Около безударная гласная в корне слова. Проверочные слова, безударные гласные в корне

Обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных самые распространённые. Это правда.

Проверяешь диктант в любом классе и всегда найдёшь 5 человек, кто правила не применяет, а пишет наугад.

Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).

Неверно выделяется корень ("обнаж-аются", хотя правильно "об-наж-аются", "рос-кошный", но верно "роскош-ный", проверка – "роскошь").

Делается неправильный подбор проверочных слов (слово "становится" проверяют через "стон", "стойка"). Ученики путают омонимичные корни (омофоны), зависящие от смысла (поласкать котёнка – полоскать бельё).

При выборе безударной гласной особенно сложно в тех случаях, когда слова предлагаются многосложные, состоящие из 3-6 слогов (иде..лист, осл..пительный, обог..щение, пол..мизировать). Кроме того, нужно уметь различать, к какой группе относится безударная гласная: к проверяемым, непроверяемым или чередующимся.

Непроверяемые безударные гласные нужно писать только по памяти или по словарю (вИртуозный, трЕвожиться, сувЕренитет), а – узнавать по особым приметам, применяя то или иное условие их написания (согласно ударению, последующей гласной, лексическому значению или традиции): загар − загорать; прилагать − приложить; вымокнуть под дождём − вымакать чернила; принять − принимать.

Проверяемые безударные гласные потому и "проверяемые", что их необходимо обязательно проверять. Есть несколько общепринятых способов проверки :

1. Изменить форму числа: плечо − плечи, звезда − звёзды; леса − лес, снега − снег.

2. Изменить падежную форму: пора − пору, полком − полк.

3. Добавить или отбросить суффикс: зима − зимушка, верхушка − верх.

4. Подобрать слово из другой части речи: обижать − обидчивый − обидный − обида.

5. Подобрать краткую или полную форму прилагательного: сладка − сладок, рябой − ряб.

6. В глаголах изменяем род, лицо и число: пасти − пас, мочить − мочит, борюсь − борется.

Никогда не подбираем проверочное слово в виде глагола с суффиксами -ыва-(-ива-), так как в них происходит чередование гласных (опоздать − поздно, но опаздывать!).

Слово с полногласием проверяем полногласной формой: голодный − голод. Неполногласие проверяем только неполногласной формой: охлаждение − прохлада.

В задании №8 на ЕГЭ по русскому языку предполагается несколько формулировок :

1) определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня,

2) определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня,

3) определить слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

Покажем способы выбора необходимого слова по каждому заданию.

Пример выбора безударной проверяемой гласной из ряда: предпол..гать, г..рмоничный, р..сточек, прис..гать, к..фтан.

Рассуждаем так: в данных словах есть чередующиеся гласные (предполАгать: корень -лаг-лож-; рОсточек: слово-исключение), непроверяемые гласные (гАрмоничный и кАфтан). А в слове "прис..гать" можно написать буквы И, Е, Я, так как гласная находится в слабой позиции, то есть без ударения. Это глагол, вот почему подбираем родственное слово из другой части речи с той же гласной в сильной позиции (прис..гать − значит давать присягу, поэтому пишем Я).

Пример выбора безударной непроверяемой гласной из ряда: эфф..ктивный, ст..пендия, мот..вировать, пол..мизировать, напом..нание.

Рассуждаем так: больше всего здесь слов с проверяемой гласной (эффективный − эффЕкт, мотивировать − мотИв, полемизировать − полЕмика), есть также слово с чередованием Я/ИН "напоминание". Остаётся одно словарное слово "стипендия".

Пример выбора безударной чередующейся гласной из ряда: обл..гать, преподн..сить, ре..листический, ут..пический, ав..нтюра.

Рассуждаем так: выделяем словарное слово "авантюра, подбираем проверку для слов преподносить − нОсит, реалистический − реАльный, утопический − утОпия. Остаётся слово "облагать" с корнем -ЛАГ-.

Попробуйте выполнить тест по данной теме. Ответы прилагаются в конце.

Вариант 1

1. П…томки, обт…рать, компр…мисс, зар…стёт, патри…тический;

2. вык…сить, прот…рать, б…хрома, к…мбинация, выр…щенный;

3. закр…пить, зар…сли, выск…чка, р…ализм, прик…саться;

4. изл…жение, обог…щаться, обл…гать, эг…ист, с…нтетический;

5. пром…кашка, соч…тание, орг…низатор, прил…скать, безотл…гательно;

6. ф…льетон, прим…рять (костюм), од…колон, пл…вец, з…ря;

7. р…петировать, р…внина, заст…лать, сист…матический, тр…туар;

8. ск…чок, г…ревать, приг…релый, л…берал, прикл…нить.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Прил…жение, фил…рмония, оз…рять, оч…ровать, уд…вительный;

10. перс…нальный, непром…каемый, тр…пещет, перест…лить, в…ранда;

11. зап…вать, р…сти, прикр…пить, кл…ент, р…стовщик;

12. акс…ома, пос…деть, подг…реть, оп…рался, ур…внять;

13. тв…рить, ст…пендия, клев…та, отр…сло, выг…рать;

14. ок…ймлять, оч…ровать, благораспол…жение, соприк…снувшись, к…рифей.

15. Ир…ничный, пл…сунья, д…кламация, ув…дание, заг…рать;

16. ув…дать, т…рраса, бл…стеть, просв…щать, выт…снять;

17. ф…натизм, зар…сли, п…тачок, возд…яние, пощ…чина;

18. пол…мический, экз…менатор, г…ристый, ш…ренга, сд…рать;

19. изв…ваться, объед…нение, р…стовщик, п…йзаж, кал…ндарь;

20. удес…терить, ак…демия, зак…ренелый, подг…ревший, воскл…цание.

Проверочный тест по теме «Правописание гласных в корне»

Вариант 2

I. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. Ур…внять, тр…слись, раств…ритель, выск…чка, к…ридор;

2. вым…чить, отк…заться, зан…маться, ф…лософия, пр…оритет;

3. прекл…ниться, заст…лать, расст…гнуть, г…рнизон, д…ректор;

4. соч…тание, напр…женный, выр…щенный, п…лисадник, с…рафан;

5. л…коничный, ум…рающий, з…рница, нагр…дить, выск…чить;

6. т…инственный, разд…рут, выпл…вка, раств…ритель, к…ндуит;

7. приг…реть, бл…стательный, эст…тический, б…гряный, к…варный;

8. отр…слевой, успок…ение, к…саться, гр…ндиозный, абс…лютный.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив опущенную букву.

9. Р…внина, к…стер, водор…сли, просл…вляют, предст…вление;

10. ум…рает, обж…гание, к…личество, оп…здавший, сов…щание;

11. р…сунок, см…тритель, к…сательный, пот…рять, осл…пительный;

12. з…рница, прис…гать, ав…нгард, з…рево, р…вномерный;

13. ур…внение, исп…лнение, несг…раемый, прит…зание, сл…вяне;

14. л…гичность, с…реневый, по…вление, к…лыхаясь, распол…жение.

III. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

15. Выл…жен, сож…ление, в…ликолепный, симп…тичный, р…скошный;

16. притв…рить, гл…тать, укр…щать, ок…лдовать, в…теран;

17. ул…жить, об…няние, х…рактер, хв…стливый, см…гчить;

18. гор…зонтальный, ср…щение, объед…няющий, к…нтраст, щ…котать;

19. юб…лей, пом…щаюсь, пл…вчиха, к…нтингент, приви…легия;

20. к…рамический, тр…вога, по…вились, подн…мать, арх…тектурный.

Ответы для варианта 1

1. патриотический
2. выкосить
3. закрепить
4. обогащаться
5. приласкать
6. примерять
7. систематический
8. горевать
9. филармония
10. веранда
11. клиент
12. аксиома
13. стипендия
14. корифей
15. загорать
16. блестеть
17. заросли
18. сдирать
19. ростовщик
20. подгоревший

Ответы для варианта 2

1. тряслись
2. отказаться
3. расстегнуть
4. напряжённый
5. наградить
6. таинственный
7. эстетический
8. успокоение
9. костёр
10. количество
11. рисунок
12. авангард
13. притязание
14. сиреневый
15. выложен
16. притворить
17. уложить
18. сращение
19. пловчиха
20. поднимать

В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол;
  • изменение числа, если слово – имя существительное;
  • изменение части речи;
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Непроверяемые гласные

Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:

  • борода.
  • золоченый,
  • берега.

Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:

  • бороды, бородка,
  • золото, позолота,
  • берег, побережье,

Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.

Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.

Когда проверка бесполезна

Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».

Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.

В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:

  • полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле);
  • корни гор, клон, твор, зар, плав;
  • чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч;
  • чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.

Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».

Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.

Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.

Полногласие/неполногласие

Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:

  • город – град, ворота – привратник;
  • золото – злато, молодой – младший;
  • дерево – древо, берег – брег;
  • молоко – млекопитающее, молочный – млечный.

Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).

Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.

А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».

Слова с чередованием е и и

В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е .

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Слова с чередованием о и а

Это безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос;
  • чередование скак – скоч;
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Полезное видео

Подведем итоги

Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.

Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.

Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.

Важно знать

Существует несколько основных способов проверки таких букв:

  1. Замена формы слова:
    • числа существительного (например, нора – норы);
    • падежа существительного (например, вода – воду);
    • рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
    • времени глагола (колол – колет).
  2. Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
  3. Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
  4. Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.

Несколько нюансов, которые стоит учитывать

  • В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
  • Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
  • При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).

Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».

С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;

б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.

2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.

2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.

Чередование а-о

1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).

2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).

3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).

5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)

Чередование е-и

В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.


Похожая информация.


  1. Слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
  2. Слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
  3. Слова с чередующимися гласными.

Проверяемые безударные гласные

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова проверяется ударением.

Безударные гласные могут вызывать затруднения в правописании потому, что произносятся нечётко и неясно. Безударные гласные можно проверить с помощью ударения, так как в безударном слоге пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном.

Рассмотрим способы проверки безударных гласных в корне слов:

  1. Изменение формы слова, например:

    о кно́ - о́ кна, ле са́ - ле с

    Изменить форму слова можно несколькими способами:

    • Изменение числа у существительных:

      о кно́ - о́ кна, ли са́ - ли́ сы

    • Изменение падежа:

      до жде́й - до ждь, во да́ - во́ ду

    • Изменение рода у глаголов прошедшего времени:

      тря сла́ - тря с, рва ла́ - рва л

    • Изменение времени глаголов:

      по лзёт - по лз, бо ро́лся - бо́ рется

    • Образование краткой формы прилагательного:

      кри во́й - кри в, ко со́й - ко с

  2. Подбор однокоренного слова, например:

    сле за́ть - зале́ зть, ко ню́шня - ко нь

В некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е , проверяется словом с буквой ё :

те мно́ - тё мный, ле те́ть - полё т

Следовательно, если в корне под ударением пишется буква ё , то без ударения в корне будет е .

Примечание: при подборе проверочного слова следите за значением корня. Будьте внимательны с неродственными словами, имеющими сходное звучание, но разное значение. Например:

уви дать (ви́ деть) - увя дать (вя́ нуть)

ста рожил (ста́ рый) - сто рожил (сто́ рож)

приме рять (ме́ рить) - прими рять (ми́ рить)

ле са (ле с) - ли са (ли́ сы)

Обратите внимание что нельзя проверять безударную гласную ударением если:

  1. Корень содержит чередующиеся гласные:

    заго ра́ть - зага́ р, зо́ ри - за ря́

  2. Глагол несовершенного вида содержит суффикс -ыва- (-ива-) , а проверить нужно безударную гласную в глаголе совершенного вида:
  3. опо зда́ть (по́ здно) - опа́ здыва ть

Непроверяемые безударные гласные

Безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми . Существует много слов с непроверяемыми безударными гласными, например:

со бака, ша блон , ябло ко, ле гальный

Правописание таких слов следует запомнить. Если у вас возникнут сомнения, какую букву надо написать, то следует смотреть правописание в словаре.