Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений «Большой – маленький»

«Грибы»

1. «Один - много».

Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

2. «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.

Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

3. «Счет».

Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?».

Суп из грибов – грибной .

Блюдо из грибов – грибное .

6. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а .

Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.

У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.

Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Опята, маслята, мухоморы , сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика , подосиновик.

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Ягоды»

1.«Назови ласково».

Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.

Первая малинка, вторая малинка… и т.д.

3. «Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода.

Клубника – это садовая ягода и т.д.

4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.

Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.

Клюква (какая?) - … .

6. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.

Сок из смородины (какой?) - смородиновый

Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Мандарин , черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник , голубика.

8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какая на вкус?

Съедобная или несъедобная?

Что из нее можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Овощи»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

2. «Один-много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными.

Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.

5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Сок из помидоров – томатный и т.д.

Грядка с огурцами – огуречная и т.д.

Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

    воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель : упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город -.

Одна улица -.

Одна страна -.

Одна река -.

Одно поле -.

Одна гора -.

Игра «Один – много»

Цель : образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры : предложите назвать существительные, употребляя слово «много» .

Лексический материал :

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель : упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры : назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер) ;

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.) ;

едет. (поезд, автомобиль, пассажир) ;

волнуется (море, река, мама, папа) ;

собирает (урожай, гостей) .

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни) .

Игра «Отгадай»

Цель : согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите :

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите :

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель : совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой) (городской) ;

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель : развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) -. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) -.

Край (какой) – …

Город (какой) - …

Парк (какой) -.

Памятник (какой) -.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель : закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход : попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

магазин - ….

Игра «Есть – нет»

Цель : образовывать существительные в родительном падеже.

Ход : предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека - …

вокзал - … дом - …

магазин - … парк - …

улица – … житель - …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель : образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных .

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий) .

горный – (гора, речной – (река, морской – (море) .Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель : закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель : формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река - речка - реченька - речушка - заречный - речной - речонка; Капля - … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель : сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель : подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный) .

Большой –. (огромный) .

Трудный –. (тяжелый) .

Бежать –. (мчаться, нестись) .

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

Конспект логопедического фронтального занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

«В гостях у Лесовичка».

Подготовительная группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Золотая осень».

    Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «лес».

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Коррекционно-развивающая:

    Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

    Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, осенние листья, вырезанные из бумаги, заготовки для картины, выполненные из ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года?

- Осень.

Логопед: Назовите осенние месяцы.

- (ответы детей).

Логопед: Как называется осенняя пора, которая наступает в начале октября?

- Золотая осень.

    Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

1. Объявление темы. Подбор родственных слов.

Логопед: Ребята, я хочу познакомить вас со своим старым другом, Лесовичком. Он живет в лесу. Он очень любит лес и бережет его. Какие родственные слова к слову «лес» вы знаете? Назовите лес ласково (лесок) . Кто ухаживает за лесом? (лесник) . Кто выращивает лес? (лесовод). Как называются ягоды, которые выросли в лесу? (лесные). Как называются мелкие деревца, которые растут под большими деревьями? (подлесок). Как называется небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок). Давайте спрячем в ладошки слова (делим слова на слоги и хлопаем).

Молодцы! Как много слов мы с вами вспомнили. Лесовичок прислал нам электронное письмо. Давайте, посмотрим его вместе! (На слайде презентации - грустный Лесовичок и черно-белая картина «Золотая осень» И.И. Левитана). Ребята, это – картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Называется она «Золотая осень». Но с ней что-то не так, правда? Неужели лес Лесовичка тоже потерял все краски? Я предлагаю вам отправиться в лес и во всем разобраться.

2. Игра «Лист какой?»

Логопед: А по дороге в лес, давайте, соберем опавшие листья. Назовите какой это лист и какого он цвета. (Логопед поднимает с пола листья, дети называют их). Это лист березы, он какой?

- (Это березовый лист, он желтый.)

Логопед: Это лист рябины, он какой?

- (Это рябиновый лист, он красный)

Логопед: Это лист каштана, он какой?

- (Это каштановый, он оранжевый)

Логопед: Это лист дуба, он какой?

- (Это дубовый лист, он коричневый)

Логопед: Это лист осины, он какой?

- (Это осиновый лист, он золотой).

Логопед: Это лист клена, он какой?

- (это кленовый лист, он бардовый).

(Каждому ребенку логопед дает листочек).

3. Гимнастика для глаз.

Логопед: Подул ветер, поднял лист и закружил его (гимнастика для глаз).

4. Игра «Назови признак».

Логопед: Листья все такие разные по цвету. Листья какие?

- (пестрые, разноцветные, яркие).

Логопед: Осенний ветер какой?

- (порывистый, пронизывающий, холодный, северный, колючий)

Логопед: Осенние облака какие?

- (серые, тяжелые, дождливые).

Логопед: Осеннее солнце какое?

- (холодное, тусклое, бледное)

Логопед: Осенний дождь какой?

- (мелкий, моросящий, затяжной)

Логопед: Погода какая?

- (Переменчивая).

5. Игра «Назови действие».

Логопед: Ветер что делает?

- (Ветер срывает листочки с деревьев, дует).

Логопед: Листья что делают?

- (желтеют, опадают).

Логопед: Дождь что делает?

- (моросит, льет, идет)

6. Игра «Признаки золотой осени»

Логопед: Ребята, назовите признаки золотой осени.

- Дует северный ветер.

Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Перелетные птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме, меняют шубку.

Люди убирают урожай.

    Развитие мелкой и общей моторики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем.

2. Физкультурная минутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево!

Тихо сели – вновь за дело.

    Составление предложений и запись графической схемы предложения.

(На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте). Логопед: Ребята, давайте создадим свою картину, изобразим золотую осень.(Логопед выставляет панно и части картины). Перед вами лежат части картины. (На столе лежат вырезанные из ткани кроны деревьев, тучка, солнце, трава). Выберите любой предмет, прикрепите на нашу картину и объясните, почему вы решили его прикрепить.

- Я прикреплю солнышко, потому что золотой осенью погода переменчивая, и часто светит солнце.

Я прикреплю зеленую и желтую траву, потому что золотой осенью трава в некоторых местах желтая, а в некоторых еще зеленая.

Я прикреплю желтые и красные деревья, потому что золотой осенью деревья надевают разноцветный наряд.

Я прикреплю серые тучи, потому что осенью по небу плывут серые тучи.

Логопед: Посмотрите, ребята! Картина художника тоже приобрела яркие и сочные краски! (На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень»). Что на ней изображено? (Золотая осень). Кто написал эту картину? (Левитан). Лесовичок обрадовался, его лес стал ярким, разноцветным. Чтобы лес не тускнел, не погибал, его надо беречь, охранять от мусора, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать и ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас в любое время года. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

    Итог. Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

А что вам не понравилось?

(Ответы детей)

Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения.

Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению.

Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста.

Совершенствование фонетико-фонематических функций
и лексико-грамматического строя речи у дошкольников
в играх и упражнениях

Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.

В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза.

В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов.

Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми.

К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей.

В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.

Лексико-грамматические игры и задания

1. « Я знаю…».

Взрослый говорит: «Я знаю пять названий ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.

2. «Большой – маленький».

Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. (напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)

3. «Отгадай, что задумано».

Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

4. «Повара».

Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный)……» Можно варьировать задания, напр.:

  • суп из двух овощей (например, свекла и лук — свекольно-луковый).
  • компот из фруктов (одного или двух).
  • варенье из ягод (одного вида или нескольких).

5. « Что бывает….?»

Можно использовать разные варианты:

Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.), ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш. т.д.)

Согласование сущ. и прил. в роде и числе:

«Про что я скажу –

  • зеленая….» — «Трава, лягушка,…»
  • синее …. – небо
  • хрустальная — ваза
  • разноцветные – карандаши

Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» — «Лейка».

6. «Третий лишний».

Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например:

  • груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ)
  • стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)

7. «Детеныши».

Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера), ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.

8. «Назови ласково».

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т.д.) Лучше называть по-очереди.

9. Игра «Чей, чья, чье».

У льва…
морда –
хвост –
зубы –

У тигра …
уши –
глаза –
шерсть –

У слона…
ноги –
хобот –
глаза –

У зебры…
шкура –
копыта –
морда –

(например, у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи)

10. «Листочки».

Взрослый предлагает ребенку назвать, какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы – …, а у осины – …, а у клена – …, а у дуба – …, а у каштана – …, а у тополя – …, а у рябины – …, а у яблони – …, а у ивы – …, и др.»

11. «Положи на место».

Взрослый предлагает ребенку назвать посуду, где лежит:

Масло –
Хлеб –
Соль –
Сахар –
Сухари –
Конфеты –
Салат –
Соус –
Селедка –
Фрукты –
Суп-
Мыло -

12. «Назови наоборот».

Добрый – злой
Старый –
Черный –
Светлый –
Большой –
Длинный –
Высокий –
Широкий –
Толстый –
Острый –
Веселый –
Смелый –
Быстрый –
Чистый -
Гладкий -
Молодой -

13. «Назови профессию».

Кто водит автобус?
Кто летает на самолете?
Кто летает на ракете?
Кто управляет кораблем?
Кто ездит на мотоцикле?
Кто водит трамвай?
Кто ездит на велосипеде?
Кто управляет поездом?

14. Игра «Бывает – не бывает».

Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность.

Например:

Девочка ловит бабочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана бабочкой.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
Девочка отпущена бабочкой.
Бабочка отпущена девочкой.
Девочка отпустила бабочку.

15. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и исправить ошибку-повторение, например:

1. В деревне жили старые старики. (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
2. Ковер запылился пылью. (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
3. Мама посолила суп солью.
4. В саду гуляют маленькие малыши.
5. К весне зелень зазеленела.
6. У Юры жил молодой котенок.
7. У меня есть деревянная деревяшка.

Задания для развития связной речи

1. Составить предложение…

о фрукте, животном, растении (или любом другом предмете из любой лексической темы), используя заданное слово, например, растет, зреет, собирают, пастух, конюшня, шерсть, корни, лепесток….

2. «Продолжи рассказ».

Например:

- «Девочка сняла шкурку с апельсина и увидела, как много в нем долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек?…….»

- «Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в соседский огород. Вдруг……»

- «Волк охотился на зайца, но заяц оказался очень хитрым.Он…..»

3. Пересказ рассказа.

Пересказать рассказ своими словами (выбирается любой короткий текст)

Например:

Была у Миши собака Шарик. Миша и Шарик дружили. Однажды Миша и Шарик пошли купаться. Миша подошел к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Мишей. Верный друг спас Мишу.

«Хитрая лиса»

Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мертвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса схватила глупую ворону и убежала.

4. Разучивание стихотворений.

Разучивание стихотворений с разной интонационной выразительностью, возможно дополнение разными заданиями.

Например:

«Листопад»

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинок…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
- Везде листопад: На пороге морозы.

  1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?
  2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают… (что?-листья)
  3. Какое слово лишнее и почему: дуб — рябина -осень — осина (осень, потому что остальные слова — названия деревьев).
  4. Чего в лесу больше-деревьев или листьев?
  5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т) – выполняется, если доступно ребенку.
  6. Рассказывание о проведенном дне (каком-то происшествии, поездке куда-то, или др.)
  7. Составление описательных загадок.

Например:

- « Это домашнее животное. Оно может жить в будке, а может прямо в квартире…..»

- « На этом предмете мебели можно сидеть, но у него нет спинки.»

Задания для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребенку повторить последовательность слогов разной конфигурации (от простого к сложному). Например:

ба – па
га – ка
да – та
ва – ка
на – ня
са – ша – са
ба – па – ба
та – да – та
ка – га – ка
та – тя – та
за – са – за
жа – за – жа
ца – са – ца
ла – ля – ла
ча – тя – ча

Взрослый и ребенок могут по-очереди называть слоги друг другу.

2. Игра «Повторюшки» (вариант сложнее).

Взрослый предлагает ребенку повторить слова с разной звуко-слоговой структурой. Например: фантик, ступенька, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, экскаватор, регулировщик, виолончелист и др. (от простого к сложному)

3. «Цепочки» («Словесное домино — звуки»).

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний звук предыдущего слова. Например: стол – лодка – аист – торт – трон – нос – сок – кот — ….

4. «Цепочки» («Словесное домино — слоги»)

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний слог предыдущего слова. Например: кошка – каша – штора – радуга – газета – ….

Эта игра доступна детям старшего возраста.

5. «Посмотри вокруг и назови».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.

6. « Угадай, что задумано».

Взрослый, предлагая ребенку картинки (или можно воспользоваться предметами окружения) говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук С. Угадай, что я задумал». Затем игроки меняются местами.

7. «Услышишь – хлопни».

Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук Ш (шуршание листьев) — хлопай в ладоши. Слушай внимательно». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).

8. Услышать и назвать общий звук в паре слов.

Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов.

Например:

вишня – груша
лук – чеснок
крыжовник – баклажан
заяц – огурец
рыба – мороженое
лук – сок
и так далее.

9. «Рифмы».

Взрослый предлагает ребенку придумать рифму (похожее по звучанию слово) к названному слову.

Например: сок – носок, кочка – почка, бочка – дочка, мошка – кошка, книжка – шишка, пышка – мышка, редиска – сосиска, …

Посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений взрослые также получат необходимый для родителей будущих первоклассников опыт. Ведь начальная школа – это этап, когда юным ученикам важна помощь родителей при обучении правописанию и чтению.

Егорова Надежда Михайловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №91 Московского района
г. Санкт-Петербурга