Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе на тему "Звук и буква Ш". Конспект

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

2. Научить правильно произносить звук [Ш].

3. Познакомить с образом буквы Ш.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

10. Учить преобразовывать слова.

Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

Ход занятия:

1. Организационный момент – отгадывание загадок.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны, и кони, и ладьи,

И пешки - чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ………. (шоколад).

2. Знакомство со звуком [ Ш ] .

Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

горлышко «молчит».

Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

Хлопаем на слова со звуком [Ш].

3. Знакомство с буквой Ш.

Рассматриваем и называем картинки на доске.

Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами .

Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

4. Звуко-слоговой анализ слов

Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.

Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

Выделяем гласные звуки в слове «уши».

Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).

Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

Игра на внимание «назови правильно звук».

В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

Игра «Закончи предложение правильно»:

Положили в плошку … КАШКУ,

Надевал пожарный … КАСКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ,

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА,

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ,

На лугах коров … ПАШУ.

Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

ШАЙКА - САЙКА

ШУТКИ - СУТКИ

ШТИЛЬ - СТИЛЬ

ШТУКИ - СТУКИ

ШТЫК - СТЫК

ВАШ – ВАС

НАШ – НАС

МЫШЬ – МЫС

6. Итог.

В конце занятия логопед загадывает загадку:

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Проколотый шар с ним летает,

Звук этот скажите, друзья!

Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

Приложение 2.

Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

Домашнее задание

1. Назвать картинку (шут).

2. Определить на слух , есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.

4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

Приложение 1.


Список использованных источников:

1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.

2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].

3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.

4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами информационных технологий.

Цели по содержанию урока:

  • Образовательные : создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш] и буквой Ш, правильного произношения звука в слогах, словах.
  • Развивающие :
    • способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [ж] и [ш] устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
    • развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.
  • Воспитательные : содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник, звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

– Отгадайте загадку. (Слайд 2)

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок.)

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

II. Работа по теме урока (Слайд 3)

1. Знакомство с буквой

– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске нарисован теремок и записаны слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.

– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.
– Догадались? (Тех животных, в названии которых есть звук [ш].)
– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквами Ш, ш .

Рассмотрите букву Ш .На что она похожа? (Ответы детей.)

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё .
Сказка начинается…

На доске записано слово «шалаш».

– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.)
Бежала мимо… (мышка-норушка) , остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет?
А шалаш отвечает:
– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.
Мышка согласилась.
– Давайте мы тоже выучим скороговорку.

Скороговорка записана на доске.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков

– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо ежик-ершик.
– Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.
А мышка-норушка отвечает:
– Выполнишь мое задание, пущу.

2. Звукобуквенный анализ слова «груша». Учебник стр 125.

– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
– Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)
– Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)
– Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)
– Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.)
– Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] – гласный.)
– Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.)
– У этого звука есть пара по звонкости–глухости. ([ш] – [ж].)
– Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] – гласный.)
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?

Аналогично проводится анализ слова «катушка».

– Сравните звук [ш] в словах «груша», «катушка».
– Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый.)
– Прочитайте правило в учебнике. (Помни у звука «ш» нет мягкой пары)
– Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зеленая, так как звук [ш] всегда твердый.)

– Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу...

Лягушка-попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А ежик-ершик говорит:

3. Подбор слов со звуком [ш].

– Придумайте слова со звуком [ш].
– Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш .
– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.

А лягушка-попрыгушка говорит:
– Выполнишь наше задание, пустим.

4. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение. Стр. 125

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.
– Какими буквами различаются слова в первом столбике? (Буквами ж – ш.) А во втором? (Буквами ш – с.)

– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.

Хорошо читающие дети читают стихи.

Веселые звуки

На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж .
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять – сено… (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар… (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых… (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая… (ушами).

– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.

Хоровое чтение слов. Учебник стр. 125

Это интересно!

Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.
– Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?

– Идет по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А зайчишка-трусишка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.

5. Найди слово в слове

– Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?
– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова. (Шар; фарш. Утка, шут; тушь, туша, тушка. Шина; Маша, Миша, ниша, наша.)
– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?

6. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.

Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.Учебник стр. 126.

– Дополните предложения получившимися словами.

Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.

Я с одноклассниками… (дружу).
Я воздухом… (дышу).
Я на солнышке… (лежу).
Я прощения… (прошу).
В гости приходили… (Саша, Даша, Маша).
Божьи коровки – это… (жуки).
Папа в шкаф вкрутил… (шуруп).
Я читаю… (журнал).

– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели. (Мыш и.)

Синяя
фишка
Красная
Фишка
Синяя
фишка
Красная
фишка

Вывод: звук [ш] всегда твердый.

(Слайд 15) ФИЗМИНУТКА

– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А лисушка-подружка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.

7. Дифференцированная работа по учебнику. Стр. 127

Читают рассказ про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш .(12 слов.)

– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

8. Дифференцированная работа по карточкам.

Карточка 1.

Ш ш

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

Карточка 2.

Ж ж
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

Карточка 3.

Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)

Карточка 4.

Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и«шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)

Карточка 5.

Ш или Ж?
Впишите букву ш или ж .

III. Итог урока

– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.
– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?

Ребус:

К а м ы ш ––> (мышка)
4 5 1 2 3

– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв, глух,зв)
– Назовите его пару по звонкости – глухости. Ж-Ш
Оценили свою работу на уроке (смайлики у каждого на столе)
(Слайд 19).

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;

дом - мак - кот...

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы.., ланды..., камы...

Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...;

ШИ: -на, - ло...;

ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

О.Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.

Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»

Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

Цель : Закрепление правильного произношения звука «Ш» , знакомство с буквой «Ш» .

Задачи :

Образовательные : - учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] ; - упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Развивающие : - развивать навыки звукового анализа слова , упражнять в определении позиции звука в слове ; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; - развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательная : - воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.

Оборудование : копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка, картинки : шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент :

(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)

Игра «Волшебные звуки »

Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В] . Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З] . При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж] .

(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).

Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой» ?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) - Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!

«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я».

Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук .

Их надувают на праздник (шары) . - Его делают из мяса и жарят на углях (шашлык) . - Головной убор (шапка) . - Там учатся дети (школа) . - В нем хранят одежду (шкаф) . - Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы (шкатулка) . - Зимой его повязывают на шею (шарф) . - Их завязывают на ботинках (шнурки) . - Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла) . (На экране появляются картинки-отгадки) .

II. Сообщение темы и цели занятия :

Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш» ). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея) . Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит : “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим : “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки. (Дети садятся на стулья) .

III. Характеристика звука «Ш» .

Спойте ещё раз песенку змеи. - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук ? (губки округлены и слегка вытянуты вперед) . - На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”) . - Где он расположен? (за верхними зубками) . - Произнесем звук “ш” . Какой он - гласный или согласный? (согласный) Почему? (при произношении нам помешал язычок) . - Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. - Голосок спит или звенит? («спит» ). Значит он звонкий или глухой? (глухой) . - Этот звук твердый или мягкий ? (твердый) . - Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш» ).

IV. Знакомство с буквой : - А на письме этот звук обозначается буквой «Ш» .

Буква Ш с тремя шипами - Не хватай ее руками (рисуем в воздухе) .

На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е) . Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке) . – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами) . - Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей) . - Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Вам нужно их разложить на группы : первая группа – звук «Ш» живёт в начале слова, вторая группа – звук «Ш» в середине слова и третья группа – звук «Ш» в конце слова. (Дети раскладывают картинки по группам.) – Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй - (игрушки, в третьей - (растения) . - Молодцы! Вы заслужили бонус!

V. Физминутка : Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).

VI. «Раздели слово на слоги»

Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют - шоколад, машина, шашки, мышь) . – Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) . – А предложения? (из слов) - Ребята, а из чего состоят слова? (из слогов) - Как узнать, сколько слогов в слове? (при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов) . Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове «шоколад» (3, сколько гласных звуков ? (3) . *сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков ? (тоже 3) *сколько в слове «шашки» слогов (2, сколько гласных звуков ? (тоже 2) *сколько в слове «мышь» слогов (1, сколько гласных звуков ? (тоже 1) - Молодцы! Вы заслужили бонус! - А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова «шашки» . И сделать звуковой анализ этого слова , но сначала поставим ударение в этом слове.

Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков . [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] - согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! - Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? - Молодцы! Вы заслужили бонус!

VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша) .

Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. . А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. - А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша) Шу-шу-шу – подарки малышу (произнести с разной интонацией) - Молодцы! (бонус) - Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру «Скажи какой» . - Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением «Носки из шерсти шерстяные» ) - Платье из шелка какое? - Халат из плюша какой? - Сок из груш какой? - Варенье из вишни какое? - Конфеты из шоколада какие? - Умники! (бонус)

VII. Итог :

Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши) . Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? - И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! - Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. - А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно - грустный.

воспитательные:

Материал:

  • диск « Песенки Складушки»;
  • магнитофон;
  • простой карандаш;

Ход занятия

Лопушок

Лопушок : А теперь занимайте места. (

Воспитатель:

.

Лопушок

Дети: Это Арлекин.

Лопушок

Дети: А-а-а.

Лопушок

Дети:

Лопушок

Дети:

Лопушок

Дети:

Лопушок

Что еще? (Дети продолжают).

Лопушок

Дети: окно, облако, обруч и т.д.

Лопушок

Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.

Лопушок

Дети: Экскаватор, этаж.

Лопушок

(Дети выходят из-за столов.) Физминутка.

Чтоб спина могла прогнуться

Надо очень потянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись!

Руки в боки, руки шире

На пенек мы сесть решили.

Нет пенька, ну, ничего!

Мы придумаем его!

Лопушок : Продолжаем представление. (Дети садятся за столы).

Лопушок (Дети слушают песенку).

Дети: Звук «ш».

Воспитатель:

Дети: согласный.

Воспитатель:

Дети: Синим.

Воспитатель:

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?

Дети: Твердый.

Воспитатель:

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Лопушок

Маша кашу наварила,

Маша кашей угостила:

Мишку, кошку,

Петушка Алешку,

Лопушок

Воспитатель:

Дети: Ша.

Лопушок

Дети: Шу.

Лопушок

Дети: Шо.

Лопушок

Дети: Шэ.

Лопушок (Дети встают) .

Ша -ша - ша - на столе стоит лапша.

Шу - шу - шу - мы поели всю лапшу.

Ши - ши - ши - мы теперь сидим в тиши.

Шо - шо - шо - в цирке хорошо.

Лопушок

Лопушок : Что у вас получилось?

Дети: буква Ш.

Лопушок

(Дети называют слова).

Лопушок

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш». »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 город Новочеркасск

Конспект

занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе по теме:

«Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш».

Подготовила:

Кокоревич Р. Н., воспитатель.

Цель: ознакомление детей со звуком « ш » и буквой Ш.

Задачи:

образовательные

    формировать у детей представлений о звуке и букве Ш, его характеристике;

развивающие

    развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук;

    упражнять детей в составлении и чтении слогов;

воспитательные:

    воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Материал:

    игра В.Воскобовича «Складушки»;

    диск « Песенки Складушки»;

    магнитофон;

    приложение к коврографу «Ларчик» «Забавные буквы»;

    карточки с заданием на составление слогов;

    простой карандаш;

    плоскостное изображение сказочного персонажа «Лопушок»

    комплект «Разноцветные веревочки».

Ход занятия

Лопушок встречает детей в дверях фиолетовой комнаты.

Лопушок : Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в сказочном лесу. У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас в цирк. Входным билетом на это необычное представление будет исполнение гласной песенки. Давайте все вместе ее споем.

(Дети, стоя вокруг Лопушка, исполняют гласную песенку).

Лопушок : А теперь занимайте места. (Дети проходят и садятся за столы).

Воспитатель: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.

(Лопушок представляет каждого артиста) .

Лопушок : Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?

Дети: Это Арлекин.

Лопушок : Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.

Дети: А-а-а.

Лопушок : А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.

Дети: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.

Лопушок : Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?

Дети: Это Урлекин и его песенка У-у-у.

Лопушок : А вот и следующий артист-акробат. Споем с ним его песенку.

Дети: Это Эрлекин и его песенка Э-э-э.

Лопушок : Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки.

Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины.

Что еще? (Дети продолжают).

Лопушок : Что может появиться из сундучка Орлекина?

Дети: окно, облако, обруч и т.д.

Лопушок : Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?

Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.

Лопушок : Внимание, внимание! А теперь открывает свой сундучок Эрлекин и из него на зрителей посыпались разные предметы. Что же появилось из его сундучка?

Дети: Экскаватор, этаж.

Лопушок : Аплодисменты нашим артистам. А сейчас антракт.

(Дети выходят из-за столов.) Физминутка.

Чтоб спина могла прогнуться

Надо очень потянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись!

Руки в боки, руки шире

На пенек мы сесть решили.

Нет пенька, ну, ничего!

Мы придумаем его!

Лопушок : Продолжаем представление. (Дети садятся за столы).

Лопушок : Во втором отделении на арену выходит новый артист. А узнать его поможет песенка «Складушка». Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? (Дети слушают песенку).

Дети: Звук «ш».

Воспитатель: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы

округлены. Значит, во рту есть преграда для его произношения. Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: Синим.

Воспитатель: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Верно. Это согласный твердый глухой звук. И этот звук никогда не бывает мягким.

А сейчас давайте поиграем в игру « Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий кружок, как только услышите звук «ш».

(Из набора дети выбирают синий кружок).

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.

Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.

Лопушок : Вы были внимательными и справились с заданием. Антракт.

Пальчиковая гимнастика « Каша».

Маша кашу наварила,

Маша кашей угостила:

Мишку, кошку,

Петушка Алешку,

Серого зайчишку и маленькую мышку.

Лопушок : Занимайте свои места. Представление продолжается.

Внимание! В третьем отделении вы увидите необычное музыкальное представление. (На коврографе выставляется буква Ш).

Артист Ш вместе с акробатами исполнит веселые песенки.

Воспитатель: У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. Возьмите в руки карандаши и начинаем сочинять.

Первым артист Ш исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?

Дети: Ша.

Лопушок : А теперь песенка звука Ш и У. Что получилось?

Дети: Шу.

Лопушок : Следующая песенка артиста Ш и Орлекина. Что получилось?

Дети: Шо.

Лопушок : А это песенка звука Ш и Э. Что получилось?

Дети: Шэ.

Лопушок : В нашем представлении могут принимать участие и зрители. Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. (Дети встают) .

Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.

Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.

Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.

Шо – шо – шо – в цирке хорошо.

Лопушок : Наше представление подходит к концу. Пусть на память у вас останутся портреты нашего нового артиста Ш. Эти портреты вы сделаете своими руками. (На ковролине с помощью разноцветных выкладывают букву Ш).

Лопушок : Что у вас получилось?

Дети: буква Ш.

Лопушок : А теперь придумайте к своей букве слово, в котором есть звук «ш».

(Дети называют слова).

Лопушок : Представление закончилось. До встречи, друзья!