобы услышать ее лекции. И хотя по сей день нет определенности в отношении объема написанных ею сочинений, что является общей проблемой для древних авторов, ясно по крайней мере то, что она создала несколько работ вместе со своим отцом.

В Александрии она преподавала философию Платона и Аристотеля, была последователем плотиновского неоплатонизма; Гипатия также вела математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Она была активной участницей городской политики Александрии, имела влияние на отцов города.

В отношении ее гибели есть несколько мнений: она могла быть убита христианской толпой во время крупных стихийных беспорядков в городе; но также существует версия, что она могла оказаться жертвой оппозиции городской власти, которая обвинила ее в чародействе и околдовывании префекта.

«В Александрии была женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что намного превосходит всех философов своего времени».

Сократ Схоластик, «Церковная история»

Ханна Арендт (1906-1975)

Hannah Arendt

Ханна Арендт, 1943 / Фото: © Фред Штайн

Еще одна великая женщина-философ, не считавшая себя таковой. Немка еврейского происхождения, бежала в Нью-Йорк от французского режима Виши (Vichy France). Она много писала о тоталитаризме, а в своей лучшей работе «Происхождение тоталитаризма» анализировала и объясняла, как подобные режимы приходят к власти.

Точно так же в ее книге «Эйхман в Иерусалиме» рассматривается, как при определенных условиях даже самые обычные из людей могут демонстрировать тоталитарное мышление. Ханна Арендт в том числе писала и на другие политические темы, пыталась осмыслить спорные вопросы американской и французской революций, предложила критику идеи прав человека.

«В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать».

Филиппа Фут (1920-2010)

Philippa Foot

Филиппа Фут в Оксфорде (1990 г.) / Фото: © Стив Пайк / Getty Images

Эта англичанка исследовала преимущественно вопросы этики. Наибольшую известность и развитие получила описанная ею «проблема вагонетки». Филиппе Фут часто приписывают возрождение аристотелевской мысли.

Она трудилась в Оксфорде и Калифорнийском университете и течение жизни поработала со многими философами своего времени, ее работы серьезно повлияли на мировоззрение многих ныне живущих ученых.

Собрание эссе «Добродетели и пороки» сегодня приобретает особенное значение в свете недавно возрожденного интереса к этике добродетели.

«Вы задаете философу вопрос и после того, как он или она немного поговорят, вы больше не понимаете свой вопрос».

Элизабет Энском (1919-2001)

G.E.M Anscombe

Английский философ, работающая в Оксфорде. Она исследовала множество тем, включая логику, этику, метаэтику, ум, язык, интересовалась феноменами военных преступлений.

Самая крупная и значимая ее работа - «Интенциональность». Это серия статей, показывающих, что то, что мы намереваемся осуществить, имеет большое влияние на наши моральные устои.

Ее новаторская работа «Современная философия морали» имела существенное влияние на современное исследование этических проблем; именно в ней она впервые использует термин «консеквенциализм».

Элизабет Энском вела дебаты со многими известными мыслителями, в том числе с Филиппой Фут, и была инициатором протестов в отношении политики 33-го президента США Гарри Трумэна и абортов в локальных клиниках.

«Те, кто пытается относиться к сексу как к простому и случайному наслаждению, платят высокую цену: они становятся поверхностными».

Мэри Уолстонкрафт (1759-1797)

Mary Wollstonecraft

Портрет Мэри Уолстонкрафт кисти Джона Опи (1797 г.)

Тоже англичанка, философ и популярный писатель. Автор работы «Защита прав человека», изданной в ответ на книгу Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». Также написала «В защиту прав женщины» как ответ тем, кто выступал против образования для женщин.

В некотором роде, она стала первым философом феминизма. Помимо этого, она также написала несколько романов, путеводителей и детскую книгу. Мэри Уолстонкрафт умерла от осложнений при родах в возрасте 38 лет. Ее дочь стала известным писателем – это Мэри Шелли, автор «Франкенштейна».

«Добродетель может процветать только среди равных».

Анна Дюфурмантель (1964-2017)

Anne Dufourmantelle

Анна Дюфурмантель, 2011 г. / JLPPA / Bestimage

Француженка, философ и психоаналитик, получила известность как исследователь философии риска. В частности, ей принадлежит идея о том, что для того, чтобы действительно переживать жизнь, мы должны быть готовы к рискам, зачастую значительным; что риск неизбежен, поскольку безрисковых стратегий не существует в принципе. В 2011 вышла её книга «В защиту риска».

Она также интересовалась и понятием безопасности, которое противопоставлено риску и которое, по ее мнению, образует пустоту в нашем существовании. Анна Дюфурмантель была автором 30 книг и большого количества интереснейших лекций. Ее смерть символична: она умерла в 2017 года так же, как и жила, рискуя и спасая.

Анна Дюруфмантель погибла 21 июля 2017 года на пляже Пампелон недалеко от Сен-Тропе, пытаясь спасти двоих детей, которых течением уносило в море.

«Когда мы находимся лицом к лицу с опасностью, тогда лишь можем ощущать действительно мощный стимул к тому, чтобы превзойти самого себя».

«Быть живым - это риск. Жизнь - метаморфоза, и она начинается с этого риска».

Гарриет Тейлор-Милль (1807-1858)

Harriet Taylor Mill

© National Portrait Gallery

Английская феминистка и философ. После смерти первого мужа – Джона Тейлора, стала женой экономиста и философа Стюарта Милля, который оказал сильное влияние на ее работы.

При ее жизни было опубликовано всего несколько работ, а ее эссе «Освобождение женщин» стало предшественником более поздней работы Милля «О подчиненности женщин», в котором он касается тех же вопросов, что и его жена. Шедевр Джона Стюарта Милля «О свободе» посвящен Гарриет и более того, частично написан ею.

Джон Стюарт Милль

Кэтрин Гинес (родилась в 1978)

Kathryn Gines

© Wikimedia Commons

Американский философ, работающая в Университете штата Пенсильвания. Гинес глубоко интересуется темами Африки, черного феминизма и его феноменологии. Основательница коллегии «Черных женщин-философов», миссией которой является повышение значимости этой деятельности среди данных женщин, а также создание поддерживающего пространства для развития философской мысли в этой среде.

Она спорила с Ханной Арендт и Симоной де Бовуар. В книге о философии Ханны Арендт она отмечала неспособность последней признать, что «негритянский вопрос» был «белой проблемой», и что расизм того времени являлся явлением скорее политическим, а не социальным.

«Используя слово «женщина», и не уточняя какая это женщина – черная, еврейка, колонизированная или женщина из пролетариата – Бовуар скрывает тем самым именно белизну женщины, которую она чаще всего описывает как нечто другое».

Кэрол Гиллиган (родилась в 1936)

Carol Gilligan

Американский философ, основатель школы этики заботы. Известная работа Гиллиган «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» была названа «маленькой книгой, которая начала революцию».

Она ставит под сомнение ценность универсальных стандартов морали, таких как справедливость или долг, рассматривая их как безличные и далекие от наших сегодняшних проблем. Вместо этого она предлагает, чтобы мы рассматривали отношения и нашу взаимозависимость с точки зрения моральных действий.

«Я обнаружила, что если я скажу, что я действительно думаю и чувствую, люди с большей вероятностью скажут, что они действительно думают и чувствуют. Беседа станет настоящей беседой».

Античные философы о роли женщины в греческом обществе

Введение

    Отношение к женщине в античном мире

    Женщина Древней Греции

    Правовое положение женщин в Древней Греции

    Женщины и философия в античности

    Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Женский вопрос был всегда актуален, на протяжении очень долгого времени, многих веков. Положение в обществе женщины непрерывно менялось по ходу человеческой истории. Вопрос о женщинах включает в себя целый ряд социальных проблем, включающий в себя проблемы охраны материнства и младенчества, проблемы положения женщины в обществе и семье, путей освобождения женщины от угнетения. Важность положения занимаемого женщиной, множественность культурных и индивидуальных вариантов, сложная структура данного вопроса, неоднозначный путь развития, дают основания говорить об этом вопросе как самостоятельной реальности, которая требует разработки целостного научного подхода для ее решения и исследования.
Актуальность изучения такой проблемы как положения женщины в обществе обусловлена огромным количествам противоречий, существующих в отношении женского вопроса. Вопрос о положении женщины в обществе вызывает пристальный интерес культурологов, психологов, философов, социологов. Но именно философия и ведущие философы своего времени выступали в качестве теоретических основателей мировоззренческой точки зрения по вопросу о месте, занимаемом женщиной в обществе. Цель данной курсовой работы является изучение позиции мировоззрения ведущих философов самых насыщенных и ярких исторических эпох по данному вопросу.
В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.

    ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ
В античном мире женщины находились под вечной опекой. Местом домашней жизни греческой женщины был гинекей; женщина Рима, пока господствовала первобытная простота нравов, пребывала в атриуме, но, с расширением и увеличением дома, она перешла в заднюю его часть, соответствовавшую гинекею. Римская матрона пользовалась уважением лишь постольку, поскольку государству полезны были её дети (Корнелия - «мать Гракхов»), но все же она никогда не исключалась безусловно из общества, как в Греции, где женщина являлись на обед только к весьма близким, причем садились за стол на особой половине.
В греческом обществе появились различные категории женщин, назначение которых Демосфен формулировал следующим образом: прелестницы служат для грубых удовольствий, жёны - для поддержания рода и охраны жилищ, а гетеры - для духовных наслаждений. Во времена Перикла роль гетеры не налагала ещё, как позже, общественного клейма. Образцом гетеры была Аспазия Милетская, известная подруга Перикла. Многие из гетер занимали видное место в философских школах древней Греции. Эти школы насчитывали, впрочем, среди своих последователей и таких женщин, которые вели безукоризненно нравственную жизнь и прославлялись не только языческими писателями позднейших времен, но и отцами Церкви. Древнейшими из них были последовательницы Пифагора, о которых историк Филарх написал книгу («Героиды, или Пифагорейские жены»), до нас не дошедшую: Феано, жена Пифагора, и его три дочери, Аригнота, Дамо и Мийя. Книгу Периктионы «О мудрости» (философии) высоко ценил, по словам древних авторов, Аристотель, заимствовавший даже из неё некоторые идеи о свойстве естества и его случайных качествах. После смерти Аристиппа главой киринейской школы была дочь его Арета, прозванная современниками «светочем Эллады»; ей приписывают до 40 трактатов, почти целиком утраченных. Кратет Фиванский, ученик Антисфена, равно известный как философ и как урод, внушил любовь богатой афинской красавице Гиппархии, которая вышла за него замуж и вполне усвоила себе его образ жизни: одетая в рубище, она сопровождала его во всех скитаниях, вела жизнь полную лишений и вместе с ним проповедовала киническую философию. Любимейшей из учениц Платона была Аксиофея; впоследствии она сама учила, развивая учение Платона об идеях, и, кроме того, занималась физикой и естественными науками. Даже лучшие люди древности в своих воззрениях на женщину не возвышались над уровнем своего времени. Сократ отзывался о женщине, как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле слова; по его мнению, гражданин всего менее мог говорить со своей женой. Платон высказывает не менее резкие суждения о женщинах, хотя, устанавливая в своей республике общность жен, он допускает равенство занятий и воспитания для обоих полов. По мнению Аристотеля, женщина - это ошибка природы; добродетель её совсем иная, чем добродетель гражданина, и мало чем отличается от той, к которой способен раб. Идеал жены, нарисованный Ксенофонтом, - идеал домостроевский. Лучшим украшением её считалось молчание. Отсюда значение, приобретенное у греков гетерами.
Неоплатоническая школа выдвинула благородную Гипатию. Были в древней Греции и женщины-врачи, прославившиеся своими научными трудами, главным образом поакушерству. Афинянка Агнодика, переодевшись мужчиной, изучила медицину и добилась отмены закона, запрещавшего женщинам заниматься врачеванием. Знаменитый врач Аэций (V век) приводил целые отрывки из сочинений некоей Аспазии.
    ЖЕНЩИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой шеей, облаченная в струящийся складками хитон, золотистые кудри в высокой прическе, украшенные лентами и диадемой. Почти богиня, сошедшая с Олимпа…На самом деле почти рабыня.
Путь гетеры
Проституция в Древней Греции, хотя и не была узаконена, но общество относилось к ней более чем лояльно. Проститутки низшего разряда – рабыни – наполняли публичные дома Афин, их услуги продавались за бесценок. Проститутки высшей категории – умные, образованные женщины, следящие за своей красотой, модно и изысканно одетые. Они умело использовали косметические средства – белила и румяна, душились благовониями, исправляли недостатки фигуры тем, что носили искусственные грудь и бедра, перетягивали талию широким поясом. Они знали, что благодаря своей красоте и уму могли приобрести почетное положение в обществе. Одной из таких женщин, чье имя сохранилось в истории Древней Греции, была Аспасия. Она устраивала открытые приемы для философов, художников и поэтов, умела вести беседы наряду с учеными мужами. Даже сам Сократ с учениками приходил послушать ее рассуждения. Перикл, известный древнегреческий оратор и полководец, бросил ради красавицы Аспасии свою жену из знатного рода и поселил ее в своем доме.
Жизнь замужней женщины
Несмотря на то, что Греция считается родиной демократии, женщины в античные времена не обладали там практически никакими правами. Даже право голосовать гречанки обрели только в 20 веке, поскольку считалось, что женщина слишком безответственна и глупа для таких вопросов.
Установленная в Древней Греции моногамия особо не улучшила положение женщин. Господин был мужчина. Выходя замуж, женщина просто переходила от одного опекуна к другому. А, овдовев, женщина передавала все права старшему сыну.
Замуж гречанки выходили, конечно, не по любви и не сами выбирали себе супруга. Большинство вообще не видели будущего мужа до свадьбы. Пятнадцать лет считался нормальный возраст для замужества девушки, в то время как мужчине для вступления в брак должно быть не менее тридцати. Брак налагал обязательства только на одну из сторон. После брака мужчина не отказывал себе в общении с любовницами и куртизанками. Он мог публично отречься от своей жены, и этого было уже достаточно ему для развода при условии, что он готов возместить приданное. Самой женщине получить развод было очень сложно, он разрешался только через судебное постановление, если предоставлялись свидетельства о скандальных проступках мужа. При разводе дети оставались с отцом. Ведь дети, по сути, и являлись целью брака (конечно, знатное положение семьи невесты и материальный достаток тоже играли свою роль). Войны оказались довольно прибыльным делом и мужчины хотели, чтобы завоеванные богатства переходили к их законным наследникам, а не детям любовниц или гетер, в своем отцовстве которых можно было усомниться. Чтобы быть уверенным в верности своих жен, греки приставляли за ними присматривать своих рабынь. Женщине не дозволялось никуда выходить одной. Даже в редких поездках к родителям женщину должен был кто-то сопровождать.
Жена для древнегреческого мужчины всего лишь главная из его служанок. И основное ее занятие – следить за тем как работают рабы и иногда самой принимать участие в этой работе – готовить пищу, ткать, шить, стирать одежду. Она воспитывает сыновей до семилетнего возраста, после чего их у нее забирают и отдают в закрытую школу. Дочери остаются при ней вплоть до замужества, чтобы она могла подготовить их к роли хозяйки и производительницы. Жена не знает друзей своего мужа, она никогда не принимает участие в пирах, куда ее муж приводит своих любовниц.
Такое низведение в положении женщины имело для древнегреческого общества печальные последствия – гомосексуализм стал распространенным явлением не только в греческой литературе, но и в жизни. Разве могло быть столь презренное и приниженное существо как женщина быть объектом для любви?
Отголоски свободы
В некоторых областях Древней Греции женщины обладали большей степенью свободы. Например, в Спарте их воспитание практически не отличалось от воспитания мальчиков, и они обладали правом на имущество. На Лесбосе брак давал женщине возможность вступить в общество на равных правах с мужчиной, женщины могли соперничать с мужчинами в искусстве. Тому подтверждением являлась самая известная жительница Лесбоса поэтесса Сафо. Сафо возглавляла общину девушек, служивших культу Афродиты. Девушки обучались поэзии, музыке и танцам и конечно искусству быть женщиной и искусству любви. В атмосфере непрерывных празднеств девушки постигали суть любви и красоты, воодушевленные волшебством окружающего мира, очаровываясь собственной красотой – красотой женского тела. Несмотря на близкие отношения между девушками, они готовились в кружке Сафо не к безбрачной жизни, а все-таки к замужеству. Да и сама Сафо была замужем. Она готовила вверенных ей девушек к тому, чтобы выполнить свое предназначение, быть женой и матерью, в радости и счастье.
Было суждено произойти немало исторических событий, войн, политических преобразований, прежде чем женщина получила равные права с мужчиной. В эллинистический период женщины уже могли получить образование, могли заниматься ремеслом, медициной, спортом или театром. Равноправию женщин поспособствовало и распространение в Греции христианства, которое давало обеты освобождения женщин и рабов.

    ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В Д РЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Древней Греции женщины не имели гражданских прав. Их жизнями управляли мужчины: сначала родители, а потом мужья. Женщины не могли ни наследовать имущество, ни владеть собственностью, ни принимать участие в управлении. Обычно греческие девушки выходили замуж лет в пятнадцать. Браки заключались по расчету, и часто жених был намного старше, чем невеста. Женщины должны были вести домашнее хозяйство, прясть, ткать и растить детей.
Система ценностей
Таким образом, общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина. Ее составными частями были:
Автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом.
Автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве.
Патриотизм – любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан.
Свобода – выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и раскованности в суждениях гражданина по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого. Это давало ощущение ценности своей личности.
Равенство – ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с мнением и интересами коллектива.
Коллективизм – ощущение слитности с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным.
Традиционализм – почитание традиций и их хранителей – предков и богов, что было условием устойчивости гражданской общины.
Уважение к личности – выражавшаяся в ощущении тыла или уверенности в себе и в своих силах, которую давало античному гражданину гарантированное гражданской общиной существование на уровне прожиточного минимума.
Трудолюбие – ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу коллективу.
Система ценностей задавала определенные рамки творческой энергии античных людей. В области гуманитарного знания и искусств, обслуживавших духовные и общественные потребности (архитектура, живопись, скульптура, спорт, философия, филология, поэзия и т.п.), греки и римляне достигли больших успехов. Ориентация их культуры на человека и общество в качестве высших ценностей подчиняла ее творцов и их произведения цели создания условий для комфортного бытия. Абсолютную истину они вполне рационально передоверили богам, четко определив себе границы действия. Лишь в теории и то только отдельные философы (буквально: любители мудрости) выходили за эти пределы.
В день бракосочетания обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник – каждая семья в своем доме. Отец отрекал дочь от родительского дома и освобождал от всех уз, чтобы она могла вступить в новую семью. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам повой семьи.
Муж после свадьбы – становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли запасы воды, что давало возможность ближе познакомиться с настоящей жизнью.
За день до свадьбы невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки, что символизировало ее прощание с детством. Потом она омывалась водой из священного источника, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор. Девушка выходила замуж около 15 лет, но муж ее мог быть значительно старше.
Философ Платон считал, что 30-35 лет – самый подходящий возраст для мужчины, чтобы обзаводиться семьей. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей.
Супруг мог отослать жену обратно в родительский дом, оставив детей у себя. Для этого ему достаточно было отречься от нее при свидетелях. Женщине, чтобы развестись, надо было обратиться к архонту, чтобы тот официально оформил развод при условии, что для того имеются веские основания. Развод мог состояться по требованию третьих лиц – отца или брата жены. Не всех девушек воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами - подругами богатых мужчин. Они вели обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах вместе с мужчинами.
В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели.
Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь даже по сравнению с другими древними цивилизациями. Они не принимали участия в политической жизни государства, зато обладали правом собственности на землю и прочее имущество. Их жизнь во многом контролировалась родственниками-мужчинами: сначала отцом и братьями, затем мужем и даже сыновьями.
В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.
Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что женщины всегда принимали участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами.
Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений.
Положение женщин в Спарте было своеобразным. Их не изолировали от общества, подобно почтенным женщинам во всех других частях Греции. Стремясь к физическому совершенству и свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов- государств. В отличие от них, спартанки обладали также широкими юридическими правами, что было большой редкостью в древних сообществах - они имели право владеть землей и рабами, а также ссужать других деньгами под процент. Женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н.э. великий законодатель Ликург реорганизовал политическую и социальную структуру этого древнего города-государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.

Спартанских девочек воспитывали так же как мальчиков. Уже 2-3-летним девочкам внушалась мысль, что они "должны быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью".
Девочки проходили такое же физическое обучение, как и мальчики; более примечательно то, что мальчики и девочки занимались вместе гимнастикой в обнаженном виде. "Девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно, и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко благодаря крепости своего тела... " В наготе девушек не было ничего неприличного. Женщинам не разрешалось проявлять какие-либо эмоции, невыгодные государству. Они могли выражать презрение к трусу, и их хвалили, если это был их сын; но они не могли проявлять свое горе, если их новорожденного ребенка приговаривали к смерти как слабого или если их сыновья были убиты в сражении.
Бездетная замужняя женщина не должна была возражать, если государство приказывало ей проверить, не окажется ли какой-либо другой мужчина более удачливым, чем ее муж, в произведении на свет новых граждан. Законодательство поощряло рождение детей.
Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем жительницы других областей Древней Греции, они должны были быть более воинственными и жесткими, чтобы уметь защитить свою землю и свой дом. Спартанские женщины, подолгу жившие без мужей, обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Так что не слишком далеки от истины были те, кто называл спартанок амазонками.
До своего замужества женщины оставались в родительском доме. Впрочем, в отличие от других греческих девушек, они жили отнюдь не затворницами. Они обязаны были участвовать в празднествах и торжественных процессиях, в том числе петь и танцевать на них без одежды или в коротком хитоне, в присутствии молодых людей. В Афинах такое было немыслимо.
Спортивные тренировки не превратили спартанок в некое подобие современных культуристок. Наоборот, они слыли самыми красивыми женщинами в Греции.
Девушки в Спарте выходили замуж обычно в 18-25 лет, в то время как в Афинах - в 14 лет. Приданого, кроме личных вещей, им не давали, чтобы не дробить семейное имущество. Право выбора невесты оставалось за женихом (любой спартиат был обязан жениться до 30 лет).
Переселившись в дом мужа, женщина начинала заниматься домашним хозяйством, но вовсе не ткачеством и прядением, как другие гречанки. Эти занятия в Спарте считались "низкими", рукоделие было уделом рабынь. По преданию, когда одна из спартанок была схвачена врагами и продана в рабство, то на вопрос, что она умеет, ответила: "быть свободной". Когда же в наказание за строптивость хозяин решил заставить ее заниматься трудом, недостойным свободного человека, она покончила с собой со словами: "Ты пожалеешь, что из жадности прикупил такую вещь".
Сильная и решительная спартанка рядом с хрупкой и робкой афинянкой казалась, наверное, существом, лишенным пола. Словно стараясь ни в чем не уступать мужьям, спартанки и одежду носили, напоминавшую мужскую. Не любили украшения, не пользовались косметикой и духами. Во всей Греции не было женщин крепче и энергичнее их, они всегда держались независимо. Жены афинян слушали и молчали, когда говорили мужчины (известна фраза Софокла: "Молчание украшает женщину"); жены спартанцев, не стесняясь, спрашивали о чем-либо мужчин и метко комментировали происходящее. Спартанские женщины и девушки могли вступать в разговор с посторонними мужчинами, не боясь ничьих нареканий. В классическую эпоху спартанские женщины считались образцами верности и добродетели. Принципы спартанского коллективизма и воспитания личности распространялись на женщин, а это означало, что в существе женского пола уважали человека и личность. Нравы Спарты были весьма свободными (что осуждалась другими греками), например, измена мужу не считалась преступлением. Древние спартанцы считали, что женщина может состояться как личность, только развив мужское начало из своего подсознания. Поэтому занятия единоборством были для женщин такими же естественными, как и для мужчин. Исторически сложилось так, что спартанские женщины жили отдельно от мужчин, - те постоянно были на войне или в военных лагерях.
Мужчины занимались чем угодно - тренировались, участвовали в трапезах, охотились, - только не проводили время с семьей. В Спарте семейная жизнь терпелась, но не приветствовалась. Лишь после 30 лет спартанцы покидали казармы, в которых жили, и получали право на частную жизнь.
Самая известная спартанка – легендарная Елена Прекрасная, которую похитил Парис и из-за которой якобы разыгралась десятилетняя Троянская война. Реальное воплощение спартанки - Аталанта, легендарная женщина-атлет, побеждавшая мужчин. Согласно древнегреческой мифологии, Аталанта была единственной женщиной, которая плавала в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев. Жившая в четвертом веке до н.э. спартанка Киниска наняла мужчин править своими четверными колесницами, которые дважды победили - на Олимпийских Играх 396 и 392 г. до н.э.
Женщины в Спарте, в отличие от других областей Древней Греции, занимали в обществе высокое положение. Они были не только образованы, но и спортивны. Древние спартанцы считали, что женщина, развив мужское начало из своего подсознания, состоится как личность, чем принесёт большую пользу всему государству. Воспитание личности, ответственной за весь народ, распространилось и на женщин, в Спарте женщина не была существом второго сорта. В ней, несмотря на пол, уважали человека и личность.

    ЖЕНЩИНЫ И ФИЛОСОФИЯ В АНТИЧНОСТИ

Очевидно, что стремление к мудрости не является только прерогативой мужчины. И хотя обычно мужчины в поисках метафизических прозрений играли главную роль, но и среди женщин всегда были те, чьим украшением было, по выражению апостола, “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде”.
Несомненно, что многие как интересующиеся античностью, так и относительно далекие от нее могут легко вспомнить несколько женских имен, которые обычно всплывающих в памяти, когда говорится о красоте классического искусства. Однако, если о греческих поэтессах таких как (Сапфо, Коринна, Праксилла, Телесилла, Миртида, и др.), котороые подчяс вступали в противостояния с известными поэтами и даже иногда побеждавшими их например так беотийская поэтесса Коринна одержала пять побед в поэтических состязаниях с Пиндаром, поэтом, которого античный мир признавал величайшим лириком, или о знаменитых сивиллах более или менее широко известно, то о женщинах, творивших и в философской мысли, женщинах последовательницах какой бы то ни было философии известно значительно меньше.
Начиная с истоков, с ранней греческой философии. Согласно одному из основоположников биографического жанра в античное время Аристоксену, ученику Аристотеля, который в молодости учился у пифагорейцев и написал не дошедшую до нашего времени биографию Пифагора. Пифагор же свое учение воспринял от Фемистоклеи Дельфийской.
Не оспаривается факт существования женщин- пифагореек: Тимихи, Хилониды, Кратескилеи, Филтии, Биндако, и некоторых других. Некоторым из них даже приписывается создание сочинений (например, Теано). Как говорят исследователи, позднее в псевдопифагорейской литературе Теано, была чрезвычайно популярна и ей приписывалось огромное количество сочинений, нравоучительных высказываний и писем.
Известно также, что в роли наставниц Сократа выступали мантинеянка Диотима, которую некоторые из схолиасов древности называли пророчицей и мистериальным философом, и знаменитая, Аспасия, которая была одна из образованнейших женщин того времени. Ей посвятили свои диалоги (так и озаглавленные “Аспасия”) философы Эсхин и Антисфен.
Известной представительницей киренской школы, одной из сократических школ, была Арета, дочь Аристиппа – который являлся основателя школы. Получив знание философии от отца, она в преподавала философию своему сыну, получившему прозвище Метродидакт (“ Обученный матерью”).
Также здесь можно отметить, что в Индии одна из первых более или менее значительных в истории индийской философии женщин-философов, дочь аристократа -кшатрия (жившая в середине 5 в. до н.э.), специализирующаяся на разработке каверзных вопросов представителям основных религиозно-философских течений того времени, также обучила своего сына Сабхию, ставшего впоследствии знаменитым диалектиком. Поэтому не вызывают удивления слова Страбона, который рассказывая об Индии и о ее философах, ссылаясь на Мегасфена, говорит о шраманах: “...у некоторых вместе с мужчинами занимаются философией и женщины...” Известно также, о существовании Бхадды, женщины, примкнувшей к джайнистам и долгое время побеждавшей в диспутах со знаменитыми авторитетами. Бхадда ходила из деревням и городам и вызывала на диспут желающих. Она втыкала веточку в насыпь и предлагала тому, кто отважится вступить с ней в спор, наступить на веточку. Если в течение недели желающих не находилось, то она перебиралась в другое место.
Однако вернемся к Древней Греции. Неудивительно появление женщины-философа среди представителей кинической школы, выступавшей за равенство женщин с мужчинами.Гиппархии, жене киника Кратета, происходившей из богатой и знатной семьи, но ради любви бросившей все, случалось вступать в дискуссии с мужчинамии - философами и с честью выходить победительницей. Трогательной любви Гиппархии и Кратета известный немецкий писатель 18 векаВиланд посвятил роман в письмах.
Разумеется, следует помнить, что в античности наряду с такими, можно сказать, классическими определениями философии как: “философия есть любовь к мудрости, философия есть наука о сущем как таковом, философия есть наука о божественных и человеческих вещах, философия есть забота о смерти, философия есть уподобление богу в меру человеческих возможностей,философия есть искусство искусств и наука наук” существовали и другие. Например, в программу философского образования на некоторых этапах развития философского знания входило и управление государством и управление домашним хозяйством. Именно этому брался научить приходящих к нему знаменитый софист Протагор. И именно эта концепция философии нашла свое отражение у Сократа (сравни также пародирование этой концепции у Аристофана).
Сведения о женщинах античности, интересовавшихся философией, выступающих в роли хранительниц традиций илиразрабатывавщих ее проблемы, мы встречаем не только в материалах пифагорейской, киренской и кинической школ. Известно, что знаменитая Академия Платона, где он вел свои философские занятия, была так популярна, что ее посещали и женщины, причем подчас переодевшись мужчинами, как сообщает об этом Диоген Лаэртский. ДиогенЛаэртский указывает также, что две ученицы Платона (Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта) впоследствии (после смерти Платона) продолжали свое обучение у преемника Платона Спевсиппа, ставшего схолархом Академииипосле смерти великого философа.
Были женщины и среди интересовавшихся философией Эпикура (Леонтия,Фемиста и др.). С некоторыми из них он состоял в переписке. Среди женщин, исповедующих эпикурейскую философию,стоит отметить рев
и т.д.................

Достойная внимания мысль может родиться у кого угодно независимо от пола, но это не мешает посмотреть на этот вопрос под определенным углом. Недавно на портале BigThink вышел материал, в котором собраны самые значительные женщины-философы разных эпох — от античности до современности. Предлагаем вам познакомиться с этим списком.

Симона де Бовуар (1908-1986)

Simone de Beauvoir

Представительница французского экзистенциализма и основательница феминизма второй волны. Немногие философы могут сравниться с Бовуар, хотя она никогда не думала о себе как об уникальной на этом поприще. Она написала десятки книг, в том числе «Второй пол» и «Этику неоднозначности». Стиль изложения у Бовуар понятный, доступный, она фокусируется на прагматических вопросах экзистенциализма в отличие от своего партнера по открытому браку — Жана-Поля Сартра, который больше внимания уделял теории. Во французской политике Симона де Бовуар занимала активную позицию, была социальным критиком, участвовала в демонстрациях протеста и являлась членом французского сопротивления.

«Проклятие, которое лежит на браке, заключается в том, что люди слишком часто объединяются в своей слабости, а не в своей силе. Каждый нуждается в другом, вместо того, чтобы получать удовольствие от преподнесения дара любви».

Углубляемся:

Гипатия Александрийская (род. 350 — 370, умерла 415)

Hypatia of Alexandria

Актриса в роли Гипатии Александрийской, 19 в. / Фото: Джулия Маргарет Кэмерон

Греческая женщина-ученый, по мнению многих современников, – величайший философ своей эпохи. Ее слава была так велика, что будущие студенты преодолевали огромные расстояния, чтобы услышать ее лекции. И хотя по сей день нет определенности в отношении объема написанных ею сочинений, что является общей проблемой для древних авторов, ясно по крайней мере то, что она создала несколько работ вместе со своим отцом. В Александрии она преподавала философию Платона и Аристотеля, была последователем плотиновского неоплатонизма; Гипатия также вела математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Она была активной участницей городской политики Александрии, имела влияние на отцов города. В отношении ее гибели есть несколько мнений: она могла быть убита христианской толпой во время крупных стихийных беспорядков в городе; но также существует версия, что она могла оказаться жертвой оппозиции городской власти, которая обвинила ее в чародействе и околдовывании префекта.

«В Александрии была женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что намного превосходит всех философов своего времени».

Сократ Схоластик, «Церковная история»

Ханна Арендт (1906-1975)

Hannah Arendt

Ханна Арендт, 1943 / Фото: © Фред Штайн

Еще одна великая женщина-философ, не считавшая себя таковой. Немка еврейского происхождения, бежала в Нью-Йорк от французского режима Виши (Vichy France). Она много писала о тоталитаризме, а в своей лучшей работе «Происхождение тоталитаризма» анализировала и объясняла, как подобные режимы приходят к власти. Точно так же в ее книге «Эйхман в Иерусалиме» рассматривается, как при определенных условиях даже самые обычные из людей могут демонстрировать тоталитарное мышление. Ханна Арендт в том числе писала и на другие политические темы, пыталась осмыслить спорные вопросы американской и французской революций, предложила критику идеи прав человека.

«В условиях тирании гораздо легче действовать, чем думать».

Филиппа Фут (1920-2010)

Philippa Foot

Филиппа Фут в Оксфорде (1990 г.) / Фото: © Стив Пайк / Getty Images

Эта англичанка исследовала преимущественно вопросы этики. Наибольшую известность и развитие получила описанная ею . Филиппе Фут часто приписывают возрождение аристотелевской мысли. Она трудилась в Оксфорде и Калифорнийском университете и в течение жизни поработала со многими философами своего времени, ее работы серьезно повлияли на мировоззрение многих ныне живущих ученых. Собрание эссе «Добродетели и пороки» сегодня приобретает особенное значение в свете недавно возрожденного интереса к этике добродетели.

«Вы задаете философу вопрос и после того, как он или она немного поговорят, вы больше не понимаете свой вопрос».

Элизабет Энском (1919-2001)

G.E.M Anscombe

Английский философ, работающая в Оксфорде. Она исследовала множество тем, включая логику, этику, метаэтику, ум, язык, интересовалась феноменами военных преступлений. Самая крупная и значимая ее работа — «Интенциональность». Это серия статей, показывающих, что то, что мы намереваемся осуществить, имеет большое влияние на наши моральные устои. Ее новаторская работа «Современная философия морали» имела существенное влияние на современное исследование этических проблем; именно в ней она впервые использует термин «консеквенциализм». Элизабет Энском вела дебаты со многими известными мыслителями, в том числе с Филиппой Фут, и была инициатором протестов в отношении политики 33-го президента США Гарри Трумэна и абортов в локальных клиниках.

«Те, кто пытается относиться к сексу как к простому и случайному наслаждению, платят высокую цену: они становятся поверхностными».

Мэри Уолстонкрафт (1759-1797)

Mary Wollstonecraft

Портрет Мэри Уолстонкрафт кисти Джона Опи (1797 г.)

Тоже англичанка, философ и популярный писатель. Автор работы «Защита прав человека», изданной в ответ на книгу Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». Также написала «В защиту прав женщины» как ответ тем, кто выступал против образования для женщин. В некотором роде, она стала первым философом феминизма. Помимо этого, она также написала несколько романов, путеводителей и детскую книгу. Мэри Уолстонкрафт умерла от осложнений при родах в возрасте 38 лет. Ее дочь стала известным писателем – это Мэри Шелли, автор «Франкенштейна».

«Добродетель может процветать только среди равных».

Читайте также:

Анна Дюфурмантель (1964-2017)

Anne Dufourmantelle

Анна Дюфурмантель, 2011 г. / JLPPA / Bestimage

Француженка, философ и психоаналитик, получила известность как исследователь философии риска. В частности, ей принадлежит идея о том, что для того, чтобы действительно переживать жизнь, мы должны быть готовы к рискам, зачастую значительным; что риск неизбежен, поскольку безрисковых стратегий не существует в принципе. В 2011 вышла её книга «В защиту риска». Она также интересовалась и понятием безопасности, которое противопоставлено риску и которое, по ее мнению, образует пустоту в нашем существовании. Анна Дюфурмантель была автором 30 книг и большого количества интереснейших лекций. Ее смерть символична: она умерла в 2017 года так же, как и жила, рискуя и спасая Анна Дюруфмантель погибла 21 июля 2017 года на пляже Пампелон недалеко от Сен-Тропе, пытаясь спасти двоих детей, которых течением уносило в море. .

«Когда мы находимся лицом к лицу с опасностью, тогда лишь можем ощущать действительно мощный стимул к тому, чтобы превзойти самого себя».

«Быть живым - это риск. Жизнь - метаморфоза, и она начинается с этого риска».

Гарриет Тейлор-Милль (1807-1858)

Harriet Taylor Mill

© National Portrait Gallery

Английская феминистка и философ. После смерти первого мужа – Джона Тейлора, стала женой экономиста и философа Стюарта Милля, который оказал сильное влияние на ее работы. При ее жизни было опубликовано всего несколько работ, а ее эссе «Освобождение женщин» стало предшественником более поздней работы Милля «О подчиненности женщин», в котором он касается тех же вопросов, что и его жена. Шедевр Джона Стюарта Милля «О свободе» посвящен Гарриет и более того, частично написан ею.

Джон Стюарт Милль

Кэтрин Гинес (родилась в 1978)

Kathryn Gines

© Wikimedia Commons

Американский философ, работающая в Университете штата Пенсильвания. Гинес глубоко интересуется темами Африки, черного феминизма и его феноменологии. Основательница коллегии «Черных женщин-философов», миссией которой является повышение значимости этой деятельности среди данных женщин, а также создание поддерживающего пространства для развития философской мысли в этой среде. Она спорила с Ханной Арендт и Симоной де Бовуар. В книге о философии Ханны Арендт она отмечала неспособность последней признать, что «негритянский вопрос» был «белой проблемой», и что расизм того времени являлся явлением скорее политическим, а не социальным.

«Используя слово «женщина», и не уточняя какая это женщина – черная, еврейка, колонизированная или женщина из пролетариата – Бовуар скрывает тем самым именно белизну женщины, которую она чаще всего описывает как нечто другое».

Кэрол Гиллиган (родилась в 1936)

Carol Gilligan

Американский философ, основатель школы этики заботы. Известная работа Гиллиган «Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин» была названа «маленькой книгой, которая начала революцию». Она ставит под сомнение ценность универсальных стандартов морали, таких как справедливость или долг, рассматривая их как безличные и далекие от наших сегодняшних проблем. Вместо этого она предлагает, чтобы мы рассматривали отношения и нашу взаимозависимость с точки зрения моральных действий.

«Я обнаружила, что если я скажу, что я действительно думаю и чувствую, люди с большей вероятностью скажут, что они действительно думают и чувствуют. Беседа станет настоящей беседой».

По материалам: 10 Women of Philosophy, and Why You Should Know Them / Big Think.

На обложке: Симона Де Бовуар.

«Истории философии содержат случайное бормотание имен женщин: Ксантиппа, скверная жена Сократа (портрет её оставил нам Ксенофонт ); Периктиона, мать Платона; Королева Швеции Кристина, которая изображалась как поклонница Декарта, хотя в её собственных глазах он не был серьёзным мыслителем. Затем женские имена неожиданно возникают снова в двадцатом столетии […]

Так что до недавнего времени неизменно сохранялась стандартная мужская мудрость, а теперь мы знаем, что были женщины преподаватели и авторы философских концепций от досократиков до нашего уже XXI столетия. Женщины возглавляли большие школы философии, были неотъемлемой частью неофициальных философских кругов с их впоследствии более знаменитыми коллегами мужчинами, написали важные философские работы, а в течение прошедшего столетия возглавляли профессиональные философские общества. Они участвовали с мужчинами в обсуждении важных философских проблем их времени.

Какова была роль, которую женщины играли в истории философии? Почему эта роль осталась в значительной степени неизвестной? Первый из этих вопросов не так прост, чтобы ответить. Мы знаем, однако, что в древности по крайней мере двадцать одна женщина, изучала, писала и/или обучала философии. По крайней мере три из них, Ипатия из Александрии (370- 415 гг. н.э.), Асклепигения из Афин (ок. 375 г. до н.э.), и Арете из Кирены (ок. 350 г. до н.э.), как считалось, вели, возглавляли или совместно с мужчинами руководили школами философии. Эти двадцать одна древних философов женщин были известны некоторым из неизменно входящих в мужскую часть философов, включая Пифагора, Сократа, Платона, Аристиппа и Прокла . […]

Следовало бы вспомнить и гетер, большая часть которых обязана своей славой знаменитым своим современникам, которые оказывали им покровительство. Герпилис была любовницей Аристотеля, подарившей ему сына. Мегалострата восприняла эротическую философию Алкмана, предшественника Гомера. Леонтина, афинская гетера, была последовательницей и любовницей Эпикура, прославлялась своим красноречием; пользовалась известностью её горячая полемика с философом Теофрастом. Эпикур вплоть до её кончины хранил ей верность и утверждал, что именно она помогла его философским теориям. Клеонисса написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас работ по философии; погибла она случайно от кинжала Павсания, в покои которого она вошла ночью без предупреждения. Леена - гетера-философ, любовница Гармодия, составила с ним заговор против тирана Гиппия, за что и пострадала. Пигарета - будучи отличным математиком и мыслителем, была любовницей философа Стилыюна из Мегары. Теодота пылко любила Сократа и чтобы добиться куртизанки Аристофан обвинил его в развращении юношества, но это нисколько не подняло шансов доносителя. Лаиса из Коринфа была возлюбленной Диогена и сама считалась интересным философом. […]

В средние века с появлением женских монастырей и образования для женщин и открытия потерянных древних философских работ, много женщин в женских монастырях научились читать и писать по- латыни и приняли участие в большом восстановлении и проектах сохранения текстов древних мыслителей. Закрытое общество женского монастыря способствовало к размышлению, также как и к подготовке дидактических материалов для образования религиозных и благородных женщин. Это было время знаменитых философов женщин, которые пользовались уважением в их дни, а позже были забыты или повторно классифицированы как исключительно теологические авторы. Средневековый период был временем малой известности женщин из монастыря, но это не стало помехой. […]

С «официальным» началом современного («классического») периода в философии (то есть начиная с Декарта), увеличивается число женщин - не только из женских монастырей (которые уменьшались как в числе, так и в количестве женщин, которых они обучили), но из благородных, из низкой аристократия и мелкой буржуазии, - которые все чаще берутся за философские работы. […]

Нередко, темы работ женщин философов касались современных смыслов научной или рациональной философии и науки, но пересекались и непосредственно с проблемами самих женщин. Французская и Американская революции побудили многих философов женщин писать в защиту прав женщин и небелых. […]

В двадцатом столетии женщины философы намного труднее становятся жертвами, а сами потери отчасти менее значимы. Это период, в котором женщины сначала были допущены в университеты. В начале это была только щель (всё ещё не так много женщин философов), однако за последнее столетие щель в двери расширяется устойчиво. […]

Философы женщины на пороге этого столетия имели немного образовательных возможностей в философии, ибо постоянно стояли перед явной сексуальной дискриминацией. Так, университет Гарварда отказался присуждать Мэри Уитон Кэлкинс (Calkins, 1863 - 1930) её Ph.D. в философии, даже тогда, когда Уильям Джеймс сказал, что её устный экзамен был лучшим, чем любой другой, который он когда-либо слышал. Гарвард просто не присуждал докторские степени женщинам, хотя Кэлкинс была более чем достойна её, и в философии, и в психологии. ещё одна история, которая в данном случае касается роли женщин в научных обществах. Женщины стремившиеся к успеху на философском поприще, вступали в профессиональные общества, которые на Западе являются большим подспорьем в организации и проведении философских исследований. Эти общества, включая Аристотелевское Общество и Mind Association в Великобритании и Американской Философской Ассоциации в Соединенных Штатах, обеспечивают философов доступом к форумам, чтобы представить самые ранние результаты их исследования. Это обстоятельства, в пределах которых могут преследоваться и очень узкие академические интересы в компании других экспертов. Женщины с начала XX столетия до сих пор были активными участниками этих обществ и использовали их, чтобы апробировать новые идеи и новые интерпретации старых идей. […]

И в то время как Констанция Джонс потеряла наиболее ценное владение философа, первоначальную идею, которую присвоил мужчина, другие философы женщины стали известными прежде всего по их ассоциации с мужчинами. Будучи в компании другого пола, они завоевывали репутацию в философии, однако в итоге это часто становилось оправданием упущений историкам в силу большей известности мужчин философов. Лу Андреас-Саломе , например, была длительно известна только как «своёнравный ученик Ницше», и она не была в этом одинокой. Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir, 1908 - 1986) не сразу переступила границы её неоднозначной связи и идентификации с Жаном-Полем Сартром . Исследования Ханны Арендт (1906 - 1975) получили известность через информацию М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем и К. Ясперсом, что сообщило её произведениям относительно человеческой свободы в политической и социальной жизни большую весомость.

Многие могут назвать имена женщин, занимающихся теми или иными вопросами в сфере философии в XX веке. Среди них Р. Люксембург, К. Цеткин, Е. Блаватская , А. Безант , Анна Фрейд и Мелани Клайн, Махлер Маргарет, Маргарет Мид , Клара Томпсон, Карен Хорни, А.-М. Тыменецка, Маргарет Уилсон и др. В каждом регионе, будь то Азия, Африка, Латинская Америка, Россия, Индия и Китай вам могут привести ещё не одну сотню женщин, оставивших след в философии.

По крайней мере две сотни философов женщин жили, умерли, и оставили письменные работы по философии в течение прошедших двадцати пяти веков, и если мы не акцентируем их достижения, то это станет, вероятно, затянувшейся недооценкой их творчества. Ибо известно, что недостаточный доступ к грамотности несомненно уменьшил возможности древних и средневековых женщин, эпохи Возрождения и Нового времени как в обучении, так и в созидании философии.

Предубеждение против женщин также несомненно запугало многих женщин, которые иначе могли бы иметь рискованные, а возможно и альтернативные мнения по важным философским темам. Действительно, многие из древних и средневековых произведений содержат формулы смирения или адресованы другим женщинам как правила жизни и деятельности».

Колесников А.С., Современный философский процесс в начале XXI века, в Сб.: Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию Ю.Н. Солонина , СПб, «Санкт-Петербургское философское общество», Выпуск 5, 2001 г., с. 116-122.

Введение

Юлия Кристева

Симона де Бовуар

Ханна Арендт

Екатерина Сиенская

Симона Вейль

Шелли Мэри Уостонкрафт

Джудит Батлер

Катерина де Сиена

Олимпия де Гуж

Кристина Пизанская

Приложение

Женщины философы.

Древние говорили, что мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл. Подобная сентенция имеет самый различный смысл: например, мужчине недоступно производить на свет детей, но он может утешаться парадоксами Зенона (Zenon). На основании подобного утверждения получила распространение идея, что на протяжении всей Истории (по крайней мере, до ХХ-го столетия) на Земле появлялись великие поэтессы и великолепные писательницы, рождались выдающиеся женщины-ученые, но не было ни женщин-философов, ни женщин-математиков.

Подобное искаженное отношение к женщинам привело к тому, что на протяжении долгого времени считалось, будто они неспособны к занятиям живописью, а Росальбу Каррьера (Rosalba Carriera) и Артемизию Джентилески (Artemisia Gentileschi) считали исключением. Объяснимо, что до тех пор, пока живопись подразумевала выполнение фресок в церквях, для женщин считалось непристойным лазить в юбках по строительным лесам, равно как и руководить мастерской с тридцатью подмастерьями. Но как только стала развиваться мольбертная живопись, появились и женщины-художницы.

То же самое говорили и про евреев, которые достигли успеха во многих направлениях искусства, но только не в живописи; до тех пор, пока не появился Шагал (Chagall). Еврейское искусство действительно было знаменито, в ть многие древние манускрипты. Проблема заключалась в том, что в те времена, когда образное искусство находилось в руках Церкви, евреи вряд ли могли стремиться к написанию изображений Богоматери и распятий. Удивляться этому все равно, что удивляться тому, что ни один еврей не стал Папой Римским. В хрониках Университета Болоньи упоминаются такие женщины-преподаватели, как Беттисия Гоззадини (Bettisia Gozzadini) и Новелла Д"Андрэа (Novella d"Anrea), прекрасная настолько, что лекции ей приходилось читать в вуали, чтобы не смущать студентов. Но ни та, ни другая не преподавали философию. В учебниках по истории философии мы так же не встретипервую очередь, своими музыкальными, а не визуальными произведениями, потому как к божественному не пристало обращаться посредством изображений. . Блистательной и несчастливой Элоизе (Eloisa) - ученице Абеляра (Abelardo) - пришлось довольствоваться судьбой настоятельницы монастыря.

К проблеме аббатис, о которой уже в наши дни много написала женщина-философ Мария Тереза Фумагалли (Maria Teresa Fumagalli), так же не стоит относиться с легкостью. В средневековом обществе настоятельницы монастырей были не только духовными учителями для своих монахинь, талантливыми организаторами и политиками, заботившимися о своем монастыре, но яркими представительницами интеллектуального сообщества того времени. В любом хорошем учебнике философии должны упоминаться имена таких великих женщин-мистиков, как Катерина Сиенская (Catarina da Siena), не говоря уже о Хильдегард фон Бинген (Hildegarda de Bingen), даже сегодня поражающей нас своими метафизическими представлениями и видением бесконечности.

Утверждение, что мистика не является философией, нельзя считать правомерным, потому как в истории философии значительное внимание отводится таким мистикам, как Сузо (Suso), Таулер (Tauler), Мейстер Экхарт (Eckhart). А утверждать, что женская мистика уделяла больше внимания телесному, чем абстрактным идеям, равносильно утверждению, что из учебников философии должны исчезнуть упоминания о, ну не знаю, Мерло-Понти (Merleau-Ponty), например.

Феминистки уже давно поставили на пьедестал свою героиню Гипатию Александрийскую (Hipatia), которая в 5 веке преподавала платоновскую философию и математику. Гипатия стала истинным символом женской философии, хотя от ее произведений остались лишь воспоминания. Все они были уничтожены, как и сама Гипатия, погибшая от рук разъяренных христиан, вдохновителем которых, по словам историком, был тот самый Кирилл Александрийский (Cirilo de Alejandria), впоследствии названный святым, хотя и не за этот поступок, конечно. Но была ли Гипатия единственной?

Совсем недавно во Франции вышла в свет небольшая книга "История женщин-философов" ("Histoire des femmes philosophes"). Автор этой книги - Жиль Менаж (Gilles Menage), живший в 17-ом столетии и бывший предшественником маркизы де Севинье (de Sevigne) и мадам де Лафайет (de Lafayette). Впервые его книга была издана в 1690 году и носила название "Mulierum philosopharum historia". Так что Гипатия была не единственной, и хотя в книге Менажа наибольшее внимание уделено классической эпохе, из нее мы узнаем о таких женщинах-философах, как: Диотима (Diotima) из платоновского "Пира", Арета Керинейская (Areta), Никарета (Nicarete) из мегарской школы, философ-киник Гипаркия (Hiparquia), последовательница аристотелевой философии Феодора (Theodora), последовательница эпикурейцев Леонтион (Leontion) и пифагорейцев - Фемистоклея (Temistoclea). Просматривая древние рукописи и работы отцов Церкви, Менажу удалось найти упоминания 65 имен женщин-философов, хотя стоит признать, что его понятие о философии было достаточно широким.

Если учитывать, что в греческом обществе женщинам отводилось место лишь за закрытыми дверями дома, философы предпочитали не столько красивых девушек, сколько красивых юношей, а, чтобы иметь определенное влияние в обществе женщина должна была быть куртизанкой, становится понятно, какие усилия предпринимались мыслительницами того времени, чтобы быть услышанными. С другой стороны, Аспазию (Aspasia) все больше помнят именно как гетеру, забывая о том, что она была блестящим ритором и философом, которую - об этом нам пишет Плутарх (Plutarco) - любил послушать сам Сократ (Socrat).

Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии, и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу Историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания.


CATERINA DA SIENA – ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

Настоящее имя Екатерина Бенинказа (Benincasa). Родилась в семье сиенского красильщика. Уже в детстве оказалась под влиянием доминиканской среды. Вся ее жизнь отмечена глубокой религиозностью. В 1363 г. вступила в орден „кающихся сестер св. Доминика”, и с этого момента полностью посвятила себя служению больным и милосердию. Очень скоро Екатерина становится известной благодаря своему аскетическому образу жизни, к ней обращены надежды многих из тех, кто надеется на обновление церкви и перенос папского престола из Авиньона в Рим. Еще в ранней юности Екатерине был присущ мистицизм. Около 1370 г., после одного из мистических видений, она решает бороться за мир между людьми и за церковные реформы. Она постоянно ездит по городам Италии (Пиза, Лукка и др.), а затем отправляется в Авиньон с намерением примирить Флоренцию с папой. Здесь, не достигнув цели поездки, она все же добивается возвращения папского престола в Италию (1377). Из ее наследия известен «Диалог о Божественном Провидении» («Dialogo della divina Provvidenza », 1378), продиктованный ею в состоянии мистического экстаза ученикам, а также обширная переписка (381 письмо), причем среди адресатов были как политические и религиозные деятели, так и простые верующие. Умерла в Риме в 1380 г. Была канонизирована папой Пием II в 1461 г.

В прозе Екатерины, которая долгое время была неграмотной, отражается многогранность ее личности и искренняя, непоколебимая вера в собственные идеалы. В ее мировоззрении переплетаются мистицизм, стремление отдалиться от мира, чтобы жить в единении с Христом (она считала себя обрученной с ним и носила на руке только ей видимое обручальное кольцо), и способности практического плана, которые помогают ей совершать конкретные и рациональные поступки. Особенно очевидны обе эти черты в «Письмах», хотя и не всегда они гармонично сочетаются. Тем не менее, страстная тональность и мистический пыл обычно уравновешиваются стремлением к конкретному действию и достижению поставленной цели. Стиль Екатерины трудно назвать литературным, он строится на образах, заимствованных из библейских текстов либо из народной культуры.

АСПАЗИЯ.

Перикл (495-429 годы до н. э.) - долголетний руководитель Афин эпохи расцвета Эллады - много сделал для возвышения греческой столицы. “Мы воздвигли себе великие памятники, свидетельствующие о нашем могуществе, и будем возбуждать удивление в последующих поколениях, как возбуждаем

его теперь в современниках ”, - говорил он. Периклу удалось превратить Афины в экономический, политический, культурный и религиозный центр всей Греции. Современники говорили о нем, что он был оратором, философом, художником, политиком и воином - человеком, олицетворявшим “золотой век” афинской государственности.

Активная общественно-политическая деятельность Перикла протекала на фоне неурядиц его семейной жизни, хотя он строго выполнял законы Гименея по афинскому образцу. По этим законам афинские жены занимались, главным образом, домашними работами и детьми. Общественные, интеллектуальные и художественные интересы им были чужды - они не принимали участия в каких-либо зрелищных мероприятиях и пиршествах, были лишь прислужницами своих мужей и имели ограниченный духовный кругозор. Добродетель таких женщин заключалась в том, чтобы быть как можно менее заметными.

Естественно, что такие женщины мало привлекали мужчин, и те тянулись к гетерам - интересным и блестяще образованным собеседницам, которые, как правило, приезжали в Афины из других городов и даже стран.

Перикл относился к своей жене, как и другие афиняне: он не питал к ней особой симпатии, а проще говоря, был равнодушен, несмотря на то, что они успели нажить двух сыновей. И вдруг все изменилось - к нему пришла настоящая любовь. Перикл решительно и без особого сожаления разошелся со своей женой, тем более что в тогдашних Афинах разводы совершались довольно легко. Разведенная жена, “с ее согласия”, без особого труда передавалась другому. Выполнив этот обряд развода, Перикл женился на иностранке Аспазии, к которой питал “большую нежность”.