Авраам принимает ангелов — комментарий к ежедневной главе. Завет Бога с Авраамом

1) Появление язычества

Прошло много лет после потопа. Люди размножились, расселились по всей земле. Почти все они забыли истинного Бога и стали молиться солнцу, луне, разным зверям, считая их за богов. Они делали из камня и из дерева их изображения и поклонялись им, как богам. Такие изображения ложных богов называются идолами, а люди, которые им поклоняются, называются идолопоклонниками или язычниками. Только в потомстве Сима еще были люди, которые помнили истинного Бога и поклонялись Ему.

2) Послушание Авраама Богу

Чтобы сохранить семена истинной веры и подготовить путь грядущему Спасителю мира, Господь избирает для особого служения одного крепкого духом и верой человека по имени Авраам, жившего в халдейской стране около города Ур. Ему явился однажды Господь и велел оставить своих родных и свою родную землю и переселиться в чужую страну, где жители были очень грубыми язычниками. Это была земля Ханаанская, в тысяче километрах от Ура.

Представь, что тебе кто-то говорит о том, что ты должен оставить свой дом и ехать жить в какой-то другой город. Наверное, это было бы трудным для тебя делом, хотя в наше время люди легко перемещаются по земле. Для этого существуют самолёты, поезда, машины. А во времена Авраама люди обычно всю жизнь жили на одном месте и никуда не ездили. Аврааму в это время было 75 лет, он был женатым человеком и хотя не имел детей, всё-таки вполне устроился на своей родине, и ему, очевидно, было очень трудно оставить всё и идти в неизвестную землю. Но у Авраама была крепкая вера, он знал, что всё, что велит Бог, нужно делать, и решился идти.

Взяв жену, племянника Лота, оставшегося сиротою после смерти своего отца, и всех своих слуг, Авраам с многочисленным стадом скота пришёл по повелению Божию в землю Ханаанскую. Господь благословил Авраама: стада его размножались и, наконец, стали такие большие, что ему пришлось разделиться с Лотом. Авраам остался на прежнем месте, а Лот переселился в город Содом. Там жили очень грешные люди, но племяннику Авраама приглянулась богатая долина, где было много хороших пастбищ. Однако «соседство с грехом» ради жизненных благ очень опасно, и впоследствии Лоту пришлось в этом убедиться.

3) Явление трех ангелов

Господь несколько раз являлся Аврааму. Однажды Он явился ему в виде трех ангелов. Сперва Авраам принял Их за странников. Он выбежал к Ним, упросил Их войти к нему и стал, как можно лучше Их угощать. Только потом из Их беседы он понял, что это Святая Троица. Уходя, Господь сказал Аврааму, что Он хочет уничтожить города Содом и Гоморру за то, что жители их ужасные грешники. Авраам заступился за них и сказал: – Господи, а если там есть хоть 50 праведных, неужели Ты и их погубишь с грешниками? – Нет, – сказал Господь, – Я ради них помилую весь город. – Авраам спросил: – А если праведников будет только 45? – Все-таки Я для них помилую город, – сказал Господь. Авраам стал все уменьшать число праведников и дошел до 10. И Господь обещал ради только 10 праведников помиловать Содом и Гоморру.

4) Что такое праведность?

В наше время те люди, которые живут праведно, многим кажутся смешными, а то и неразумными. Людям кажется, что в жизни главное – зарабатывать побольше денег, покупать дорогие вещи, развлекаться. А делать добрые дела и жить благочестиво, по их мнению, глупо. Но такие люди забывают, что у человека есть душа и, если жить одними земными удовольствиями, она черствеет, становится холодной и порочной. Человеку и самому жизнь становится не в радость, и другим он может причинить много скорбей. В таком случае теряется и смысл существования человека. Именно это и произошло с жителями городов Содом и Гоморра. Но, тем не менее, эти города были бы помилованы, если бы в них нашлось хотя бы десять праведников. То есть жизнь праведников так значительна, что она спасает и других людей.

5) Что такое Святая Троица?

Почему Господь явился Аврааму в виде трех ангелов? Он этим впервые открыл людям, что Он есть Троица. Раньше люди знали только, что Бог – Один; теперь узнали, что в Нем – Три Лица. Тайна эта непостижима. Ее никто из нас, грешных людей, не понимает. Грех загрязняет наш ум и мешает нам видеть Бога. А любовь очищает наше сердце и приближает нас к Господу. Спаситель сказал, что счастливы чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

Когда люди впали во многие грехи, они забыли все, что знали про Бога – стали язычниками. А чистому сердцем – доброму, послушному и справедливому Аврааму Господь показал тайну Святой Троицы. Спаситель наш Иисус Христос открыл нам ее еще яснее: мы знаем теперь, что Святая Троица есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Святые люди, которые всю жизнь боролись с грехом и очищали свое сердце, лучше нас объясняли тайну Святой Троицы. Она похожа на любовь между людьми. Когда несколько человек любят друг друга, то они все – как один человек. Одного огорчили – всем грустно, одного обрадовали – все рады. Но это не три любящие друг друга Бога, а Один Бог. Один святой так пытался объяснить тайну Святой Троицы: взгляните на солнце - в нем три вещи: круг, сияние и теплота, но это не три солнца, а одно. Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица – Отца, Сына и Святого Духа, но не разделяется на три Бога. Но это только «похоже» на Пресвятую Троицу. По-настоящему Ее понять мы не можем. Но чем больше мы любим Бога и друг друга, тем больше к Нему приближаемся.

Вот молитва Святой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи (Бог Отец), очисти грехи наша; Владыка (Бог Сын), прости беззакония наша; Святый (Бог Дух Святой), посети и исцели немощи наша, Имени Твоего ради (то есть ради Тебя Самого).

Эти последние слова относятся ко всей Святой Троице.

Вот эту великую тайну про Себя Господь приоткрыл Аврааму, явившись ему в виде трех ангелов. Когда мы хотим изобразить Пресвятую Троицу на иконе, мы Ее изображаем в виде трех ангелов.

Проверочные вопросы:

  1. Кто такие язычники?
  2. Кто остался верным Богу?
  3. Почему Бог повелел Аврааму покинуть свою страну?
  4. Кого Авраам взял с собой?
  5. Как Господь явился Аврааму?
  6. За что Господь был согласен помиловать Содом и Гоморру?
  7. Что означало явление Господа в виде трех Ангелов?
  8. Почему Святая Троица – тайна?
  9. Укажи примеры, объясняющие отчасти Святую Троицу?
  10. Повтори молитву Святой Троице.


Авраам и три ангела

1. Б-г явился ему в роще Мамрэ, а он сидел у входа в шатер на самом зное. 2. Он поднял глаза, и увидел вот стоят над ним три человека, и, увидев, побежал от входа в шатер к ним навстречу, поклонился до земли 3. и сказал так: Мой Б-г, если Я нашел милость в Твоих глазах, умоляю Тебя - не проходи мимо Своего раба. 4. Найдется немного воды: омойте свои ноги и отдыхайте под деревом. 5. А я возьму кусок хлеба - подкрепите им ваши сердца, а потом пойдете, ибо ради этого вы проходили мимо вашего раба. Они ответили: Делай, как сказал. 6. Авраам поспешил в шатер к Саре, и сказал: Быстро замеси три меры лучшей муки и испеки лепешки. 7. Затем Авраам побежал к стаду, и взял нежного и хорошего теленка, передал юноше и поторопил приготовить его. 8. Потом он взял масло, молоко и приготовленного им теленка, и подал им, а сам стоял при них под деревом, пока они ели. 9. Они сказали ему: Где твоя жена Сара? Он ответил: Вот она в шатре. 10. Сказал один: Я вернусь к тебе в это самое время, и вот - будет сын у твоей жены Сары. Книга Бытия, гл 18 Накануне Авраам, несмотря на возраст, совершил над собой обряд обрезания, знаменующий заключение союза с Творцом. Он как бы поставил свою пожпись под важным контрактом, но сама по себе операция добвольно болезненная. Мудрецы утверждают - Всевышний посетил Авраама на третий день после обрезания, когда боль усиливается. Из этого эпизода выводится обязанность посещения больных. Они также указывают:"Один пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй - чтобы разрушить Содом, а третий - чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения"



(Бытие 12 , 13 , 18 , 19 )

Прошло много лет после потопа. Люди размножились, расселились по всей земле. Почти все они забыли истинного Бога и стали молиться солнцу, луне, разным зверям, считая их за богов. Они делали из камня и из дерева их изображения и поклонялись им, как богам. Такие изображения ложных богов называются идолами, а люди, которые им поклоняются, называются идолопоклонниками или язычниками. Только в потомстве Сима еще были люди, которые помнили истинного Бога и поклонялись Ему.

ПОСЛУШАНИЕ АВРААМА БОГУ

Одним из таких людей был Авраам , живший в халдейской стране около города Ур. Ему явился однажды Господь и велел оставить своих родных и свою родную землю и переселиться в чужую страну, где жители были очень грубыми язычниками. Это была земля Ханаанская, в тысяче километрах от Ура. При этом Господь обещал заботиться об Аврааме и сказал, что у него будет большое потомство, и что из его потомков явится Спаситель.

Авраам послушался Господа, взял свою жену Сарру и племянника Лота и переселился, куда ему велел Господь. Господь благословил Авраама: стада его размножались и, наконец, стали такие большие, что ему пришлось разделиться с Лотом. Авраам остался на прежнем месте, а Лот переселился в город Содом .

ЯВЛЕНИЕ ТРЕХ АНГЕЛОВ

Господь несколько раз являлся Аврааму. Однажды Он явился ему в виде трех ангелов. Сперва Авраам принял Их за странников. Он выбежал к Ним, упросил Их войти к нему и стал, как можно лучше Их угощать. Только потом из Их беседы он понял, что это Св. Троица. Уходя, Господь сказал Аврааму, что Он хочет уничтожить города Содом и Гоморру за то, что жители их ужасные грешники. Авраам заступился за них и сказал: - Господи, а если там есть хоть 50 праведных, неужели Ты и их погубишь с грешниками? - Нет, - сказал Господь, - Я ради них помилую весь город. - Авраам спросил: - А если праведников будет только 45? - Все-таки Я для них помилую город, - сказал Господь. Авраам стал все уменьшать число праведников и дошел до 10. И Господь обещал ради только 10 праведников помиловать Содом и Гоморру.

РАЗРУШЕНИЕ СОДОМА И ГОМОРРЫ

В этих несчастных городах не нашлось и 10 праведников. Когда ангелы Божии туда пришли, их принял к себе один Лот; да и то жители хотели его за это наказать. Тогда ангелы велели Лоту с семьей бежать скорее из грешного города и даже не оглядываться назад. А Содом и Гоморра были уничтожены дождём из камней и огня. Жена Лота во время бегства обернулась и сделалась столпом соли.

ЧТО ТАКОЕ СВЯТАЯ ТРОИЦА?

Почему Господь явился Аврааму в виде трех ангелов ? Он этим впервые открыл людям, что Он есть Троица . Раньше люди знали только, что Бог - Один; теперь узнали, что в Нем - Три Лица. Тайна эта непостижима. Ее никто из нас, грешных людей, не понимает. Грех загрязняет наш ум и мешает нам видеть Бога. А любовь очищает наше сердце и приближает нас к Господу. Спаситель сказал: - счастливы чистые сердцем, они Бога увидят.

Когда люди впали во многие грехи, они забыли все, что знали про Бога - стали язычниками. А чистому сердцем: доброму, послушному и справедливому Аврааму Господь показал тайну Св. Троицы. Спаситель наш Иисус Христос открыл нам ее еще яснее: мы знаем теперь, что Святая Троица есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Святые люди, которые всю жизнь боролись с грехом и очищали свое сердце, лучше нас объясняли тайну Св. Троицы. Она похожа на любовь между людьми. Когда несколько человек любят друг друга - они все - как один человек. Одного огорчили - всем грустно, одного обрадовали - все рады. Но это не три любящие друг друга Бога, а Один Бог. Один Святой так пытался объяснить тайну Св. Троицы: взгляните на солнце - в нем три вещи: круг, сияние и теплота, но это не три солнца, а одно. Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица - Отца, Сына и Св. Духа, но не разделяется на три Бога. Но это только «похоже» на Пресвятую Троицу. По настоящему Ее понять мы не можем. Но чем больше мы любим Бога и друг друга, тем больше к Нему приближаемся.

Вот молитва Святой Троице:
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи (Бог Отец) , очисти грехи наша; Владыка (Бог Сын) , прости беззакония наша; Свитый (Бог Дух Святой), посети и исцели немощи наша, Имени Твоего рад и (т. е. ради Тебя Самого).

Эти последние слова относятся ко всей Святой Троице.

Вот эту великую тайну про Себя Господь приоткрыл Аврааму, явившись ему в виде трех ангелов. Когда мы хотим изобразить Пресвятую Троицу на иконе, мы Ее изображаем в виде трех ангелов.

Одной из важнейших черт богоявления в Ветхом Завете яв-ляется та, что Бог является людям в образ ангела, или наоборот, ангел представляет лице Божие. Установим, прежде всего, самый этот факт в его всеобщности, на основании библейского повест-вования.

Бытия, гл. 16 : явление ангела Господня Агари в пустыне, при-чем, однако, этот ангел говорит ей непосредственно от лица Божия: «умножая, умножу потомство твое» (ст. 10). «И нарекла Агарь Господа, который говорил с ней, сим именем: Ты Бог видя-щий меня» (13), каковое название получил и источник там.

Бытия, гл. 18-19: явление трех Ангелов Аврааму у дуба Мамврийского, в котором Церковь вообще видит явление Св. Трои-цы. Разговор одного из Ангелов с Авраамом и Саррою ведется так: «и сказал Господь » (18: 13, 17, 20, 26, 33).

Бытия, гл. 31, 11,13 : Иаков рассказывает: «Ангел Божий ска-зал мне во сне: Иаков, Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет».

Бытия, гл. 22 : жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твое-го, для Меня» (22, 12, 15-18).

Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И

181

явил-ся ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного ку-ста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста.... и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого открове-ния имени Божия Иегова ). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Си-ная ангел Господень в пламени горящего терновного куста» (Деян. 7,30), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рас-смотреть, был к нему глас Господень » (ст. 31). А далее еще выра-зительнее: «сего Моисея... Бог чрез ангела, явившегося ему в тер-новом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35).

О синайском законодательстве в Исх . 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь , с го-ры говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях са-мого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход ). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае ». И столь же определенно в По-слании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ан-гелов » (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24: «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как вознерадим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Госпо-дом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа *).

*) Безразличие в употреблении единственного и множественного числа: ангел и ангелы в наших глазах имеет то значение, что здесь имеется в виду не столько какой-либо определенный ангел, сколько вообще ангельский мир в отличие от Божества. Но это, конечно, исключает возможность видеть здесь «великого совета Ангела», т. с. Слово Божие (как иногда это понимается). Особенно это явствует из

182

Исход 13, 21-14: предшествие Израилю при Исходе из Егип-та Самого Господа (ср. Числ. 14,14, Втор. 1, 33; 4, 37, Неем. 9,19), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шед-ший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 *).

Исход 23, 20-23: Господь говорит Израилю: «вот Я посылаю Ангела хранить тебя на пути... Блюди себя пред лицем Его и слу-шай гласа Его, не упорствуй против Него, потому что Он не про-стит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем ».

Числ. 22, 23 ст.: рассказ о пророке Валааме, где говорится о явлении Ангела Господня, который говорит, однако (ст. 32-3), не-посредственно от лица Господа (подобное же Суд. 2, 1-4).

Суд . 6, 1-4: говорится о явлении ангела Господня Гедеону, причем об ангеле далее прямо говорится: «Господь,

прямого противопоставления ангела и Христа в Поел, к Евр. гл. 2. Единственное и в своем роде характерное ветхозаветное противопоставление ангела и Самого Бога, трудно поддающееся истолкованию, имеется в Исх. 33, 2-3: и сказал Господь Моисею: «и пошлю пред тобою ангела ... (и введет он вас) в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас , чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный». Как мы уже знаем, Исх. 13, 21— 14 с параллелями говорит прямо о том, что при самом исходе Израиля из Египта шел пред ними Господь. Это кажущееся противоречие должно быть понято но смыслу общего учения об ангелофаниях как теофаниях: здесь совершаются явления силы Божией вместо ипостасного явления Самого Господа, которое имеет место лишь в боговоплощении, когда Бог явился во плоти.

*) Напротив, в Исх. 12, 23, 29 говорится о Самом Господе там, где можно было ожидать скорее ангела, — в рассказе об избиении первенцев египетских. Подобный же случай Числ. 23, 3-4, 16, в рассказе о Валааме. Эти исключения, думается нам, лишь подтверждают общее правило относительно намеренного безразличия этого словоупотребления, в котором надо видеть не архаический примитивизм, но глубокое откровение.

183

воззрев на него, сказал»: (ст. 14,16, также 23), а затем снова говорится об «ан-геле Божием». Подобное же и Суд. 13, где рассказывается о явле-нии ангела Божия Маною, причем спрошенный об имени ангел отвечал ему: «что ты спрашиваешь об Имени Моем? оно чудно» (13,18) (слова: «что ты спрашиваешь об Имени Моем?» — дослов-но сказаны при явлении Бога Иакову, когда он боролся с Богом).

Наконец, сюда же относится и именование «великого совета Ангела» у Исайи 9,6.

На основании приведенных сопоставлений можно видеть, что отожествление явления Бога и ангела, теофании и ангелофании красной нитью проходит чрез все ветхозаветное откровение. И это столь явно, что для рационалистического понимания здесь остается видеть лишь следы первоначального политеизма. Для ве-рующего уразумения этот факт требует нарочитого объяснения. Ветхий Завет не знает непосредственного богооткровения. Бог недоступен (трансцендентен) человеку. «Бога никто же виде ни-где же» (19, 1-18, 1 Тим. 6,16), только во Христе, Богочеловеке, совершилось богоявление: «единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» (Ин. 1.18). Об этом богоявлении и свидетельствует служитель Слова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали ру-ки наши о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и сви-детельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 1-2). Пришествие в мир Христа, Его вочеловечение, и было единым подлинным, совершенным бого-явлением, упразднившим навсегда все предварительные богояв-ления.

Однако, может быть, скажут, что Ветхий Завет также знает свои богоявления. Не говорит ли Иаков после ночного своего богоборства: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32,30)? Но это, очевидно, говорится только о реальности тео-фании, но не об ее непосредственности. Вспомним, что Иаков да-же не знал,

184

с Кем он боролся. Не говорится ли, далее, о Моисее, что Господь говорил с ним лицом к лицу, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 11, ср. Втор. 34, 10)? «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12,8). Однако и это надо понимать лишь в относительном смысле, как свидетельство о величии Моисея даже в сравнении с другими пророками, что с очевидностью явствует из слов Самого Господа (в той же 33 гл. Исх., ст. 20,23): «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо», и Господь показывает Моисею лишь Славу Божию. Также и слова Божии о видении Моисеем «образа Божия» (Числ. 12, 18) сказаны Богом, «сошедшим в огненном столпе» (ст. 5, ср. 11, 25) *). Подобным же образом и богоявление пророку Илии (3 Цар. 19, 11-13) в «дыхании хлада тонка» не было личным богоявлением. И этим предвари-тельным богоявлением обоих ветхозаветных боговидцев, Илии и Моисея, противостоит подлинное боговидение, явление самого Сына Божия во плоти, Коего зреть они удостоились на горе Пре-ображения. Остается явление Божие пророку Исайе, — Ис. 6, 1-6. Здесь говорится, что он видел «Гос-

*) Тем более надо понимать применительно к Исх. 33, 20, 23 текст Исх. 24, 10 о том, что Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и 70 из старейшин Израилевых на горе «видели Бога Израилева и под ногами Его нечто, подобное работе из чистого сапфира и как самое небо ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели Бога и ели и пили». Без сомнения, эти слова о видении Бога нельзя относить к личному непосредственному богоявлению, но к видению Славы Божией, к теофании какдоксофании. Это понимание подтверждается параллельным рассказом Второзакония в речи Моисея к народу, где говорится так: «вот показал нам Господь Бог наш славу Свою и величие Свое, и глас Его мы слышали из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив» (Втор. 5, 24-25).

185

пода, сидящего на престоле вы-соком и превознесенном, и слава Его наполняла весь храм» (ст. 1), «глаза мои видели Господа Саваофа» (ст. 5). Однако это видение изъясняется не как богоявление, но как видение славы, доксофания, Самим Господом: «сие сказал Исайя, когда видел славу Его» (Ин. 12, 40-41), причем эта доксофания соединяется и с ангелофанией. Явлением славы было также и видение Иезекиилево. Ви-дение пророка Даниила (Дан. 7) было не столько богоявлением, сколько эсхатологическим сновидением в связи с другими обра-зами (как это и названо самим пророком в начале главы, содержа-щей запись «сна и пророческих видений головы своей на ложе своем»),

Итак, мы определенно имеем в Ветхом Завете одну группу бо-гоявлений как доксофании (их мы изъясняли в другом месте) *), вторую же группу, наряду с ней, как ангелофании, которые ныне подлежат нашему уразумению. В Ветхом Завете мы различаем об-щие богоявления, о которых говорится просто: « явился Господь Аврааму» (Быт. 12,7; 17, 1; 18, 1; 26, 2, 24; Исх. 6, 3), Соломону — во сне ночью (3 Цар. 3, 5; 2 Пар. 1, 7) и не во сне (3 Цар. 9, 2; 11, 8; далее — пророческие богоявления, о которых говорится: «ска-зал мне Господь» (Ис. 8,1,5; Иер. 15,1; 19,1; 22,1), «и было ко мне слово Господне» (Иерем. 1, 4; 2, 1; Иез. 1, 3 и сл. и т. д. почти во всех пророческих книгах), «и была на мне рука Господня» (Иез. 1, 3; 8, 1 и сл.), и, наконец, богоявления нарочитые , особо отмечен-ные как таковые — Аврааму («и явился ему Господь, когда он си-дел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него» (Быт. 18,1-2), Мои-сею, Илии, Исайе, Иезекиилю. Сюда же относятся все выше пе-речисленные теофанические ангелофании. Первую группу бо-

*) Купина неопалимая , экскурс о Славе Божией.

186

гоявлений (общих и пророческих) правильнее считать богооткровениями , таинственно и неизреченно сообщавшимися чело-веку. Это есть богоприсутствие , непосредственно или интуитив-но доступное человеку, как внутреннее слышание слова и видение Божией воли. Антропоморфность словесного выражения не изме-няет чисто внутреннего и духовного характера этих богоявлений. От них отличны богоявления в собственном смысле, которые со-провождаются не только духовным, но и неким чувственно-те-лесным восприятием всего человека, как целостно духовно-те-лесного существа. Здесь имеет место не только пассивное богослышание и богочувствие, но некая встреча с Божеством. Она может быть личная, «лицом к лицу» с ипостасным Божеством, или же есть встреча с Божеством, как Божественной силой, сла-вой, премудростью, однако не Ипостасью. Последним образом Бог является в Славе Своей в облаке *), и оно не только являет, но и закрывает лице Божие. В повествовании о явлении Бога Моисею прямо противопоставляется видение Лица Божия, как недоступ-ного человеку, и Славы Его, для человека доступной (Исх. 33, 19-23), и тот же смысл имеет богоприсутствие в скинии Моисея в ви-де столпа облачного (Исх. 33, 9-11) и в храме Соломона в виде облака (3 Цар. 8, 11; Пар. 5, 13-14), как и «вдыхании гласа тонка» в богоявлении Илии и даже в видении Исайи, где также «исполнь дом славы Его» (Ис. 6, 1). Это ощутимое откровение присутствия Божия, Слава Его, Сияние Божества, есть Фаворский свет на зем-ле ранее Преображения Господня. Но в отличие от ветхозаветных, неипостасных теофаний, явлений Света Присносущного, ново-заветное его явление было существенно ипостасным , ибо это бы-ло явление Божественной Славы вочеловечившегося и тем при-близившегося человеку

*) Богородичный смысл явления облака разъяснен в «Купине Неопалимой», экскурс о Славе Божией.

187

Бога, Сына Божия, показавшего нам Отца и явившего почивающего на Нем Духа Святого, — это Господа на-шего Иисуса Христа, Богочеловека.

Однако и Ветхий Завет знает ипостасные богоявления, встре-чи человека с Богом, взаимо общение, разговор. Но такие встречи, как нам уже известно, совершаются лишь чрез теофанические ангелофании: Бог является чрез ангела, и ангел говорит от лица Бо-жия, Божественною силою наделяется ангельская ипостась. Посланничество ангелов, их служение миру получает здесь совер-шенно исключительное назначение, — представлять в мире Са-мого Бога, являться ему вместо Бога. Как это возможно? Прежде всего, надо принять во внимание всю недоступность (трансцен-дентность) Божества падшему человеку даже и в недрах Ветхоза-ветной Церкви. С тех пор как оружие херувима преградило доступ во врата Эдема, куда Бог приходил беседовать с человеком (при-чем даже самый суд Божий за грехопадение представляет собой еще не прервавшуюся таковую беседу), устранилась возможность прямого бого общения. Однако любовь Божия нашла возможность встречи с человеком чрез посредство ангелов. Последние, будучи творениями, могут быть доступны человеку, но, вместе с тем, жи-вя жизнью божественной природы, являются совершенно прозрачны для Бога. Бог сделал тварные ипостаси ангелов, соеди-ненные с божественной жизнью, личным посредством для обще-ния с человеком *), Своим образом. Ангелы суть тварноипостасные лики Премудрости-Славы Божией, в которых Бог ипостасирует Ее для того, чтобы являться человеку дотоле, пока эта Слава не будет явлена Самим воплотившимся Словом, ипостасною Пре-мудростью и Славой Божией, Христом. Ангел, как твар-

*) Как говорится в книге пророка Иезекииля: «и шум от крыльев херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Вседержителя, когда Он говорит » (Иезек. 10, 5).

188

ный луч Божественной Премудрости, как обладающей жизнью в Боге, есть тварный бог, не по благодати только, как человек, но и по причастию, хотя и не по тварной ипостаси своей. Однако именно эта тварность ангельской ипостаси только и делает возможным для человека вынести нестерпимый огнь богоявления. Это есть та мера, в которую человек может приять явление Бога ранее Его во-человечения. Но, конечно, такое богоявление имеет силу только в пределах определенной цели и ею исчерпывается. Другими сло-вами, оно совершенно лишено той силы, которую имеет единое истинное богоявление, т. е. боговоплощение, в котором человеку является облеченная Славою Божества не тварная, хотя и ангель-ская, ипостась, но само Второе Лицо Св. Троицы. Это богоявле-ние имеет вселенское, всечеловеческое и космическое значение, и оно упраздняет, делает излишними и уже невозможными пред-варительные, прообразовательные ветхозаветные богоявления через ангелов. Сам Господь, Великого Совета Ангел, посылается Отцом на землю.

Итак, теофанические ангелофании суть явления ветхозавет-ные, которые преходят в Новом Завете, как ночные звезды гаснут в свете восходящего солнца. Однако они должны быть изъяснены в своей возможности из природы ангельской. Здесь проявляется самая высшая, предельная возможность ангельского служения — посредствование между Богом и миром, соединение неба с зем-лей. При этом в особом смысле раскрывается смысл видения лествицы Иаковлевой. «И увидел во сне: вот лествица стоит на земле, а верх ее касается неба ; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Гос-подь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28, 12-13). Бог говорит патриарху при нисхождении и восхождении ангелов. Хотя прямо это и не сказано, однако явствует в свете всех осталь-ных ветхозаветных теофаний, что и здесь Он говорит человеку в анге-

189

лах и через ангелов. Поэтому по существу мы и тут имеем лишь теофаническую ангелофанию.

Остается еще вопрос. Ангелы, чрез которых говорит Бог в теофанических ангелофаниях, нигде не наименованы и не опре-делены в своем иерархическом положении, — они называются просто «ангелы». С другой стороны и Бог, являющийся человеку и говорящий с ним, также не определяется в отношение к трем Ипостасям. Тайна Св. Троицы, хотя и содержится, но остается прикровенной в Ветхом Завете, почему и нельзя ожидать такого определения. В церковной письменности этот вопрос обычно ставится и разрешается в том смысле, что в Ветхом Завете гово-рит и является и действует Логос ранее Своего воплощения. От-сюда же можно как будто заключить, что ангел, говорящий от ли-ца Божия в теофанических ангелофаниях, принадлежит Второй Ипостаси. Помимо прочих аргументов такое мнение может опи-раться еще и на то, что раз богоявление сопровождается словом, тем самым оно и принадлежит Слову. Однако это соображение обессиливается тем общим фактом, что говорящим является здесь не Сам Бог, но ангел, который притом говорит человеку на чело-веческом языке, чтобы быть ему доступным. Поэтому наличие слова само по себе не свидетельствует еще о том, что его говоря-щий есть ангел Слова, возвещающий Ипостась Слова. Поэтому нужно во всяком отдельном случае определять по существу, от-носится ли данное откровение к одной определенной Ипостаси, или же ко всей Св. Троице в нераздельности.

Прежде всего, следует остановиться на явлении Господа Ав-рааму, в котором Церковь видит таинственное явление Св. Трои-цы. Три ангела, очевидно, принадлежат к областям трех Божест-венных Ипостасей, причем естественно выделена Первая, которая и говорит от лица всех и именуется Господом (Быт. 18: 13, 17, 20, 22, 33), остальные же два ангела (Михаил и Гавриил?) не опреде--

190

лены в своей ипостасной принадлежности. Может быть, это и со-ответствует содержанию богоявления, в котором дается только общее и предварительное откровение о Св. Троице. Здесь наро-чито раскрывается лишь «монархия Отца», по смыслу которой и вся Св. Троица есть самооткровение именно Отца в Сыне и Духе Св. «Личные» же свойства отдельных Ипостасей вовсе не рас-крываются *). Явление Бога Аврааму в виде трех ангелов есть един-ственное, где богоявление имеет внешне проявленные черты триипостасности, во всех других же случаях мы имеем явление только одного ангела. С наибольшим основанием можно видеть откровение Первой Ипостаси, а потому и Ангела, относящегося именно к ее области, в богоявлении Моисею у горы Хорива, «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3,2). Это можно ду-мать на основании откровения имени Божьего, Иегова-Ягве , т. е. Сущий («Я еемь, Который Я еемь» - Исх. 3, 14). Это Имя Божие, в котором открывается ипостасный характер Божества, как абсо-лютного Я, более всего соответствует Первой Ипостаси, из Себя начинающей Св. Троицу **). Есть основание и в ангеле, явившемся Аврааму при жертвоприношении Исаака, видеть посланника Пер-вой Ипостаси, ибо здесь мы имеем прообраз жертвенного посла-ния Сына Отцом, и испытание веры Авраама, которое посылает ему Бог, состоит именно в жертве сыном. «Сказал ему Бог: возь-ми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака и... принеси его во всесожжение» (Быт.

*) В тексте Быт. 18-19 различие между «Господом» и «двумя ангелами» выступает столь резко, что есть возможность видеть в них, действительно, только ангелов, сопровождающих Господа. Однако такое понимание отвергается Церковью, которая видит здесь явление Св. Троицы и потому не делает различия между ангелами в степени их божественности (рублевская икона Св. Троицы).

**) Ср. мои «Главы о троичности». Православная Мысль, вып. I. Париж, 1928.

191

22, 2). И когда Авраам занес уже нож, чтобы заколоть сына своего, «ангел Госпо-день говорит ему: теперь я знаю, что ты боишься Бога и не пожа-лел сына твоего, единственного твоего для Меня» (22,12). Эта жертва предвечно предопределена Отцом, столь возлюбившим мир, что для спасения его Он отдал Сына Своего единородного (Ин. 3, 16), но она не требуется Им от человека, которому, одна-ко, дано, явив послушание Богу, совершить ее человеческий про-образ. Гораздо затруднительнее сказать, от лица какой из Ипоста-сей говорит и действует ангел, являвшийся Агари сначала одной, а затем и с Измаилом (Быт. 16, 7-13 и 21, 17-19), но по характеру его слов («умножая, умножу потомство твое» — 16,10, «Я произ-веду от него великий народ» — 21,18) можно и здесь видеть изъяв-ление Первой Ипостаси, «Вседержителя».

Ангела Второй Ипостаси можно видеть в боровшемся с Иако-вом ночью. (Он называется, Быт. 32, 34, «некто», но у прор. Осии определяется как Бог и как Ангел *). Это богоборство есть уже ран-нее предвестие приближающегося боговоплощения, в котором «нераздельно и неслиянно» соединяются во Христе природы бо-жеская и человеческая. Не ко Второй ли Ипостаси относится и Ангел, выведший израильтян из Египта (см. Числ. 20, 16)? **)

Ангела Третьей Ипостаси, глаголавшей пророки, можно ви-деть в теофаниях пророческого характера. Сюда отно-

*) «Возмужав (Иаков) боролся с Богом. Он боролся с Ангелом и, превозмогая, плакал и умолял Его» (Ос. 12, 3-4).

**) В Исх. 13,21 говорится об исходе Израиля из Египта: «Господь же шел пред ними в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им». Напротив, Исх. 14,19: «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израильтян, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал посреди их». Ср. также Суд. 2, 1, где мы читаем: «и пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю».

192

сится (Числ. 22, 20-35, 23, 4-5) — история с Валаамом, ослицей его и пророчествовавшем, и сюда же относится и явление ангела Гедеону (Суд. 6,11-24) и Маною (Суд. 13, 3-22).Здесь рассказывается о явлении ангела, а затем Маной говорит жене: «Мы видели Бога» (ст. 22 и сл.) — ввиду пророческого характера обоих явлений. С наиболь-шей вероятностью в таком же смысле должно быть понято и явле-ние ангела в видении Иезекиилевом: Иез. 8 сл.

Таким образом, мы приходим к заключению, что теофанические ангелофании в Ветхом Завете не могут быть приурочены к одной лишь Ипостаси Логоса, но относятся ко всем трем Боже-ственным Ипостасям, как в их триединстве, так и в отдельно-сти.

193


Страница сгенерирована за 0.05 секунд!

Авраам- патриарх после Потопа, библейский персонаж, который родился, по традиционной библейской хронологии, в 1812 году до н. э. Согласно Библии, Авраам прожил 175 лет и умер в 1637 году до н. э. Авраам – в переводе с еврейского «отец множества». Авраам - родоначальник многих народов, в том числе и еврейского, и духовный предок всех авраамических религий.

Библейская биография Авраама.

История Авраама – история одного из патриархов после Потопа. История Авраама – история истинного единобожника. Ради своей веры Авраам готов снести любые тяготы.

Биография Авраама (Аврама) подробно описывается в (главы 11 - 25). Из Книги Бытия следует, что Авраам родился в Уре Халдейском.

Ур Халдейский времен Авраама, реконструкция

Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама , Нахора и Арана. Аран родил Лота.

И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском . ()

Ур или Ур Халдейский -древнейший шумерский город-государство. Сегодня это территория Ирана.

Известно, что у Авраама было два брата – Аран и Нахор. Аран умер рано, еще при жизни отца. У Арана остался сын . Авраам взял в жены Сару, которая оказалась бездетной. Отец Авраама взял …

… Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там… (Бытие, глава 11).

Фарра, отец Авраама, умер в Харране в возрасте двухсот пяти лет. Некоторое время Авраам, его жена Сара и племянник Лот провели в Харране, пока Бог не призвал его уйти из Харрана в другую Землю, которую укажет Бог. Бог обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя.

Авраам покидает Харран в возрасте 75 лет вместе с семьей и идет в землю Ханаанскую. По приходу в землю Ханаанскую явился Аврааму Господь и завещал эти земли потомству Авраама. Авраам же построил здесь жертвенник Господу.


Маршрут странствий Авраама

Из земель Ханаанских пошел Авраам на восток и поставил там шатер свой и построил еще один жертвенник Господу. После этого Авраам отправился на юг. Земли, по которым он шел, страдали от голода. Авраам дошел до Египта и остался там.

По приходу в Египет, Авраам попросил жену свою Сару, которая была очень красивой женщиной, назваться его сестрой, так как боялся, что его убьют ради красоты Сары. Сару взяли в дом фараона. Авраам же жил в Египте не бедствуя. Бог прогневался на фараона, за то, что он взял Авраамову жену и поразил дом его и его самого.

И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. ().


Авраам и его семейство уходят из Египта и возвращаются к шатру, который Авраам построил ранее. За время, проведенное в Египте, и Авраам, и племянник его Лот разбогатели и было у них много скота и много людей. В Библии говорится, что начались споры между людьми Авраама и людьми Лота, а также между Хананеями и Ферезеями, которые жили в этих землях до прихода Авраама. Тогда Авраам сказал Лоту найти себе другую землю, чтобы не было раздора между ними. Лот ушел на восток, а Авраам продолжил жить в земле Ханаанской.

Вскоре Господь наказал Аврааму пройти по земле, которую Он дает Аврааму. Авраам отправился в Мамре и возвел так еще один жертвенник Господу. В завещанных Аврааму землях жило много племен и было много царей, которые воевали друг с другом. Во время таких междоусобиц был взят в плен Лот, племянник Авраама, который поселился недалеко от Содома. Узнав об этом, Лот вооружил рабов и принялся преследовать неприятелей, и поразил их ночью. Авраам спас Лота и возвратил все его имущество.


Возвращаясь домой, Авраам встретил , царя Салимского и священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил Аврама от Бога Всевышнего.

Потомство Авраама.

Ночью было Аврааму видение, в котором Бог обещал защищать его. Авраам же спросил у Бога, почему у него нет потомства. Бог же пообещал…

…тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником… ()

Господь сказал, что потомков у Авраама будет как звезд на небе. Однако у Сары детей не было и она посоветовала мужу сходить к служанке своей из Египта. Служанку звали Агарь. Авраам взял Агарь в жены. Агарь зачала от Авраама, однако стала презирать Сару, первую жену Авраама. Сара обратилась к Аврааму за помощью, на что тот ответил, что Агарь – служанка Сары и та вольна поступать, как желает. Сара стала притеснять Агарь и та сбежала.


Сара отдает свою служанку в жены Аврааму

Ангел Господень нашел Сару у источника в пустыне и велел той вернуться к госпоже и покориться ее, обещав умножить потомство ее. Ангел велел назвать первенца Измаилом. Агарь родила Измаила, когда Аврааму было 86 лет.

Завет Господа и Авраама.

Когда Аврааму было 99 лет, ему снова явился Господь и заключил Завет. Господь пообещал Аврааму стать отцом множества народов. И господь дал ему имя Авраам (до этого, согласно Библии, его звали Аврам ). Жену Авраама Бог повелел называть Сарра. Господь благословил ее и сказал, что будет от нее потомство, и произойдут от нее народы и цари. Бог наказал назвать первенца Сарры Исааком. Именно на потомков Исаака должен был, по словам Господа, распространиться Завет, а не на потомков Измаила – сына Авраама от служанки Агарь.

Бог пообещал Аврааму:

  • Дать ему и потомкам землю Ханаанскую в вечное владение,
  • Быть Богом всем народам, которые произойдут от Авраама,

В ответ Авраам и потомки его должны были:

  • Обрезать весь мужской пол на восьмой день от рождения, а также всех младенцев, купленных за серебро;

В тот же день Авраам обрезал крайнюю плоть всех мужчин и мальчиков его доме.

Явления Господа Аврааму

Вскоре снова явился Господь Аврааму, и снова говорили они о том, что Сарра родит Аврааму сына. И еще говорили они о Содоме. Господь сказал что велик . И захотел Бог погубить Содом, Авраам спросил у Бога, неужели тот погубит и праведников вместе с нечестивыми. И тогда Господь пообещал пощадить город, если найдется в нем хотя бы 50 праведников. Авраам спросил, а если есть там 45 праведников, неужели Господь погубит их? Господь ответил, что пощадит. Так они говорили про 40, 30, 20, 10 праведников, пока, наконец, Господь не пообещал не истреблять город даже ради 10 праведников.

Однако в Содоме не нашлось ни одного праведника, кроме Лота, племянника Авраама, которого Бог пощадил. Содом же был разрушен Господом.


Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. (Бегство Лота с дочерьми)

Авраам с семьей своей поселились между Кадесом и Суром. И снова, на сей раз боясь за участь Сарры, Авраам назвал ее сестрой своей. Местный царь Авимелех взял Сарру, после чего к нему явился Бог и пригрозил смертью. Бог приказал царю вернуть жена Аврааму. Авимелех вернул Сарру Аврааму и вместе с ней дал Аврааму скота и рабов, и землю.

Рождение Исаака и смерть Сарры

Вскоре после этих событий, как и обещал Господь, Сарра зачала от Авраама и родила ему сына Исаака. Авраам по Завету Господа обрезал Исаака на восьмой день.

Однажды сын Агари стал насмехаться над сыном Сарры, Сарра выгнала Агарь и сына ее. Авраам опечалился, однако Господь пообещал ему, что произведет от сына рабыни великий народ. Агарь с сыном жили в пустыне. Измаил женился на Египтянке.

Авраам же поселился в земле Филистимской и жил здесь дни многие. Бог стал искушать Авраама, приказывая ему принести в жертву сына его Исаака. Авраам был богобоязненным и приготовился принести в жертву сына своего. Тогда Ангел сказал Аврааму, что теперь он видит, что тот действительно боится Бога.


Жена Авраама, Сарра, умерла в 127 лет в земле Ханаанской. Авраам просил сынов Хетовых о месте для погребения Сарры. Сыны Хетовы обещали ему лучшее из погребальных мест. Тогда Авраам стал просить у Ефрона пещеру Махпелу для погребения Сарры. Земля Ефрона находилась между земель сынов Хетовых. Авраам получил землю эту за четыреста сиклей серебра.

Последние годы Авраама.

Авраам перед смертью велел рабу своему поклясться Господом, что тот не позволит сыну его Исааку взять в жены одну из дочерей Хананеев. Авраам отправил раба своего на родину свою за невестой для сына. Раб Авраама встретил Ревекку, правнучку брата Авраама. Ревекка стала женой Исаака.

Авраам же женился еще один раз. Имя его последней жены - Хеттуру. Она родила Аврааму еще шестерых сыновей - Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Однако, единственным наследником Авраама стал Исаак.

Авраам скончался в возрасте 175 лет и был похоронен рядом с Саррой в пещере Махпеле.

Как видим, биография Авраама описана в Библии весьма подробно, и роль этого патриарха в библейской истории действительно велика.

Упоминания Авраама в Новом Завете.

Авраам часто упоминается в Новом Завете, чаще него из Ветхозаветных персонажей упоминается только Моисей. Авраам упоминается и как предок Иисуса, и именно этим фактом подчеркивается божественность Христа. Рождение Христа видится как исполнение Завета между Богом и Авраамом. Патриарх Авраам в Новом Завете – прототип наивысшего благочестия и праведности. Авраам – хранитель и учитель веры.

Авраам в разных культурах.

В Коране Авраам действует под именем Ибрахим и почитается как один из величайших пророков. История Ибрахима, описанная в Коране, очень схожа с библейской историей Авраама. В еврейских мидрашах Авраам – автор идеи монотеизма. Якобы он понял, что существует единый Бог, в возрасте трех лет, после чего разбил всех идолов отца своего и начал молиться единому Богу. В еврейской традиции Аврааму также приписывается авторство Книги Творения – самого древнего источника по Каббале.

Бог Авраама.

Мы часто слышим выражение «Бог Авраама » или «Авраамов бог », но всегда ли мы понимаем его значение?

Во времена Авраама люди не сомневались в существовании некой сверхъестественной силы, или, скорее, сил. Верования язычников подразумевают существование таинственных и могущественных существ. Однако, боги языческого мира отличаются от Бога Авраама: они не всемогущи, и нуждаются в людях и жертвах. Язычники относятся к своим богам, как к более могущественным союзникам, отношения с которыми могут принести пользу.

Языческие боги стоят вне понятий нравственности. Им нет дела до того, как и чем живут их последователи. Их интересует не нравственная сторона, а прагматическая – то есть жертвоприношения. Вера язычников не требует переосмысления своего поведения и покаяния.

Бог Авраама – совершенно иной. С Авраамовым Богом уже нельзя установить отношения по схеме «ты мне - я тебе». Бог Авраама всемогущ и требует морального послушания. Авраамов бог создал Землю. Бог Авраама - потусторонний, он не находится в сфере Бытия. Бог Авраама – это Бог Всемогущий, Бог Вседержитель. Вера Авррама – не просто вера в существование Бога, это личное доверие и упование на Господа.

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама - приношение сына его Исаака в жертву Богу. Согласно Библии, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь. Авраам соорудил жертвенник в земле Мория, связал сына, положил его поверх дров и занес над ним руку с ножом, когда ему явился ангел и сказал, что жертва эта не нужна боле, так как Авраам подтвердил веру свою.

В христианской традиции жертвоприношение Авраама расценивается и как акт высшего проявления веры и верности, и как доказательство того, что вера – не самодостаточна и должна быть подкреплена или оправдана делами. В , Апостол Павел приводит пример жертвоприношения Авраама как образец непоколебимой веры. Авраам настолько верил в Господа и в его Завет, что знал, что так или иначе у него будет большое потомство через Исаака, а, значит, Господь воскресит его.

Жертвоприношение Авраама также рассматривается как предсказание мученичества Иисуса. Раннехристианские богословы обращают внимание на схожий мотив послушания Исаака воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца. Исаак носил дрова на собственный жертвенник, равно как Иисус нес на гору крест, на котором был распят.

Существует ряд других, не менее интересных взглядов на жертвоприношение Авраама. Некоторые библеисты считают, что сказание о жертвоприношении Исаака объясняет практику отказа от человеческих жертвоприношений. Есть также мнение, что данная история претерпевала изменение с течением времени, в первоначальной версии Исаак был принесен в жертву, но когда человеческие жертвоприношения были отменены, текст о жертвоприношении Авраама был скорректирован.

Как бы то ни было, парадокс истории про Авраама состоит в том, что там, где патриарх некогда был готов принести своего сына в жертву, был построен Храм, и совсем недалеко была принесена жертва на Голгофе.

Авраам – отец народов и религий.

Про Авраама часто говорят, что он является отцом трех религий - иудаизма, христианства и ислама – и это правда. Про Авраама также говорят, что он прародитель еврейского и арабского народов – это также правда. Авраам – родоначальник авраамических религий , то есть монотеистических религий, происходящих из религиозной традиции, восходящей Аврааму. К авраамическим религиям, помимо уже упомянутых христианства, иудаизма и ислама, относятся также:

  • караимизм (религия основана на идее, что каждый верующий самостоятельно определяет применение закона Моисеевого),
  • бабизм или Вера Баби,
  • Вера Бахаи,
  • мандеизм,
  • езидизм,
  • растафарианство.

Авраам как историческая личность.

Как и всякая история Библии, история Авраама одними принимается на веру, другие же сомневаются в подлинности библейских историй и даже в самом факте существования тех или иных .

Что же мы можем сказать про Авраама? Ученые доказали, что Авраам – не только библейский персонаж, но и вполне реальная личность.

Археологические раскопки, проведенные в городе Ур, который указан в Книге Бытия как место рождения Авраама, а также недавние открытия древних табличек, которые содержат имена Авраама, его родственников и даже врагов, подтверждают, что Авраам – реальная историческая личность.


Раскопки в городе Ур

По всей видимости, Авраам был вождем племени кочевников habiru (позже эти племена стали называться евреями). Племена habiru не имели собственной земли и переходили с места на место. Этот исторический факт не противоречит Библии, так как в Ветхом Завете мы находим описание многочисленных странствий Авраама.