Главной целью плана дауэса было. Планы Дауэса и Юнга

Дауэса план- репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Дауэса. Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Этот план должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам-победительницам и облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займу и дивидендов от прямых инвестиций в промышленность. Был направлен на восстановление военно-промышленного потенциала Германии. Предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч. 110 млн. американскими банками) для стабилизации марки. Установил размеры платежей Германией в первые пять лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Предусматривал установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами.

ПЛАН ДАУЭСА - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга (см.).

Дипломатический словарь. // А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. М.: 1948.

репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса; был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам победительницам, облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займам и дивидендов от прямых инвестиций в промышленности. Д. п. был направлен на восстановление военно-промышленного потенциала Германии и укрепление экономической и политической позиции германского империализма, которому предназначалась важная роль в борьбе против Советского Союза и революционного движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали, что он укрепит капиталистическую систему во всей Западной Европе и будет способствовать созданию антисоветской коалиции империалистических держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч.110 млн. долларов американскими банками) для стабилизации марки, установил размерыплатежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Выплата репараций должна была осуществляться как товарами, так и наличными деньгами в иностранной валюте. Для обеспечения платежей предусматривалось установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами. Контроль осуществлялся специальным комитетом экспертов, во главе которого стоял генеральный агент по репарациям. Этот пост занимал представитель США, сначала О. Юнг, а затем П. Гилберт. Германские капиталисты, усилив эксплуатацию рабочих, переложили на них основную тяжесть репараций. Повышение цен на предметы первой необходимости тяжело отразилось на положении трудящихся масс. В связи с принятием Д. и. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации французских и бельгийских войск из Рура, оккупировавших его в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдёт в Советском Союзе, и что усиленный ввоз германских промышленных товаров в Советский Союз подорвет социалистическую индустриализацию ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарационного вопроса и ликвидация рурского конфликта 1922-23 (См. Рурский конфликт 1922-23) создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностранного капитала. К сентябрю1930 сумма иностранных, главным образом американских, капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма германских репарационных платежей за тот же период - немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы способствовали восстановлению промышленного производства Германии, которое уже в 1927 достигло довоенного уровня. Доля Германии в мировом экспорте увеличилась с 5,73% в 1924 до 9,79% в 1929. Осуществление Д.п. привело к быстрому росту военного промышленного потенциала Германии, что и явилось одним из важнейших факторов, способствовавших подготовке и развязыванию ею 2-й мировой воины 1939-43. Укрепив свои экономические и военные позиции, германские монополии начали активную борьбу против Д. п., подрывавшего, в известной степени, их конкурентоспособность на мировом рынке. Надежды авторов Д. п. на экономическое удушение Советского Союза потерпели крах. В 1929 США, опасаясь аннулирования Д. п. Германией односторонним актом, проявили инициативу в выработке очередного соглашения между Германией и её кредиторами (см. Юнга план).

Лит.: План Дауэса. финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса, М., 1925; Постников В. В., США и дауэсизация Германии (1924-1929 гг.), М., 1957; Норден А., фальсификаторы. К истории германо-советских отношении, пер. с нем., М., 1959.

В. В. Постников, М. М. Авсенев

  • - крупномасштабное картографическое изображение участка местности на плоскости в ортогональной проекции без учёта кривизны земной поверхности...

    Географическая энциклопедия

  • - Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Дауэса...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • - в архитектуре, выполненное в определенном масштабе графическое изображение горизонтальной проекции здания или комплекса зданий, населённого пункта или отдельных его частей...

    Художественная энциклопедия

  • - нарк. см. марихуана легкий...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - графическое масштабное изображение горизонтальной проекции или горизонтального разреза, содержащее размеры, условные обозначения, надписи и др. - план - půdorys - Grundriß; Plan - alaprajz - төлөвлөгөө...

    Строительный словарь

  • - 1) чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости часть земной поверхности. 2) горизонтальный разрез или вид сверху какого-либо сооружения или предмета. 3) то же, что горизонтальная проекция...

    Архитектурный словарь

  • - м., устар. . 1) Грубая ткань, предназначенная для улавливания золота в некоторых золотопромывальных устройствах XVIII в. ...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - 1) П. топографический - картографич. изображение на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе огранич. участка местности, в пределах к-рого кривизна уровенной поверхности не учитывается...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - см. План Дауэса...

    Дипломатический словарь

  • - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии и в проникновении американского капитала в Европу. П. Д. был принят в 1924...

    Дипломатический словарь

  • - репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса...
  • - составная часть программы германского фашизма по завоеванию мирового господства и порабощению народов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ДАУЭСА план - репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под руководством Ч. Г. Дауэса и утвержденный 16 августа 1924 на Лондонской конференции держав - победительниц в 1-й...
  • - "" - программа германского фашизма по "освоению" территории Вост. Европы путем массового истребления, выселения и колонизации народов восточно-европейских стран...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Дауэса план" в книгах

Документ № 9 ПЛАН ЛЕКЦИИ В. И. ЛЕНИНА ПО КУРСУ "НАЧАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ" ЛЕКЦИЯ IV (план написан ранее 9 февраля 1911 года)

Из книги Ленин во Франции автора Каганова Раиса Юльевна

Документ № 9 ПЛАН ЛЕКЦИИ В. И. ЛЕНИНА ПО КУРСУ "НАЧАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ" ЛЕКЦИЯ IV (план написан ранее 9 февраля 1911 года) (В. И. Ленин. ПСС, т. 20, стр. 413, текст на стеклографе) Российская социал-демократическая рабочая партияКурсы социальных наукЛенин.Начала политической

План Дауэса и гиеродул Шахт

Из книги автора

Глава девятнадцатая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РОССИИ (план ГОЭЛРО)

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Глава девятнадцатая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РОССИИ (план

План Дауэса

Из книги Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната. 1939-1945 автора Тиссен Фриц

План Дауэса После подавления сопротивления в Руре и краха немецкого денежного обращения, вызванного инфляцией, канцлер Штреземан добился согласия Комиссии по репарациям на иностранную помощь в целях реабилитации немецкого Рейхсбанка и немецкой валюты. Более того, он

РУРСКИЙ КРИЗИС И ПЛАН ДАУЭСА

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РУРСКИЙ КРИЗИС И ПЛАН ДАУЭСА Версальские соглашения поставили Германию в крайне тяжелое положение. Вооруженные силы страны были резко ограничены. Германские колонии поделили между собой победители, и обескровленная германская экономика отныне могла опираться лишь на

Дауэса, план

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Дауэса, план Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Дауэса. Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят

Глава десятая План Дауэса (1923–1924 гг.)

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

3. ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН - ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

3. ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН - ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ Создание плановых органов. Плановая система - детище социализма, выражение его коренных преимуществ по сравнению с капитализмом. Ее основы были определены великим В. И. Лениным. В

Дауэса план

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ)

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ) Эти понятия являются базовыми в фотографической композиции. Если брать изображение человека или какого-либо объекта, то на мелком плане они будут изображены полностью на фоне какого-либо

Глава 10. План продаж. План по достижению успеха

Из книги Взрывной рост продаж в розничном магазине автора Крутов Дмитрий Валерьевич

Глава 10. План продаж. План по достижению успеха Возможно, среди читающих эту книгу есть те, кто не использовал в своей работе план продаж. Однако мысль, вынесенная в заголовок этой главы, справедлива на 100%. И поэтому мы сейчас подробно рассмотрим все аспекты планирования

9. Организационный план (план-график контрольных сроков)

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

9. Организационный план (план-график контрольных сроков) Реально процесс подготовки выставочного проекта распределен во времени, в пространстве, человеческих ресурсах. Каждый из этапов подготовки имеет стандартный по своей структуре набор организационных мероприятий

Как составить эффективный маркетинговый план и PR-план вашей компании

Из книги Разумный маркетинг. Как продавать больше при меньших затратах автора Юрковская Ольга

Как составить эффективный маркетинговый план и PR-план вашей компании Составление маркетингового плана – одна из важных частей деятельности компании. Процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета

Глава 3. Новые директивы Америки для Европы – планы Дауэса и Юнга

Из книги Политическая история Первой мировой автора Кремлев Сергей

Глава 3. Новые директивы Америки для Европы – планы Дауэса и Юнга 30 НОЯБРЯ 1923 года под руководством американского генерала Дауэса и английского финансиста Мак-Кенна начала работать комиссия экспертов по определению платёжеспособности Германии. В августе 1924 года на

ГЛАВА 11 Новые директивы - планы Дауэса и Юнга

Из книги Россия и Германия. Стравить! От Версаля Вильгельма к Версалю Вильсона. Новый взгляд на старую войну автора Кремлев Сергей

ГЛАВА 11 Новые директивы - планы Дауэса и Юнга 30 ноября 1923 года под руководством американского генерала Дауэса и английского финансиста Г. Мак-Кензера начала работать комиссия экспертов по определению платеже способности Германии, В августе 1924 года на Лондонской

После кризиса 1923 г. англо-саксонские державы твердо решили оттеснить Францию от решения германского вопроса, пользуясь ее финансовой зависимостью от них. Разработка графика выплат была поручена представителю США банкиру Чарльзу Дауэсу, который возглавил комитет независимых экспертов, который должен был оценить реальную платежеспособность Германии и установить реалистичный план получения от нее выплат. 16 июля 1924 г. на Лондонской конференции союзных держав был принят меморандум, утвердивший основные положение "плана Дауэса".

Во-первых, абсолютные размеры выплат были пересмотрены в сторону существенного сокращения. Во-вторых, условия плана жестко ограничили возможности Франции впредь применять против Германии санкции. В-третьих, были установлены ежегодные лимиты платежей, но не оговаривались ни количество лет, отводимое для их полного завершения, ни общая сумма полагающихся выплат. В-четвертых, комитет экспертов рекомендовал предоставить Германии новые займы для преодоления текущих экономических трудностей.

В качестве источников выплаты репарационных платежей план предусматривал использование прибылей промышленных предприятий и железных дорог Германии, а также доходов государственного бюджета. За период действия плана Дауэса, с 1924 по 1929 г. Германия выплатила в счет репараций немногим более 10 млрд. марок, то есть в 2,5 раза меньше, чем получила кредитов за тот же срок. Французская доктрина "экономических репрессий против Германии" была таким образом заменена англо-саксонской концепцией "восстановления германской экономики". Франко-бельгийские войска должны были покинуть Рейнскую зону в течение года после Лондонской конференции.

План Дауэса знаменовал поворот к отказу от дискриминации Германии в европейской политике. Найдя компромиссные решения, он заложил экономическую основу восстановления единства Западной и Центральной Европы. Теперь на повестку дня можно было снова поставить вопрос о европейской безопасности. Так или иначе это сопрягалось с выяснением перспектив отношений европейских стран с Советским Союзом.

Доклад, представленный 9 апреля 1924 г. Репарационной комиссии комитетами экспертов ("План Дауэса")

(Извлечение)

А. Доклад первого комитета экспертов

Часть I настоящего доклада излагает наше понимание порученной нам задачи , наши общие выводы и основные черты нашего проекта.

Часть II содержит те соображения, которые привели нас к нашим выводам, и, в частности, описывает некоторые особенности экономического и финансового положения Германии.

Часть III включает целый ряд предложений, касающихся технических подробностей различных наших предложений.

I. Точка зрения комитета:

а) Принятая комитетом точка зрения была практической, а не политической.

b) Политические соображения приняты во внимание лишь постольку, поскольку они способствуют осуществлению плана.

с) Поставленной целью было взыскание долга, а не применение карательных мер.

d) Уплата Германией означенного долга является необходимым участием этой страны в деле возмещения причиненных войной убытков.

f) Восстановление Германии не является чем-то самодовлеющим; оно не более как часть более широкой проблемы о восстановлении всей Европы.

g) Предусмотренные гарантии суть гарантии порядка экономического, а не политического.

II. Экономическое единство Германии:

Для стабилизации своей валюты и для приведения в равновесие своего бюджета, Германии необходимы ресурсы всей германской территории, в границах, установленных Версальским договором, и необходима свобода экономической деятельности на означенной территории.

III. Военная сторона вопроса. Возможные гарантии и санкции:

  • а) Политические гарантии и санкции не входят в нашу компетенцию.
  • в) То же относится и к военной стороне вопроса.
  • с) В момент введения в действие нашего проекта на объединенной территории Германии, требуется, 1) чтобы никакая военная организация, если таковая существует, не препятствовала свободе экономических сношений и,
  • 2) чтобы не было налицо никакого постороннего контроля или же экономического вмешательства, не предусмотренного настоящим планом.

d) Тем не менее, предусматриваются адекватные и производительные гарантии.

IV. Задача комитета:

  • а) Стабилизация валюты и реализация бюджетного равновесия составляют проблемы, тесно между собою связанные, хотя - в процессе их изучения - и представляется возможным временно их разъединять.
  • с) Оба эти условия необходимы для того, чтобы дать возможность Германии удовлетворять свои внутренние потребности и причитающиеся с нее, в силу договора, платежи.

VI. Валюта и эмиссионный банк:

с) Надо создать новый банк или реорганизовать Рейхсбанк.

d) Главнейшие признаки такого банка:

  • 1) он будет иметь исключительную привилегию на эмиссию билетов, имеющих твердую основу в отношении золота;
  • 2) он будет банком остальных банков и будет устанавливать официальный учетный процент;

германия версальская система европейский

  • 3) он будет банком правительственным, но свободным от какого-либо правительственного контроля;
  • 4) авансы правительству будут строго ограничены;
  • 5) он будет принимать в депозит платежи по репарациям;
  • 6) его капитал будет равен 400 миллионам золотых марок;
  • 7) руководить им будут председатель-немец и состоящее из немцев правление, в помощь которым может быть образован совещательный комитет, равным образом состоящий из немцев;
  • 8) выполнение устава будет находиться под наблюдением генерального совета, половина членов которого, включая комиссара, будет состоять из иностранцев.

VII. Бюджет и временное облегчение репарационных обязательств:

Реализация в Германии бюджетного равновесия требует:

  • а) Полной экономической и финансовой суверенности, при условии предусмотренных в настоящем докладе видов контроля.
  • в) Устойчивой валюты.
  • с) Временного облегчения производимых из бюджетных средств платежей в счет вытекающих из договора обязательств.

d) Такое облегчение не должно приостанавливать признанных необходимыми поставок натурою.

Германия равным образом должна покрывать, до крайнего предела своих возможностей, свои внешние обязательства, вытекающие из договора.

Бюджет не может быть ни приведен в равновесие, ни поддержан в состоянии равновесия без того, чтобы не было установлено обязательство годичных платежей на достаточно продолжительный период и на точных, заранее выясненных основаниях.

Предложения наши, по мере возможности, следуют этому принципу.

VIII. Доля союзников при повышении благосостояния Германии:

  • 1. Кредиторы Германии должны получить свою долю при повышении благосостояния Германии.
  • 2. Результат этот будет достигнут при помощи индекса благосостояния.

IX. Нормальные ресурсы, служащие для производства платежей:

Германия будет расплачиваться по обязательствам, наложенных на нее договором, при помощи трех категорий ресурсов, а именно:

А. Налогов; В. Железных дорог; С. Промышленных облигаций.

XI. Глобальный характер платежей. Поставкинатурою:

  • а) Вышеуказанные суммы покроют весь возможный долг Германии союзным и объединившимся державам.
  • в) Поставки натурою должны продолжаться, но будут оплачиваться посредством кредитного сальдо банкового счета.

XII. Способ производства платежей:

Все платежи в счет репараций. будут вноситься в зол. марках, либо в равноценной германской валюте, в новый банк на кредит "агента по репарационным платежам". Такой взнос будет являться окончательным актом германского правительства по выполнению финансовых обязательств, возложенных на него планом.

XIII. Способ получения платежей:

Употребление и взыскание внесенных таким образом фондов будут происходить под надзором комитета, состоящего из агента по репарационным платежам (являющегося агентом связи, подведомственным Репарационной комиссии). и пяти других компетентных лиц, по одному от каждого из пяти союзных и объед. держав. Комитет этот будет регулировать выполнение программы в отношении поставок натурой и платежей., так, чтобы избежать пертурбаций на валютном рынке.

Он равным образом будет производить непосредственные трансферты денежных сумм союзникам посредством покупки девизов и вообще будет стремиться к осуществлению максимума денежных переводов, не нарушая устойчивости валюты.

Если производимые Германией в счет репараций платежи, в конечном результате, превысят суммы, которые будут переведены посредством поставок натурой и покупки иностранных девизов, то платежи эти будут накопляться в банке. Образованный таким образом вклад может, в нормальных условиях, достигать цифры в 2 млрд. В случае превышения этой цифры, комитет должен будет обращать свои дополнительные ресурсы в облигации и иные помещения капитала в пределах Германии, сообразно условиям, предусмотренным в приложении VI. По экономическим и политическим соображениям нельзя допускать неограниченного накопления фондов, соответственно сумме репарационного долга; поэтому мы предлагаем установить для такого накопления абсолютный предел в 5 миллиардов. Если предел этот будет достигнут, бюджетные поступления должны будут быть сведены ниже предусмотренного в нашем проекте нормального уровня, с тем, чтобы они не превышали использования фондов и чтобы дальнейшее накопление прекратилось.

XIV. Другие гарантии, сверхжелезнодорожных облигаций:

  • а) В виде гарантии бюджетных поступлений и иных платежей назначаются доходы со следующих источников:
    • 1) спирт,
    • 2) табак,
    • 3) пиво,
    • 4) сахар,
    • 5) таможни.

XV. Внешний заем, его условия и цели:

  • а) Обеспечить новый банк золотым запасом.
  • в) Произвести в 1924-25 гг. важнейшие внутренние платежи, вытекающие из договора.

XVII. Характер плана:

  • а) План неделим.
  • в) Проект ставит целью:
    • 1. Установить такую организацию, благодаря которой стало бы возможным получить с Германии максимум платежей.
    • 2. Позволить возможно большее количество трансфертов кредиторам Германии.

После долгих проволочек, Пуанкаре согласился на открытие работ международного комитета экспертов. Оно состоялось в Лондоне 14 января 1924 г. Председателем первого комитета экспертов был избран представитель США Чарльз Дауэс. Бывший адвокат, получивший за участие в мировой войне чин генерала, Дауэс был тесно связан с банковской группой Моргана. К этой группе в поисках выхода из финансового кризиса Пуанкаре обратился за кредитом. Морган обещал Франции ссуду в размере 100 миллионов долларов, но при условии урегулирования вопроса о германских репарациях.

В центре внимания комитета стоял, разумеется, репарационный вопрос. Но при обсуждении этого вопроса возник ряд новых проблем. Главное место заняло обсуждение возможности создания в Германии устойчивой валюты. На этом в особенности настаивали представители США. Они видели в разрешении валютной проблемы панацею от всех зол. "Надо, - заявил Дауэс, - найти воду, которая могла бы двигать германскую бюджетную мельницу. Мы построим мельницу, когда найдём воду для её колёс".

Внимание к валютным вопросам было обусловлено насущными интересами США и Англии. Американский капитал в поисках выгодных сфер для крупных капиталовложений проявлял особый интерес к Германии. Но устойчивая валюта - главное предварительное условие всяких инвестиций. Отсюда большой интерес США к валютной проблеме и их настойчивые требования стабилизации курса марки.

Англия поддерживала требования США к германской валюте. Продолжающаяся инфляция облегчала экспорт германских товаров и обостряла борьбу за рынки сбыта. Требование стабилизации валюты было для Англии одной из форм борьбы против германского экспорта.

На заседании комитета были заслушаны сообщения немецких делегатов - директора германского Рейхсбанка Шахта и германского министра финансов Лютера. Переговоры с ними велись по вопросу о создании так называемого Банкнотного банка и о его взаимоотношениях с Рейхсбанком. Для изучения положения германских финансов комиссия Дауэса выехала на несколько недель в Берлин.

Эксперты пришли к заключению, что платёжеспособность Германии может быть восстановлена только при условии экономического и финансового воссоединения оккупированных и неоккупированных областей. Они наметили также и те статьи национального дохода, которые могли бы стать гарантией международного займа, если он будет предоставлен Германии для погашения репарационных платежей.

9 апреля 1924 г. Дауэс известил репарационную комиссию об окончании работы и представил текст доклада экспертов.

Доклад экспертов, вошедший в историю под названием плана Дауэса, состоял из трёх частей. Первая часть излагала общие выводы экспертов и точку зрения комитета. В ней подчёркивалось, что эксперты ставили своей целью взыскание долга, а не применение карательных мер. Во второй части доклада характеризовалось общее экономическое и финансовое положение Германии. Третья часть заключала ряд приложений к первым двум частям.

План Дауэса ставил своей задачей реальное обеспечение уплаты репараций Германией путём её хозяйственного восстановления. Для осуществления этой задачи решено было оказать Германии надлежащее содействие со стороны англо-американского капитала, прежде всего в вопросах стабилизации валюты и создания бюджетного равновесия. Для стабилизации германской марки комитет экспертов предлагал предоставить Гер-. мании международный заём в сумме 800 миллионов золотых марок. В залог выполнения денежных обязательств Германия должна была передать под контроль "комиссару по налогам" таможенные пошлины, акцизы и наиболее доходные статьи своего государственного бюджета. Все железные дороги должны были на 40 лет перейти к акционерному обществу железных дорог, утверждённому репарационной комиссией. Право эмиссии получал банк, контролируемый союзниками. Всё народное хозяйство Германии ставилось под контроль. Общая сумма репарационных платежей и конечный срок их уплаты не устанавливались и на этот раз. Германия лишь обязывалась уплатить в первый год один миллиард марок репараций. В последующие годы она должна была увеличивать эти взносы и довести их к 1928-1929 гг. до двух с половиной миллиардов марок в год.

План Дауэса решал вопрос и об источниках покрытия репарационных платежей. Первым источником становились доходы тяжёлой индустрии и железных дорог, выплачиваемые в виде процентных сумм на специально выпускаемые облигации. Облигации тяжёлой индустрии исчислялись в сумме 5 миллиардов марок и железных дорог - 11 миллиардов марок. Ежегодный взнос был установлен в 6% с этих сумм, т.е. в 960 миллионов марок.

Другим источником покрытия репарационных платежей становился государственный бюджет. Для мобилизации соответствующих средств были установлены специальные налоги, всей своей тяжестью непосредственно ложившиеся на плечи трудящихся. На этом настояли германские капиталисты. Они утверждали, что в противном случае уплата репараций отразится на состоянии народного хозяйства Германии. На самом же деле немецкие промышленники и финансисты не поступались своими прибылями даже в той части, в какой репарации должны были. выплачиваться за счёт их доходов. И в этой части были найдены пути к возмещению платежей за счёт рабочего класса.

Установление высоких косвенных налогов и связанное с этим повышение цен были использованы германскими империалистами для широкой демагогической, шовинистической пропаганды. Поражение Германии в первой мировой войне выдавалось за причину всех бедствий, переживаемых трудящимися страны. Средством для избавления от этих бедствий должна была явиться новая империалистическая война, которую правящие круги Германии рассчитывали увенчать полной победой над противником.

План Дауэса был, таким образом, внутренне противоречив. Он стремился восстановить в рамках Версальского договора экономически сильную и платёжеспособную Германию; однако посредством контроля над её хозяйственными ресурсами он же ставил задачей не допускать её превращения в опасного для союзников конкурента.

Конкуренция Германии была бы особенно чувствительной для стран-победительниц, если бы товары, производимые немецкими предприятиями, шли на рынки, на которых уже господствовал английский, французский и американский капитал. Возникал вопрос, куда направить поток германских товаров, усиленный сбыт которых немцами должен был явиться одним из главных средств уплаты германских репараций. Авторы плана Дауэса разрешали этот вопрос с чрезвычайной простотой. Они великодушно предоставляли Германии. советские рынки. Их не только привлекала мысль без ущерба для собственной торговли дать Германии возможность широкого сбыта её товаров для уплаты репараций. Отвести экономическое наступление Германии на Восток; подорвать советскую промышленность наводнением рынка СССР немецкими товарами; воспрепятствовать превращению Советской страны в индустриальную державу; превратить Россию в аграрный придаток промышленных стран Европы - таковы были замыслы авторов плана Дауэса. Нельзя было отказать ему в хитроумии. Но в плане имелся один небольшой недостаток. Вопрос о советском рынке и дальнейшем направлении экономического развития Страны Советов решался без хозяина.

"План Дауэса, составленный в Америке, - говорил товарищ Сталин в своём докладе на XIV съезде ВКП (б) 18 декабря 1925 г., - таков: Европа выплачивает государственные долги Америке за счёт Германии, которая обязана Европе выплатить репарации, но так как всю эту сумму Германия не может выкачать из пустого места, то Германия должна получить ряд свободных рынков, не занятых ещё другими капиталистическими странами, откуда она могла бы черпать новые силы и новую кровь для выплачивания репарационных платежей. Кроме ряда незначительных рынков, тут Америка имеет в виду наши российские рынки. Они должны быть, по плану Дауэса, предоставлены Германии для того, чтобы она могла кое-что выжать и иметь из чего платить репарационные платежи Европе, которая, в свою очередь, должна выплачивать Америке по линии государственной задолженности".

Касаясь той части плана Дауэса, которая имела в виду выкачивать из СССР средства, необходимые для платежей, товарищ Сталин указал, что это "есть решение без хозяина". "Почему? Потому, что мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, хотя бы для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу страну в аграрную в отношении Германии, рассчитывать на это - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах".

План Дауэса не мог примирить те противоречия, которые обнаружились в связи с вопросом о германских репарациях. Он создавал лишь видимость соглашения между Германией и её победителями. По существу, план Дауэса был победой англо-американского блока над Францией. Он вынуждал французскую дипломатию воздержаться от методов "прямого действия", едва не приведших Европу к новой войне. Всё же - и это было особенно важно для принявших план Дауэса правительств - он предупреждал наступление в Германии экономической катастрофы, которая неизбежно привела бы к дальнейшему обнищанию масс, усилению их эксплоатации и к взрыву революционного движения в центре Европы. Понятно, что буржуазная дипломатия превозносила план Дауэса как плод своей "политики мира". Разумеется, под прикрытием этого пацифизма, лишь усыплявшего международное общественное мнение, соперничество и борьба империалистических правительств продолжали развиваться неудержимо.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии.

Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции.

В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства.

Согласно «Плану Дауэса» возрождение германской промышленности было рассчитано на реализацию ее продукции на рынках стран Восточной Европы и СССР, которые должны были стать аграрно-сырьевыми придатками германского промышленного комплекса.

Превращение Восточной Европы и СССР в рынки сбыта германской промышленной продукции, помимо прибылей американским банкам, ставшим фактическими владельцами германских промышленных концернов, решало еще 2 основных для американцев задачи: ликвидация французского влияния в Восточной Европе и недопущение индустриализации СССР. Один из соавторов и исполнителей «Плана Дауэса», германский банкир Шахт, подводя его итоги в 1929 г. с удовлетворением отмечал, что «Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой Мировой войне». К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после США (44%).

В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов, длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

Вот как оценивает итоги «плана Дауэса» американский исследователь Ральф Эпперсон: «Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны». В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам.

Принадлежавшая Рокфеллеру «Стандарт Ойл» контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля.

Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна «И.Г. Фарбениндустри». Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи «ИТТ» они контролировали 40% телефонной сети Германии и 30% акций авиастроительной фирмы «Фокке-Вульф». Через «Дженерал электрик» Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов «АЭГ», «Сименс», «Осрам». Через «Дженерал моторз» Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн «Опель». Генри Форд контролировал 100% акций концерна “Фольксваген”.

К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились такие ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения. Всего 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Донат банк» и ряд других.

Говоря о значении “Плана Дауэса” в отношении СССР с точки зрения американского и английского финансового капитала, министр иностранных дел Англии О. Чемберлен в феврале 1925 г. отмечал, что «Россия нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы - угрожающая, не поддающаяся учету, но, прежде всего, обособленная». Поэтому, по его мнению, необходимо: «определить политику безопасности вопреки России и даже, пожалуй, за счет России». Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.

Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.