Опыт мартыновского района по улучшению демографической ситуации. Меры для улучшения демографической ситуации в российской федерации Меры по улучшению демографической ситуации

Итоговый документ круглого стола "Взаимодействие государства, Церкви, общественных организаций по улучшению демографической ситуации в Свердловской области" (Екатеринбург, 10 февраля).

10 февраля 2005 года в Екатеринбурге состоялся форум "Духовно-нравственные основы демографического развития России: Уральский регион", сообщает "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". В рамках Форума прошел круглый стол, посвященный выработке механизмов взаимодействия государства, Церкви, общественных организаций по улучшению демографической ситуации в Свердловской области.

"Участники круглого стола выразили серьезную озабоченность по поводу демографического кризиса в России и состояния духовного, нравственного и физического здоровья нации. Было отмечено, что текущая демографическая ситуация в стране характеризуется стабильной депопуляцией, уже носящей характер общенациональной катастрофы. За последние 10 лет население страны неуклонно сокращалось на 850-900 тысяч в год, и в целом убыль составила 9 миллионов человек. На начало 2004 года население России составляло 144,2 млн. человек. Согласно прогнозу Госкомстата, население страны на начало 2011 года составит в среднем 138.2 млн. человек, а к 2050 году – от 75 до 100 млн. человек. Относительные показатели рождаемости продолжают оставаться крайне низкими – 132 родившихся ребенка на 1000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет, что недостаточно, чтобы обеспечить даже простое воспроизводство. Снижение рождаемости ведет к демографическому старению страны. Кроме того, начиная с 1999 года, начала расти смертность населения и достигла к 2003 году показателей 16,4 человек на 1000 человек, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Средняя продолжительность жизни в России – всего 65 лет. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. Сегодня демографический вопрос становится вопросом национальной безопасности.

Требуется принятие срочных безотлагательных мер и объединение усилий государства, Церкви и общественных организаций в решении острых демографических проблем.

Вопреки широко распространенному мнению, что причина вымирания состоит в низком уровне жизни, анализ демографических процессов доказывает отсутствие связи между уровнем жизни и рождаемостью. Главный миф, который необходимо в связи с этим развенчать – это абсолютизация экономических причин отсутствия воспроизводства населения. Депопуляция обусловлена не только экономическими трудностями, но также падением духовности и нравственности. Огромную роль играет разрушение традиционного семейного уклада, престижа семьи, преемственности поколений, насаждение политики искусственного сокращения рождаемости и отсутствие государственной семейной политики, направленной на поддержку крепкой здоровой семьи. В этой сложной ситуации необходима четкая демографическая политика государства с участием общества и Церкви, направленная на стимулирование рождаемости и защиту населения от смертности и, прежде всего, просемейная политика во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно в средствах массовой информации.

Семья является основой общества. Благополучие, крепость семьи, устойчивость семейно-брачных отношений является истинным признаком процветания государства. Поэтому семейная политика государства является одним из главных рычагов, с помощью которых можно решить демографическую проблему. С помощью рычагов влияния, имеющихся у государства и общества, необходимо сделать все возможное, чтобы поднять престиж крепкой здоровой семьи. Необходима пропаганда многодетной семьи, здорового образа жизни, традиционных семейных ценностей.

Решение демографических проблем требует усилий по ликвидации ущемленного положения института семьи, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного хозяйства, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введение семейной зарплаты в системе труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер. Особого внимания требует состояние мужского генофонда, обусловленное отдаленными последствиями революции, репрессий и войн. Требуются серьезные социальные программы по защите материнства и детства.

Большое значение в формировании и реализации демографической политики в Свердловской области имеют принятые правительством и законодательным собранием Свердловской области следующие документы: "Концепция сбережения населения Свердловской области до 2015 года"; "Концепция реализации государственной семейной политики в Свердловской области до 2015 года"; Ежегодный государственный доклад "О положении детей в Свердловской области"; областные государственные целевые программы "Дети в Свердловской области" на 2003-2005годы и "Развитие учреждений социальной защиты и неотложные меры социальной поддержки населения Свердловской области". В городах и районах Свердловской области работают более семидесяти центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров и социальных приютов для несовершеннолетних.

Большой вклад в дело социальной защиты и социального обслуживания семьи, детей, ветеранов и инвалидов вносят объединенные усилия Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви и министерства социальной защиты населения Свердловской области, основанные на подписанном соглашении и ежегодно утверждаемых планах совместной работы.

Так как решающую роль в построении семьи играет именно духовно-нравственное начало, то просветительская деятельность Церкви в области семьи и брака оказывает самое прямое влияние на демографическую ситуацию в нашей стране. Деятельность Церкви в области семьи и брака заключается в подготовке молодежи к семейной жизни, популяризации учения о христианском браке с помощью печати, видео-, аудио- и электронных средств распространения информации, а также живого слова.

Одной из основополагающих причин вызывающих сокращение численности населения России является пренебрежение нравственными ценностями, утрата благоговения перед священным даром Жизни. Необходимо признать, что жизнь человеческая начинается с момента зачатия, о чем свидетельствует современная наука и давно утверждает Церковь. Ребенок, растущий в утробе матери, обладает такими же правами на жизнь, как и его родители, эти права защищены международной Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной Россией.

Заслуживают одобрения появившиеся в последнее время центры защиты материнства (центр кризисной беременности), деятельность которых состоит в том, чтобы поддержать беременную женщину, встать на ее сторону, помочь сохранить беременность, оказав моральную, психологическую и материальную помощь. Эта практика помогает спасти жизни и должна быть принята как одна из форм социального служения Церкви. Необходимо, чтобы в каждом крупном городе существовал центр защиты материнства и в каждом приходе – инициативная группа прихожан по защите и помощи как рожденным, так и нерожденным детям. Рождение детей, а также отказ от него *является делом частной, личной жизни человека. Но никакие меры, направленные на поощрение отказа от рождения детей не должны поддерживаться государством. Государственная демографическая политика должна состоять в поощрении выбора в пользу рождения большего числа детей.

Участники круглого стола предлагают в качестве неотложных мер по решению демографической проблемы:

1.Поддержать предложение Церковно-общественного Форума "Духовно-нравственная основа демографического развития России" о создании при Президенте РФ Совета по демографической и семейной политике с участием представителей Русской Православной Церкви и общественных организаций.

2.Обратиться к полномочному представителю Президента РФ в Уральском федеральном округе с предложением создать Совет по демографической и семейной политике с участием в нем представителей органов государственной власти, местного самоуправления, Русской Православной Церкви, СМИ, бизнеса, общественных организаций.

3.Обратиться к губернатору Свердловской области с предложением создать Совет по демографической и семейной политике с участием в нем представителей органов государственной власти, местного самоуправления, Русской Православной Церкви, СМИ, бизнеса, общественных организаций.

4.Предложить Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Принять Закон "О государственной демографической и семейной политике в Российской Федерации", направленный на государственную поддержку семей с социально положительным потенциалом и повышение рождаемости в стране;

Принять блок законов по социальной политике в поддержку семьи (бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, восстановить звание мать-героиня, льготное налогообложение семьи и т.п.);

Внести поправки в пенсионное законодательство, учитывающие труд родителей по воспитанию детей как социально значимый с соответствующим пенсионным обеспечением;

Принять новую редакцию Закона "О защите прав ребенка", предусматривающую механизмы реализации на территории Российской Федерации международной Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990г. Отразить в данном Законе положение Конвенции о правах ребенка согласно ст.З, что "ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Привести в соответствии с этим положением все законодательные и подзаконные акты на территории Российской Федерации.

Рассмотреть вопрос о повышении налогов на рекламу и информационную продукцию, отрицательно влияющую на демографические показатели (эротического содержания, контрацептивы, алкоголь, в т.ч. пиво, табачные изделия, компьютерные игры и игровые автоматы), с целевым перераспределением этих средств на социальную рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни, семейные и духовно-нравственные ценности;

Создать в своей структуре орган исполнительной государственной власти по вопросам демографической и семейной политике;

Принять государственные целевые программы "Семья Свердловской области", направленные на поддержку семей с социально положительным потенциалом и решение демографических проблем, учитывающие взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, Церкви и общественных объединений;

Организовать мониторинг демографической ситуации и положения семей в Свердловской области с привлечением Церкви и общественных организаций. Ежегодно публиковать доклад "О положении семьи и детей в Свердловской области".

Рекомендовать Департаменту по информационной политике Администрации Губернатора Свердловской области организовать конкурс СМИ "Крепка семья - крепка держава", ежегодно публиковать рейтинги СМИ по освещению данной тематики, разработать механизмы привлечения СМИ к решению демографических проблем.

Екатеринбургской епархии совместно с государственными и общественными теле-радиоканалами и печатными изданиями при поддержке общественности участвовать в создании медиа-проектов, посвященных пропаганде семьи, отцовства, материнства и детства, систематически освещать вопросы демографии и семейных отношений в православных СМИ.

7. Рекомендовать Центру общественных связей Свердловской области вовлекать общественные организации в решение демографических проблем, пропаганду крепкой благополучной семьи, духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни.

9. Рекомендовать органам исполнительной власти, органам управления Русской Православной Церкви, общественным организациям заключить соглашение о совместной работе и на договорной основе организовать системное взаимодействие в реализации демографической политики, помощи семье, женщинам и детям.

10. Рекомендовать органам исполнительной власти Свердловской области, Екатеринбургской епархии и общественным организациям развивать традиции проведения семейных фестивалей, конкурсов и других акций, направленных на повышение престижа крепкой благополучной семьи, развитие родовой культуры семьи, пропаганду семейного образа жизни.

11 .Екатеринбургской Епархии в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Свердловской области:

Организовать кабинеты социально-психологической помощи беременным в кризисной ситуации в женских консультациях Свердловской области;

В качестве одной из форм социального служения Церкви развивать Центры защиты материнства (центры кризисной беременности) в городах Свердловской области;

Организовать регулярные встречи священнослужителей епархии с медицинским персоналом женских консультаций и родильных домов;

Установить премии для поощрения врачей и акушерок в деятельности повышения рождаемости, охраны здоровья матери и дитя.

12.Екатеринбургской епархии совместно с министерством общего и профессионального образования Свердловской области:

Продолжить работу в школах и других образовательных учреждениях по воспитанию традиционных семейных ценностей, профилактике распущенности, курения, наркомании, алкоголизма и компьютерных игровых зависимостей;

Продолжить дальнейшую разработку и внедрение в образовательных учреждениях курсов по духовно-нравственному и семейному воспитанию.

14.Рекомендовать Департаменту по делам молодежи Свердловской области совместно с администрациями муниципальных образований оказывать всестороннюю поддержку деятельности общественных объединений и клубов молодых семей;

15.На базе ЗАГСов и Центров помощи семье и детям организовать школы будущей семьи, школы молодой семьи и другие программы, оказывающие помощь и поддержку семье на всех этапах ее развития. Организовать силами приходов совместно с социальными службами работу по подготовке к вступлению в брак молодоженов.

Предусмотреть создание Советов по демографической и семейной политике;

Заключить соглашения о совместной работе с православными приходами и общественными организациями на местах и на договорной основе организовать системное взаимодействие в реализации демографической политики, помощи семье, женщинам и детям.

17.Силами приходов и православных братств совместно с общественностью при поддержке государственных и муниципальных органов управления организовать систему семейных клубов.

18.Рекомендовать руководителям и специалистам учреждений социальной сферы и православным общинам на местах организовать совместную работу по социальному служению и воспитанию граждан в духе уважения семейных ценностей и укрепления духовно-нравственных основ семейной жизни и воспитания детей.

19. Разработать Верхотурский Меморандум, направленный на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления, Церкви, бизнеса, СМИ и общественных организаций для решения демографической проблемы и улучшения духовно-нравственного состояния семьи и общества.

Данный документ является приглашением к сотрудничеству органов государственной власти, местного самоуправления, Церкви, средств массовой информации, бизнеса, общественных организаций и всех, кто заинтересован в решении демографических проблем и укреплении семьи, а значит в укреплении России".

Ситуация в современной России требует целенаправленного вмешательства государства в процессы движения и воспроизводства населения как на федеральном, так и региональном уровнях. Необходимо снизить уровень смертности по стране, обеспечить его здоровье.

В последнее время был принят ряд федеральных законов, направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, на защиту интересов семей и детей, на увеличение уровня рождаемости.

Например, в 2001г. были внесены изменения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", благодаря которым произошло:

1) увеличение размера ежемесячного пособия на детей "матерей-одиночек".

2) введение дополнительного пособия к началу учебного года детям из малообеспеченных семей;

3) усиление социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющих детей, пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи ежемесячно.

Если ранее молодые семьи не решались завести детей из-за опасения, что они не смогут обеспечить им благополучное детство и дальнейшую жизнь, считая, что текущих доходов будет недостаточно. То благодаря этим изменениям в законе у молодых семей появилась уверенность в поддержке со стороны государства, что положительно сказывается на уровне рождаемости всей страны.

Не меньшую поддержку со стороны государства обеспечивает Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" направленный на поддержку учащихся детей.

Для расширения возможностей обеспечения и поддержки здоровья детей и их отдыха существует два закона федерального уровня: "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Федеральный закон "О государственной поддержке многодетных семей" имеет важное значение. Для улучшения демографической ситуации в России и обеспечения условий для полноценного развития детей из многодетных семей он предполагает целенаправленную систему мер по государственной поддержке многодетных семей. По этому закону предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом, электричеством, бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд детей из многодетных семей в общественном транспорте и т.д.

Так же существует ряд законов, направленных на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а так же внесенные изменения в этот закон направлены на защиту прав и интересов указанной категории детей, а так же на обеспечение их жилой площадью и получение ими образования.

Известно, что в России перед обществом стоит важнейшая проблема - угрожающие масштабы бедности в стране. Так же известно, что эта проблема усугубляет демографический кризис. Для решения этой проблемы государство приняло ряд законов, ориентированных на адресное оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Одним из таких законов является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". При установленных минимальных гарантиях государства денежных доходов граждан он осуществляет меры по социальной защите населения Российской Федерации.

Для реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" было принято два Федеральных закона. Первый: "О государственной социальной помощи" - определяет порядок оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Второй: "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" - устанавливает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для сохранения жизни и здоровья человека.

Здоровье населения, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни - важнейшие демографические показатели, на улучшение которых направлены такие федеральные законы как: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О здравоохранении в Российской Федерации" от 21 ноября 2011года, "О качестве и безопасности пищевых продуктов" с изменениями от 19 июля 2011года, "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года.

Кроме нормативно-правовых актов по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации существует целый ряд федеральных целевых программ. В частности программы: "Дети России", "Безопасное материнство", План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации. Постановления, такие как "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" и "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".

Основная цель правительственных мер по улучшению демографической обстановки в стране - это увеличение число детей в семьях.

С 1 января 2007 года вступил в силу закон "О материнском капитале". Этот Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Материнский капитал изначально составлял 250 тысяч рублей, которые выплачиваются при рождении второго ребенка. Причем эта сумма индексируется, чтобы с годами ее не "съела" инфляция. Таким образом, в 2013 году для тех, кто еще не воспользовался материнским капиталом, он будет составлять 408 тысяч 960 рублей 50 копеек.

Таким образом, рождаемость в стране стимулируют материально. И как считают в Правительства - такая поддержка поможет решению острой демографической проблемы в стране.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что все вышеперечисленные меры оказывают положительное влияние на демографическую обстановку, но не способны в корне изменить обстановку в стране, которая требует проведения комплексных, целенаправленных и последовательных мер законодательной и исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Обеспечение достойного уровня и качества жизни населения - это основа для улучшения воспроизводства населения. Не вызывает сомнения, что текущая демографическая ситуация требует вмешательства не только государственных, но и всех гражданских институтов общества.

Правительству Российской Федерации требуется совместно с Федеральным Собранием Российской федерации и с субъектами Российской Федерации разработать комплексную общероссийскую программу по выводу страны из демографического кризиса. В ней необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения, повышение уровня и качества жизни, обеспечении государственной гарантии гражданам на качественную бесплатную медицинскую помощь, формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного образа жизни, всемерное укрепление института семьи и другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Владимир Путин назвал обострение демографической ситуации в РФ предсказуемой тенденцией. «Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, и примерно такой же спад в середине 90-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере», — пояснил президент.

В ходе Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей российский лидер призвал «принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие» — фактически перезагрузить демографическую политику.

На первый план, по словам президента, выходит поддержка многодетных семей, а также семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребенка. Особое внимание Путин призвал уделять молодым семьям.

Так, президент предлагает ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Сумма будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе.

Владимир Путин , президент РФ: «В среднем она составит в 2018 году 10 523 рублей, в 19-м году — 10 836 рублей, в 20-м году — 11 143 рублей. При этом выплата будет адресной. Думаю, справедливо в первую очередь поддержать тех, кто действительно нуждается».

Кроме того, в России могут продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также расширить сферу его применения. Маткапитал можно будет использовать и на оплату услуг дошкольного образования — на уход и присмотр за ребенком с двухмесячного возраста. Особо нуждающиеся семьи могут начать получать ежемесячные выплаты со счета маткапитала, подчеркнул Путин.

Путин сообщил о подготовке специальной программы по ипотеке для семей со вторым или третьим ребенком — они смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых. Возможностями такой программы смогут воспользоваться семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок.

Также российский лидер потребовал ликвидировать очереди в ясли для детей от 2 месяцев до 3 лет по аналогии с мерами, принятыми в отношении детских садов. «Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года», — сказал президент РФ.

Отдельно президент отметил проблему с качеством детской медицинской помощи. Он отметил, что в последние годы был совершен «хороший рывок» в создании в регионах перинатальных центров, однако состояние большинства детских поликлиник оставляет желать лучшего. И потребовал проработать этот вопрос. Федеральный бюджет в ближайшие три года будет ежегодно выделять по 10 млрд рублей регионам РФ на реконструкцию и оснащение детских поликлиник, сказал российский лидер.

По мнению главы государства, реализация предложенных им мер по улучшении рождаемости в стране даст результат.

Владимир Путин : «Речь идет о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей, и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание».

Нынешняя возрастная структура населения, с высокой долей населения в трудоспособном возрасте и пока еще высокой, но сокращающейся долей женщин в активном репродуктивном возрасте, создает дополнительные возможности для экономического и демографического развития. Именно в ближайшие 2-3 года дополнительные меры, направленные на рост рождаемости и поддержку семей с детьми, создание условий для совмещения профессиональных обязанностей родителей с воспитанием детей могут дать максимальный эффект. В дальнейшем с каждым годом придется прикладывать все больше усилий, чтобы добиться изменений. Через 10 лет будет поздно. Полная компенсация текущей убыли населения потребует увеличения суммарного коэффициента рождаемости почти в 2 раза, что нереально.

Потенциал дополнительных мер особенно важен для вторых и последующих рождений. Женщины оценивают вероятность рождения ближайшие три года 2го ребенка в 1,4 раза выше, а 3-го в 1,66 раз выше, если будут какие-нибудь дополнительные к ныне действующим мерам помощи семьям. Следует учитывать и тот факт, что в активном репродуктивном возрасте сейчас находятся те, кто вырос в двухдетной и трехдетной семьях, что в значительной степени повышает вероятность появления у них второго, третьего и последующего ребенка. Если для молодого поколения не будут созданы лучшие условия для рождения и воспитания детей, то уже через несколько десятилетий коренное население России может быть замещено миграционным притоком из сопредельных государств. Доля «коренных» жителей страны и дальше будет неуклонно сокращаться. Такой сценарий приведет к тому, что уже к середине текущего столетия значительная часть населения России будет мигрантами и их потомками. Исторический шанс демографического возрождения будет упущен.

Для преодоления демографической ямы необходима обновленная государственная стратегия демографической и семейной политики. Семейная политика должна быть ориентирована на снижение препятствий у семей иметь желаемое число детей, наибольшими из которых по данным многолетних исследований являются материальные и жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимо добиться радикального снижения уровня семейного неблагополучия - экономического и социального. На федеральном уровне должна быть сформирована система социальных гарантий и экономических возможностей для рождения и воспитания нескольких детей в семье. Многодетная семья должна стать важнейшей общественной ценностью - желаемой социальной нормой. При этом не следует забывать о необходимости поддержки молодых семей, стимулировании более раннего появления первого ребенка в семье и сокращении временных периодов между рождениями детей.



Государство совместно с работодателями должно обеспечить условия для того, чтобы молодое поколение имело возможность одновременно решать две задачи - рождение большего числа детей и профессиональную занятость, совмещать родительские обязанности и карьеру, что актуально, прежде всего, для женщин. В связи с этим развитие системы услуг по уходу за детьми до 3 лет должно быть выделено в отдельную государственную задачу. В области здравоохранения главными целями должно стать, радикальное снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужского, сохранение здоровья детей и молодежи, активное долголетие старшего поколения. В миграционной политике основные усилия должны быть сосредоточены на формирование миграционного притока, обеспечивающего рост человеческого потенциала, прежде всего за счет соотечественников, проживающих за рубежом. Для смягчения и преодоления последствий «демографической ямы» должен быть выработан оптимистический сценарий демографического развития, который позволит в перспективе обеспечить рост численности населения - до 154-156 млн. чел. к 2050 году.



В качестве одного из таких сценариев можно рассматривать вариант, предполагающий при ежегодном миграционном приросте 300 тыс. чел. достижение к 2018 и 2025 гг. следующих целевых показателей:

Таблица 1.

Такой оптимистический сценарий в нынешней ситуации кажется труднореализуемым. Для его выполнения необходимо, чтобы в течение ближайших 5 лет (до 2018 года) в России родилось не менее 9 млн. 420 тыс. детей, а до 2025 года примерно 22 млн. 730 тыс. детей. Это соответственно на 980 тыс. детей и на 2 млн. 325 тыс. детей больше, чем при нынешних целевых ориентирах Концепции демографической политики. При этом нужно добиться сокращения смертности по сравнению с параметрами Концепции в абсолютных показателях на 2,1 млн. человек к 2018 году и не менее чем на 5,76 млн. человек к 2025 году. Очевидно, что оптимистический сценарий может быть достигнут только в случае, если будут приняты адекватные поставленным целям дополнительные меры поддержки семей с детьми и меры по снижению смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. В то же время, постановка параметров рождаемости и смертности в абсолютных показателях позволит на уровне субъектов Российской Федерации выработать конкретные действия по их достижению с учетом особенностей демографической ситуации. Опыт демографически успешных стран Европы, и недавний опыт России, показали, что за сравнительно короткое время можно добиться существенных успехов в повышении рождаемости и снижении смертности. Например, благодаря эффективным мерам поддержки семей с детьми во Франции за 1994-2010 гг. удалось поднять коэффициент суммарной рождаемости с 1,6 до 2,07 ребенка на женщину и выйти на уровень воспроизводства населения, Швеция за 1999-2010 гг. - с 1,5 до 1,98 ребенка на женщину.

При этом Франция и демографически успешные страны Северной Европы расходуют до 4-5% ВВП на семейную политику, что является одним из факторов успеха. Россия сейчас расходует из федерального бюджета на поддержку семей с детьми 0,8% ВВП и примерно столько же из региональных бюджетов. Важным фактором успешности семейной политики является наличие сильных институтов, обеспечивающих эффективное управление, межуровневую координацию и межсекторное партнерство. Во Франции, например, такими являются Высший совет по делам семьи и детей, Национальная касса семейных пособий, Национальный союз семейных ассоциаций. В России институты семейной политики пока не получили должного развития. Главная особенность настоящего момента состоит в том, что в результате реализации мер демографической политики в 2007-2012 гг. у семей с детьми сформированы значительные ожидания государственной поддержки. Если нынешние ожидания семей не оправдаются, а демографическая политика будет воспринята как политическая кампания, и

для возвращения доверия потребуются значительно большие время и ресурсы. Опыт Советского союза и стран Восточной Европы в 1970-1980 гг. свидетельствует о том, что меры семейной политики без поступательности и долгосрочности сохраняли эффективность в течение 2-3 лет. Российский и международный опыт последних десятилетий напротив подтверждает эффективность продолжительных и поступательных мер. Эффективность продолжительных мер для обеспечения роста суммарного коэффициента рождаемости, прежде всего для женщин 1990-х годов рождения, прогнозируют и ведущие российские эксперты.

В России существуют колоссальные резервы для снижения смертности при использовании лучшей международной практики. Возможности обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни в постсоветский период продемонстрировали культурно близкие к России страны - Эстония и Польша. Есть положительные примеры в регионах России, например, в Республике Ингушетия с 1999-2009 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла с 70 до 80 лет. Опыт стран Северной и Центральной Европы показывает, что смертность можно существенно снизить за счет продолжения реформ, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, ограничения доступности и сокращения потребления крепких алкогольных напитков, нелегального алкоголя, изменения структуры потребления алкоголя, сокращения табакокурения, поддержки общественного движения за здоровый образ жизни. Должно быть значительно повышена доступность лекарственных средств для населения, в особенности для больных тяжелыми хроническими, социально значимыми, в том числе онкологическими заболеваниями. Существенным фактором повышения рождаемости и снижения смертности должно стать партнерство государства с социально ориентированными общественными и религиозными организациями традиционных конфессий, которые оказывают поддержку многодетным семьям, выступают в защиту семейных ценностей, поддержку здорового образа жизни. При других вариантах развития событий замещение убывающего населения возможно только за счет роста миграции. При этом надо учитывать, что потенциал миграции из традиционных для России стран-доноров сокращается, а определяемых понятием «соотечественники» и вовсе исчерпывается. Продолжающаяся эмиграция из России не замещается по качественному составу иммиграционным притоком. Реальный миграционный потенциал «нового» зарубежья, ориентированный на Россию, не превышает 5-6 млн. человек. На постсоветском пространстве миграционные потоки переориентируются на страны ЕС, США и др. В этих условиях проблематично долгое время удерживать сальдо миграции в 300 тыс. человек, без серьезного расширения круга стран - основных миграционных доноров. Поэтому следует обратить особое внимание на такие приоритеты, как повышение рождаемости и снижение смертности населения.

Каковы же приоритетные направления стратегии преодоления последствий «демографической ямы»? Следует выделить приоритеты для реализации демографического оптимистического сценария.

В области рождаемости и семейной политики:

Создание условий для совмещения женщинами профессиональных и родительских обязанностей, прежде всего за счет развития системы услуг по уходу за детьми до 3 лет.

Создание механизмов улучшения жилищных условий семьи по мере рождения детей.

Создание системы социальных гарантий и экономических возможностей, необходимых для рождения и воспитания нескольких детей в семье.

Государственная поддержка многодетных и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Укрепление института семьи и сокращение уровня семейного неблагополучия - бедности, разводов, социального сиротства.

В сфере охраны здоровья населения:

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний через диагностику и фармакологический контроль повышенных уровней холестерина и сахара в крови, артериального давления.

Совершенствование экстренной медицинской помощи при сердечно-сосудистых катастрофах, ДТП и пр.

Формирование здорового образа жизни и снижение потребления крепкого и нелегального алкоголя, табака, в том числе за счет повышение акцизов до уровня стран Центральной и Восточной Европы.

Снижение смертности от внешних причин, прежде всего мужского населения.

Улучшение условий и безопасности труда в организациях.

Гармонизация медицинских практик (клинических рекомендаций, стандартов и протоколов ведения заболеваний) с таковыми в Европе, США, Канаде, Австралии.

Обеспечение территориальной и экономической доступности медицинской помощи на селе.

Повышение доступности лекарственных средств для населения.

В миграционной политике:

Формирование необходимых условий для привлечения мигрантов, по своему качественному составу, способных увеличить человеческий капитал России.

Содействие возвращению соотечественников, постоянно проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья и создание условий для их приоритетного расселения в геополитически важных для страны регионах (прежде всего, южные районы Дальнего Востока).

Создание условий, способствующих сокращению эмиграции из России молодых образованных людей и высококвалифицированных кадров.

Упрощение порядка оформления гражданства для всех групп мигрантов, включая и временных, если их качественные параметры, соответствуют интересам долгосрочного экономического развития России, оказание им необходимой помощи по интеграции в российское общество.

Заключение

Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2017 гг. и создание условий для его последующего роста.

Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России. Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

2. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть.-2009.

3. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. //Вопр. Статистики.-2010

4. Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. Демографические исследования. 2006.

5. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общейредакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2011.

6. Эберштадт Н. Демографический кризис в России в мирное время. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2014.

7. www.gks.ru официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.