Педагогический опыт с детьми овз. Опыт работы воспитателя

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Кто стучится в класс ко мне??? (из опыта работы с детьми с ОВЗ) «Коррекционная работа с обучающимися в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: содержание и организация» Подготовила: учитель первой категории, МБОУ СОШ №64 г.Нижний Тагил Серова Э.В.

2 слайд

Описание слайда:

Современной педагогике известны три различных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Первая модель, скандинаво-американская, предусматривает, что такие дети учатся в обычных учебных заведениях - при создании специальных условий и наличии подготовленных педагогов и медиков. Вторая модель - отечественная - предполагает такое обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или классах. В условиях первой модели, как показал опыт, детям труднее учиться, зато легче адаптироваться к последующей жизни, в условиях второй - все с точностью до наоборот. Третья модель - золотая середина или европейская модель, сочетает элементы первых двух. Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства – новый подход для российского образования.

3 слайд

Описание слайда:

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

4 слайд

Описание слайда:

Хотя особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

5 слайд

Описание слайда:

Общие приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Учитель, работающий с детьми с различными проблемами в здоровье, должен знать особенности работы с каждой группой. Определение сроков начала инклюзивного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

6 слайд

Описание слайда:

Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку такие условия в классе (в школе), чтобы он мог попробовать себя в деле, в избранной роли, привлекательной маске и добиться успеха.

7 слайд

Описание слайда:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

8 слайд

Описание слайда:

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

9 слайд

Описание слайда:

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия) Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему... (Дети хором) ПРИВЕТ! С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой... (Дети хором) ПРИВЕТ!

10 слайд

Описание слайда:

Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу. Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка» Установка. Привели голову в порядок.(Погладили, причесали себя пальчиками) Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

11 слайд

Описание слайда:

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). На уроке математики используются цифровые веера. Буквенные на уроках обучения грамоте и русского языка. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

12 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры на разных уроках Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, шарады. 2. Игры-путешествия. (Путешествие в страну Лингвинию, Состав слова) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

13 слайд

Описание слайда:

Закрепление учебного материала Закрепление учебного материала провожу с использованием: 1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. составила сама). Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы. 2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия. 3. «Математический тренажер». Систематически провожу устную работу по этому тренажёру, что способствует развитию вычислительных навыков. 4. Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях. Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи.

14 слайд

Описание слайда:

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации (использование физминуток): «Дирижер», «Снежинки», «Мудрый совет» «Письмо самому себе», «Что я почти забыл?», «Комплименты».

15 слайд

Описание слайда:

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

16 слайд

Описание слайда:

Так или иначе, в России уже завтра потребуется «распределить» по обычным классам все 1,3 миллиона детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, в том числе 70 тысяч учеников из почти двух тысяч наших коррекционных школ, да еще 40 тысяч надомников, да 140 тысяч учеников коррекционных классов, не говоря уже о детях, изолированных в социальных психоневрологических интернатах, и об отказных ВИЧ-инфицированных детях-сиротах из инфекционных больниц, и об упомянутых в декларации ЮНЕСКО беспризорниках, детях иммигрантов и т.д. и т.п. Но понятно, что даже один такой ребенок на школу, почувствовавший себя обузой - уже слишком много.

17 слайд

Описание слайда:

При работе с детьми ОВЗ педагог должен иметь необходимую квалификацию, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. иметь способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Команда Ребенок не должен попасть в изоляцию от общества Установление доброжелательных отношений с одноклассниками Родители учащихся данного класса должны относиться с пониманием и уважением к таким детям

20 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД: учитель вовлекает в процесс обучения на разных уровнях всех учащихся, используя различные формы работы, и, чем больше разнообразных форм, тем лучше результат итоговой аттестации у этих детей и всего класса

21 слайд

Описание слайда:

Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей Ребёнок Педагоги ОУ и ДОУ Работа психолога Работа врачей - специалистов Родители Работа логопеда

22 слайд

Описание слайда:

Семья - малыш гиперактивный гиперподвижный Проблема: в учебной работе, поведении Дошкольное учреждение Школа - ученик Взрослый Подросток Учитель Врачи (терапевт, невропатолог) Психолог (службы) Динамика развития ребенка от рождения до вступления во взрослую жизнь:

23 слайд

Описание слайда:

Из опыта работы с детьми ОВЗ показать отличие работы по математике в классах специального коррекционного образования седьмого вида от традиционного преподавания предмета в классах нормы: -создание комплекса условий для реализации индивидуальных особенностей учащихся; -обеспечение индивидуального развития учащихся в процессе обучения математике, развитие логического мышления.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Одним из важных психических процессов является мышление. Отставание в мыслительной деятельности ярко проявляется в процессе решения задач, связанных с компонентами мыслительной деятельности анализ, синтез, сравнение В начальной школе необходима дифференцированная помощь детям этой группы.

29 слайд

Описание слайда:

Из опыта работы с гиперактивными детьми Своей целью вижу показать опыт индивидуальной работы с гиперактивными и гиперподвижными детьми младшего школьного возраста в создании адаптивных условий для получения образования

30 слайд

Описание слайда:

Коррекция проводится в учебной и воспитательной работе Социализирующие игры на развитие памяти, внимания, мышления

31 слайд

Статья «Из опыта работы с детьми ОВЗ»

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение , самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. 1. индивидуальный подход;
  2. 2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. 3. активизация познавательной деятельности;
  4. 4. проведение подготовительных занятий;
  5. 5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. 7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

  • Воспитательная работа
  • 4 кл.
  • 25.05.2017

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ. С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения. Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя. В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы: 1. индивидуальный подход; 2. предотвращение наступления утомляемости; 3. активизация познавательной деятельности; 4. проведение подготовительных занятий; 5. обогащение знаниями об окружающем мире; 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления; 7. проявление педагогического такта. Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны. В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым. Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения: выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей; создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях; формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни; предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; владение комплексом диагностических методик; выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации; осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы; любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу); поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ )

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ.

С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща.

Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления утомляемости;

3. активизация познавательной деятельности;

4. проведение подготовительных занятий;

5. обогащение знаниями об окружающем мире;

6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7. проявление педагогического такта.

Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет.

При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.

В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения :

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

    оказать помощь в поисках «себя»;

    создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

    развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширить рамки общения с социумом;

    разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;

    создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

    создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;

    формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;

    предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;

    обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

    увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

    владение комплексом диагностических методик;

    выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

    осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

    любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

    ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

    признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);

    поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;

    признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

    умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

    систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

«Ученик – не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который

необходимо зажечь».

(К. Д. Ушинский)

Дети с ОВЗ – это дети, которых необходимо адаптировать в социуме, а проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность, в этом актуальность проблемы, над которой я работаю. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка, по этому главной задачей при работе с детьми ОВЗ считаю (слайд1)

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (слайд2)

Основные группы условий :

    Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

    Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

    Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

    Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления утомляемости;

3. поддержка стабильности эмоциональной сферы

Из опыта работы учителя начальных классов Г аджимурзаевой Г.Ш. с детьми с ОВЗ

Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. С родителями девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Что касается уроков чтения. К 10 годам девочка не освоила навык чтения, путала буквы, не умела сливать буквы в слоги; с трудом фиксировала взор на картинке в учебнике, испытывала трудности в устной речи при построении предложений. Я заметила, что наибольшую пользу на тот момент для развития мотивации познавательного интереса общеучебных умений и навыков оказывали задания в игровой форме. Для формирования устойчивости фиксации взора, развития пространственного восприятия проводила упражнения: (слайд) «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм и предметных изображений из палочек занятия по размещению геометрических фигур в соответствии с инструкцией и др. В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие слухового внимания, здесь мне помогают такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы. (слайд)

Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–2-м классе была плохо усвоена таблица вычитания в пределах 20. Таблица умножения освоена, а случаи деления даются с трудом. И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые таблицы мы держим перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент. При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера.

(слайд)

В течение 7 лет домашнего обучения девочка добилась следующих результатов в освоении учебного материала:

легко составляет развернутый рассказ по картинке, если девочка испытывает трудности, можно помочь ей наводящими словами;

читает, воспринимает только крупный шрифт (в связи со слабым зрением);

обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила;

если бы не нарушения в звукопроизношении, она смогла бы орфоэпически грамотно произносить слова. В данной работе справиться со сложностями нам частично помогают ИКТ;

освоила таблицу сложения и вычитания;

освоила таблицу умножения и деления;

решает составные задачи в 2-3 действия, на все арифметические действия;

выступает и участвует на школьных фестивалях, олимпиадах, получает призовые места, присутствует почти на всех мероприятиях школьных.

В периоды болезни общение между мной и девочкой происходит по скайпу.

Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с классным руководителем мы организовываем встречи с одноклассниками.
Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения ребёнка и тесным контактом с родителями.

Хочется отметить, что она быстро адаптировалась, активна, у неё прекратились приступы невроза.

Заключение (слайд)

В заключении хочу отметить, что включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.