Что на самом деле творится в мьянме. В Мьянме буддисти вырезают мусульман, а страной руководит лауреат Нобелевской премии мира

В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

Что происходит в Мьянме?

Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

За что буддисты не любят рохинджа?

Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

В чем проявляется дискриминация?

Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

Разве буддисты не против насилия?

«В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".

В Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством (народом рохинджа) и основным составом населения (бирманцами), исповедующим буддизм.

Его спровоцировал налет группировки "Армия спасения рохинджа Аракана" на 26 полицейских постов и военную базу страны неделей ранее. Участники группировки якобы хотели таким образом отомстить правительству за многолетние преследования народности, однако значительно усугубили ситуацию. В ответ на гибель 59 сотрудников сил безопасности в ходе столкновений власть Мьянмы начала, по их версии, антитеррористическую операцию, которая уже стала крупнейшей волной насилия с 2012 года в истории федеративного государства.


Только за последние семь дней были убиты почти 400 человек, подавляющие большинство из которых мирные жители народности рохинджа. В ООН заявили, что около 73 тыс. представителей народности бежали из страны в Бангладеш. По пути некоторые из вынужденных беженцев потонули.


На территории Бангладеш в лагерях беженцев, где почти нет воды, пищи и лекарств, за последние годы скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа.

Очевидцы рассказывают ужасающие истории о том, как правительственные войска и помогающие им буддистские добровольцы убивают рохинджа, насилуют женщин и жгут деревни. По их словам, люди, включая тех, кто бежит от насилия, гибнут под обстрелами, против гражданского населения пускают в ход гранатометы и вертолеты. Кроме того, власти Мьянмы ограничили доступ к нуждающимся в помощи жителям штата Ракхайн.


Пресс-центр ООН

Правозащитники Human Rights Watch на спутниковом снимке зафиксировали более 700 сожженных домов лишь в одном из сел региона.

Международное сообщество обеспокоено, но решения нет

Международное сообщество выразило "глубокую обеспокоенность сообщениями о чрезмерном использовании силы" в ходе правительственных операций в штате Ракхайн в Мьянме. В частности, последние события в стране были обсуждены Советом безопасности ООН на закрытом заседании, состоявшемся по инициативе Великобритании 31 августа.


Совбез ООН, архив EPA

Постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт, комментируя итоги обсуждений, сказал, что они прошли в конструктивном ключе. "Мы обеспокоены ситуацией в Мьянме и осуждаем любые формы насилия. Призываем все стороны конфликта снизить накал напряжения", - отметил он.

Позже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что правительство Мьянмы обязано обеспечить безопасность всех жителей страны и позволить ООН и ее партнерам оказать гуманитарную поддержку нуждающимся.

С претензиями в адрес правительства Мьянмы выступила также посол США в ООН Никки Хейли.

Однако представители стран в ходе заседания не приняли никаких официальных документов по региону.

Такая реакция международного сообщества возмутила мусульман всего мира. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал столкновения, происходящие в штате Ракхайн в Мьянме, "геноцидом мусульман".


Президент Турции Реджеп Эрдоган Фото из открытых источников

"Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками… Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая еще полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой", - заявил он на мероприятии, организованном правящей Партией справедливости и развития в Стамбуле в связи с праздником Курбан-байрам.

По словам Эрдогана, с 19 сентября будут проводиться заседания Совбеза ООН по ситуации в Мьянме. "Турция сделает все возможное, чтобы донести до мирового сообщества факты, касающиеся ситуации в Аракане. Вопрос будет обсуждаться и в ходе двусторонних переговоров. Турция будет говорить, даже если остальные решат молчать", - подчеркнул он.

При этом стоит отметить, что не все страны поделились на тех, кто осуждает, и тех, кто молчит по этому поводу. Есть и такие, которые относятся к рохинджа с неприятием. Например, власти мусульманской Малайзии отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив такое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии "недопустимо". При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

После этого в разных странах мира прокатилась волна митингов мусульман против бесчинств в Мьянме и отсутствия должной реакции международного сообщества. Так, накануне в центре Москвы у посольства Мьянмы прошла беспрецедентная для страны несогласованная акция в поддержку мусульман-рохинджа. Мусульмане еще никогда не выходили на митинги в России, тем более сотнями.


Сегодня подобная акция проходит в Чечне. Интересно, что ее инициатором выступил глава республики Рамзан Кадыров. Накануне он призвал всех неравнодушных к ситуации в Мьянме отправлять протесты в ООН и посольство Мьянмы, а сегодня заявил, что выступит против курса политического руководства Российской Федерации, если оно поддержит власти Мьянмы, притесняющие мусульман-рохинджа в штате Ракхайн.


Из открытых источников

Примечательно, позиция России на данный момент мало отличается от позиций "обеспокоенности" большинства стран.

Также митингуют мусульмане в Австралии и Индонезии. Люди призывают руководство стран не стоять в стороне конфликта.

Почему буддисты и мусульмане Мьянмы убивают друг друга

Республика Союз Мьянма, как теперь официально называется это государство, состоит из семи провинций, населенных собственно бирманцами, "бама", и семи национальных штатов, ни один из которых в реальности никогда не признавал власти центрального правительства. Населяющие их народы и разнообразные местные политические и криминальные объединения всегда вели против столицы и против друг друга свои гражданские войны – хотя в последнее время со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Уходя из Мьянмы, тогда называвшейся Британской Бирмой, в 40-е годы 20-го века британская колониальная администрация пообещала предоставить независимость почти всем национальным окраинам, что отчасти и стало причиной последующих конфликтов, так как сделано не было. В числе несостоявшихся государств был и национальный штат Аракан, или же Ракхайн, – довольно узкая полоса земли на бирманском побережье Бенгальского залива, на крайнем западе граничащая с Бангладеш. Именно самый бедный район страны и является родиной полуторамиллионного мусульманского народа рохинджа, по их собственному мнению. Власти же Мьянмы так не считают, называя весь этот этнос "незаконными иммигрантами", а также "исламскими боевиками".

Долгие годы правительство страны не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, а называли "мусульманами, проживающими в Араканской области". К слову, в правительстве страны нет ни одной партии, которая представляла бы интересы этой народности. Но рохинджа считают себя народом Мьянмы и отстаивают свои права на гражданство и другие, связанные с ним права.

Кроме того, многие эксперты полагают, что неверно утверждать, что народности не предоставляют гражданства исключительно из-за религиозных или этнических предрассудков. Одной из причин обострения ситуации также называются демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Подлил также масло в огонь и другой факт. Во время Второй мировой войны, когда Британская Бирма была захвачена Японией, мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев и начали партизанскую борьбу. Местные же буддисты в штате Аракан (Ракхайн) поддержали японских оккупантов, пообещавших предоставить стране независимость, и стали массово вступать в союзную Токио "Национальную армию Бирмы". Во главе нее стоял генерал Аун Сан, один из основателей Коммунистической партии Бирмы – отец Аун Сан Су Чжи, ныне возглавляющей правительство страны.


Аун Сан Су Чжи во время встречи с экс-президентом США Бараком Обамой, архивное фото Из открытых источников

Кстати, о лидере страны немного отдельно. Аун Сан Су Чжи, долгие годы боролась за демократизацию в Мьянме, где царил военный режим. На данный момент она является лауреатом Нобелевской премии мира и имеет особый статус и пост "государственного советника Мьянмы". Эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, Аун Сан Су Чжи влияет на все решения в стране, но пока не комментирует ситуацию в Ракхайне.

Напомним, власти Мьянмы начали сверхактивно и последовательно выдавливать рохинджа в последние пять лет. В июне и октябре 2012 года в вооруженных столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт все больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

На фотографии был запечатлен влиятельный буддийский монах бирманской общины Ашин Вирату. Его лицо действительно не освещено теплой широкой улыбкой и не исполнено кроткой отрешенности, как положено буддийскому лидеру. Лицо Вирату полно холодной сосредоточенности и внутреннего напряжения. Что это за человек, и верна ли подпись под его фотографией? Возможно ли такое вообще - буддийский террор?

Ашин Вирату родился в 1968 году в Мандалае, втором по величине городе Мьянмы. В 14 лет он сбежал из школы и стал монахом традиции Тхеравады.

Всемирную славу Вирату обрел на волне столкновений между буддистами и мусульманами, произошедшими в Мьянме в последний год – с мая 2012 года. Эти столкновения потрясли мир своей жестокостью. С обеих сторон было много жертв, дотла сожженные деревни. Никогда прежде буддисты не удостаивались от международных обозревателей таких эпитетов, как в эти месяцы: жестокие погромщики, террористы, убийцы в монашеских робах.

Считается, что идейным вдохновителем бесчинствующих монахов является Вирату. По крайней мере, именно его открытые антиисламские заявления просочились в мировую прессу и дали повод называть его буддийским Бин-Ладеном или нацистом в монашеской рясе.

Движение «969»

В 90-е годы возрастающее напряжение между мусульманами и буддистами Мьянмы вылилось в открытую вражду. Бирманские радикальные националисты начали тогда движение гражданского бойкота мусульманским товарам и услугам. Движение было названо коротко «969», что, по мнению его участников, является символьным числом буддизма.

Идея движения заключалась в блокировании предпринимательских инициатив бенгальцев-мусульман, чтобы не допустить их усиления в традиционно буддийской Мьянме. По официальным правительственным данным мусульмане суннитского толка составляют всего 4% от всего населения страны, однако эксперты Госдепартамента США полагают, что эта цифра занижена как минимум на процент.

Возможно, крупнейшая мусульманская диаспора Мьянмы сосредоточена в штате Ракхайн. Бенгальская этническая группа рохинджа насчитывает тут, по некоторым данным, до 800 000 человек.

Хотя столкновения бирманцев с различными мусульманскими группами в Мьянме происходили со времен британской колонизации, проблемы особенно обострились в последние годы. Трудно сказать, что является спусковым механизмом такого рода конфликтов. Возможно, это отголоски колониального прошлого, которое ассоциируется у бирманцев с наплывом индийских мусульман в страну. В дальнейшем эта бирманская исламофобия умело использовалась различными политиками.

Сегодня ко всему этому примешались и многочисленные социально-экономические проблемы, которые, и мы в России с этим хорошо знакомы, часто трансформируются в межнациональную и межрелигиозную рознь. Так или иначе, но движение «969» получило широкую поддержку в обществе, и монах Вирату стал его горячим последователем.

Поддержка Вирату, оказанная движению «969», а также его многочисленные антиисламские проповеди, привели к тому, что в 2003 году он был осужден на 25 лет тюрьмы. В 2010 году, однако, Вирату был освобожден по амнистии и спокойно продолжил свою политическую деятельность.

Тюрьма словно усилила его убежденность в своих идеях. В сентябре 2012 года он потребовал от правительства депортации рохинджа обратно в Бангладеш и Индию. Через несколько недель в Ракхайне вспыхнули новые волнения между бирманцами и рохинджа на почве взаимного неприятия.

Демонизация образа?

Сразу после событий в своем интервью «Таймс» Вирату якобы заявил: «Можно быть исполненным доброты и любви, но нельзя спать рядом с бешеным псом». Он отметил также, что если буддисты проявят слабость в своих взаимоотношениях с мусульманами, вся Мьянма вскоре станет исламской страной. Ранее в других своих выступлениях Вирату выражал восхищение ультраправыми группировками Европы, в частности Английской лигой защиты.

После выхода интервью в свет, Вирату обвинил журналистов «Таймс» в намеренном искажении его слов и демонизации его образа. Он открестился от большинства своих слов и заявил, что принципиально против насилия и терроризма.

Выступления бирманских монахов против рохинджа

В частности, Вирату сказал следующее: «Меня такими нападками не поколебать. Вот, что я хочу сказать по поводу сравнения меня с Бин-Ладеном. У Бин-Ладена были руки в крови. У меня руки чисты. Это то же самое, что льва назвать лисой. Это сравнение абсолютно неуместное.

Сейчас мы просто предпринимаем профилактические меры. У нас нет наступательных средств. Мы предлагаем законы, которые защитят наш народ и расу. Значит ли это, что мы экстремисты? Мы призываем любить и уважать нашу религию и людей. Значит ли это, что мы террористы? У меня также есть видеофайл с записью интервью, так что можно проверить, если ли там что-то провокационное. И я собираюсь разместить в интернете то интервью с журналом «Таймc». Они ведь не напечатали ни свои вопросы, которые задавали мне, ни мои ответы на их вопросы. Да и на их фото я выгляжу устрашающе».

Покушение на «буддийского террориста»

Однако было слишком поздно. Вирату уже стал олицетворением насилия. После посещения мест, где прошли погромы, он внезапно сменил риторику. Ашин Вирату осудил насильственные методы борьбы с мусульманами и отказался признать, что за ними стоит движение «969». Более того, он принял участие в различных встречах с мусульманскими лидерами Мьянмы, на которых разрабатывались меры по предотвращению насилия.

Однако в июле этого года на Вирату было совершенно покушение с использованием бомбы. Так «буддийский террорист» сам чуть не стал жертвой террора.

Остается только гадать, что из всего известного нам о Вирату правда, а что измышления. Нужно сказать, что промусульманские СМИ не чураются методов по очернению буддистов Мьянмы и буддизма вообще. В Интернете распространилось множество роликов, в которых буддийские монахи подаются хладнокровными мясниками.

После погрома

Самым вопиющим образцом такой пропаганды стали фотографии буддийских монахов на фоне гор трупов. В реальности на этих фотографиях были зафиксированы тибетские монахи, добровольцами участвовавшие в извлечении погибших в результате землетрясения в Сычуани в 2008 году.

Подпись к фотографиям вводит в заблуждение, выдавая монахов за убийц. Это отнюдь не означает, что Вирату является невинной жертвой СМИ. Это означает лишь то, что любая сомнительная и необдуманная идея, высказанная духовным лицом, способна привести к самым страшным последствиям.

Буддийские монахи на марше в поддержку антимусульманских погромов в Мьянме

Исламский терроризм в последние десятилетия превратился в угрозу мирового масштаба Наиболее активны исламисты на Ближнем Востоке - в Сирии, Ираке и Афганистане. Но множество разнообразных организаций действует по всей Азии - от Йемена до Синьцзяна. Одни, как «Исламское государство» и «Аль-Каида», претендуют на создание всемирного халифата, другие - типа «Талибана» или «Исламского движения Узбекистана» - используют исламские лозунги как оправдание террористической деятельности. Но есть в регионе религиозный терроризм иного толка, пусть и не столь заметный, как исламский. Христиане в горах Индии, буддисты на Шри-Ланке и в Бирме ведут непримиримую борьбу за свою веру, пытаясь искоренить чужую.

«Бирманский бен Ладен» против «бешеных собак»

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий, последователи которой исповедуют ненасилие. Вряд ли с этим утверждением согласятся мусульмане Мьянмы и Шри-Ланки, которые регулярно становятся жертвами организованных буддистами погромов.

В 2013 году в результате антимусульманских беспорядков в Мьянме погибли более 50 человек, причем в расправах принимали участие и буддийские монахи. Дошло до того, что тысячи мусульман вынуждены были искать убежища в буддийских монастырях.

Символом буддистского террора в Мьянме стал Ашин Виратху — 47-летний монах, лидер исламофобской организации «969», отсидевший за свои взгляды семь лет в тюрьме и вышедший по амнистии. Он уже заслужил прозвище «бирманский бен Ладен» — за непримиримость и готовность уничтожать иноверцев.

«Вы можете быть образцом доброты и любви, но нельзя ложиться спать рядом с бешеной собакой, — объяснял Виратху. — Если мы будем слабы, мусульмане захватят всю нашу землю».

В сентябре 2014-го Ашин Виратху посетил конференцию в Коломбо, на которой пообещал поддержку другой буддистской террористической организации — «Боду Бала Сена» («Буддистская сила»), или просто ББС.

Вся власть — буддистам

ББС была создана монахами Кирамой Вималаджоти и Галагодой Атте Гнанасарой сравнительно недавно — в 2012-м. Одной из основных целей была заявлена защита прав буддистов-гастарбайтеров, работающих на Ближнем Востоке и сталкивающихся с запретом совершать богослужения.

Однако вскоре активисты ББС пустились во все тяжкие: требовали преференций при поступлении в вуз молодежи, посещавшей буддистские курсы, замены школьных учителей монахами и прекращения археологических раскопок в священных местах.

Первой громкой акцией ББС стало нападение на дом христианского пастора Динеша в 2012 году: они утверждали, что он тайком занимается прозелитизмом, обращая буддистов в христианство. Через три месяца толпа во главе с монахами штурмом взяла один из юридических колледжей в Коломбо, где, как утверждалось, профессора ставят более высокие оценки абитуриентам-мусульманам, а через несколько дней разгромила заведение под названием «Будда-бар» — за богохульство.

Шри-ланкийские власти пытались успокоить экстремистов. По итогам январских переговоров президента и министров с ББС было опубликовано заявление, в котором сторонников организации призывали воздержаться от конфликтов с представителями других религий. Правда, заявление было выпущено на английском языке, и большинство последователей ББС, не знавших другого языка, кроме сингальского, его просто не поняли.

Месяц спустя на митинг, организованный ББС, пришли уже 16 тысяч человек, включая 1300 монахов. С трибуны один из создателей ББС, Галагода Атте Гнанасара, заявил:

«Эта страна создана буддистами-сингалами, и она должна остаться страной буддистов-сингалов. Сингальской стране — сингальскую власть. Так называемые демократия и плюрализм уничтожают сингальский народ».

Гнанасара и его сторонники призвали своих последователей объединиться против христианского и мусульманского экстремизма.

Борьба против «так называемой демократии» при этом не помешала Гнанасаре и его доверенным лицам в апреле 2013-го посетить США с визитом дружбы — таким образом буддистские радикалы попытались улучшить свой имидж в глазах американских политиков.

Любые попытки правительства хотя бы намекнуть на ограничение деятельности Гнанасары и его сторонников немедленно вызывали активные протесты ББС, численность которой постоянно росла. И чиновники раз за разом отступали.

Закончилось все это массовыми погромами в июне 2014-го. Толпа, возглавляемая буддийскими священниками, грабила мусульманские магазины и поджигала машины. Обращаясь к ликующим погромщикам, Гнанасара объявил: «На нашей стороне — полиция, состоящая из сингалов. Не надо забывать и об армии, также состоящей из сингалов. Если хоть один муслим или другой чужак тронет любого сингала хоть пальцем — мы их прикончим».

На данный момент ББС по-прежнему пользуется большой популярностью среди сингалов. Гнанасара успел потребовать от папы Франциска извинений за «зверства христианских колонизаторов в Южной Азии» и осудить Далай-ламу за призыв к буддистам Шри-Ланки и Мьянмы прекратить насилие в отношении мусульман и христиан, пока наконец суд не выписал ордер на арест неугомонного монаха.

Парадокс заключается в том, что в отличие от других стран региона и в Мьянме, и на Шри-Ланке мусульмане миролюбивы и немногочисленны.

«Разумеется, буддистский террор — это печальная реальность, — заявил в интервью «Ленте.ру» генеральный секретарь Всемирного сообщества буддистов Фаллоп Тайиари. — К сожалению, в каждой религии есть свои экстремисты, и буддизм — не исключение. Но и в Бирме, и на Шри-Ланке всплеск радикализма в первую очередь вызван племенными различиями и сложной политической ситуацией в этих странах. В Таиланде, к примеру, проблема буддистского терроризма вообще не стоит».

Христианская теократия плюс социализм

На северо-востоке Индии, в штатах Трипура и Нагаленд, обитают горные племена, христианизированные англичанами еще в XIX веке. Многочисленные сепаратистские движения горцев давно ведут ожесточенную борьбу за отделение от Индии и создание независимых государств, и многие из этих группировок включают в свои программы религиозную составляющую.

Так, в штате Трипура с 1989 года действует Национальный фронт освобождения Трипуры (НФОТ), считающийся в Индии террористическим. Своими целями НФОТ заявляет обращение в христианство всех представителей трипурских племен, изгнание из региона иммигрантов из соседней Бангладеш и превращение Трипуры в «Землю Господа Христа». Как утверждают индийские спецслужбы, боевики действуют в союзе с местными протестантами-баптистами, которые укрывают в своих домах боевиков, помогают им приобретать оружие и отмывать деньги.

НФОТ практикует массовые обращения в христианство. Происходит это следующим образом: отряд боевиков входит в деревню, после чего местных жителей заставляют креститься. Мужчин — под дулом автомата, женщин — под угрозой изнасилования. По данным полиции, ежегодно от рук боевиков гибнут десятки индуистов, не желающих отречься от своей веры.

В находящемся неподалеку Нагаленде с 1980-го действует Национальный социалистический совет Нагаленда (НССН), ставящий целью создание суверенного христианского государства Нагалим, в которое должны войти все области Индии и Бирмы, населенные народом нага. Лозунг организации — «Нагаленд для Христа». В Нагалиме планируют установить христианскую теократию, основанную на социалистической экономике. Рука об руку с религиозными чистками идут этнические — так, в 1992-1993 годах НССН изгнал из домов племя кику в штате Манипур. Тогда были убиты около 900 кику, 350 деревень опустели, 100 тысяч кику стали беженцами.

Индийские службы утверждают, что основу финансирования НССН составляет подпольная торговля наркотиками с Бирмой и перепродажа другим повстанческим группировкам оружия, полученного из Пекина и Исламабада. И хотя 3 августа 2015 года лидер НССН Муивах подписал в присутствии премьера Моди мирное соглашение с правительством Индии, не ясно, долго ли оно продержится.

Попытки индийских СМИ привлечь внимание международного сообщества к проблеме христианского терроризма пока не принесли успеха: борцы за социалистическую теократию хорошо понимают, насколько важен имидж, и активно сотрудничают с международными правозащитными организациями, включая Совет ООН по правам человека.

Индийские силовики действуют куда успешнее, чем индийские журналисты. В 2009-м 15 человек христианской народности хмар из штата Ассам ворвались в индуистский храм в селении Бхуван Пахар. Они объявили, что принадлежат к Манмасийской национальной христианской армии, и под дулом автомата заставили всех находящихся в храме, включая индийского жреца, принять крещение. После этого боевики исчезли, оставив в качестве напоминания кресты на стенах, начертанные собственной кровью.

Уже через два дня полиции удалось задержать 12 нападавших, включая главу организации. После этого о Манмасийской национальной христианской армии ничего не было слышно, хотя до сих пор на стенах индуистских храмов в Ассаме появляются кресты и дата 29 мая 2009 года — день инцидента в Бхуван Пахаре.

Проблема без решения

Разумеется, религиозный терроризм в Азии перечисленными случаями не ограничивается. Экстремисты-индуисты убивают мусульман и нападают на христиан в Индии, многочисленные секты действуют в Корее и Японии (достаточно вспомнить атаку «Аум Синрикё» в токийском метро). Многие очаги религиозного экстремизма — такие, к примеру, как сикхский в Индии или христанско-маронитский в Ливане — находятся в спящем состоянии, но могут проснуться в подходящих условиях.

Как бороться с религиозным терроризмом, пока непонятно. Применение армии и полиции не всегда дает нужный результат: в рядах силовиков, как правило, немало представителей религий, против радикального крыла которых они должны бороться, и они нередко сочувствуют экстремистам.

На днях в Казахстане прошел форум «Религии против терроризма». Во вступительном слове председатель казахстанского сената Касым-Жомарт Токаев заявил:

«Мы наблюдаем расширение арсенала методов и форм деятельности террористов. Радикальные группировки обрели стабильное финансирование, эффективно используют современные технологии и открыто претендуют на статус квазигосударственной структуры. Ответом может быть только еще большая консолидация цивилизованного человечества. Нашим обществам, прежде всего средствам массовой информации, предстоит выработать и внедрить этические нормы по недопущению разжигания межрелигиозной розни».

Выступавшие после Токаева представители мировых религий много говорили о том, что ни одна религия не одобряет насилия и экстремизма, и призывали осудить действия террористов.

Однако практика показывает, что террористам не интересно мнение религиозных лидеров об их акциях. Шри-ланкийские буддисты из ББС уже заявили, что не считают Далай-ламу своим лидером, а для христиан-протестантов из нагалендских гор вообще нет ни одного религиозного авторитета, кроме Иисуса Христа. Универсальный выход, по словам Токаева, — «искоренение крайней нищеты, голода и эпидемий, а также урегулирование военных конфликтов», но вряд ли в ближайшем будущем стоит на это рассчитывать.

Преследование мусульман в Мьянме вызвало волну возмущения по всему миру. Что произошло и почему бьют тревогу именно сейчас

Ведущие СМИ в эти дни много пишут о трагедии народа рохингья и об акции протеста, участники которых требуют прекратить преследование мусульманского меньшинства. Масштабы международного возмущения впечатляют.

Международная информационная волна

Акции в поддержку рохингья состоялись во многих мусульманских странах. В Индии и Индонезии демонстранты жгли портреты лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи, а представители властей Пакистана и Турции выразили возмущение действиями ее правительства.

Акция протеста в Калькутте, Индия. Фото: Reuters

Еще интереснее стало, когда к акциям присоединилась Россия. Акции в поддержку рохингья состоялись в Грозном и Москве. Лидер Чечни Рамзан Кадыров, как пишут российские СМИ, впервые критически высказался относительно политики Кремля. Мол, тот ничего не делает чтобы предотвратить геноцида, который Кадыров сравнил с Холокостом.

Путин быстренько исправился и 4 сентября на саммите стран БРИКС осудил насилие Мьянмы, чем заслужил публичную благодарность Рамзана.

С просьбой остановить насилие до лидера Мьянмы через свой Twitter обратилась лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсафзай. Это событие интересно тем, что Аун Сан Су Чжи также является лауреатом Нобелевской премии мира, хотя теперь нередко можно услышать требования отобрать у нее награду.

Попробуем разобраться, кто же такие рохингья, за что их преследует власть Мьянмы и почему именно сейчас вокруг них так много информационного шума.

Наиболее преследуемый народ мира

Буддистско-мусульманский конфликт в Мьянме тянется годами. Мусульмане-рохингья (или же рохинджа) составляют меньшинство в стране, большинство населения которой исповедует буддизм. Сейчас считается, что их в Мьянме насчитывается 1,1 млн, а еще около миллиона живут как беженцы по разным соседних странах. В 2013 году ООН назвала их наиболее преследуемой обществом в мире.

События, которые сейчас происходят, касаются штата Аракан (он же Ракхайн), что на западе Мьянмы. Сами рохингья утверждают, что очень давно переселились туда. Официальная позиция властей Мьянмы - эти люди являются потомками нелегальных мигрантов из Бенгалии. Во времена британского владычества в Индии к Аракану массово переселяли мусульман из Восточной Бенгалии (сейчас это страна Бангладеш), так как требовалась дешевая рабочая сила.

Власти Мьянмы даже не признает сам термин "рохингья" и к 2015 году называли их "бенгальцами", а потом начали называть "мусульманами, проживающими на араканской территории".

Мьянма не предоставляет рохингья гражданство на основании закона, принятого еще в 1982 году. Он запрещает предоставлять гражданство мигрантам - британским индийцам - которые переселились в страну после 1873 года.

Таким образом, рохингья ограничены в праве свободного передвижения, не имеют доступа к государственной образования и права работать в государственных учреждениях.

Вся эта история осложняется тем, что большинство населения Аракана составляют буддисты, которые имеют давнюю историю противостояния с правительством Бирмы в борьбе за свою независимость. Фактически это местные сепаратисты, с которыми, тем не менее, удалось замириться. Однако сейчас много кто смешивает в единое целое борьбу араканцев за создание собственного государства и террористические акты мусульман-рохингья.

Последние имеют собственную организацию - Араканську армию спасения рохингья (Arakan Rohingya Salvation Army или же ARSA). Она перехватила лозунги о борьбе за независимость местных буддистов и начала воевать с правительством, скрываясь в местных джунглях.

Мьянмарские военные и жители Ракхайну утверждают, что группировка появилось осенью 2016 года, а его заявленной целью является создание демократического мусульманского государства для рохингья. Ходят слухи, что Мьянмой занимается Китай, а потому ему выгодно время от времени поддерживать местных террористов, чтобы иметь инструмент влияния на правительство. Но подтверждений им нет.

Буддистско-мусульманский конфликт

В 2000-х годах большинство случаев насилия против рохингья были замешанные на религиозном конфликте. Власть отвечала на это введением в штат войск, а рохингья начинали массово убегать - через сухопутную границу в Бангладеш, или же морем до соседних мусульманских стран - Малайзии, Индонезии. Часть пробовала добраться даже до Австралии.

Нынешняя волна насилия началась 25 августа, после атак ARSA на десяток полицейских участков и военную базу. По данным, которые предоставили власти Мьянмы, погибли 12 правоохранителей и 77 повстанцев. Организацию ARSA было объявлено террористической.

Была начата военная операция, в результате которой, по данным властей, было убито 400 человек, большинство из них объявлены террористами. Однако независимо подтвердить эту цифру невозможно, поскольку в штат Аракан не пускают журналистов, правозащитные организации и даже следователей ООН.

Последние пытались попасть в страну этого года после предварительной вспышки насилия. Он начался с убийства представителями ARSA девятерых пограничников. После того, как в ответ было начато военную операцию, около 75 тысяч рохингья убежали в Бангладеш. Сейчас количество беглецов составляет уже 125 тысяч и цифра растет.

Беженцы рассказывают ужасные истории о том, как военные насилуют и убивают женщин, отстреливают детей и старых людей, жгут их дома. Власти Мьянмы запреречує: боевики сами сжигают собственные дома, обвиняя правительство в насилии.

Ужасная ситуация с беженцами

Именно ситуация с огромным неконтролируемым потоком беженцев по большому счету привела нынешнюю информационную волну с протестов и негодования в СМИ. Тысячи беженцев рохингья направляются прежде всего в Бангладеш - возможно, беднейшей страны мира. Той, с которой когда-то переселились их предки.

Большинство населения там составляют мусульмане и, казалось бы, они должны дружески относиться к братьям по несчастью. Но на практике это так не выглядит. По крайней мере, если верить телеканалу "Аль-Джазира", власть снова планирует переселить всех рохингья в лагерь на остров Тхенгар Чар, который образовался из наносов ила и других пород около 11 лет назад и в сезон дождей полностью покрыт водой.

Беженцы-рохингья в Бангладеш. Фото: Reuters

Во время предыдущих массовых переселений несколько тысяч беженцев-рохингья нашли убежище в Малайзии и Индонезии. Но в первой их месяцами держат заключенными в лагерях для беженцев, а во второй запрещают работать, предоставляя небольшую социальную помощь.

Но сейчас потоки беженцев в Малайзии и Индонезии почти исчезли. Произошло это в большой мере из-за инцидента 2015 года. Лодкам, которые контрабандисты-перевозчики набили беженцами под самую завязку, отказали в мероприятии в Таиланде и Индонезии. Последняя выдала им воду и пищу и отправила восвояси. После нескольких дней дрейфа в море, 800 беженцев приняла Малайзия.

Так же прекратились попытки контрабандистов гонять лодки с беженцами в Австралии. Ее власть просто отбуксировувала лодки обратно из своих территориальных вод, хотя и натолкнулась на критику правозащитных организаций за нарушение конвенции о беженцах.

Поэтому не удивительно, что сейчас, когда появилась новая волна беженцев, власти соседних стран давит на Мьянму, требуя прекратить акции против рохингья.

Противоречивая лидер Мьянмы

Упомянутая выше Аун Сан Су Чжи когда-то была любимицей западных СМИ: она считалась одной из ведущих мировых правозащитниц, олицетворением борьбы за права человека. Ей искренне сочувствовали: военная хунта заставила ее прожить 15 лет под домашним арестом и отказала даже в свидании со смертельно больным мужем. Ее статьи с радостью печатала демократическая пресса, например, The New York Times.

В 2015 году военная хунта ослабила свою хватку и в стране состоялись демократические выборы, на которых победила партия Аун Сан Су Чжи. Местный закон запрещал ему стать президентом, поэтому ему придумали новую должность - советник правительства. Фактически именно она является лидером Мьянмы в настоящее время.

Аун Сан Су Чжи на мирных переговорах. Фото: Reuters

Разочарование в Аун Сан Су Чжи начались именно на фоне конфликта с рохингья. Миссия ООН собиралась расследовать преступления против человечности, в которых беженцы-рохингья обвинили военных-мьянмарцев и местное население, но правительство Мьянмы отказал ее членам в визах. По словам Аун Сан Су Чжи, миссия ООН неуместна, ибо только усилит этническое противостояние.

А сейчас она пошла дальше и обвинила международные гуманитарные организации в том, что они помогают террористам. Заявление было подкреплено фотографией печенья с логотипом Всемирной продовольственной программы ООН, которое военные якобы нашли в одном из прихистків террористов.

Ситуация в Мьянме осложняется еще и тем, что с обеих сторон конфликта уже появилась масса фейков. Например, вице-премьер-министр Турции свой твит с возмущением "резней рохигья" сопроводил фотографией трупов, но позже оказалось, что снимок был сделан в 1994 году в Руанде. Но пока это выяснилось, его сообщение распространили 1600 пользователей.

Так же мало доверия вызывают фотографии якобы тренировочных лагерей для террористов в Бангладеш, которые должны подтверждать позицию правительства Мьянмы о том, что они имеют дело с террористическйо группировкой.