Зачем Владимир крестил Русь? (1 фото). Крещение руси князем владимиром как феномен древнерусской истории Кто и когда крестил русь в православие

В российской истории полно загадок и тайн, тайна крещения Руси среди них едва ли не самая закрытая, о ней не говорят исследователи прошлого, будто ее нет. Табу! Казалось бы, почему? Хотя о событии сказано много: отмечено 1000-летие крещения, тогда на торжества приезжали делегации других Церквей, прошли конференции, выпущены книги и сборники теологов, посвященные памятной дате… все точки вроде бы расставили, что еще надо?
Правды! Ее не было. И нет.

Ведь для России это важный вопрос — крещение. Важный, разумеется, не для дискуссии типа «было — не было», а для понимания настоящего и будущего страны, он — точка координат русского историко-культурного пространства, где, на мой взгляд, исток знаний о себе, о своей стране, о сути российского сознания — какое все-таки оно, западное, восточное или иное, евразийское? Здесь искал и нашел я ответ, почему Русь стала Россией, в нем увидел самое волнующее — сколько ей еще оставаться Россией.

Это — действительно болевая точка Истории, ее коснулся я в своих последних книгах и на сайте http://www.adji.ru .

Российская наука признает, что не имеет сведений о крещении Киевской Руси, имеет лишь косвенные данные. Здесь неизвестно абсолютно все: дата и место крещения, патриархи и епархии, на каком языке велась служба, по какому обряду велась она. Неудивительно, в XVIII веке отряд иезуитов, приглашенный в Москву Петром I, сложил миф о крещении Руси, связав его с греками и князем Владимиром Красное Солнышко. Поэтому-то сведения о крещении вроде бы и есть, и нет — они же недостоверные.
Тот иезуитский миф известен всем со школьной скамьи. Ему следуем мы в рассуждениях о прошлом, забывая, что реальность была совсем иной, очень и очень далекой от той, что нарисовали нам эти политики от науки.
Осознать, что прошлое Руси придумано, конечно, задача не из легких, но это необходимо сделать, ибо известно, стоит человеку принять ложь за истину, как он становится другим — не чувствующим мрака, в котором живет. Значит, не ищущим света! Вот чем опасна навязанная ложь, она из свободных русских людей сделала невольников, рабов чужих интересов. Или — славян (slave), если пользоваться терминологией самих иезуитов.
Признаюсь, я отчетливо понял это, работая над новой книгой «Тюрки и мир: сокровенная история». Читая Николая Михайловича Карамзина, обратил внимание на то, что сын Владимира Красное Солнышко, Ярослав Мудрый был женат на католичке, дочери Олава Святого. Сестру Ярослава Мудрого, Марию, выдали за польского короля, дочь Елизавету — за норвежского, дочь Анастасию — за венгерского, дочь Анна стала женой французского короля Генриха I… Почему? Межконфессиональные браки были запрещены Церковью. Тогда и посетила мысль, каким же на самом деле было крещение на Киевской Руси, если в ней стали править католики?!
Налицо искажение начала российской истории… Ложный посыл.
Заинтересовавшись темой, вскоре заметил в ней иезуитский почерк, который отличают осторожные недомолвки. Чуть-чуть недосказано. Чуть-чуть переиначено. Оказывается, биографию князя Владимира в России не знают, иные ее детали не замечают. А он святой Римской церкви! За крещение Руси получил от Папы римского титул «король». Его имя Вальдемар, к власти в Киеве князя привели католики… Есть над чем задуматься, не правда ли? Ведь и Романовых на царство привели они, католики, устроившие на Московской Руси Смуту и Раскол.
История киевской княгини Ольги, оказалась, тоже недосказанной. Чуть-чуть. Имя героини было Хельга. И была она католичкой, о чем поведал все тот же список святых Римской церкви. Выходит, византийский вояж княгини придуман: в реальной жизни у нее были отношения с германским императором Оттоном I Великим, что следует из биографии императора. В духовниках киевской княгини после ее крещения состоял магдебургский епископ Адальберт.
Ольге незачем было ездить в Константинополь и креститься там, ее ждали на Западе, чтобы разделить брачное ложе … И веру!
Надо заметить, Византийская церковь долго противилась причислению Хельги-Ольги-Елены к лику православных святых. Равно как Владимира и других русских князей, тоже католиков. Выходит, не случаен был протест. Собственно, данные мировой, а не российской, науки свидетельствуют, греки не причастны к крещению, события в Киеве протекали не по их сценарию. Так, в XI веке греки (например, писатель и философ Пселл) называли Русь языческой страной.
Зная это, уже иначе я отнесся и к легенде об Андрее Первозванном. Здесь то же, недосказанное, что в корне меняет представления о российском прошлом. О деянии апостола Андрея написал в своей «Истории…» Евсевий Кесарийский, самый авторитетный автор раннего Средневековья, причем писал он, ссылаясь на Оригена и других более ранних авторов. Апостол, конечно, не совершал путешествия по Днепру, к славянам. Мифическое путешествие, по выражению автора книги «Крещение Руси», немецкого историка Л. Мюллера, есть исторический анекдот, издавна ходивший по Руси. Лишь вседозволенность вдохновляла его творцов, иезуитов, утверждавших в России свою теорию славянства.
Киевская Русь не входила в состав Греческой церкви, византийцам она была чужой, о чем сообщают документы. Отвергнуть их трудно. В истории Греческой церкви вообще нет данных о том крещении Руси, это было делом рук католических епископов… Проникновение католиков в Киев шло знакомым Риму путем — через династический брак и последующее внедрение в аристократические слои общества. То был отработанный прием, он вывел Римскую церковь в лидеры духовной жизни сперва в странах Западной Европы, потом Восточной.
Запад утверждал себя на удивление однообразно. Но очень продуктивно. Киевская Русь пала из-за междоусобиц, потому что правители исповедовали одни духовные ценности, народ — другие. Это разобщение и было итогом крещения, вернее, нет, не крещения, порабощения католиками народа чужой страны идеологическим оружием. А такое не афишируют, поэтому и понадобились легенды о славянах, о «греческом» крещении Руси.

И на Московскую Русь христианство пришло через династический брак, но позже. Это — ошибка, будто Русская церковь имеет тысячелетнюю историю. Нет у православия столь древней традиции! Его традиция молода и неопытна, поэтому светские власти не раз ломали ее… Вспомним Раскол и глумления над РПЦ, вспомним о крепостном праве, где духовенство играло роль жандарма… Здесь, в этой ошибке, все тот же след Рима, он указывает на масштаб политики Запада по дезинформации. Или — по сочинению легенд.
Так, брак московского князя Ивана III и греческой принцессы Софьи Палеолог состоялся, как известно, в 1472 году. Однако мало кто знает, что инициировал его Папа римский Павел II. Здесь своя история, понять ее можно, лишь уяснив, что за религия была на Московской Руси до приезда греческой принцессы… Карамзин помог мне разобраться в том запутанном клубке.
По «официальной» версии в Москве была греческая церковная власть. Только это не так. Не греки, а ордынский хан выступал заступником Русской церкви. Например, в 1313 году ее митрополит Петр ездил в Орду и получил от хана Узбека ярлык на право ведения церковных дел. Такие ярлыки получали все прежние митрополиты, о том текст документа: «якоже прежние Цари ярлыки им давали, и жаловали; а мы по тому же пути и теми же ярлыки жалуем их, да Бог нас жалует», его текст Карамзин приводит, говоря о том, что хан запретил Рюриковичам брать дань с Церкви. Московия была колонией Орды, платила дань, следовательно, ее политику вел хан. И никто иной. Русский князь и духовенство были подотчетны ему.
Но о Московской Руси помнил и Рим, власть которого распространялась на Западную Украину, ту, что досталась католикам после распада Киевской Руси. Не все население Руси приняло христианство, а с ним власть Папы. Тех, кто принял, потом назвали славянами, или украинцами, окончательно все запутав. Так поделили народ Киевской Руси — по религиозному признаку, чтобы властвовать над ним. С тех пор идет взаимное, хорошо всем знакомое неприятие «хохлов» и «кацапов».
Закончив передел Киевской Руси, Рим начал новую атаку на восток, но помешало вторжение в Западную Европу войск Батыя. Лишь случай спас тогда власть Папы… Зализав раны, Запад продолжил атаковать: Папа отправил в Москву через кардинала Виссариона (грека, принявшего католичество), своего эмиссара, цель визита — смотрины.
В Риме, в папском дворце, сидела племянница бывшего византийского императора Зоя Палеолог, посол вез ее портрет московскому князю, вдовцу, но главное он объяснил на словах. Невеста назначена, мол, другому, но брачная партия князя может состояться. То был давно отработанный прием католического духовенства через женщин приобщать к Церкви правителей тюркских стран. Так случилось с лангобардами, с бургундами, с англичанами. Правда, тем присылали красавиц, здесь же с портрета смотрела не красавица — одутловатое лицо старой девы. Ее внешность была отвратительной. Как у лягушки. Но ничто не останавливало Москву, давно желавшую независимости от Орды.
Предложение породниться с Палеологами князю пришлось по душе, хотя и требовало соблюсти формальности — правитель Московской Руси не был христианином! В ответном письме он согласился разместить латинского архиепископа, создать ему условия, согласился и на льготы ордену тамплиеров, люди которого приедут на Русь под видом купцов. В письме он заявил о полном «послушании Римской Церкви».
1 июня 1472 года в Риме, в базилике Петра и Павла тот династический брак состоялся. Правда, заочно. Жениха на брачной церемонии заменял русский посол. Целый месяц шли поздравления из столиц Западной Европы, потом невесту повезли в Москву. И здесь случилось непредвиденное, племянница византийского императора нарушила инструкцию папы. Ее отправили в Москву как посла Церкви, лазутчика Рима, а она им не стала. Изменила христианству! Приняла крещение по обряду, на котором настоял муж. Ту веру ныне зовут старообрядческой, или — Древлеправославием. Словом, из Рима уехала Зоя Палеолог, в Москву приехала Софья Палеолог.
После крещения новобрачные воссоединились.
Что это было — игра ли, спланированная политика? Ответить трудно, но вместе с Софьей, уделом которой была власть и только власть, в Москву поехали греки, духовенство. После падения Византии оно оказалось не у дел, Греческая церковь переживала свои черные дни… Так Москва познакомилась с христианством. Не принимая его! Греков к службе в русские храмы не пускали. И они стали строить свои храмы.
Обстановку тех лет весьма подробно описал Федор Иванович Успенский, авторитетный и, на мой взгляд, единственный именитый российский историк, кому удалось сохранить лицо. По его данным, наплыв греков (митрополитов, епископов, архимандритов, игуменов) был велик, они, отвергнутые на родине, искали на Руси званий и поживы. И находили их. Вот та черная сила, которая стояла за спиной Софьи Палеолог, управительницы Москвы. Сила, назвавшая себя русской, христианской, стала душить старую веру. Под властью жены князь начал «собирать» Русь на новый манер.
«Люди извне» пропагандировали Греческую церковь, ее превосходство.
…При слабоумном царе Федоре, когда вся власть перешла в руки Бориса Годунова, учредили Русскую православную церковь. Тогда московиты и стали христианами, в 1589 году случилось это важнейшее в истории страны событие. Не раньше и не позже. А дело было так.
В 1586 году Годунов пригласил в Москву Антиохийского патриарха Иоакима, второго по рангу в Греческой церкви, то был первый визит на Русь столь высокого лица. И начался откровенный торг. Кремль желал создать на Руси филиал Греческой церкви, грек же искал лишь личные выгоды. Через год в Москву явился Греческий патриарх Иеремия, повод для визита был ничтожный: получение милостыни от русского царя на постройку храма и дома в Стамбуле. Греческая церковь, образно говоря, служила под открытым небом. Ее, нищую, бездомную, покупали русские, которым важно было войти в христианскую семью Европы. Но не через латинские ворота!
Последовала череда переговоров, и Москва купила-таки единственный товар, который был у греков — имя. И стала Русь христианской, то есть Россией. 26 января 1589 года в Кремле избрали первого Русского патриарха, Иова, выдвиженца Бориса Годунова. Он был пятым, последним по рангу в иерархии патриархов Греческой церкви.
Тут любопытны две детали. Первая — греки подписали акт его избрания, не читая бумаг, что указывает на спешку и безразличие, с которыми создавали новую Церковь. Документы даже не перевели на греческий язык! Вторая — в перечне главных лиц Греческой церкви нет патриарха Киевской Руси, который, как утверждает официальная российская история, в X веке принял от греков крещение. Был Константинопольский, Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский и пятый, вновь избранный Русский патриарх. Все.

Вопрос, кто представлял в Греческой церкви Киевскую Русь, повисает в воздухе. Возможен один-единственный ответ — никто.
Поэтому крещение Руси окружено недомолвками, а Россия — незнанием своего прошлого, неумением объяснить его и сделать выводы. Отсюда вечные реформы, с которыми здесь уже сроднились, отсюда беды народа, который нищим живет в самой богатой стране мира. Какой уже век пьет, лжет, ворует сам у себя, и никакие гигантские запасы нефти, золота, леса не помогают ему, беспамятному.

Мурад Аджи
Москва. Июль 2005 г..

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В истории Киевской Руси было не мало важных моментов. Одним из самых главных считают принятие христианства и Крещение государства. Но не нужно путать таинство Крещения, который совершают над человеком с обрядом, который проводят для утверждения христианства. Ведь именно после такого процесса было подтверждено, что православие победило язычество в политическом смысле, ведь речь идет не об одном человеке, а о государстве. Именно с этого времени христианская церковь становится не просто общественным, а государственным институтом Киевской Руси. Крещена князем Владимиром Руси было в 988 году и представляло собой учреждение поместной церкви, которое управлялось на местных кафедрах епископами.

История становления православия на Руси

Еще с давних времен на территории Киевской Руси процветало язычество. После того, как князь Владимир победил Ярополка, их деятельность особо активизировалась, так как он пришел к власти как лидер язычников.

Но все знали данного политического деятеля как человека с умного, с хорошей интуицией и глубокой религиозностью. На то время он сам понимал, что язычество в данной форме уже себя изжило и именно в тот момент он решает реформировать многобожие. Почему крестили Русь? После того, как все племена были объединены под его руководством, появление единого религиозного единства укрепила бы власть над ними.

И в данном случае религия выступала как спасательный круг. Каждое отдельное племя имело своих богов и Владимир прекрасно понимал, что необходимо создать что-то общее. По его велению был создан общий языческий пантеон богов.

Такая реформа язычества была проведена в 983 году. Но в скором времени оказалось, что данная реформа была несостоятельной. Кроме того было еще и то, что искусственно собранные боги не имели никакого авторитета среди язычников, и они не могли заставить поверить в себя.

Именно за время правления князя Владимира в Киевской Руси начали приносить ранее не виданные человеческие жертвоприношения. Было достаточное количество историй о мучениках, которые были принесены богам. Вся эта кровь только приближала победу христианства. Еще в 983 году сам Владимир приносил жертвы, но через пять лет Владимир Красное Солнышко крестил Русь.

Почему Владимир крестил Киевскую Русь

После решения о принятии христианства с князем, по словам очевидцев, произошли большие изменения. Самому большому преобразованию была подвергнута его душа. Из того ада, в котором он находился, он смог подняться к Господу.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Это было связано с тем, что равноапостольный князь осознал ту бездуховность, в которой он пребывал при язычничестве, и тот выход, который он нашел, благодаря христианству. Благодаря такому прозрению он обращался к Господу, ведя за собой весь народ. Для того, чтобы понять всю необходимость и силу произведенного действия, стоит вспомнить о том, каким Владимир был до принятия христианства.

Во время язычества он был жестоким и страшным человеком, который приносил жертвы, был братоубийцем и развратником. Многие считают, что за это время князь до глубины души познал все «прелести» сатанизма. Христианство заставляло глубоко внутренне переродится.

Как происходило крещение

В каком году крестили Русь? Произошло это событие в конце 10 века, а точнее в 988 году. Именно в этом году он принял христианство в Корсуне и после своего возвращения в Киев он решил провести процесс христианизации всего государства. Сначала он решил крестить своих приближенных, бояр, купцов и приближенных дружинников.

Еще одной причиной выбора Владимира заключалось в том, что основой римской церкви были политические амбиции, а вот восточное христианство было настроено на взаимодействии светской и религиозной власти.

О том, как была крещена Русь ходило немало различных сведений. Некоторые говорили, что этот процесс не всегда был добровольным и именно поэтому растянулся на долгие годы. Говорили даже о том, что происходило насильственное крещение населения. Именно принятие христианства позволило занять более высокий статус в отношении с другими странами, а также усилило международные отношения. Днем провозглашения христианства считают 28 июля.

Согласно летописи «Повести временных лет» князем Владимиром было принято решение окрестить весь народ. Повставал вопрос о том, в какой реке крестить Русь? Для этого процесса было решено выбрать Днепр и Почайну, в которых крестили киевлян. Во время поведения обряда князь произнес определенную молитву. Крещение же прочих земель происходило более длительное время и несло насаждающий характер. Но все отмечали, что принятие христианства положительно отразилось на культуре страны, а также сплоченности населения.

Сменилось название государства и его границы, но неизменным осталась религия. Ее считают самой распространенной. Принимать ее или нет, это только Ваше решение, но помните, что оно должно быть взвешенным и обдуманным.

Господь всегда с Вами!

Крещение Руси по византийскому образцу предопределило развитие культуры и историю России на долгие века вперед. В основе судьбоносного решения князя Владимира лежали глубокие причины.

Древняя Русь накануне крещения

К концу X века Киевская Русь представляла собой типичное полуфеодальное государство. Власть киевского князя еще была недостаточно прочной и удерживалась исключительно с помощью военной силы.

Язычество начинало препятствовать дальнейшему объединению страны. Сильные соседи Древней Руси уже определились с выбором общегосударственной религии:

  • Византия (православие);
  • западные государства во главе с Римом (католичество);
  • Волжская Булгария (мусульманство);
  • Хазарский каганат (иудаизм).

Рис. 1. Карта.

Проблема выбора веры

Соседние государства стремились вовлечь Киевскую Русь в сферу собственных интересов:

  • Уже в IX веке на Руси появляются византийские и римские миссионеры, активно проповедующие христианство.
  • В 985 г. Владимир совершил удачный военный поход на волжских болгар. После установления договорных отношений болгарские послы пытались обратить русского князя в ислам.
  • В летописях содержатся сведения о попытках хазар обратить Владимира в иудаизм.

Согласно легенде, в исламе Владимиру не понравился отказ от алкоголя: “На Руси есть веселие питие”.

Причины крещения Руси

Главной предпосылкой крещения Руси стало увеличение числа христиан среди славян. В 944 г. был заключен мирный договор между князем Игорем и Византией. В документе упоминаются “русские христиане” и те, “которые приняли крещение”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Огромное значение имело крещение княгини Ольги в 955 г. в Константинополе.

Рис. 2. “Святая Ольга” Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 г.

Кратко о причинах крещения Руси говорят следующие потребности Древнерусского государства:

  • необходимость введения общегосударственной идеологии;
  • повышение авторитета Киевской Руси и ее выделение среди языческих “варварских” племен;
  • установление более тесных и прочных контактов с христианскими государствами.

“Византийский выбор”

Владимиру предстояло сделать выбор между Римом и Константинополем. Официальное разделение двух ветвей христианства на православие и католичество произошло в 1054 г., но уже в X веке между ними наметились существенные расхождения.

Таблица “Различия православия и католичества”

Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.

Личность князя Владимира всегда интересовала и религиоведов, и историков, и дипломатов. Креститель Руси, яркий политик и реформатор, мудрый полководец, добрый князь, прозванный в народе Красным Солнышком и христианский святой — все эти характеристики касаются одного и того же человека. 28 июля Православная церковь отмечает день его памяти.

Несмотря на множество источников о жизни крестителя Руси, все сложнее становится найти объективную информацию об этом выдающемся политическом и религиозном деятеле. Попробуем обратиться к разным данным и посмотреть на эту личность глазами современника.

Цена киевского престола — убийства и насилие

Князь Владимир родился между 958 и 963 годами. Он был внебрачным сыном киевского князя Святослава от Малуши — ключницы во дворе княгини Ольги.

После смерти Святослава в 972-м году Владимиру, как младшему да и еще внебрачному сыну, достался новгородский трон, а старшему Ярополку — киевский.

Но Владимир претендовал на Киев. Для этого он шесть лет собирал средства, набирал дружинников и искал помощи у варягов. За это время он успел жениться на некой варяжке Олове.

В 978 году князю удалось достичь цели. Но для этого пришлось пойти войной на брата, уговорить его советчиков на предательство, а потом коварно убить и самого Ярополка.

Современному читателю от такого становится не по себе. Зато русичи не особо удивлялись: междоусобицы и убийства среди князей были нередким явлением.

Да и убийством Ярополка список смертных грехов князя Владимира не исчерпывается.

Пять жен и сотни наложниц

На пути в Киев он останавливается в Новгороде, где ему приглянулась дочь тамошнего правителя Рогволода. Рогнеда, так звали девушку, не захотела выходить замуж за князя с далеко не безупречной родословной. По одной из версий, она вообще была невестой Ярополка. Но Владимир не смирился с отказом: убил Рогволода, его сыновей и насильно взял в жены Рогнеду, которая стала матерью Ярослава Мудрого и других сыновей.

На Рогнеде князь Владимир не остановился: всего у него было пять жен и двенадцать сыновей.

Летописец красочно изображает блудную страсть правителя, кроеме жен, называя еще и наложниц:

…а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц…

Языческий путь

Оказавшись в Киеве, еще совсем молодой князь, а было ему тогда где-то около 20 лет, начинает проводить реформы.

Задачей первостепенной важности для него стало объединение славянских племен. Для этого он и проводит религиозную реформу, полагая, что у одного народа должны быть одни и те же боги, воздвигает языческое капище, в столице ставит деревянного Перуна и других идолов.

Некоторые историки вообще склоняются к тому, что для такого поведения была и еще одна причина. Якобы Ярополк был христианином и даже частично утверждал эту веру на Руси. Когда же пришел Владимир, он хотел стереть с памяти народа все, к чему стремился его старший брат. Если это и правда, то у князя Владимира ничего не получилось уничтожить. Во всяком случае с христианством.

До 987 года амбициозный правитель вместе с дружиной активно расширял границы своего государства и пополнял бюджет благодаря успешным походам. Особо успешные сделки или перемирия князь скреплял браками. Так у него появилось еще две жены.

Но судьбоносное решение для правителя и всей Руси — принятия христианства — пришло в 988 году, и связанно оно было с Византией.

Почему князь Владимир решил креститься?

Процветавшая ранее Византийская империя переживала не наилучший период. Один из византийских военачальников претендовал на престол, которым в это время правили братья Константин и Василий. Чтобы не лишиться власти, императоры обратились за помощью к киевскому князю.

Он же за свои «услуги» попросил руки их сестры — принцессы Анны. Для князя Владимира это было привычным методом налаживания дипломатии. Но принцесса Анна совсем не собиралась выходить за «варварского» правителя. Темная, непросвещенная Русь и развитая Византия с богатым культурно-религиозным наследием выглядели уж слишком контрастно. Да и сама Анна была невеста, как говорится, «не промах». Она даже успела отклонить два предложения — от немецкого и французского правителей.

Но боявшиеся потерять престол братья приняли условия киевского князя, потребовав от него только одного — крещения в христианстве.

На самом деле христианство был для него отнюдь не экзотикой. Христианами были Аскольд и Дир, крещение приняла и его бабушка — княгиня Ольга, которая повлияла и на воспитание внука. Кроме этого, наверняка христианкой была и его мать Малуша.

Поэтому Владимир соглашается креститься и выручить византийских правителей.

Разные источники по-своему описывают контекст этого события.

  • Согласно одной версии, Владимир сначала крестился, а потом помогал византийским императорам.
  • По другой — князь согласился креститься и помогать, но в реальности исполнил только вторую часть. Союзники же не забыли о договоренности и вместе с приданным отправили ему принцессу Анну. Но внезапно Владимир ослеп. Анна, увидев в этом промысел Божий, советовала ему принять христианство. Только после крещения князь не только прозрел телесно, но и духовно.
  • По третьей версии киевский правитель согласился помогать византийцам, но при условии, что они выдадут за него принцессу Анну. Императоры же не торопились исполнять условия. Поэтому нетерпеливому князю Владимиру приходится обратиться к своему проверенному методу завоевания и подчинения. Он доходит до Херсонеса — сегодня на этом месте находится Севастополь — и берет город. Византийским императорам не остается ничего другого, как выдать сестру замуж за киевского князя. Но это было невозможно из-за религиозных различий. Вот поэтому-то киевского правителя и попросили креститься. В том самом Корсуне он и принял христианство.

Путь перемен: от языческого князя до святого Владимира

Обычно историки указывают на политические мотивы крещения. Вот только удивительно то, что после принятия христианства с амбициозным князем действительно происходят перемены.

Во-первых , он отпустил своих наложниц и жил только с одной женой Анной.

Во-вторых , на некоторое время отменил смертную казнь. Да, тот самый Владимир, который до крещения убил родственников Рогнеды и «убрал» Ярополка.

В-третьих , помогал нуждающимся, окормлял нищих, часто устраивал благотворительные обеды.

В-четвертых , князь решается крестить весь народ. Именно святому Владимиру мы и обязаны тем, что принадлежим к Православной церкви.

И не случайно в день памяти святого князя, 28 июля, в наше время был установлен еще один праздник — крещения Руси .

Восточное христианство для Руси— Божий промысел или расчет?

В летописях можно найти интереснейшую историю о том, как киевский князь отправляет послов в разные страны, чтобы выбрать подходящую религию для своего государства. Перед этим к нему приходят и иудеи, и мусульмане, посланники от римского папы и константинопольского патриарха.

В это время христианская церковь еще не разделилась, поэтому о православии и католицизме официально еще не говорили. Но тем не менее, Восток и Запад уже отличались.

Христианство восточного обряда, как говорит летописец, нравится князю Владимиру и в богослужебном, и в нравственном плане. Когда же возвращаются послы из константинопольской Софии, в своих симпатиях правитель убеждается еще больше, ведь посланные бояре восторгаются красотой восточного пения, архитектуры, служения. После слов «Не знаем, на небе или земле были» великий князь решается крестить весь народ.

Историки говорят, что красочность этого рассказа — дело рук летописца, а на самом деле правитель был знаком с культурой и религией многих процветающих стран того времени.

Даже не будучи убежденным христианином, князь осознал, что язычество — это шаг назад. Люди передовых государств того времени верили в единого Бога, культурно развивались, имели письменность и налаживали дипломатические отношения. Языческой Руси такая перспектива была закрыта.

Поэтому по примеру Византии Владимир избирает для Руси христианство восточного обряда. Ту саму религию, которую до него уже избирали Аскольд и Дир и его бабушка Ольга.

Крещение Руси — путь к Богу и просвещению

В 988 году свершилось массовое крещение киевлян в днепровских водах. Перед этим князь объявил:

Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг.

Быть врагом правителю никто не хотел, поэтому многие пришли креститься, еще совсем не осознавая смысла новой веры, — в то время никакой катехизации не проводилось.

Если в Киеве все происходили более-менее мирно, но непонятно для людей, то в Новгороде помощники правителя неоднократно применяли насилие.

Многим пока было не ясно, почему это Владимир желает распрощаться с деревянными идолами. Для некоторых доказательством «правильности» новой религии было только то, что сброшенный с кручи в воды Днепра Перун не выплыл.

Должно пройти еще лет 200, пока народ осознает смысл, красоту и истинность новой веры. Поэтому можно говорить о том, что святой Владимир — а через несколько веков Церковь станет его поминать именно как святого — предвидел многое наперед.

Еще при жизни он десятую часть своих доходов «отдавал Богу» — так появился первый каменный храм, названный Десятинной церковью . Через некоторое время при ней зародилось русское летописание.

Стараниями князя возводились многие храмы и монастыри. Кроме этого, святой Владимир заботился и о том, как просвещать людей. Для этого вместе с первым киевским митрополитом Михаилом они создавали школы.

А еще правитель имел особый дар — он умел общаться со своим народом, быть близким к простым людям. По воскресеньям и праздничным дням он устраивал пиры не для приближенных, а для всех. Здесь кормили всех нуждающихся, приглашали странников исполнять былины и духовные песни. Это была своеобразная проповедь Евангелия. А как известно, в православии князь Владимир чтится как равноапостольный — по примеру апостолов он многих привел к вере и крестил.

Кроме этого, усилиями князя крестились не только простолюдины, но и многие знатные иностранцы. Упоминания о них мы находим в летописях.

Может ли блудник и убийца стать святым?

Именно за все эти заслуги — начиная от собственной перемены и заканчивая крещением и просвещением Руси — церковь и чтит Владимира как святого. Это отображено в житии и акафисте равноапостольному князю .

Для каждого человека, только приходящего к вере, его пример становится назиданием. Он показывает, что Господь готов простить и принять к себе даже ужаснейшего блудника и убийцу, жаждущего власти и обогащения, вчерашнего язычника. Для Бога важно не то, кем ты был вчера, а то кем ты можешь стать сегодня. Стать осознанно, искренне, с пониманием и желанием измениться.

Некоторые факты из жизни святого вы узнаете из видео :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Сергей Баймухаметов, историк

Мало кто знает, что князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.

Казалось, ему, язычнику, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстранённому от киевского двора и сосланному на окраину, - ненавистен был сам дух культурного города, - пишет обозреватель «НИ» Сергей Баймухаметов, решивший сравнить два диаметрально противоположные принципа принятия новой веры – на Руси и в Европе.

Событие раздора

Православный мир отмечает 1030-летие Крещения Древней Руси. Как и всегда, не обходится без политизации. Российские власти устроили в Крыму, в Херсонесе, где князь Владимир принял крещение, грандиозный концерт, на котором присутствовали премьер-министр России Дмитрий Медведев и глава Крыма Сергей Аксенов.

А украинский президент Петр Порошенко особо отметил, что «крещение было европейским выбором князя Владимира». Ранее он же говорил в интервью сербскому телевидению, что «князь Владимир крестил Украину».

В 2016 году, при открытии в Москве памятника князю Владимиру, украинская пресса писала, что это «узурпация, Владимир никогда в Москве не был, Москвы тогда ещё не было». На официальном англоязычном аккаунте Украины в Twitter появилась запись: «Киев принёс на Русь православие. Напоминание России». Официальная представительница МИД РФ ответила: «Киев… продолжает нести. Правда, теперь не христианство, а бред. Хотя и на английском языке».

Варяжский язычник

Князь Владимир, названный потом Святым, сжигал христиан.

История его страшных деяний насильника и убийцы известна - от изнасилования полоцкой княжны Рогнеды на глазах её родителей, до подлого убийства брата Ярополка, которого он пригласил в свой шатёр на переговоры, а на входе два варяга пронзили его мечами с двух сторон. «Под пазухи», - говорится в летописи.

Но мало кто знает, что Владимир был фанатичным врагом христианства.

Что он сделал прежде всего, убив брата Ярополка и взяв Киев? Поставил идолов, языческих кумиров.

Летопись гласит: «Поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Какими «жертвоприношениями»? Какой «кровью»?

В данном случае речь идёт о ритуальном убийстве, о жертвоприношении языческим богам. Зафиксированы имена Феодора и его сына Иоанна – христиан, переселившихся из Византии на Русь, в Киев. Их убили и сожгли на том холме.

О человеческих жертвоприношениях на Руси пишут многие европейские и византийские хроники. Например, жён сводили в могилу вместе с мужьями. А убийство пленных превращалось в гекатомбу. Взрослых – сжигали, детей - душили и топили в реке. Одна из таких гекатомб описана в «Истории» византийского писателя и историка Льва Диакона.

А в «Повести временных лет» за 983 год говорится: «Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам».

Происходило это за 5 лет до крещения Руси.

То есть культ жертвоприношения ушёл не в такое уж далекое прошлое, если людей сожгли заживо в Киеве в конце X века, в относительно цивилизованные времена. Видимо, Владимир вспомнил о былом кровавом обычае не случайно. Это был знак и символ. Знак и символ возврата к древним языческим устоям.

Ведь Киев к тому времени медленно, но верно уходил от язычества. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, приняла христианство, её сын, язычник Святослав в свое правление не препятствовал крещению и проникновению христианства в Киев. Его сын Ярополк, воспитанный бабушкой Ольгой, женился на гречанке-христианке.

Да, в Киеве над христианами посмеивались, но не преследовали. А посмеивались, наверно, так, как часто смеются некоторые деревенские люди над попавшим в их среду городским человеком – над его чуднЫми для них привычками. То есть происходило проникновение христианской культуры, закладывался другой культурный стереотип.

И тут власть захватил Владимир.

Ему, уязвленному, обиженному бастарду, незаконному сыну Святослава от рабыни Малуши, отстраненному от киевского двора и сосланному на окраину, в Новгород, - ненавистен был сам дух Киева, его атмосфера. «Казалось, малокультурная, полуфинская, новгородская окраина Руси религиозно победила столичный огречившийся Киев», – писал крупнейший исследовать истории Русской церкви А.В. Карташев.

Но что же произошло потом?

Не только мы сегодня задаемся этим вопросом. Митрополит Илларион через полтора века после смерти Владимира Святого вопрошал над его гробом:

«Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? …Не видел ты Христа: как же стал ты учеником Его? …Дивное чудо! Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего Возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией... Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа?»

Нам не дано знать.

Возможно, произошло чудо духовного преображения.

Возможно, снизошла на эту страшную душу благодать Божья.

Мы можем анализировать лишь земные перипетии жизни Владимира.

По летописи известна всем сцена выбора веры. Она наводит на грустные размышления: можно ли предполагать, что всё было бы так, как решил один человек, каган Владимир? Государства под названием «Киевская Русь» в природе не было, это научный термин, введенный российскими историками в XIX веке - для удобства обозначения. Может, были и другие мотивы, например, отстраниться от «азиатского» наследия. То государство называлось Киевским каганатом или Русским каганатом. А князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый звались каганами. (Каган – «хан ханов», «великий хан».) В «Слове о законе и благодати», одном из самых ранних произведений древнерусской литературы, XI век, митрополит Илларион писал: «И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были».

Князьями русские властители стали титуловаться позже. Ближайшие соратники половецких ханов, а затем монгольских каганов и золотоордынских ханов составляли «кенез», дословно – «совет». На Руси их называли «кенезы», а потом – «князья».

По летописи, каган Владимир, выбирая веру, выслушивая византийских, хазаро-иудейских и булгарских мусульманских послов, отказался от ислама, потому что мусульманская религия запрещает пить спиртное, мёд. Когда дошло до этого, он будто бы сказал булгарским послам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Вообще, как отмечает исследователь истории Русской церкви А.В. Карташев, есть в этой сцене что-то карикатурное. Но так часто бывает, когда летописи переписывают, подгоняют под тот или иной идеологический канон, пытаются свести к «краткому курсу». Каждый переписчик вставляет что-то свое и корежит по-своему. И получается в итоге нечто невообразимое. «Абсурдистский стиль русских летописей», - как метко определил современный журналист Андрей Воронин.

Но тем не менее, «Повесть временных лет» в данном эпизоде отражает суть – время выбора веры. А если точнее – выбор пути, цивилизации. Восемь лет великокняжеской власти – с убийства Ярополка и захвата Киева до крещения Руси – срок немалый. Особенно в ту эпоху. При всем показном возвращении к язычеству жизнь в Киеве отменить трудно. Одна казнь - как символ. А дальше – нельзя. Тогда надо вырезать христиан поголовно. В том числе и жену-христианку, доставшуюся ему от убитого им брата Ярополка. Да и среди варягов, при всей их буйности и полном пренебрежении ко всему и ко всем, нет-нет да и встречаются новообращенные. Особенно из вождей-конунгов. Вспомним ту же скандинавскую сагу об Олаве Тригвессоне, сыне норвежского конунга и будущем норвежском короле, который жил при дворе Владимира и уговаривал его принять христианскую веру.

Непосредственные события, приведшие к крещению Владимира, описаны в древних арабских и византийских хрониках.

В 986 году в Византии началась гражданская война. Мятеж поднял стратиг Варда Склир, а затем к нему присоединился стратиг Варда Фока. Они начали переговоры с арабским халифом о совместной войне против императора Василия. Таким образом, с юга и с востока Византии угрожали мятежники и арабы. Мало того, с севера и с запада – Болгарский каганат и Киевский каганат. Таким образом Византия попала в окружение, война сразу со всех фронтов. Император Василий начинает переговоры и заключает мир с болгарами, оставляя им завоеванные на тот момент византийские земли. Какое уж тут «возвращение», когда все можно потерять! А к Владимиру обращается за военной помощью. Плата за помощь – византийская царевна Анна. При этом ставится условие - крещение Владимира.

На наш взгляд, странные условия. И от веры в Перуна отрекайся, и воинов предоставь. За что? За женщину? По-русски говоря – за бабу?!

Нет – за статус!

Спору нет, Киевский каганат молод и могуч. Однако – варварская страна. И сам Владимир ощущает себя варваром. А византийская династия – древняя, «настоящая», освященная веками. Женитьба на Анне – это вхождение не просто в императорскую семью, а посвящение в клан «настоящих» царей-базилевсов. Владимир становится таким образом аристократом среди властителей молодых государств. Ни болгарский каган на Дунае, ни болгарский каган на Каме с ним уже не сравнятся.

Так он думал или не так – мы знать не можем.

Владимир пошёл на союз с императором Василием и оказал ему военную помощь в борьбе с мятежниками. Об этом подробно пишут арабские и византийские хроники.

Однако император Василий попытался обмануть кагана Владимира. Царевну Анну за него не отдали. Что, как и почему – неизвестно. Может, Анна воспротивилась, не захотела, подобно полоцкой княжне Рогнеде, идти замуж за сына рабыни. А может, император Василий решил, что теперь, когда угроза миновала, можно и пренебречь обещаниями, данными северному варвару.

Но не тут-то было. Владимир немедленно пошёл в поход на Корсунь-Херсонес и захватил город, угрожая пойти на Константинополь. Да ещё в союзе с болгарами. Император Василий испугался и немедленно прислал царевну Анну, с которой и обвенчался наш Владимир там же, в Корсуни, после чего возвратил город Византии как выкуп за невесту.

Отсюда, из Корсуни, и пошёл он в поход уже на Киев, на Русь.

Неся Крест.

«Опрокинул идолы»

Как свидетельствует летопись, по возвращении из Корсуни князь Владимир «повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками… Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Это – «Повесть временных лет», написанная, понятно, христианскими монахами. Сладкая сказка о радостном крещении всех киевлян: «Пошли люди, ликуя…» Хотя реальность выдает с головой предыдущая фраза: «Если не придет кто завтра на реку… - будет мне врагом». Это даже не ультиматум, а прямая угроза. И попробуй не подчинись – Киев хорошо знал бешеную натуру Владимира, помнил жертвоприношения, сожжение христиан.

Оговорюсь: нам не дано знать, что происходило в его душе. Возможно, крестился он из меркантильных, политических соображений. Возможно, в момент крещения произошло в его душе чудо Преображения. Возможно, ощутил себя великим миссионером - спасал души варваров, обращал их в истинную веру, открывал им свет истинной веры. Но даже если он просто поворачивал страну и народ в русло другой, более развитой цивилизации, он ведь руководствовался высшими целями и самыми благими намерениями - вот в чем дело!

Так или иначе, Владимир провёл крещение Руси с варяжской неукротимостью и жестокостью. Как военный набег на вражеский город. В Киеве народ батогами загнали в Днепр и Перуна били палками. А в Новгороде, для пущего презрения к прежним идолам и кумирам, Перуна волокли «по калу». Летопись свидетельствует: «И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

На этом кончается одна история и начинается другая.

Был ли другой путь?

Как говорили и писали, крещение Руси стало безусловно прогрессивным явлением. Повернувшим нашу страну в русло христианской цивилизации.

Был ли другой путь? Безусловно был. Свидетельство тому – древние хроники. По Северному Причерноморью гуляли в те времена отряды славяно-тюркско-варяжской вольницы, проще говоря – разбойников. Их называли русами, русью. В житии святого Георгия, архиепископа Амастридского (примерно IX век) рассказывается: «Было нашествие варваров - руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом… не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они …достигли наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст».

Захватив Амастру, причерноморский город в Византии, и ворвавшись в храм, разбойники бросились грабить гробницу святого Георгия, думая найти там сокровища, но неожиданно окаменели. И освободились только после молитвы за них одного из пленных христиан. После чего «они уже более не оскорбляли святыни».

Этот источник говорит, что в изначальные времена северные варвары сталкивались с христианской цивилизацией в Причерноморье. Во всех русских летописях упоминаются Корсунь и Тмуторакань (Херсонес и Тамань) не как далекие края, а соседские, привычные. Проникновение христианства и христианской цивилизации на Русь через Крым было спокойным и неостановимым. Оно захватывало как народ, так и высшие слои. Пример тому – княгиня Ольга.

Владимир же с истинно варяжской грубостью и жестокостью сломал начавшийся эволюционный путь. Что, на мой взгляд, отразилось на дальнейшей истории Руси.

Конечно, митрополиты были неким противовесом княжескому абсолютизму, считались независимыми от великих князей, впоследствии царей, так как их утверждал или назначал патриарх Константинопольский. Но с каждым годом и веком это назначение и утверждение становились все более формальными. Да и этой малой доли независимости государство не терпело. Надо сказать, что наши митрополиты и сами хотели быть самостоятельными, хотели быть патриархами. Так совместными усилиями первых царей и митрополитов была порвана тонкая ниточка между Русью и Константинополем. И у нас образовалась своя автокефальная Русская православная церковь, свой патриарх. Разумеется, подчиненный царю.

Но даже и в таком виде церковь мешала светской власти. Очень уж велик был в народе авторитет патриарха. Учтем еще, что патриархи Филарет и Никон фактически правили Русью в самые сложные времена и официально назывались, как и царь, Великими Государями.

И потому Петр Первый, укрепившись во власти, упразднил патриаршество, создав Синод и сделав церковь практически одним из департаментов государственного аппарата.

У мусульман же никогда не было единого церковного центра. После падения Багдадского халифата, где халиф соединял в одном лице светскую и высшую церковную власть, имамы и муфтии стали заложниками ханов, эмиров и султанов.

Когда вера приходит сама, завоевывая умы и сердца - она приходит как благодать Божья, как высшая власть.

Когда крестят огнем, мечом и кнутом – высшая власть у того, кто держит в руках кнут и меч. Хан Узбек, шурин великого Владимирского князя Юрия Даниловича, рубил головы православным и языческим ордынцам, обращая Золотую Орду в ислам. Начав казни с родственников, таких же, как он, потомков Чингисхана.

Казалось бы, через века уже все забылось. Ан нет. Ни один король Англии или Франции не мог сказать, что это его славный предок дал истинную веру этим варварам. А у нас – мог, и говорил. И соответственно вел себя. Более того, смею полагать, что есть нечто выше нашего личного сознания - сознание общественное. Некая аура, витающая над той или иной страной, над тем или иным народом.

Церковь, насажденная государственной властью, стала прислужницей государства – идеологической подпоркой. Таким образом, православие и мусульманство в России изначально не имели и не могли иметь того значения, какое имела церковь в Западной Европе.

Вот в чем наше отличие от Европы. Именно поэтому мы стали такими, какие есть, и история наша сложилась так, как она сложилась.