Система повышения квалификации преподавателей высшей школы. Педагог высшей школы как преподаватель и исследователь

Описание курса:

Приглашаем учителей, преподавателей и других педагогических работников, желающих получить новые компетенции, и других заинтересованных лиц освоить новую специальность «Педагог высшей школы».

Под высшей школой в узком смысле понимаются учебные заведения, реализующие программы высшего образования. Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ к ним относятся программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, а также подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре и ассистентуре-стажировке. Её задачей является подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики, научной и технической деятельности и сферы культуры.

Высшее образование представляет собой передачу обучающимся основанных на последних научных, технических и культурных достижениях систематизированных знаний и навыков практической работы, которые в будущем должны позволить им решать возложенные на них задачи на высоком профессиональном уровне. Оно также способствует формированию активной и свободной личности, являясь таким образом одним из важнейших каналов общественного развития. Основу подготовки в высшей школе составляют образовательные стандарты соответствующего уровня обучения.

Специализированная подготовка преподавателей для работы в высших учебных заведениях предполагает формирование у них компетенций по методическому обоснованию и реализации всех видов учебной, научной и воспитательной работы, использование средств педагогического мастерства для мобилизации самостоятельной работы студентов, развитие у обучающихся устойчивых навыков обучения, исследовательской работы и творческого мышления. Кроме непосредственной реализации образовательных программ педагоги высшей школы должны способствовать созданию новых знаний, развитию наук и искусств, повышению квалификации, переподготовке и дополнительной подготовке специалистов.

Согласно профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, и квалификационным характеристикам, преподавателю образовательной организации высшего образования необходимо иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых им дисциплин. При отсутствии педагогического образования ему желательно пройти профессиональную переподготовку в области педагогики.

Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы

Программа профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы соответствует квалификационным требованиям и учитывает требования образовательных стандартов высшего образования по педагогике.

Содержание курса включает изучение теоретических основ педагогики и психологии высшей школы, педагогического мастерства и технологий профессионально-ориентированного обучения, регламентирующих деятельность нормативно-правовых актов, получение навыков разработки и проведения теоретических и практических занятий, применения информационных технологий для научной, педагогической и воспитательной работы, разбор типовых ошибок и решение возникающих проблем.

Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в СНТА

Курс профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы проводится дистанционно. Жители любого региона России могут пройти его без посещения академии, достаточно только компьютера и выхода в сеть Интернет.

Дистанционные технологии позволяют применить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дополнить курс специальными дисциплинами с учетом его профессиональных потребностей и требуемого объема учебных часов. За счет возможности успешно совмещать обучение и основную работу, он может оперативно применять новые компетенции в практической деятельности.

Обучение возможно в удобном для слушателя режиме. Доступ к учебным и методическим материалам предоставлен круглосуточно на образовательном портале академии. В случае необходимости могут быть проведены консультации ведущих специалистов посредством видеоконференций. Промежуточные и контрольные тестирования проводятся в режиме онлайн, а диплом высылается на дом курьерской службой.

Акции:

Полуаемые документы:

Важно! В дипломе не указывается форма обучения (очная/заочная).

Условия поступления:

Обучение по направлению «Педагог высшей школы» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

  • Иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании по специальности
  • Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Педагог высшей школы» в электронном формате:
    - по электронной почте,
    - по форме обратной связи на сайте,
    - или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;
  • Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
  • После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
  • Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Педагог высшей школы».

Несомненно, в любом образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Именно педагогу принадлежит ведущая роль в становлении профессиональных качеств и развитии личности студента. Поэтому в современных условиях, в связи с известными изменениями в Российской высшей школе, к преподавателям предъявлены особые высокие требования. Деятельность преподавателя вуза мы видим во взаимодействии педагога и студента на высоком уровне межличностных отношений, которые направлены на личностный рост обоих участников данного процесса.

Преподаватель современного вуза – это не только специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями, но и учитель способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные педагогические задачи. Однако задачи не могут быть решены только средствами педагогики или методики преподавания конкретных дисциплин. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, «что для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. «Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал» .

Только совмещение педагогической и научно-исследовательской работы способно наиболее полно

раскрыть профессиональное мастерство и талант преподавателя вуза. Исследовательская работа наполняет внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогическая работа способствует глубокому обобщению и систематизации материала, более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.

Профессионализм педагога высшей школы заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений:

Специальных (знание теории своей науки и практические умения применять их в практике преподавания);

Психолого-педагогических (знаний психологических и дидактичных основ преподавания избранной дисциплины, знание и учет психологических особенностей студентов и собственных личностных черт, закономерностей восприятия студентами содержания);

Методических (обладание методами, приемами и средствами донесения научной информации студентам).

Организационных (обладание умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и руководить деятельностью студентов).

Методическую работу, как составляющую профессиональной деятельности педагога в высшей школе, мы считаем важным фактором в управлении образовательным процессом. Поскольку хорошая организация и эффективность методической работы может существенно влиять на качество и конечные результаты обучения.

Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» .

Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов) .

В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении» .

Главная цель каждого преподавателя высшей школы как методиста – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, образованности и компетентности выпускников.

Преподаватель должен обладать основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе такими, как структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач.

Методическая работа преподавателя высшей школы неразрывно связана с исследовательской, то есть научной деятельностью.

Научная деятельность – это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. Научная деятельность носит целесообразный характер, т.е. всегда имеет целевую направленность. Она протекает в системе определенных социальных отношений и условий и ориентирована на достижение практически значимого результата. Ключевой ее особенностью является присущий ей интеллектуальный характер.

Учитывая специфику научной деятельности преподавателя высшей школы, его саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки (тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе); научном творчестве преподавателя высшей школы, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя, высокой научной продуктивности; интенсивной постоянной умственной познавательной деятельности, которая дарит вузовскому ученому творческое долголетие; конструктивных и гностических компонентах в структуре научной деятельности преподавателя, а в структуре его личности на недискурсивном эвристическом мышлении, целостности интеллекта и длительной сохранности интеллектуальных функций; профессионализме преподавателя в области научных исследований; проектировочной деятельности вузовских преподавателей, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности обучающихся, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты.

Научно-исследовательская работа преподавателя высшей школы может включать: подготовку и защиту преподавателем диссертации; написание монографий, учебников; патентование научных работ; подготовку докладов на научные мероприятия; научных статей; научное редактирование учебных пособий, монографий, научных статей; написание отзывов на авторские заявки на изобретение; участие в НИР кафедры, запланированных научных программах и конкурсах; участие в научных проектах совместно с другими научно-исследовательскими организациями и учреждениями; подготовку творческих материалов; подготовку проектов для участия в конкурсах, тендерах и др.

Результаты научно-исследовательской работы, в том числе проведенные теоретические и экспериментальные исследования, являются основой для преподавания дисциплин и учебно-методической работы в областях профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.

Таким образом, преподаватель высшей школы – это педагог, методист, ученый, исследователь. Содержание профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы включает педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, управленческую, воспитательную, деятельности. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научно- исследовательской деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы требует постоянного самосовершенствования, т.е. повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития.

Список литературы

1. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. – Курган: ИРОСТ, 2011.- 138с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383с.

3. Немова,Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.- 176с.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П.Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 1999.-427с.

5. Федеральный закон Российской Федерации №127-ФЗ от 13 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»

6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется государственная концепция «научно-исследовательских

университетов». Ее суть в том, что в системе высшего образования первостепенное внимание требуется обращать на развитие научной работы в инновационных направлениях, на максимальное повышение научного потенциала преподавателей и широкое развертывание ими исследовательских работ, в первую очередь - имеющих экономическую и практическую полезность. Поэтому преподаватели должны быть прежде всего нацелены на привлечение студентов к научным исследованиям - совместным или даже самостоятельным. Именно «научные показатели» (число публикаций и патентов, грантов и премий, индекс цитируемости в реферируемых журналах, прежде всего - в зарубежных, уровень оснащенности лабораторий и объем финансирования исследований, число сотрудников - лауреатов Нобелевской премии и др.) являются главными индикаторами модных в наше время «рейтингов» для определения престижности университетов.

С этой концепцией напрямую связано расширение финансирования для закупки новейшего научного оборудования и модернизации лабораторной базы, создание «бизнес-инкубаторов» и специальных междисциплинарных исследовательских групп, приглашение крупных ученых из-за рубежа для руководства российскими научными коллективами. Особое значение предлагается придать расширению академической мобильности студентов и преподавателей, прежде всего - командированию за границу магистров и аспирантов. Одновременно меняется структура управления высшим образованием: на первые роли выдвигается организация и контроль за научными исследованиями, составление отчетов о их проведении и результатах, о научных статьях и монографиях, о грантах и премиях, вычисление индекса Хирша каждого преподавателя и проч.

Нисколько не умаляя значения научной компоненты в функционировании вуза и профессиональной деятельности каждого педагога, хотелось бы акцентировать внимание на еще одном аспекте жизни университетов. К сожалению, о нем сегодня как-то слишком мало говорят, его значение непроизвольно или конъюнктурно оставляется в тени, как-то недооценивается и даже постепенно, но неуклонно снижается. Речь пойдет, казалось бы, о банальной, но фундаментальной и вечной истине: университет - прежде всего

УЧЕБНОЕ заведение.

Главной для высшей школы всегда была и неизменно остается задача давать качественное образование всем студентам, готовить из них добротных специалистов. Причем не только единичных перспективных ученых-исследователей, способных генерировать новые идеи и двигать вперед науку, но и значительное число рядовых практических работников для, если угодно, рутинной, но абсолютно необходимой эффективной деятельности в различных сферах жизни общества. Ибо только достаточная масса профессионалов высокого класса, занятых самой различной - яркой творческой или черновой повседневной - работой, составляет тот «интеллектуальный капитал»,

который выступает гарантом успешного и динамичного административно-политического, хозяйственно-экономического,

финансового, научно-технического, социального, культурного развития страны.

Такие профессионалы не могут формироваться в вузовских аудиториях и лабораториях сами по себе, стихийно и автоматически. Этот процесс требует от всех сотрудников вузов огромных усилий, высокого профессионализма и креативности, человечности и терпеливого внимания. Но обеспечить эффективность этого процесса -прямая обязанность прежде всего вузовских преподавателей, ассистентов, доцентов, профессоров, непосредственно работающих со студентами. Особенно с начинающими: от того, насколько

качественным и личностно ориентированным будет предметное обучение в начале университетского пути, насколько профессиональнопедагогически и психологически удастся разглядеть, оценить и обеспечить развитие потенциала персонально каждого младшекурсника, зависит успешность его дальнейшей судьбы - и как специалиста-практика, и как ученого-исследователя.

Следовательно, высшей школе, для того чтобы эффективно готовить высококачественных специалистов, необходимо в первую очередь заботиться о формировании и поддержании высококвалифицированного педагогического коллектива. В частности, без решения проблемы подготовки педагогических кадров высокого уровня невозможно серьезно говорить о становлении и развитии научно-исследовательских университетов.

Какое же содержание вкладывается сегодня в понятие «современный высококвалифицированный преподаватель высшей школы»? Конечно, он обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе новых достижений в «своей» области знаний, следить за новыми научными статьями и монографиями, как российскими, так и зарубежными. Он должен активно заниматься и собственной исследовательской работой, систематически публиковать в журналах, докладывать на форумах и внедрять в практику свои научные результаты. Это необходимо потому, что без эффективной научно-исследовательской работы по большому счету практически (за редчайшими исключениями) невозможна действительно эффективная преподавательская работа. (И, чисто прагматически, потому, что без научных результатов и публикаций мало шансов успешно пройти переизбрание на следующий срок. Не секрет, что при принятии кадровых решении в вузах прежде всего учитываются отнюдь не педагогические способности и достижения, не методические наработки и учебные разработки, а «список научных трудов» и «индекс цитирования»).

Однако было бы глубочайшим заблуждением рассматривать преподавателя университета просто как научного работника. Ибо это прежде всего педагог, Учитель, обучающий и воспитывающий молодое поколение. Конечно, творчество исследователя требует много упорного труда и серьезных умственных усилий - совсем не просто настойчиво «беседовать» с листами бумаги в библиотеке, терпеливо искать объяснение какому-нибудь факту или мучительно обдумывать план эксперимента в лаборатории. Но процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и творческим задаткам, по профессиональной целеустремленности и личностным интересам, по психологическим особенностям и учебной дисциплине, далеко не то же самое, что процесс участия в развитии фундаментальной или прикладной науки. Здесь требуются еще и совсем другие способности и даже - особый талант.

Преподаватель должен обладать глубокими и разносторонними познаниями в своей предметной области, быть в курсе новейших научных достижений - это аксиома. Но аксиомой является и то, что преподавание любой дисциплины - сложнейшая сфера человеческой деятельности, где отличное владение содержанием предмета и собственные достижения в творческих исследованиях сами по себе успеха совсем не гарантируют. Каждый может обратиться к своему студенческому прошлому- и легко вспомнит как тех преподавателей (часто без высоких научных званий), на занятия к которым все ходили с радостью и нетерпением, так и тех преподавателей (имевших подчас высокие научные заслуги), занятия которых проходили в скучающей полупустой аудитории. Ведь для обеспечения успеха педагогу мало быть ученым - надо еще глубоко владеть всем технологическим комплексом приемов передачи знаний и организации учебного процесса. Необходимо не только отлично знать, что преподавать, но и отлично уметь преподавать.

Следуя новомодной терминологии, это можно было бы назвать «компетенцией преподавателя».

Процесс преподавания требует постоянно обдумывать приемы преподнесения знаний, опробовать различные варианты объяснений и выбирать лучший из них, отбирать методические «изюминки». Постоянно накапливая и осмысливая свой преподавательский опыт, обогащая его обсуждениями с коллегами, творческий педагог непрерывно собирает материал для реализации своей мечты - для формирования собственного стиля преподавания. Результаты такой деятельности достойны публикаций и обсуждений на конференциях, ибо действительно представляют собой научные исследования по теории и практике педагогического процесса высшей школы. В самом деле, разве работа над действительно оригинальным, отлично удовлетворяющим студентов «своим» курсом, над «своей» методикой, над «своим» учебником требует меньше таланта, сил, настойчивости, творчества, терпения, чем над научной статьей или монографией? Несомненно, что разработка авторских курсов лекций, создание новых методических разработок, написание современных учебников и учебных пособий, особенно по новым направлениям науки и техники, - актуальный, серьезный и уважаемый труд, крупный вклад в образование и науку, в развитие всего общества.

Поэтому необходимо всячески поддерживать у всех преподавателей активный поисковый интерес ко всем аспектам преподавательской работы, а общественное отношение к педагогическому творчеству должно быть такое же, как к научному.

Несомненна важность вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Однако совершенно очевидно, что участие в исследовании, которое представляет собой действительно настоящую научную работу, а не имитационную «деловую игру» в науку, немыслимо без глубокой изначальной предметной подготовки, без создания прочного профессионального задела - овладения должным, достаточно богатым запасом основополагающих, базисных знаний. (Конечно, известны случаи, когда младшекурсники, даже школьники, и даже люди без образования совершали открытия: инсайт может посетить любого. Но не стоит уповать на счастливые, но редчайшие исключения.) Значит, залогом успешного привлечения студентов к серьезным научным исследованиям в значительной степени является качество того «знаниевого» фундамента, который должен быть заложен на первых курсах университета. А это могут обеспечить только высококвалифицированные во всех отношениях педагоги.

Как же обстоят дела с преподавательскими кадрами в нашей высшей школе? Хотелось бы привлечь внимание к нескольким сторонам этого весьма серьезного вопроса.

Важнейшая из них - как педагогический коллектив вуза пополнять креативными, творческими молодыми кадрами. Преподавателей «от Бога» в университет никто «со стороны» не пришлет, выращивать, готовить их для себя должен он сам. Еще С.И.Гессен в качестве одного из трех самых главных, узловых принципов высшей школы выделил «способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых». В самом деле, где, кроме как в самом техническом университете, можно воспитывать новое пополнение преподавателей, например, для кафедры «Холодная штамповка металлов»? Поэтому формирование молодой профессионально компетентной и педагогически обученной преподавательской смены является важнейшей, системообразующей функцией всех вузов , единственно могущей обеспечить надежную базу для дальнейшего поступательного развития всей системы подготовки специалистов с высшим образованием для страны.

Но как у нас обычно осуществляется формирование этой смены? На преподавательские должности университетских кафедр приходят, в основном, молодые люди, традиционно отбираемые из числа обучавшихся в аспирантуре и успешно защитивших диссертации. Каждый из них действительно получил обширный багаж знаний по своей научной специальности, зарекомендовал себя перспективным исследователем. Однако они в абсолютном большинстве совершенно не знакомы ни с психологией и педагогикой высшей школы, ни с общими принципами, современными методами и практическими приемами эффективного преподавания, фактически не имеют навыков реальной педагогической и воспитательной работы со студентами.

Иначе говоря, в своей массе они не владеют даже основами того, что называется «педагогическим мастерством», без которого невозможно эффективно преподавать. И потому ему надо целенаправленно и заранее учить. Но в нашей аспирантуре ничему такому не учат: никакой специальной подготовки к преподавательской деятельности не предусматривается (поскольку трехлетнего срока с трудом хватает на выполнение диссертационной работы), а включаемая в аспирантский учебный план «педагогическая практика» (всего-то 50 часов!) проходит зачастую формально и бессистемно или просто является фикцией.

Глубоко ошибочным представляется широко распространенное мнение, что любой толковый молодой исследователь за 3 - 4 года преподавания в вузе всему необходимому самостоятельно научится «методом проб и ошибок» и автоматически станет хорошим преподавателем. С такой точкой зрения трудно согласиться. Но даже если с этим согласиться, не слишком ли негуманно уготовить нескольким сменам его студентов роль «подопытных мышек» для самоформирования педагога? Не потеряем ли мы за годы такого эксперимента перспективных молодых людей, к которым не было найдено умелого подхода, которые не получили нужного внимания и должного обучения? Конечно, того, кто не хочет или не способен преподавать, все равно не удастся приобщить к таинствам этого мастерства. Но тому, кто чувствует призвание передавать свои знания молодежи, надо помочь безболезненнее (и для него, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога.

Нельзя не упомянуть и еще один аспект целесообразности педагогической подготовки аспирантов, актуальный в связи с активно обсуждаемой сегодня задачей гуманизации образования. Мы весьма неохотно признаем, что среди окончивших аспирантуру (и даже среди «успешно защитившихся») имеется значительная группа тех, кто, будучи несомненно грамотным специалистом, оказывается не в состоянии самостоятельно продолжать глубокие научные исследования, активно генерировать новые идеи, публиковать новаторские работы. Это не их вина, каждый человек занимает свое собственное место в науке.

Но многие из таких молодых людей, имея весьма высокий уровень профессиональной квалификации, проявляют серьезный интерес к преподаванию и с энтузиазмом готовы были бы им заниматься. Создание продуманной системы педагогической подготовки аспирантов откроет для каждого из них реальную возможность действительно укрепиться в своем желании стать преподавателем, подготовиться к этой специфической деятельности и затем прийти на важную для общества работу. Или послужит своеобразным фильтром, который позволит вовремя осознать, что это дело - «не его».

Педагогическая подготовка аспирантов позволит вузам пополнять свой преподавательский корпус молодыми кадрами, что особенно важно для его омоложения и преодоления печальных последствий имевшей место «внешней и внутренней утечки мозгов». Для этого потребуется серьезно пересмотреть и модифицировать программу обучения в аспирантуре. Лет двадцать назад был сделан шаг в нужном направлении: вузам разрешили открывать программу «Преподаватель высшей школы», обучаясь на которой аспиранты могли бы, параллельно с работой над своими диссертациями, по своему желанию овладевать основами педагогического мастерства. Однако этот шаг не получил ни широкого распространения, ни реального продолжения.

Между тем сегодня этот вопрос приобретает особую актуальность. И для закрепления системы подготовки аспирантов к полноценной педагогической работе имело бы смысл установить, что молодой человек, претендующий на преподавательскую должность, не может участвовать в конкурсных выборах без представления документа о педагогическом образовании.

Другая сторона поставленного выше вопроса о преподавательских кадрах касается уже работающих в вузах преподавателей старших поколений. Безусловно, большая их часть - люди с большим стажем и богатым опытом работы, с глубокими профессиональными знаниями, внесшие серьезный вклад в науку, через руки которых прошло не одно поколение студентов. (Не будем лукавить - в наших вузах встречаются

и те, кто формально отбывает «преподавательскую повинность», и те, кому преподавательская работа просто противопоказана - но не о них мы ведем речь.) Однако работа педагога требует постоянного и систематичного овладения все новыми и новыми знаниями в своей предметной области, слежения за последними научными

достижениями, освоения многочисленных современных методов, методик, технологий, средств обучения. Нельзя не признать, что у целого ряда вузовских преподавателей педагогический и предметный «багаж» формировался достаточно давно, в определенном смысле устарел, а самостоятельно поддерживать его в полной мере на уровне сегодняшних требований и новых реалий далеко не всегда есть возможности и время. В этом нет вины добросовестных

преподавателей - такова специфика педагогической профессии.

Исправлять положение должна система повышения квалификации вузовских преподавателей. Такая система существовала и успешно функционировала в советском высшем образовании, но, к сожалению, затем была разрушена реформаторами от образования. Если мы

высшей школы, - мы должны возродить эту систему, создать новую схему ее работы, внести в нее новое содержание. Она должна максимально содействовать обеспечению абсолютно необходимого качества образовательной среды - постоянного повышения педагогического и предметного уровня работников высшей школы. Поэтому целесообразно вкратце перечислить те направления, которые должны быть включены в программу этой системы.

В современных условиях главнейшую роль играет личностноориентированное обучение, а это предполагает, что преподаватель владеет нужными познаниями в области психологии и многообразными психологическими инструментами. Современный педагог высшей школы знаком с научной спецификой процесса обучения и познания, коммуникабелен, готов и умеет слушать и понимать молодежь, способен находить подход к каждому отдельному студенту и устанавливать контакт с целой аудиторией, управлять ею. Всем подобным психологическим аспектам преподавания раньше, во времена «классно-урочной системы», уделялось весьма слабое внимание, многие преподаватели имеют обо всем этом довольно смутное представление.

Сегодня мы наблюдаем целый ряд вызовов, диктуемых резким ростом объема информации, подлежащей усвоению и осмыслению студентами, появлением специфических административных требований к их «знаниям, умениям и навыкам» и переходом на «компетентностную парадигму» образования, изменением понимания и оценки как «качества» конкретного выпускника, так и качества работы отдельного педагога и вуза в целом. Возможность достойно ответить на эти вызовы в значительной степени определяется знакомством преподавателя с общими фундаментальными положениями дидактики, осознанием им специфики процесса обучения в современном университете, владением проектными методами, умением находить, создавать и использовать нужные педагогические приемы. Дать необходимые конкретные знания по всем этим вопросам, которые можно и нужно применить в практической работе со студентами, призвана педагогика высшей школы. И очень жаль, что значительная часть преподавательского корпуса фактически не знакома с основными положениями этой науки и, более того, весьма скептически относится к необходимости с ними познакомиться.

Преподавание любого предмета в университете XXI века уже немыслимо без полноценного освоения современных информационно-компьютерных образовательных технологий. Речь уже идет не о техническом «управлении компьютером», не об умении использовать простейшие программы и опции. На повестке дня - активное привлечение компьютера, интернета, электронных и мультимедийных продуктов для проведения занятий, проверки результатов обучения, развития у студентов навыков самостоятельного получения знаний, активное внедрение дистанционного обучения, использование интерактивных методов обучения и др. Все мы помним, как примерно 30 лет назад преподаватели вузов проходили курсы «компьютерного ликбеза»; сейчас настало время сделать очередной, новый шаг вперед.

Педагогическая деятельность - это большое и трудное искусство, своеобразный «театр одного актера», а каждое занятие - своеобразный мастер-класс. И потому педагогу следует по возможности осваивать элементы актерского мастерства, ораторского искусства, риторики, грамотности и техники русской речи, тактики толерантного ведения дискуссии. И, конечно, каждый преподаватель должен расширять свой культурный кругозор, быть настоящим интеллигентом, гражданином и гуманистом.

В рамках повышения квалификации следует уделить особое внимание профессиональному, научному росту преподавателя. Необходимо выделить специальное время для завершения диссертации или монографии, для оформления научной публикации или учебного пособия. Но важное значение имеет и овладение педагогом новыми практическими приемами методики преподавания конкретной, «своей» дисциплины. Здесь ставка должна быть сделана прежде всего на стимулирование собственных подходов и разработок в преподавании, на поиск оригинальных методических находок, на их обсуждение и публикацию. Методика преподавания науки - это, по большому счету, неотъемлемая часть самой науки, ибо без обучения, пропаганды, популяризации, распространения наука существовать и развиваться не может. Недаром в программы многих международных конференций, наряду с «научными» секциями, почти всегда входят и отдельные секции по методике преподавания.

Наконец, надо специально подчеркнуть необходимость знакомства с целями и задачами воспитательной работы со студентами, освоения современных методик ее организации. Еще совсем недавно само слово «воспитание» было объявлено у нас чуть ли не ругательным, но сама жизнь убедительно продемонстрировала, к каким катастрофическим последствиям это привело. И потому преподаватель должен не просто передать своим студентам некую сумму знаний, приобщить их к самостоятельному труду, мышлению и поиску, но и помочь им стать людьми XXI века, гражданами нашей Родины, членами трудового коллектива. Это особенно сложная и особенно важная задача - что хорошо выразил И.Кант: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».

Проблема повышения квалификации наших преподавателей старших поколений требует большого внимания и деликатного подхода. Жизнь идет вперед с фантастической быстротой, меняются ориентиры и ценности конкретных знаний, открываются новые факты, направления и даже науки, появляются неведомые раньше методики и технологии образования. И для того, чтобы учить наших студентов на уровне, соответствующем сегодняшним условиям и требованиям, необходимо заинтересовать преподавателей в овладении педагогическими знаниями и во внедрении педагогических инноваций и создать для этого все возможности.

Обсуждая дальнейшее развитие высшей школы, мы всегда должны предвидеть, какие специалисты и в каком количестве будут необходимы. От этого зависит расширение или сокращение числа обучающихся, открытие новых и закрытие уже не нужных направлений подготовки. Но существуют «вечные» профессии; к ним относится и профессия преподавателя вуза. Реализация программы педагогического обучения аспирантов и создание эффективной системы повышения квалификации практикующих педагогов обеспечат нашей высшей школе реальную возможность готовить для себя нужные элитарные научно-педагогические кадры. Задача планомерного и целенаправленного формирования таких кадров, наконец-то, должна войти в список приоритетов государственной политики в области образования.

Педагогика высшей школы включает образовательные методики и психологические подходы преподавания в высших учебных заведениях. Качество получаемого студентами образования во многом зависит от педагогического уровня и квалификации преподавательского состава. Педагог высшей школы не просто должен владеть предметом, но и создавать условия, в которых обучение студентов будет происходить наиболее эффективным способом. Регулярное повышение квалификации педагогов способствует оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях любого уровня, а вместе с тем и повышению компетенции выпускников этих заведений.

Межрегиональная Академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) предлагает для преподавателей и учителей. Обучение проводится в полностью дистанционном формате. Программы педагогических курсов в МАДПО полностью соответствуют нормам ФГОС . Получить дополнительное образование могут сотрудники образовательных учреждений, постоянно проживающие в Москве или в любом другом регионе. По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации (установленного образца) .

На курсы МАДПО принимаются специалисты с оконченным высшим или средне-специальным образованием, занятые в сфере педагогики высшей школы, поэтому длительность программы обучения варьируется от 72 до 140 часов . В учебный курс включены общие дисциплины и узкоспециальные, в зависимости от уровня заведения и характера деятельности слушателя:

  • Основы педагогики высшей школы;
  • Педагогика высшей школы в системе образования РФ (ФГОС);
  • Методики преподавания в высших учебных заведениях;
  • Организация и планирование занятий, иных учебно-просветительских мероприятий;
  • Педагогическая и общая психология;
  • Роль научной работы в образовании студентов;
  • Этика педагога высшей школы;
  • Педагогическая коммуникация;
  • Охрана труда и трудовое законодательство в образовании.

Преимущества дополнительного педагогического образования в МАПСК заключается в возможности самостоятельно формировать для себя учебный график и пройти уникальный курс, который полностью отвечает вашим профессиональным задачам.

Дистанционное обучение на курсах

  • Запись на курсы производится на основе документов о наличии средне-специального или высшего образования. Вступительные испытания не проводятся.
  • МАДПО предлагает пройти обучение дистанционно, пользуясь собственной разработкой академии – образовательным порталом, содержащим десятки учебных программ для учителей и педагогов, с интерактивными тестами для самопроверки. На всех этапах обучения слушателям помогают высококвалифицированные преподаватели академии.
  • Успешно окончившим обучение слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
  • Стоимость курсов зависит от количества модулей, включенных в программу. Иные выплаты, после заключения договора и завершения образовательного цикла, исключены.