Башня сююмбике на татарском языке. Падающая башня Сююмбике в Казани: история, легенды, фото

Адрес: Казанский Кремль

Стройный силуэт краснокирпичной башни Сююмбике давно стал архитектурной эмблемой и визитной карточкой Казани. Расположенная в северной части территории Кремля, она является его самым загадочным и легендарным сооружением.

Устремленный вверх ее силуэт хорошо виден отовсюду – с Кировской и с Ленинской дамб, с территории Набережной, и из Заречья. А заметный наклон «падающей» башни к северо-востоку делает ее самой уникальной и своеобразной достопримечательностью Казани . Особенно выразительно башня смотрится с ночной подсветкой.

Происхождение башни

Письменных источников, указывающих на время сооружения башни и ее изначальное назначение, не обнаружено. Ориентировочно ее строительство связывают с концом 17 - началом 18 века. Во всяком случае, на плане города, относящегося к 18 веку, башня уже указана в качестве въездных ворот комендантского двора, где ранее располагался бывший ханский дворец.


Сооруженная из крупного красного обожженного кирпича, башня Сююмбике, многими историками считается дозорной . Сходство же ее с Боровиковской башней, находящейся в Московском кремле, указывает, как считают определенные исследователи, на московское авторство данного сооружения. Однако, другие историки признают за башней татарское происхождение, опираясь в основном на мусульманские предания. Еще в начале 20 века у подножия башни часто можно было видеть коленопреклоненных для молитвы мусульман. Вряд ли они молились бы около сооружения русского происхождения.

Известный русский историк Н.П.Загоскин предположил в свое время, что первые три четырехугольных яруса относятся к татарскому происхождению, и вероятно были въездными воротами на ханский двор, а верхние восьмигранники могли быть достроены значительно позднее.

Царица Сююмбике

Кто же она такая – эта знаменитая Сююмбике, чье имя носит самая загадочная башня Казани? Своим происхождением известная правительница Казанского ханства восходит к Едигею , создателю Ногайской Орды - она являлась его праправнучкой. Сююмбике суждено было быть женой нескольких меняющихся друг за другом казанских ханов, оказавшись, таким образом, в эпицентре политической борьбы между противниками и сторонниками связи с Москвой, которая обострилась в последние годы существования Казанского ханства.


12-ти летняя девочка, дочка ногайского бия - Сююмбике первый раз становится женой Джан-Али . Это был казанский хан, ставленник Москвы, вместо правившего ранее Сафа-Гирея, свергнутого с престола. Этот политический брак не принес юным супругам счастья. Тем более, Джан-Али не был угоден большинству казанского правительства. И в 1535 году, произошел политический переворот, в результате которого Джан-Али убили. На освободившийся трон возвращается Сафа-Гирей , получивший в качестве переходящего приза юную царицу Сююмбике, которая становится пятой женой правителя. Этот брак был более удачен и гармоничен, ознаменовавшись рождением сына – Утямыша.


Но неожиданная смерть Сафа-Гирея в 1549 году превращает Сююмбике в регентшу их несовершеннолетнего сына. Таким образом, она становится царицей Казанского ханства . Ее царствование длилось недолго, уже в 1551 году ее вместе с сыном насильно вывезли из Казани. Эти события описаны в казанской летописи.


Приехавший в Казань по распоряжению Ивана Грозного князь Серебряный объявил царице, что она отныне пленница московского государя. На все воля Аллаха, сказала Сююмбике и упала без чувств. Просидев под стражей 10 суток, Сююмбике, ее сын и ханская казна были препровождены в Москву.

Накануне отъезда она посетила могилу Сафа-Гирея - своего безвременно почившего мужа. Про отчаянный плач Сююмбике, который вызвал слезы даже у ее стражников, про ее обращения к умершему мужу и защитнику ходили легенды. Провожать ее на пристань пришел весь город. Царица низко поклонилась народу и городу, сожалея о былом величии и могуществе мусульманской Казани.


Казанским царем вновь стал ставленник от Москвы Шейх-Али , но он покинул престол в начале 1552 году, еще до осады города войсками Ивана Грозного. Именно за Шейха-Али в 1553 году и была насильно выдана в третий раз царица Сююмбике. Жили они в Касимове - имении Шейх-Али. Недолго прожила бывшая царица с нелюбимым мужем. Умерла она в 1557 году и место ее захоронения неизвестно. А вот Шейх-Али дожил до 1566 года и был погребён в построенном им заранее мавзолее.


Сын царицы Сююмбике Утямыш был забран на воспитание на царский двор. Его крестили в Чудовом монастыре и нарекли Александром. Он являлся участником похода на Полоцк в 1563 году. В летописях его называли царем Александром . В 20-ти летнем возрасте он умер и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с достойными почестями.

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников , которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика . И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.


Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком . Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.


Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная . Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.


Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища , образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.


В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны - двуглавым орлом , который после революции был заменен на полумесяц . Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30-е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Легенды башни

Множество легенд и преданий рассказывают о башне Сююмбике. Одна из них гласит, что здесь захоронен благочестивый мусульманин, из черепа которого истекает Тайницкий родник, это предание привлекает многочисленных паломников.

Другая версия вещает, что в этом месте была могила одного из последних ханов Казанского ханства Сафа-Гирея , который умер в 1549 году. Царица Сююмбике - оплакивающая его жена, велела возвести грандиозный мавзолей над могилой своего мужа. А когда русские войска осадили город, покончила с жизнью, бросившись с башни вниз.

Но самая известная легенда, воспетая в стихах, в прозе и в изобразительном искусстве, это легенда о Гордой царице . Говорят, что Сююмбике славилась удивительной красотой, умом и гордостью. Услыхав о ней, Иван Грозный отправил к ней послов с предложением руки и сердца. Отказалась гордая красавица от предложения русского царя. И пошел тогда Иван с отрядом на Казань, чтобы взять город и царицу силой. Спасая город от разорения, царица дала согласие русскому царю, но с одним условием – чтобы в течение семи дней была выстроена самая высокая башня в городе. Мастера работали днем и ночью и уложились в требуемое царицей время. Но в разгар свадебного гулянья захотела Сююмбике полюбоваться любимым городом с высоты новой башни и проститься с ним. Поднявшись на самую высокую ее площадку, гордая царица кинулась вниз на камни.


Но, мы то знаем, что царица умерла в Касимове и значительно позже означенного времени. Откуда же появилась такая легенда? Этого нам не суждено узнать. Может быть, как писал один татарский поэт – легенду выдумали люди, чтоб честь родного города сберечь…

Во всяком случае, башня Сююмбике славный символ и знаменитая монументальная достопримечательность Казани.

В архитектуре башни Сююмбике переплелись традиции татарского и русского зодчества. Вопрос о времени постройки и назначении башни занимал историков еще в XIX веке. Ответ на него могли бы дать документы Казанского приказа, существовавшего в Москве. Однако пожар 1701 года уничтожил его архивы. Нет упоминаний о строительстве башни и в сохранившихся татарских источниках. Ее изображение отсутствует также на известных исторических зарисовках Казани, сделанных саксонским ученым и путешественником Адамом Олеарием в 1638 году и голландским картографом Николаасом Витсеном в 1692 году.

Некоторые исследователи относили башню еще ко временам Казанского ханства, другие датировали ее второй половиной XVI века. Сегодня ученые предполагают, что башню Сююмбике построили в конце XVII - начале XVIII века.

Башня во времена Российской империи

В начале XVIII столетия Россия пережила несколько войн и восстаний. Особенно мощными были народные волнения, прокатившиеся по Поволжью и Югу Российского государства: восстание казаков в Астрахани, Булавинский бунт на Дону, Башкирское восстание. В этих условиях угроза потерять Казань, а за ней и часть южных территорий становилась вполне реальной. Оборонительные сооружения Казани нуждались в срочном укреплении. Чтобы подготовить город к возможным военным действиям, ремонтировали стены Кремля, вдоль крепостных стен копали новые рвы и возводили бастионы. Вероятно, тогда же была выстроена дозорная башня, известная сегодня как башня Сююмбике. Она обеспечивала отличный обзор - с ее караульни Волга просматривается почти на 50 км. Это позволяло городу заблаговременно узнавать о грозящей ему опасности и готовиться к отражению неприятеля.

На планах Казани начала XVIII века башня Сююмбике именуется как «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем». Современное название башни появилось лишь во второй половине XIX века, когда легенды об истории ее строительства появились в печати, а затем перекочевали в путеводители. В начале XX века башне потребовалась реставрация. Земля под фундаментом осела, и башня отклонилась от вертикальной оси почти на два метра. Чтобы предотвратить ее падение, нижний ярус укрепили железным поясом.

В 1918 году декретом Совета народных комиссаров башня Сююмбике была передана в «вечное пользование трудящимся мусульманам». Двуглавых орлов, простоявших на ее шпиле около 200 лет, заменили посеребренным полумесяцем. Правда, в разгар антирелигиозной кампании в 1930-х годах сняли и его.

В советское время башню Сююмбике неоднократно реставрировали, укрепляли ее фундамент. В 1960 году она получила статус архитектурного памятника республиканского значения.

При строительстве здания Казанского вокзала в Москве архитектор Алексей Васильевич Щусев воспроизвел силуэт башни Сююмбике. Работая над проектом, он посылал своих помощников в Казань на обмеры и зарисовки.

Башня Сююмбике сегодня

Многие поколения казанцев воспринимают башню Сююмбике как сакральный символ и место поклонения татарского народа. С 1991 года башня является минаретом, с которого читают азан (в исламе - призыв к обязательной молитве) во время поминальной молитвы по всем погибшим в 1552 году при взятии Казани царем Иваном IV. А в 1994 году вся территория Казанского кремля была объявлена историко-культурным и художественным музеем-заповедником.

Археологические раскопки у башни Сююмбике

Во время раскопок неподалеку от башни археологи нашли ценные предметы из истории города. Еще в XIX веке, во время строительных работ, в ее основании обнаружили монеты времен правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время экспедиции 1976–1977 годов археологи нашли несколько ценных предметов: остатки мечети, минарета и ханских усыпальниц, а также обломки надгробий с фрагментами надписей. В 1990-е годы изучение останков показало, что археологи обнаружили захоронения одного из первых казанских ханов Махмуда и хана Мухаммад-Эмина, который умер в 1518 году. На сегодняшний день археологические раскопки продолжаются.

500 лет назад в Ногайской Орде родилась девочка, которой предстояло стать царицей Казанского ханства. Точная дата ее рождения неизвестна, как и дата смерти. Ее судьба тесно связана с падением Казанского ханства, взятого войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года. Одна из самых популярных легенд гласит, что во владычицу был страстно влюблен сам Иван IV. Что в истории Сююмбике правда, а что - вымысел, рассказывает «АиФ-Казань».

Легенда о башне

Башня Сююмбике. Фото: АиФ/ Юлия Шигарева

Каждому, кто приезжает в Казань, показывают башню Сююмбике, которую с недавних пор венчает мусульманский полумесяц. И рассказывают красивую легенду о том, что влюбившийся в казанскую правительницу царь Иван Грозный взял город, а после задумал насильно взять ее в жены, но та поставила ему условие: мол, построй за семь дней высокую башню. «Легко!» - якобы ответил царь, и через неделю башня была готова, а казанская правительница под предлогом осмотреть строение забралась на самый верх и, дабы не доставаться нелюбимому, прыгнула вниз…

Сказка, конечно, красивая, но в реальности Сююмбике была вывезена на территорию Московского государства в качестве почетной заложницы за год до взятия Казани, на тот момент государю Ивану Васильевичу было чуть больше 20, в то время как регентше казанского престола - 35. По тем временам это была серьезная разница в возрасте, посему никаких пылких чувств у вчерашнего юноши к столь зрелой женщине возникнуть, скорее всего, не могло. Да и сама башня была построена предположительно конце XVI - начале XVII века, то есть спустя сто лет после покорения Казанского ханства, и на знаменитом рисунке Адама Олеария, посетившего Казань в 1638 году, она отсутствует. Историки до сих пор спорят, когда она была возведена и чем изначально служило это сооружение: ханской мечетью, минаретом или дозорной башней. Кстати, это - одна из немногих в мире «падающих» башен - отклонение от оси составляет 1,98 м.

Ее звали Сююмбике

Так представляет себе Сююмбике художник Ильдар Зарипов. Фото: ГМИИ РТ

На самом деле ханшу звали Сююн. «Бике» в переводе означает госпожа. Эту почетную добавку к имени к себе регентша заслужила благодаря тому, что никогда не забывала о простом народе, в частности о крестьянах, всегда пыталась вникнуть в их проблемы и существенно снизила, выражаясь современным языком, их «налоговое бремя». Вплоть до ХХ века ее называли по-разному: Сююмбика, Сумбеки, Сююнбека. Утвердившееся в ХХ веке написание - Сююмбике.

«Хороша лицом и умна»

Знаменитый «Казанский летописец» (историческая повесть, созданная, по разным данным, в 1564—1566 или между 1626 и 1640 годами и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году - прим.ред.) внешность регентши казанского престола описывает следующим образом: «…была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских — дочерей и жен боярских и княжеских». Однако можно предположить, что красота Сююмбике имела несколько экзотический характер - даже для казанцев. Достаточно посмотреть архивные или современные фотографии ногайцев - потомков обитателей некогда грозной кочевой Ногайской Орды, праправнучкой основателя которой Едигея и дочкой могущественного бека Юсуфа и была Сююмбике. Не сохранилось точного описания роста и комплекции казанской царицы, но предположительно она была стройна и имела царственную осанку. А вот у ее кожи, как и у всех ногайцев, наверняка был более смуглый, чем у волжан, оттенок, а разрез глаз был более восточным, чем у уроженцев казанского края.

Трижды замужем

Сююмбике трижды была замужем и все три раза мужа ей выбирали. В первый раз она была выдана замуж за казанского хана Джана-Али в 12 лет. Это был династический брак, заключенный ради политического противовеса между Ногайской Ордой, Казанским и Крымским ханствами. Через два года Джана-Али убили, а девушку выдали замуж за хана Сафа-Гирея, который, как повествуют летописи, был ей любимым мужем. При этом она была ему пятой женой. Именно после смерти Сафа-Гирея Сююмбике и взошла на ханский престол, став регентшей при несовершеннолетнем сыне. Третий раз ее выдали замуж насильно уже после падения ханства - за каимовского хана Шаха-Али, (брата Джана-Али), чему, кстати, был не рад и сам супруг.

Безропотная жертва

Легенды зачастую представляют Сююмбике как «даму печального образа», стоически переносящую все удары и превратности судьбы. На самом деле, по дошедшим до нас данным, будущая правительница с детских лет обладала сильным характером и была своенравна. В частности, известен следующий случай: когда регентша получила известие о том, что в самом центре ее государства русские построили город-крепость Свияжск, то, по словам «Казанского летописца», «словно свирепая львица» начала призывать своих подданных на войну, пообещав заручиться помощью у своих родственников в Ногайской Орде, а также у Крымского и Астраханского ханств. Однако тогда подданные ее не послушали, решив, что на вооруженное сопротивление Москве у них просто не хватит сил, и впоследствии выдали Русскому государству правительницу. В плен попал и ее фаворит - крымский оглан Кощак. Некоторые источники заявляют о том, что он, некогда соратник ее второго мужа - хана Сафа-Гирея - состоял в романтических отношениях с правительницей, другие, что был ее единственным союзником.

Картина «Прощание с Сююмбике» (2001) Ф. Халикова. Фото: Государственный музей ИЗО РТ

Сохранилось предание: когда Сююмбике для заключения мира с Москвой решили выдать за русского ставленника, хана Шаха-Али, та отправила ему в подарок кушанье и рубашку. Однако, заподозрив подвох, хитрый хан прежде накормил этой едой свою собаку, а рубаху повелел надеть впавшему в немилость слуге, после чего и животное, и человек скончались.

Прежние же мужья Сююмбике, к слову, скончались при довольно странных обстоятельствах: первый нелюбимый муж Джан-Али был убит после низложения, причем, деталей гибели история не сохранила, а любимый - Сафа-Гирей - в расцвете лет: он якобы поскользнулся и ударился головой, когда мылся в бане.

Портрет с сыном

Всем интересующимся судьбой Сююмбике известен ее старинный портрет, на котором она якобы изображена вместе с сыном - Утямыш-Гиреем. Иногда к названию работы приписывают: «в русской тюрьме», хотя, как известно, ни в какой тюрьме не саму плененную регентшу, ни ее отпрыска никогда не держали.

Эту живописную композицию мы знаем благодаря кисти художника Дементьева, который вроде бы переписал работу с более раннего, чуть ли не прижизненного оригинала. Однако некоторые историки серьезно сомневаются, что на портрете рядом с казанской правительницей изображен именно ее сын. И для этого есть серьезные основания - на ребенке женская одежда, женские же украшения. Существуют предположения, что на полотне изображена дочка первого мужа Сююмбике - хана Джана-Али, которую та воспитывала после гибели отца.

Известно, что с этим ханом у легендарной правительницы любви не было, равно как и детей.

Единственная женщина на ханском престоле

Довольно часто в заслугу Сююмбике ставят то, что она была единственной женщиной средневекового мусульманского мира, в руках которой была сосредоточена высшая государственная власть. Что серьезно отличает Казанское ханство и в целом казанских татар от других восточных народов, где подобное было просто невозможно. На самом же деле, об относительно либеральных нравах Казани в гендерных вопросах может свидетельствовать то, что Сююмбике была как раз не единственной женщиной, занимавшей ханский престол. И если наша героиня находилась у власти в качестве регентши около трех лет (с 1549 по 1551 годы), то практически столько же правила регентша ее первого мужа Джана-Али (тот вступил на казанский престол подростком) - ханбике Ковгоршад, дочь хана Ибрагима и не менее известной ханши Нур-Солтан.

Замучена тираном-мужем

Портрет Сююмбике работы скульптора Баки Урманче. Фото: ГМИИ ИЗО РТ

Рассказывая о печальной судьбе казанской правительницы, нередко говорят и о том, что замужем за нелюбимым Шахом-Али ей было крайне нелегко, и что третий супруг чуть ли не вверг ее в ад домашнего насилия. Интересно, что аналогичные слухи распускались и при жизни Сююмбике, когда ее отцу, ногайскому беку Юсуфу, сообщили о том, что новый муж отрезал его дочери нос и уши. Возмущенный бек написал соответствующего содержания письмо Ивану Грозному, а тот - Шах-Али. В итоге из Ногайской орды в русские земли прибыла целая делегация, чтобы узнать о состоянии Сююмбике, и послы лично убедились, что женщина жива и здорова.

Конечно, лишенная власти и поселенная в глуши, казанская царица просила отца забрать ее к себе, об этом просили Ивана Грозного и ее братья, но царь был непреклонен. В письме одному из братьев он так обосновывал свое решение: «И тебе самому ведомо, дочь его Сююнбек сколько нам в Казани грубости учинила, и как нам ее Бог в руки дал, и мы лихое позабыли отца для вашего дружбы, и вас для».

При этом союзник Москвы касимовский хан Шах-Али, как уже говорилось выше, был и сам не рад браку с низложенной регентшей, согласившись на него исключительно под давлением Москвы. Русское же государство пошло на подобные меры для того, чтобы держать под контролем властные амбиции казанской царицы, тем более что в Первопрестольной уже порядком устали от того, что политика в Казани на протяжении десятилетий строилась по следующему алгоритму: заключался мир с Москвой, в результате переворота к власти приходила прокрымская партия, устраивалось избиение русских купцов и послов, а далее - поход на русские земли за добычей и невольниками.

Как только Сююмбике привезли к новоиспеченному мужу, тот сразу же велел отослать ее подальше. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шекина, последние годы казанской владычицы прошли в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где ханша жила под опекой своего «личного телохранителя» Чурай-Батыра. Впоследствии на этом месте появилась деревушка Чураевка, ныне не существующая. Характерно, что в мавзолее Шаха-Али места для праха жены не нашлось. Но ученые обнаружили в нём неизвестный надгробный камень, так что историки не исключают, что Сююмбике всё же похоронена там.

Конечно, последние годы Сююмбике нельзя назвать счастливыми. Царственная особа жила в откровенной глуши, вдали как от своей второй родины - Казани, где она взошла на вершину политического олимпа, так и исторической - степей Ногайской Орды. Помимо власти ее лишили и единственного сына, которого отобрали, чтобы воспитывать при царском дворе в Москве. Мальчик был крещен под именем Александр и прожил всего двадцать лет, на девять лет пережив мать, скончавшуюся от тоски, всеми брошенную и забытую. Всеми, кроме ее народа, который сложил о ней красивые легенды.

До конца года в галерее «Хазине» в Казанском кремле проходит выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике…» из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана. Она впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве.

), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII-XVIII веками, некоторые - относят строительство башни ко второй половине XVI века , другие - и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

    Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца , где хранились все документы по управлению Казанью в XVI-XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани .

    Предположения о существовании башни в ханский период

    К версии возникновения башни в ханский период склонялся краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин .

    Исследователь начала XX века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь .

    Согласно этой версии постройка башни связана с казанским ханом Мухаммед-Амином . В 1487 году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Амин. Он воспитывался в городе Касимове , а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну. Царствование хана Мухаммед Амина положило конец периоду кровавых столкновений и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств. После его воцарения Москва перестала считаться данницей Казани и с с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского". B годы, когда опальный Мухаммед Амин жил в Москве, он был свидетелем возведения Боровицкой башни Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти . Честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью.

    Исследования показывают, что строителем башни Сююмбике, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими.

    При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбике могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в 1490-1520 годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке.

    Версии о возведении башни в русский период

    Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941-1944, 1947-1948, 1953-1954 и 1976-1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани - первый (верхний, датируемый XX-XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII - второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI - вторая половина XV веков).
    Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения - не ранее второй половины XVII - начала XVIII веков.

    При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

    Остатки «великой башни, - замечает Курбский, - еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.

    Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса , посетившего город в 1638 году , башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года.

    Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления - колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря , а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

    Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни - вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл .

    В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717-1718 годах, то есть уже в петровское время . Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694-1718 годами .

    Навершие

    Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища ; следующие два - восьмиугольные (восьмерики); ещё два - гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний - зелёный шпиль , увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года - двуглавый орёл).

    Название

    Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:

    «…над воротами шедшая шпицом башня.»

    В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799-1804 годах (?) - «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…» , 1804 год - «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…» , 1804 год - «…башня с фронтиспицом…» , в 1812-1816 годах - «башня Азиатской Архитектуры» , 1815 год - «старинная башня» , 1815 год - «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…» , 1818 год - «коменданская башня» , около 1825 года - «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…» , 1829 год - «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки» .

    Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей », в главе X очерка «Казань» . Постепенно оно становится общеупотребительным.

    Легенды

    Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

    По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея , умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

    Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

    Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

    Символическое значение

    Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом

    Башня Сююмбике

    Башня Сююмбике - признанный архитектурный символ столицы республики Татарстан Казани. Это главная достопримечательность Казанского Кремля – самого величественного и удивительного места в городе, куда ежегодно приезжают гости со всего света. В 1960 году башня Сююмбике была включена в список памятников архитектуры РСФСР.

    Башня Сююмбике – это не только жемчужина Казанского Кремля. Она известна во всем мире как самая высокая падающая башня в Европе. Высота башни – 58 метров, а радиус отклонения ее шпиля равен почти двум метрам. Это семиярусное конусное здание, выстроенное из красного кирпича, увенчанное зеленым шпилем с позолоченным полумесяцем. Самый широкий ярус – это нижний, каждый последующий ярус уменьшается в размере. Верхние шестой и седьмой ярусы – это дозорная вышка. Первые три яруса имеют четырехугольную форму, четвертый и пятый ярусы – имеют форму восьмиугольника. К дозорной вышке ведет винтовая лестница внутри башни. Архитектура башни достаточно строгая, напоминающая московское барокко.

    Сказать с полной уверенностью о времени и цели возведения башни Сююмбике достаточно сложно. Существует несколько версий историков-архитекторов, а так же бытует множество легенд, которые хорошо известны всем жителям Татарстана.

    По одной из легенд башня была построена под руководством царицы Казанского ханства Сююмбике в память о ее любимом муже Сафа-Гирее, умершем в 1549 году. Согласно другой легенде башня была построена в 1552 году после взятия Казани Иваном Грозным, пожелавшим жениться на красавице царице. Башня была построена буквально за семь дней. Таково было условие Сююмбике, которая прекрасно понимала, что в случае ее отказа, Грозный не пощадит ее народ. Но во время свадебного пира царица бросилась вниз с седьмого яруса. Хотя, скорее всего, это не более чем легенды. Ибо документы, сохранившиеся с тех времен, говорят о том, что Сююмбике выдали замуж за русского ставленника – хана Касимовского и Казанского Шах-Али, и она до глубокой старости прожила с ним в Москве. Как бы там ни было, но большинство легенд о башне связано с именем Казанской царицы. Отсюда и название башни – башня Сююмбике.

    Последние раскопки говорят о более поздней постройке башни. Историки относят ее к началу XVIII века, и связывают цель ее постройки с реорганизацией фортификационной структуры Казанского Кремля. В настоящее время башня отреставрирована, сделана красивая подсветка. Теперь, даже ночью она видна издалека.