Что такое индульгенция определение. Значение слова индульгенция

Как избавление от покаяния превратилось в отпущение греха и каким образом возможность купить себе прощение связана с добрыми делами Богоматери

Подготовила Светлана Яцык

Индульгенция, выданная 13 мая 1345 года в Авиньоне 12 архиепископам и епископам для прихода Святого Креста, больницы и всех церквей и часовен города Швебиш-Гмюнд Hauptstaatsarchiv Stuttgart

Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.

Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.

Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).

Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.

Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV-XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.

Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году. Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении. Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году. 


ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia , «милость», «прощение»), в римско-католической церкви - частичноеили полное освобождение (разрешение) церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании - от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Основанием для индульгенции в средние века были совершениеверующим какого-либо деяния (например,паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата определенной денежной суммы в пользу церкви.


В раннее средневековье, период перехода от публичного покаяния к частному (VI -Хвв.) формируются предпосылки будущей практики индульгенции. Систематизация исповедально-покаянного цикла, а также попытки, в условиях учащения исповеди, сократить чрезмерно длинные и тяжелые покаянные циклы,вели на практике к коммутации покаяния.Различные виды покаяния становятся, такимобразом, взаимозаменяемыми, что в свою очередь вело к определенному изменению отношения к покаянию как таковому. Другой предпосылкой возникновения индульгенции было то, что впроцессе покаяния грешника важная роль отводилась заступничеству (посредничеству)церкви. В результате развития и взаимодействия этих элементов церковной практики и появляются первые индульгенции (впервые - в XI в. во Франции). В них церковь (папы, епископы) официально, юридическим актом, заверялаверующих в своем заступничестве и на этомосновании прощала часть или все покаяниеотдельному лицу. В отношении этих, «ранних», индульгенций считалось, что они действенны благодаря особой заступнической молитве за прегрешившего. Эффект индульгенции, такимобразом,был, как предполагалось, равносилен результату того или иного покаяния, как если бы оноимело место. Вместе с тем переход к практике индульгенций был медленным, и в течение долгоговремени они рассматривались зачастую какуступка несовершенствулюдей, не способныхна трудную искупительную работу. Историческим поворотным пунктом в развитиипрактики индульгенций было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов - т.н. indulgentia plenaria.


С развитием практики дарования индульгенции значительную эволюцию претерпело отношениек ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали практикуиндульгенций критике, то уже в кон. XII в. появляетсяряд авторов, выступивших в ее пользу; однако детальной богословской базы практикииндульгенций ими разработано не было. Новая фаза богословского обоснования индульгенций связана сразвитием учения о «сокровищнице церкви».Согласно этому учению, «сверхдолжные»заслуги Христа, Богоматери и святых составляют некий запас, из которого могут черпатьостальные христиане. Распоряжается этим запасом папа римский. Учение о «сокровищнице церкви» изменило богословское восприятие природы индульгенций: они приобрели силу юридического акта, посредством которогопапа распоряжался «сокровищницей». Теория эта получила развитие в трудах выдающихся теологов XIII в. - Альберта Великого, Бонавентуры и, в особенности, ФомыАквинского. В ХШ-ХIV вв. индульгенций постепенно переходят в исключительное ведение папства; этотпроцесс завершился в 1343 г. принятием теории «сокровищницы церкви» в качестве официальной церковной доктрины католицизма

В позднее средневековье количество индульгенцийрастет; при этом объем предписываемой искупительной работы (некоторое количество которой по-прежнему остается обязательным условием индульгенций) в целом уменьшается: так, в этомкачестве могло предписываться посещениехрама, прочтение нескольких молитв и т.д.

По теории Фомы Аквинского, «снявшего» в своем учении об индульгенций исключительноважные вопросы об эквивалентности эффекта индульгенций стремлению достигнуть искупленияколичеству труда покаяния и его результату и т.д., индульгенциидействуют только потому, что церковь обладает «избыточными» заслугами иможет ими распоряжаться; нет прощениягреха как такового, но святость одних превышает греховность других, что делает возможной индульгенцию. Авторитетные сторонники индульгенций приводили в их пользу следующий довод: индульгенций значительно облегчают спасение грешников,ибо те из них, кто стремится к искуплению,не в силах его достигнуть, поскольку самаприрода толкает людей на новые прегрешения. Нередко утверждалось также, как, например, в «Откровениях» св. Бригитты Шведской, что индульгенций неизмеримо более значимы для спасения человека, нежели личнаяправедность и духовные подвиги.

В позднее средневековье система индульгенций усложняется. В сер. XV в. появляются индульгенции для усопших. Тогда же распространяются т.н. «масляные грамоты» - разрешения, за особую плату, употреблять в пищу яйца и молочные продукты в постные дни. Все большее хождение получает практика дарования особых индульгенций монашеским орденам - францисканцам, доминиканцам, кармелитам. Появляются легенды о чудесном даровании индульгенций по божественному велению; согласно одной из подобных легенд, такое повеление получил однажды Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии.

Известную деформацию претерпело на протяжении средневековья и представление о том, от чего освобождают индульгенции. Еще в XI в., ввиду недостаточной теоретической разработанности вопроса об отпущении грехов, происходит смешение понятий избавления отнаказания (poena ) и от самой вины (culpa ), т. е. от греха. По логике вещей избавление от самих грехов должно происходить в результате таинства исповеди. В ХП-ХIII вв. в текстах индульгенций появляются четкие оговорки, чтоиндульгенции даруются «сердечно покаявшимся и устно исповедовавшимся». Однако приблизительно с сер. XIII в. как в работах ученых богословов, так и в сознании людей утверждается представление, что индульгенции (по крайней мере в определенных случаях) могут избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena ),т.е. прощать и сам грех. В массовом сознанииэто представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали как злоупотреблявшие своей должностью специальные священники - распространители индульгенций (т.н. квестарии), так и нередко сами папы, стремившиеся, в поисках доходов, удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов.


Практика дарования индульгенции «a culpa et poena » (а в более широком смысле - тогдашняя практика индульгенций вообще) вызывала критику независимых умов средневековья (Уиклифа, Гуса) и в целом была предметом напряженных дискуссий внутри католической церкви. На протяжении средневековья учение об индульгенции так или иначе отвергалось последователями различных, в том числе откровенно еретических учений - катарами, вальденсами, лоллардами, фратичелли и др. В широких слоях населения, а нередко и со стороны официальной церкви, вызывали осуждение такие злоупотребления квестариев, как продажа фальшивых индульгенций, а также фальшивых реликвий, сопровождаемая подчас запугиванием, угрозами отлучения от церкви и осуждения на вечные муки. В XV в., в преддверии Реформации, многие вопросы, связанные с практикой индульгенций, становятся предметом широкого обсуждения среди образованного духовенства. Вопрос об индульгенциях был одним из ключевых в критике католической церкви европейскими гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 г. католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны, при этом, однако, практика индульгенций была утверждена; учение об индульгенциях. получило на соборе развернутое изложение. В дальнейшем роль индульгенций в католической церковной практике снижается. В римско-католической церкви практика индульгенций существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от известных меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительно важного значения, которое было характерно для высокого и позднего средневековья.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

индульгенция

ж. лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

индульгенция

индульгенции, ж. (латин. indulgentia - прощение) (истор. церк.). В католической церкви - папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

индульгенция

И, ж. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому-н. (также перен.: дать разрешение на какие-н. действия, поступки; книжн.). Получить индульгенцию (также перен.: получить разрешение на какие-н. действия, поступки; книжн.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

индульгенция

ж. Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentia - милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Индульгенция

(от лат. indulgentia ≈ снисходительность, милость), в католической церкви полное или частичное прощение «грехов», даваемое верующему церковью (обладающей, по учению католицизма, запасом «божественной благодати» в силу заслуг Христа и святых), а также свидетельство, выданное церковью по случаю «отпущения грехов». С 12≈13 вв. католическая церковь начала в широких масштабах торговлю И., принявшую характер беззастенчивой наживы, что вызвало впоследствии бурный протест гуманистов; отмена торговли И. была одним из основных требований Реформации. Продажа И. папством не прекращена полностью и в настоящее время.

Лит.: Лозинский С. Г., Папский «департамент покаянных дел», в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, сб. 2, М. ,1954; Папские таксы отпущения грехов, подготовил к печати Б. Я. Рамм, там же.

Википедия

Индульгенция

Индульге́нция - в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

В эпоху Возрождения получило распространение ошибочное понимание индульгенции как отпущения грехов за деньги, причем независимо от таинства исповеди. В 1567 году папа Пий V полностью запретил предоставление индульгенции за деньги и иные пожертвования. Согласно католическому богословию, отпущение временной кары католики получают через действие Католической церкви из сокровищницы заслуг Христа и святых. Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи. Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших.

Примеры употребления слова индульгенция в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций , ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов - таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Напротив, большинство покупателей усматривало в индульгенции возможность безнаказанно совершать преступления.

Слушают наставления этого заблудшего человека, Питера Паундтекста, который был некогда достойнейшим проповедником слова Господня, а теперь стал вероотступником и за жалованье, чтобы прокормить себя и семью, покинул праведную стезю и пошел за этой черной индульгенцией .

В первой редакции манифестов, в которых они хотели объяснить многочисленные причины, побудившие их прибегнуть к оружию, этот трудный вопрос был старательно обойден молчанием, но он снова был поднят в отсутствие Белфура, который, вернувшись, к своей великой досаде увидел, что обе стороны яростно препираются по этому поводу, что Мак-Брайер, Тимпан и другие вероучители гонимых скитальцев с пеной у рта наседают на Питера Паундтекста, принявшего индульгенцию пастора в милнвудском приходе, а он, хотя и препоясал себя мечом, все же, прежде чем выйти за правое дело на поле сражения, мужественно отстаивает свои взгляды в военном совете.

Лопухина, в странном приступе научного фанатизма, легко сметавшем нравственные и социальные преграды, замешанном, как почти у всех, на тщеславии, любови неизвестно к кому, корысти и эгоизме, наплевав на уголовные условности, в неясной, но отчаянной надежде получить выдающийся научный результат, который послужит индульгенцией , забыв обещания, данные Фрэту, вместе с Вавилой той же ночью вшила сосудистую ножку с маточными артерией и веной иссеченного мышечно-эндометриального лоскута человеческой матки вместе с недифференцируемым пока зародышем в соответствующие разрезы стенок внутренних подвздошной сосудов актера, продекларировав операцию, как наложение нового артерио-венозного шунта для гемодиализа взамен затромбировавшегося.

Он разбирал апостолические буллы и декреты, индульгенции , заслуги человека относительно благодати и спасения, глухую исповедь и много других пунктов, в которых лютеране отличались от католиков.

Произнеся это, он потащил за собою Моз, с тем чтобы приготовиться к новым странствиям в поисках крова, и долго еще ее язык не мог успокоиться и с гневных уст слетали слова: ратование, ковенант, злокозненные, индульгенция .

Папа, бывший всегда в доле с теми, кто стремился свято дурачить род человеческий, содействовал целям монахов, поставлял им в обилии реликвии и раздавал индульгенции тем, кто по своей набожности посетит их и воздаст им почитание.

индульгенция , схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуинство, монастыри - как антитезу жизни, и т.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция , схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуитство, монастыри - как антитеза жизни и т.

Мы имеем достаточно веса у святого отца нашего, папы авиньонского, чтобы к обычным дарам присовокупить еще и духовные дары, и он, конечно, не отказал бы вам в индульгенциях , если бы мы попросили их у него для вашей общины.

Его горбоносый профиль принял насмешливое выражение, как у Мефистофеля, которому подсовывают поддельную индульгенцию .

Словом, ничто не сравнится с преступлениями, беспорядками, эксцессами, которые совершали в течение веков невежества и веры суеверные дикари, у которых слепая набожность заменяла нравственность и которым папские индульгенции придавали смелость на преступление.

Она могла купить за деньги лучшую индульгенцию своему нарциссизму - холодильный бункер.

В возрасте тридцати одного года, когда тесть Карла, король Неаполитанский, призвал его, дабы усмирить Тоскану, где вели междоусобные войны гвельфы и гибеллины, Валуа сумел добиться от папы индульгенции на крестовые походы, а для себя лично - титула главного викария христианского мира и графа Романьского.

Словарь Ушакова

Индульгенция

индульге нция , индульгенции, жен. (лат. indulgentia - прощение) (ист. , церк. ). В католической церкви - папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим.

Политическая наука: Словарь-справочник

Индульгенция

(от лат. indulgentia милость)

в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Индульгенция

(лат. indulgentia - милость, прощение) - в католич. церкви полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде

Католическая Энциклопедия

Индульгенция

(лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») - в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое дается только в таинстве исповеди.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция - это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.»

Согласно учению Католической церкви, последствия греха - двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить, исповедав грех. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним, путем побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и.т.д.

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим.

Полная индульгенция дается при обязательном соблюдении следующих условий:

* Исповедь.

* Причащение.

* Молитвы в интенции Папы.

* Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200-1263). Эта концепция была признана Церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.). Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчеты.

Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

Индульгенции за пределами Католической Церкви

На Востоке в ряде мест вплоть до XX столетия существовала практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια); в начале XVIII в. Досифей Нотара, греко-православный Патриарх Иерусалима, писал о ней как о древней, всем известной практике. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии. Согласно Константинопольскому Собору 1727, правом выдачи таких свидетельств обладали четыре Патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). Уже в апреле 1806 Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Литература

* Катехизис католической церкви. Ст. 1471

* Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. М, 2002.

* А.Д. Щеглов. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Энциклопедический словарь

Индульгенция

(от лат. indulgentia - милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства.

Словарь Ожегова

ИНДУЛЬГЕ НЦИЯ, и, ж. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию комун. (также перен.: дать разрешение на какиен. действия, поступки; книжн.). Получить индульгенцию (также перен.: получить разрешение на какиен. действия, поступки; книжн.).

Словарь Ефремовой

Индульгенция

ж.
Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы
римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Индульгенция

Ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимьи. Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе (325) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим "добрым делам" приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божьей благодати. Оставалось сделать один шаг, чтобы признать "добрые дела" удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т. е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу. Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста - пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах, на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище. Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками. Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на И. Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп И. и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации. В споре Лютера против торговли И., производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против И., а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские И., утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как И. не в состоянии освободить от чистилища. Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре "Речи об отпущении и благодати", где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов "добрыми делами", чем подрывал теоретическое основание И. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию И. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией, было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября 1518 г.) и сохранено без изменений Тридентским собором. По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio co r dis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение, которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище, для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство И. церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает И.; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи И. может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают И. для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и И.; хотя умерший не может сам простирать "просящую руку", ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. И., которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну. В новейшее время возник спор о том, действительны ли папские И. только для церковных наказаний или их влияние простирается и на чистилище; последнее воззрение, которое поддерживается традицией и естественно вытекает из общего смысла учения об И., одержало верх и было подтверждено папой Пием VI. Вопрос об И. рассматривается со строго-католической точки зрения в сочинении Gr ö ne "Der Ablass" (Регенсб., 1863).

И. восточных патриархов, известные под именем разрешительных грамот, были распространены в Малороссии и на Руси XVII в. Они продавались за деньги и, по словам Крижанича, "разрешали от всех грехов, не поминая ни слова об исповеди или покаянии". Вост. патриархи привозили их с собой, а иногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху Гавриилу отпечатано было 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию - 2000. Ср. Н. Лихачев, "О разрешительных грамотах вост. патриархов" (М., 1893).

Словари русского языка

Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи . Каждый католик может получать индульгенции как для себя, так и за умерших .

История

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II . До этого использовались исповедные книги (с конца VII века), которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение (indulgentiae plenariae ) перешло мало-помалу в руки одного папы. Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis ), и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв , дел милосердия и т. д .

Индульгенция может быть частичной или полной (в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи) и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.
  • Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции (молитвы, служение милосердия, свидетельство веры).

Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния , проявляющегося в добрых делах (пост , милостыня , паломничество). Позже выработалось учение, что заслуги Христа , Богоматери , святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

Индульгенции за пределами католической церкви

В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei («Конгрегации распространения веры»), большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ). Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу , отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии .

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике . Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года . В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (греч. συγχωροχαρτια ), а латиняне - „индульгенциями“ (лат. intulgentzas ),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» . Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить .

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных (отпустных) грамот, выданных восточными патриархами (в основном Константинопольским и Антиохийским в XVII веке) .

На Востоке в ряде мест практика выдачи (и продажи) свидетельств об отпущении греха (греч. συγχωροχαρτια ) существовала вплоть до середины XX века

Напишите отзыв о статье "Индульгенция"

Примечания

  1. О временной и вечной каре за грехи см. раздел в этой статье
  2. о. Г. Церох , А. Горелов. ., Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год
  3. Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» ISBN 978-5-89572-040-0
  4. . Катехизис Католической церкви . Проверено 6 июля 2016.
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  6. Χρήστος Γιανναράς «Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα» (Х. Яннарас, «Православие и Запад в новейшей Греции», Афины, 1996, стр. 150.)
  7. Δοσίθεος Νοταράς, , Βουκουρέστι 1715, σελ. 884.
  8. Καρμίρης Ιωάννης, Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμ. Β΄, Graz-Austria, 1968, σελ. 867-868. (Кармирис, Иоанисс, Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, t. 2, Graz-Austria, 1968, 867-868.)
  9. Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23
  10. Алексей Лебедев. .
  11. «Так, например, Филипп Илиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом» Сергей Говорун

Литература и источники

  • Катехизис католической церкви . Ст. 1471
  • о. Г. Церох , А. Горелов. , Католическая энциклопедия , том II, издательство Францисканцев, 2005 год.
  • М.С. Иванов, Е.В. Казбекова, В.В. Тюшагин. // Православная энциклопедия . Том XXII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2009. - С. 632-645. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-040-0
  • // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Ссылки

Отрывок, характеризующий Индульгенция

– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».