Представляю вам конспект индивидуального логопедического занятия из опыта работы. При подготовке и проведении индивидуального занятия важно поддерживать у ребенка положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений, сюрпризных моментов, системой поощрений, которые наглядно отражены в моем конспекте «Автоматизация звука (С) в слогах и словах». Буду рада, если форма и организация данного логопедического занятия облегчит кому-нибудь работу по автоматизации данного звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука (с) в слогах и словах»
Цели:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (С).
- Упражнять в правильном произнесении звука (С) в слогах и словах.
- Продолжать учить определению наличия звука в слове.
- Развивать внимание, слуховую память, мимическую и мелкую моторику.
Оборудование:
Конверт с письмом от Снеговика, листы белой бумаги А4; снежинки, подвешенные на веревочке, для выработки целенаправленной воздушной струи; набор снежинок (с изображением разнообразных предметов со звуком (С) и в названии и без него с обратной стороны), снежинки – пиктограммы «Грусть», «Радость», «Удивление»; картинка-раскраска снеговика.
Ход индивидуального логопедического занятия
Организационный момент
Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем. Да тут загадка:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадался, кто написал письмо?
Ребенок: Снеговик.
Логопед: Правильно, а еще снеговичок прислал тебе задания. Если ты их правильно постараешься выполнить, тебя ждет приз.
Основная часть
Первое задание на разминку:
Улыбнись, покажи какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»).
А теперь покажи язычок, плоский, как лопата (упражнение «Лопата»).
Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»).
А теперь подуй на снежинки, изобрази «метель».
Давай покатаемся с горки (упражнение «Горка», «Снеговик летит с горки»).
Оставь язычок за нижними зубами, зубы сомкни, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Почувствуй тыльной стороной ладони какой холодный, как будто по снегу идешь, и он скрипит. Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук (С) в конце каждого моего слова: но…, мы…, ле…, ква…, наве…, какту…, подно… .
Ребенок договаривает каждое слово звуком (С) и при этом делает шаг.
Посмотри, как много кругом снега! Давай поиграем в снежки. Скомкай из бумаги снежок и брось его произнося: АС!
Делай следующий снежок: ИС, ЫС, УС, ОС, ЭС.
Посмотри, с неба снежинки падают. Попробуй их хлопком поймать. Но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук (С).
Санки, шуба, снег, зима, коньки, снегопад, занос, лыжи…
А снег все идет и идет. Посмотри, какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Ребенок: Грустная.
Логопед: Покажи, какая она грустная (Мимика ребенка). Она грустная, потому что потеряла своих снежинок-подружек. Давай поможем им всем вместе собраться. Вот они снежинки, на обратной стороне каждой нарисовано слово. Нам нужно отобрать только те, в названии которых мы слышим звук (С), называй слово — отбирай снежинки (санки, сапоги, самокат, самовар, усы, весы, косы, бусы).
Логопед: Увидела снежинка, как много у нее подружек и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи, как она улыбнулась.
(Выполнение инструкций из 3 – 4 действий)
У нас осталось последнее задание. Снеговик просит тебя взять снежинки, в которых прячутся слова со звуком (С) , встать из-за стола, подойти к шкафу и положить их в синию коробку. Молодец!
Итог занятия
Логопед: Я вижу, сегодня на занятии ты очень старался, обязательно напишу снеговику ответное письмо, в котором расскажу о твоих успехах. Какой тебе сегодня звук помогал на занятии?
Ребенок: С-с-с.
Логопед: Умница! За это наш знакомый снеговик дарит тебе свой портрет – раскраску.
Кучер Людмила Николаевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №1995
Екатерина Вострикова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [с] (для детей 5–6 лет)
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Конспект
Индивидуальное занятие
автоматизация звука С
(для детей 5-6 лет )
СОСТАВИТЕЛЬ :
Вострикова Екатерина
Александровна
учитель-логопед МАДОУ №36.
Кемерово 2013
Тема : Звук с
Цели :
1. Прививать правильное произношение звука «С» .
2. Тренировать мышцы артикуляционного аппарата.
3. Развивать общую моторику.
4. Развивать фонематический слух.
5. Обогащать словарь ребёнка.
6. Воспитывать чёткую дикцию.
Оборудование : пиктограммы, картинки, профиль звука .
Интеграции образовательных областей : Социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура
Методы и приёмы : Наглядные – демонстрации картинок, игровые – словесные и дидактические игры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Перед ребёнком пиктограммы, обозначающие различные эмоции, логопед просит изобразить эти эмоции.
2. Артикуляционная гимнастика.
(Выполняются упражнения для губ) .
1. Упражнение «Улыбка» .
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение «Улыбочка» – 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).
2. Упражнение «Трубочка» .
Подражаю я слону-
Губки хоботом тяну
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-6 раз).
3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.
(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз) .
Логопед : А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, как мы это будем делать и запоминай.
(Выполняются упражнения для языка) .
1. Упражнение «Лопаточка» .
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать :
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Логопед : Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : «Положи расслабленный, мягкий язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз) .
2. Упражнение «Почистим зубки»
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
3. Акустико - артикуляционный профиль звука «С»
Логопед : Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука «с» ?
Ребёнок : улыбаются.
Логопед : Что остаётся между зубками?
Ребёнок : – щель.
Логопед : Язычок, какой узкий или широкий?
Ребёнок : широкий.
Логопед : Куда упирается кончик языка?
Ребёнок : в верхние зубки.
Логопед : Язычок, что ещё делает?
Ребёнок : выгибается горкой.
Логопед : Какая воздушная струя?
Ребёнок : (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
Логопед : Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?
Ребёнок : глухой.
Логопед : Какой бывает этот звук , твёрдый или мягкий.
Ребёнок : твёрдым.
Логопед : Повторим ещё раз (ребёнок выполняет) .
Логопед : Давай представим, что мы отправились в путешествие на машине, и вдруг, у машины спустило колесо. И теперь, чтобы поехать дальше нам надо накачать насосом колесо. Давай встанем и «накачаем колесо» (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает колесо» наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).
5. Логопед : Устали мы, накачивая колесо, самое время отдохнуть :
Солнце вышло из – за тучки,
Мы потянем к солнцу ручки.
(Потягивания – рук вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
(Потягивания – рук в стороны)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинка.
6. Фонематический слух :
Логопед : А теперь самое время проверить, какой ты внимательный. Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С] .
(СЬ, Ж, З, С, Ц, СЬ, Ж, С, Ц, Ш З, Ш,СЬ, Ц, С, Ш, С)
А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С” : ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…
Логопед : Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу.
Игра «Эхо»
СА – СО – СУ – СЫ;
СО – СА – СУ – СЫ;
СУ – СО – СА - СЫ;
СЫ – СА – СУ – СО.
(Ребёнок повторяет слоги)
7. Закрепление правильного произношения звука с в словах :
Логопед предлагает ребёнку повторить слова :
суп, сук, суд, сундук, сухой, судно, суббота, сын, сыт, сынок и т. д.
8. Игра «Назови»
Цель : Закрепление правильного произношения звука [с] в словах на материале предметных картинок с изображением слов со звуком с .
Логопед предлагает ребёнку вытащить из волшебного сундучка картинки и назвать предметы, изображённые на них.
Итог занятия :
Логопед : Какой звук мы сегодня изучали ?
Ребёнок : Звук [с]
Логопед : Какие слова со звуком [с] ты запомнил ?
(Ребёнок называет слова)
Литература
1. Коноваленко В. В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М .: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с
2. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста – Воронеж.: И. П. Лакоценина Н. А. ., 2012 – 176 с
3. Спивак Е. Н. Звуки С , Сь, З, ЗЬ. Ц Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет – М .: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 40 с.
Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.
Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.
Цели
- Постановка и автоматизация звука [С].
- Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
- Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи
Образовательные:
- Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
- Обогащение словаря.
Коррекционные:
- Формирование навыков слогового анализа.
- Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышление, память, внимание.
- Развитие .
- Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
- Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
- Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
- Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.
- Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
- Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
- Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
- Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.
- Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
- Трубач
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
- Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
- Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
- Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
- А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
- Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
- Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
- А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.
Механический способ
Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
- Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
- Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
- Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.
Автоматизация звука
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
- в слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .
- в словах
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
- в предложениях
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
- в текстах
Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Оксана Булавская
Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука [С]
Тема : «Автоматизация звука [с] » .
Цель :
Создавать условия для формирование правильного артикуляционного уклада звука «с»
Задачи :
Закреплять правильную артикуляцию звука [с] .
Расширять словарь ребенка.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление,
Оборудование : зеркало, картинный материал, тексты.
Ход занятия:
Здравствуй! Меня зовут Оксана Олеговна, а тебя как зовут?Какое у тебя сегодня настроение?
Садись, пожалуйста, поудобнее.
Мне передали письмо и сказали открыть на занятии . Давай узнаем, что же в этом письме? Открываем конверт.
Но что это? Какие-то картинки. Что же они означают?
Правильно, это упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Сегодня мы будем с тобой продолжать правильно произносить звук «С» в тексте. А помогут нам сегодня интересные задания в этом конверте.
Возьми в руки зеркало, давай улыбнемся зеркалу.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «сссс» скажи
Свой заборчик покажи!
Артикуляционный уклад :
Молодец, у тебя все получается.
Когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?
Правильно, когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.
Губы принимают какую форму : круглые или в улыбке?
Зубы сомкнуты или разомкнуты?
Молодец, зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка.
Посмотри в зеркало.
Давай дадим характеристику звуку С .
Какой это звук гласный или согласный? Твердый или мягкий?
Закрепление произношения звука в слогах :
Повтори слоги со звуком «С» , собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца :
Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ
Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс.
У нас в конверте еще лежат круги, я тебе предлагаю
отложить круги, когда услышишь звук «С» :
Апельсин
Телевизор
Молодец. А теперь, посчитай и назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» .
Давай посмотрим, какие еще интересные задания нам приготовил этот конверт.
Посмотри, перед тобой лежит схема, и я предлагаю вместе со мной составить маленький рассказ.
Молодец, ты справился с заданием звук «С» был во всех словах хорошо произнесен.
Итог :
Давай вспомним, что мы делали на сегодняшнем занятии . С каким звуком работали ?
Публикации по теме:
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепление правильного произношения звука [Р. ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Коррекционно-образовательные задачи:.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и предложениях» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л ]в словосочетаниях и предложениях на основе сюжета.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в связном тексте Цель: автоматизация звука Р в словах и в тексте. Задачи: Коррекционно- образовательные: 1. Закреплять правильное.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р». Задачи Коррекционно-образовательные -Закреплять понятия о звуке.
Разработала учитель - логопед
Илюхина Ольга Васильевна
МБДОУ "Детский сад "Теремок"
комбинированного вида"
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;
Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, речевое дыхание;
Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
Воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
Ход занятия
1.Организационный момент
Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:
«Всех лечит вареньем и чаем,
Зарядку для всех назначает.
Энергичная болтунья,
Догадалась, кто это? »
Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.
2. Артикуляционная гимнастика
Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.
«Заборчик»
Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Горка»
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
«Качели»
А сейчас качели вверх-
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт-
И никто не отстаёт.
«Загнать мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку посильней,
Гол забей поскорей!
«Улыбка»
Наш Дениска - озорник
Тянет губки к ушкам.
Посмотрите, — говорит,
Я теперь — лягушка!
«Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
«Вкусное варенье»
«Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе -
Язычок я подниму
И, остатки оближу».
Молодец! У тебя все отлично получилось.
3. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).
4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».
Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.
5. Автоматизация звука [С] в слогах.
Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс
сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос
су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас
со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс
Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!
6. Автоматизация звука [С] в словах.
Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.
Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.
(Ребенок выполняет задание).
6. Игра «Скажи ласково»
Сад-садик
Лес-лесок
Пояс-поясок
Сын-сыночек
Самолет-самолетик
Сумка-сумочка
Носок-носочек
Сундук-сундучок
7. Игра «Что с чем?»
Лиса с хвостом
Лестница со ступеньками
Сом с усами
Краски с кисточкой
Сахарница с песком
Куст с листьями
Автобус с колесами
Совок с мусором
Скамейка со спинкой
Кастрюля с рисунком
8. Автоматизация звука [С] в предложениях.
Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.
Динь-дон, динь-дон
В переулке ходит… (слон)
И рыщут по дороге
Слоны и … (носороги)
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не … (киска)
На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит… (сон)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
9. Образование притяжательных прилагательных.
Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?
Сок из слив? - сливовый
Сок из ананасов? - ананасовый
Сок из абрикосов? - абрикосовый
Сок из смородины? - смородиновый.
10. Физкультминутка.
Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук,
Повернись скорей вокруг.
11. Формирование навыка звукового анализа
Игра «Где спрятался звук [С]?»
Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?
(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)
12. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много»
Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса- полосы
Колбаса-
Оса-
Касса-
Салют-
Сахар-
Сундук-
Сова-
Сад-
13. Развитие мелкой моторики.
Послушай стихотворение про сову и выучи наизус
В саду темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.
(Ребенок собирает).
14. Итог занятия.
Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».
Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.