Разработка занятия "автоматизация звука с". Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука в словах Конспект занятия по автоматизации звука в

Представляю вам конспект индивидуального логопедического занятия из опыта работы. При подготовке и проведении индивидуального занятия важно поддерживать у ребенка положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений, сюрпризных моментов, системой поощрений, которые наглядно отражены в моем конспекте «Автоматизация звука (С) в слогах и словах». Буду рада, если форма и организация данного логопедического занятия облегчит кому-нибудь работу по автоматизации данного звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука (с) в слогах и словах»

Цели:

  1. Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (С).
  2. Упражнять в правильном произнесении звука (С) в слогах и словах.
  3. Продолжать учить определению наличия звука в слове.
  4. Развивать внимание, слуховую память, мимическую и мелкую моторику.

Оборудование:

Конверт с письмом от Снеговика, листы белой бумаги А4; снежинки, подвешенные на веревочке, для выработки целенаправленной воздушной струи; набор снежинок (с изображением разнообразных предметов со звуком (С) и в названии и без него с обратной стороны), снежинки – пиктограммы «Грусть», «Радость», «Удивление»; картинка-раскраска снеговика.

Ход индивидуального логопедического занятия

Организационный момент

Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем. Да тут загадка:

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.

Ты догадался, кто написал письмо?

Ребенок: Снеговик.

Логопед: Правильно, а еще снеговичок прислал тебе задания. Если ты их правильно постараешься выполнить, тебя ждет приз.

Основная часть

Первое задание на разминку:

Улыбнись, покажи какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»).
А теперь покажи язычок, плоский, как лопата (упражнение «Лопата»).
Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»).
А теперь подуй на снежинки, изобрази «метель».
Давай покатаемся с горки (упражнение «Горка», «Снеговик летит с горки»).

Оставь язычок за нижними зубами, зубы сомкни, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Почувствуй тыльной стороной ладони какой холодный, как будто по снегу идешь, и он скрипит. Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук (С) в конце каждого моего слова: но…, мы…, ле…, ква…, наве…, какту…, подно… .

Ребенок договаривает каждое слово звуком (С) и при этом делает шаг.

Посмотри, как много кругом снега! Давай поиграем в снежки. Скомкай из бумаги снежок и брось его произнося: АС!

Делай следующий снежок: ИС, ЫС, УС, ОС, ЭС.

Посмотри, с неба снежинки падают. Попробуй их хлопком поймать. Но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук (С).

Санки, шуба, снег, зима, коньки, снегопад, занос, лыжи…

А снег все идет и идет. Посмотри, какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?

Ребенок: Грустная.

Логопед: Покажи, какая она грустная (Мимика ребенка). Она грустная, потому что потеряла своих снежинок-подружек. Давай поможем им всем вместе собраться. Вот они снежинки, на обратной стороне каждой нарисовано слово. Нам нужно отобрать только те, в названии которых мы слышим звук (С), называй слово — отбирай снежинки (санки, сапоги, самокат, самовар, усы, весы, косы, бусы).

Логопед: Увидела снежинка, как много у нее подружек и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи, как она улыбнулась.

(Выполнение инструкций из 3 – 4 действий)

У нас осталось последнее задание. Снеговик просит тебя взять снежинки, в которых прячутся слова со звуком (С) , встать из-за стола, подойти к шкафу и положить их в синию коробку. Молодец!

Итог занятия

Логопед: Я вижу, сегодня на занятии ты очень старался, обязательно напишу снеговику ответное письмо, в котором расскажу о твоих успехах. Какой тебе сегодня звук помогал на занятии?

Ребенок: С-с-с.

Логопед: Умница! За это наш знакомый снеговик дарит тебе свой портрет – раскраску.

Кучер Людмила Николаевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №1995

Екатерина Вострикова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [с] (для детей 5–6 лет)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Конспект

Индивидуальное занятие

автоматизация звука С

(для детей 5-6 лет )

СОСТАВИТЕЛЬ :

Вострикова Екатерина

Александровна

учитель-логопед МАДОУ №36.

Кемерово 2013

Тема : Звук с

Цели :

1. Прививать правильное произношение звука «С» .

2. Тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

3. Развивать общую моторику.

4. Развивать фонематический слух.

5. Обогащать словарь ребёнка.

6. Воспитывать чёткую дикцию.

Оборудование : пиктограммы, картинки, профиль звука .

Интеграции образовательных областей : Социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура

Методы и приёмы : Наглядные – демонстрации картинок, игровые – словесные и дидактические игры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Перед ребёнком пиктограммы, обозначающие различные эмоции, логопед просит изобразить эти эмоции.

2. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ) .

1. Упражнение «Улыбка» .

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

Улыбаются… Смеются….

А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение «Улыбочка» – 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

2. Упражнение «Трубочка» .

Подражаю я слону-

Губки хоботом тяну

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-6 раз).

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз) .

Логопед : А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка) .

1. Упражнение «Лопаточка» .

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Логопед : Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : «Положи расслабленный, мягкий язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз) .

2. Упражнение «Почистим зубки»

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

3. Акустико - артикуляционный профиль звука «С»

Логопед : Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука «с» ?

Ребёнок : улыбаются.

Логопед : Что остаётся между зубками?

Ребёнок : – щель.

Логопед : Язычок, какой узкий или широкий?

Ребёнок : широкий.

Логопед : Куда упирается кончик языка?

Ребёнок : в верхние зубки.

Логопед : Язычок, что ещё делает?

Ребёнок : выгибается горкой.

Логопед : Какая воздушная струя?

Ребёнок : (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.

Логопед : Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?

Ребёнок : глухой.

Логопед : Какой бывает этот звук , твёрдый или мягкий.

Ребёнок : твёрдым.

Логопед : Повторим ещё раз (ребёнок выполняет) .

Логопед : Давай представим, что мы отправились в путешествие на машине, и вдруг, у машины спустило колесо. И теперь, чтобы поехать дальше нам надо накачать насосом колесо. Давай встанем и «накачаем колесо» (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает колесо» наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).

5. Логопед : Устали мы, накачивая колесо, самое время отдохнуть :

Солнце вышло из – за тучки,

Мы потянем к солнцу ручки.

(Потягивания – рук вверх)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.

(Потягивания – рук в стороны)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинка.

6. Фонематический слух :

Логопед : А теперь самое время проверить, какой ты внимательный. Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С] .

(СЬ, Ж, З, С, Ц, СЬ, Ж, С, Ц, Ш З, Ш,СЬ, Ц, С, Ш, С)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С” : ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Логопед : Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу.

Игра «Эхо»

СА – СО – СУ – СЫ;

СО – СА – СУ – СЫ;

СУ – СО – СА - СЫ;

СЫ – СА – СУ – СО.

(Ребёнок повторяет слоги)

7. Закрепление правильного произношения звука с в словах :

Логопед предлагает ребёнку повторить слова :

суп, сук, суд, сундук, сухой, судно, суббота, сын, сыт, сынок и т. д.

8. Игра «Назови»

Цель : Закрепление правильного произношения звука [с] в словах на материале предметных картинок с изображением слов со звуком с .

Логопед предлагает ребёнку вытащить из волшебного сундучка картинки и назвать предметы, изображённые на них.

Итог занятия :

Логопед : Какой звук мы сегодня изучали ?

Ребёнок : Звук [с]

Логопед : Какие слова со звуком [с] ты запомнил ?

(Ребёнок называет слова)

Литература

1. Коноваленко В. В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М .: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с

2. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста – Воронеж.: И. П. Лакоценина Н. А. ., 2012 – 176 с

3. Спивак Е. Н. Звуки С , Сь, З, ЗЬ. Ц Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет – М .: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 40 с.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Оксана Булавская
Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука [С]

Тема : «Автоматизация звука [с] » .

Цель :

Создавать условия для формирование правильного артикуляционного уклада звука «с»

Задачи :

Закреплять правильную артикуляцию звука [с] .

Расширять словарь ребенка.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление,

Оборудование : зеркало, картинный материал, тексты.

Ход занятия:

Здравствуй! Меня зовут Оксана Олеговна, а тебя как зовут?Какое у тебя сегодня настроение?

Садись, пожалуйста, поудобнее.

Мне передали письмо и сказали открыть на занятии . Давай узнаем, что же в этом письме? Открываем конверт.

Но что это? Какие-то картинки. Что же они означают?

Правильно, это упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы будем с тобой продолжать правильно произносить звук «С» в тексте. А помогут нам сегодня интересные задания в этом конверте.

Возьми в руки зеркало, давай улыбнемся зеркалу.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «сссс» скажи

Свой заборчик покажи!

Артикуляционный уклад :

Молодец, у тебя все получается.

Когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?

Правильно, когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.

Губы принимают какую форму : круглые или в улыбке?

Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Молодец, зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка.

Посмотри в зеркало.

Давай дадим характеристику звуку С .

Какой это звук гласный или согласный? Твердый или мягкий?

Закрепление произношения звука в слогах :

Повтори слоги со звуком «С» , собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца :

Са-Са-Са-Са-Са

Со-Со-Со-Со-Со

Су-Су-Су-Су-Су

Сы-Сы-Сы-Сы-Сы

Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ

Ас-Ас-Ас-Ас-Ас

Ос-Ос-Ос-Ос-Ос

Ус-Ус-Ус-Ус-Ус

Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс

Эс-Эс-Эс-Эс-Эс.

У нас в конверте еще лежат круги, я тебе предлагаю

отложить круги, когда услышишь звук «С» :

Апельсин

Телевизор

Молодец. А теперь, посчитай и назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» .

Давай посмотрим, какие еще интересные задания нам приготовил этот конверт.

Посмотри, перед тобой лежит схема, и я предлагаю вместе со мной составить маленький рассказ.

Молодец, ты справился с заданием звук «С» был во всех словах хорошо произнесен.

Итог :

Давай вспомним, что мы делали на сегодняшнем занятии . С каким звуком работали ?

Публикации по теме:

Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепление правильного произношения звука [Р. ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и предложениях» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л ]в словосочетаниях и предложениях на основе сюжета.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в связном тексте Цель: автоматизация звука Р в словах и в тексте. Задачи: Коррекционно- образовательные: 1. Закреплять правильное.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р». Задачи Коррекционно-образовательные -Закреплять понятия о звуке.

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.